История создания, источники и структура Соборного Уложения 1649 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:34, реферат

Описание работы

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само, будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права - Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства. Как кодекс права Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего процесса в развитии феодального общества. В сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей - поместий и вотчин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3


Глава 1. История создания, структура и общая характеристика
Соборного уложения 1649 г…………...………………………………..4


Глава 2. Источники Соборного уложения 1649 г.……………………..7


Глава 3. Содержание Соборного уложения…………………………..17

3.1. Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов…..17

3.2. Феодальное землевладение……………………………………….19

3.3. Гражданское право………………………………………………..21

3.4. Уголовное право…………………………………………………..22

3.5. Процессуальное право……………………………………………26

Заключение……………………………………………………………..29

Список использованных источников и литературы……………………………..……………………………….30

Работа содержит 1 файл

Реферат ИОГП.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась в 1529г. изданием на белорусском языке первого в Европе свода законов — Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, в которых излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. Основными источниками Статута 1529г. были: местное обычное право, грамоты, Судебник 1468г. и Русская Правда. В 1566г. был издан второй Статут, состоящий из 14 разделов и 367 статей, закрепившие социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588г. был издан третий Статут, который действовал на территории Литвы и Белоруссии до 1840г.

Статут 1588г. регулировал следующие отрасли права:

- Гражданское право. Право собственности, гражданская право и дееспособность лиц, как и в других феодальных государствах, определялись в зависимости от классовой и сословной принадлежности. Полной правоспособностью обладали только крупные феодалы и верхушка духовенства. Феодалы, находившиеся в вассальной зависимости от князей и панов, могли распоряжаться выслуженными имениями только с согласия верховного собственника. Еще большие ограничения предусматривались в отношении бедной безземельной служилой шляхты, которая не могла занимать выборных должностей. Служащий у пана мелкий шляхтич не имел права без согласия хозяина оставить у него службу и не мог распоряжаться выслуженным имением. Феодально-зависимые крестьяне не имели права приобретать земли на праве собственности, не могли свободно распоряжаться своим недвижимым имуществом. Совсем бесправной была невольная челядь, которая ничего не могла получать даже по завещанию.

Регулировались вопросы, связанные с наследством. По закону наследниками первой очереди были признаны дети наследодателей и их потомство, но только рожденные в законном браке и не лишенные прав на наследство. Наследниками второй очереди признавались братья и сестры наследодателя. Причем, наследование осуществлялось в зависимости от социального происхождения наследника (см. выше). Например, феодально-зависимые люди могли завещать посторонним лицам только одну треть своего движимого имущества, а две трети обязаны были оставлять детям. При отсутствии детей эти две части должны были оставаться в доме и поступали в распоряжение господина. По Статуту 1588г. предусматривалась возможность наследования женой имущества мужа, в число наследников третьей очереди были включены родители наследодателя и в четвертую очередь — иные родственники.

- Семейное право. «В области семейных отношений наряду с писаным правом широко применялись нормы обычного права, которое особенно долго удерживалось среди трудового населения. Государственные органы законным признавали только брак, заключенный с соблюдением церковньк обрядов.

Для вступления в брак необходимо было достигнуть совершеннолетия, не состоять в другом браке и в близком родстве между собой. Муж признавался главой семьи и законным представителем ее интересов. Если же муж приходил в дом жены, т. е. в «примы», управление хозяйством фактически оставалось в руках жены, а права мужа были в значительной степени ограничены».

Дети обязаны были подчиняться воле родителей. В случае несостоятельности должника – простого человека – суд мог вынести решение о передаче кредитору в залог его детей и даже жены.

Выдавая дочерей замуж, родители обязаны были давать приданое. Размер его определялся нормами обычного права и соглашением   сторон. В случае смерти родителей невесты приданым должны были обеспечить ее братья.

По учению церкви, как католической, так и православной, расторжение браков не допускалось. Однако по обычному праву брак мог быть расторгнут по заявлению одного или обоих супругов духовным либо светским судом.

- Уголовное право. Под преступлением Статут понимал причинение вреда потерпевшему — «шкода», «кривда», «гвалт». За умышленные преступления виновный нес ответственность в полной мере. Например, за умышленное убийство преступник подвергался смертной казни, с его имущества взыскивались «годовщина», а также иные расходы, связанные с причинением материального ущерба. При неосторожном убийстве виновный освобождался от наказания, но обязан был выплатить родственникам убитого «годовщину». От уголовной ответственности освобождались лица, не достигшие 16-летнего возраста (по статуту 1588г.; или 14-летнего – по статуту 1566г.) Как и в остальных отраслях права, в уголовном наблюдался сословный характер. Преступление, совершенное шляхтичем, наказывалось легче, чем такое же деяние простого человека. Например, в случае нанесения ран шляхтичем шляхтичу виновный наказывался по принципу «око за око, зуб за зуб». За нанесение ран простому человеку шляхтич наказывался денежным штрафом. Если же простой человек ранил шляхтича, он подвергался смертной казни. Наказание рассматривалось как возмездие за преступление и как средство устрашения. Целью наказания было также возмещение причиненного вреда в виде различных денежных взысканий, штрафов и конфискаций. Наиболее распространенной была смертная казнь, которая устанавливалась за государственные преступления, убийство, кражу и другие деяния и существовала в форме повешения, сожжения, утопления, отсечения головы. За менее тяжкие преступления устанавливались телесные (битье кнутом, розгами, тюремное заключение и т.п.) и имущественные наказания (штраф, конфискация имущества). К шляхтичам могло применяться и такое наказание, как лишение чести и прав.

- Процессуальное право. Четкого разграничения между гражданским и уголовным процессом в Великом княжестве Литовском не было. Процесс носил обвинительный характер, при котором потерпевший или его представитель обязаны были сами собирать доказательства и представлять их суду. В процессе допускалось примирение сторон как по гражданским, так и по уголовным делам. Предусматривалось участие адвоката. «Важное место в процессуальном праве уделялось доказательствам. Они подразделялись на достаточные (совершенные) и недостаточные (несовершенные). К первым относились признание стороны, письменные акты, задержание с поличным, показания определенного количества свидетелей, заранее указанного в законе. Допускалась пытка простых людей. При отсутствии достаточного количества свидетелей и других полных доказательств могла применяться присяга. После рассмотрения дела по существу суд устно выносил постановление, которое затем записывалось в судебные книги».

Сторона, недовольная решением суда первой инстанции, была обязана заявить суду об этом немедленно. В противном случае она лишалась права подавать жалобу в суд второй инстанции. Предоставление новых доказательств в суд второй инстанции не допускалось.

Самым слабым звеном в процессуальном праве было исполнение судебных постановлений, так как феодалы зачастую игнорировали судебные решения и сторона, получив решение суда в свою пользу, часто не могла добиться его исполнения. Правовая система княжества Литовского в своем развитии достигла высокого уровня. Некоторые нормы Литовских статутов были восприняты Соборным уложением 1649г., что и является основанием для отнесения статута 1588г. к его источникам.

 

             Кормчие книги пришли к нам из Византийской империи, в которой они являлись руководством при управлении церковью и в церковном суде. Восходят они к византийскому Номоканону, составленному в 6 веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине девятого века, Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца 13 века, Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги». На Руси они дополнялись нормами светского права. В 1274г. на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведенную около 1225г. в Сербии с греческого языка на церковнославянский. В 13 веке появилась еще одна разновидность Кормчей книги, в которой были сведены воедино некоторые элементы Болгарских и Сербских Кормчих книг. Эта книга получила название Софийской редакции и была дополнена статьями Русской правды, уставами русских князей и т.д. В конце 15 - начале 16 вв. Кормчая книга из-за значительного числа разночтений подверглась пересмотру. В 1649 г. в Москве при царе Алексее и патриархе Иосифе было предпринято первое печатное издание Кормчей книги. В основу этого издания легла рязанская редакция, близкая к сербскому переводу св. Саввы. Печатание Кормчей книги закончилось в 1650 году. Патриарх Никон подверг только что изданную Кормчую книгу ревизии. Им было исправлено 50 страниц книги; в свою очередь в новую Никоновскую редакцию были внесены существенные дополнения. В 1653г. экземпляры печатной Кормчей книги были разослали по епархиям, монастырям, приходам. Высланы они были и на Балканы - в Болгарию и Сербию. Печатная Кормчая книга в первой, Иосифовской, редакции была переиздана в Варшаве старообрядцами в 1786г., а через 100 лет в 1888г., ее перепечатали в московской единоверческой типографии. Последнее издание Иосифовской редакции печатной Кормчей книги вышло в Москве в 1913г. В 1787г. Синод переиздал Никоновскую редакцию Кормчей книги с некоторыми изменениями, включая перестановку глав. Эта книга была переиздана также в 1804, 1810, 1816, 1827 и 1834 годах; после 1834г., выпуск очередных переизданий прекратился.

Введением в печатную Кормчую книгу в Никоновской редакции послужило несколько исторических сказаний: об установлении автокефалии Русской, Болгарской и Сербской Церквей, о крещении Руси и поставлении в ней Патриархов, о поставлении на царство Михаила Федоровича Романова и на патриаршество его отца Филарета, сказание о семи Вселенских Соборах, сказание о шестнадцати Соборах (Вселенских и Поместных), правила которых вошли в Кормчую книгу. Затем следует "Номоканон" Патриарха Фотия с двумя предисловиями; гражданские законы, помещенные в греческом "Номоканоне" под этими титулами, перенесены в 44-ю главу Кормчей книги. Первая часть Кормчей книги состоит из 41-й главы. Главы с 1-й по 37-ю содержат канонический "Синопсис" с толкованиями Аристина, а в некоторых местах - толкованиями Зонары и еще одного неизвестного толкователя. Главы 38-41 составляют дополнения к "Синопсису". С 42-й главы начинается вторая часть печатного издания Кормчей книги, которая содержит, в основном, законы византийских императоров: сборник из 87 титулов Иоанна Схоластика (гл. 42); три новеллы императора Алексия Комнина о церковном обручении и венчании браков (гл. 43); гражданские законы из "Номоканона" Патриарха Фотия (гл. 44); извлечения из законов Моисея о наказаниях за преступления (гл. 45); "Закон судный людем" - болгарская компиляция, в основу которой легла "Эклога" (гл. 46); полемическое сочинение против латинян Никиты Стифата XI в. и другое полемическое сочинение неизвестного автора, направленное против латинян (гл. 47-48); "Градский закон" - полный перевод "Прохирона" (гл. 49); "Эклога" Льва и Константина с сокращениями (гл. 50); статья "О браках" (гл. 51); византийские статьи на тему о незаконных браках (гл. 52); "Томос единения" - 920 г. (гл. 53); канонические ответы Патриарха Николая Грамматика (гл. 54); канонические ответы Никиты, митрополита Ираклийского, относящиеся к концу XI века (гл. 55); правило св. Мефодия, Константинопольского Патриарха (IХ в.), о принятии в Церковь отпадших от Православия (гл. 56); "правило иереом, иже не облачаются во вся священныя ризы." (гл. 57); извлечения из правил Патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника (гл. 58); отрывки из канонических ответов, принадлежащих архиепископу Димитрию Хоматину (гл. 59); "Архиерейское поучение новопоставленному священнику", единственная статья русского происхождения (гл. 60); канонические ответы Патриарха Александрийского Тимофея, дополнительные к его ответам, помещенным в 32-ю главу Кормчей книги (гл. 61); правила Василия Великого о монастырях и монахах (гл. 62-65); статья "О священных одеждах и особах" (гл. 66-69); трактат Тимофея, Константинопольского пресвитера VI века, о приеме в Церковь еретиков (гл. 70); выписки из "Пандект" греческого монаха Никона Черногорца, жившего в XII веке, о важности церковных правил (гл. 71). В конце Кормчей книги вне глав, по указанию Патриарха Никона помещены три статьи: "Известие" о названии и издании этого сборника, подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру и "Сказание" об отделении Римской Церкви от Восточной.

      В Соборное уложение 1649г. из Кормчей книги взяты постановления из Моисеева закона (глава 45), из закона градского «И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей», (глава 49), из Второзакония (24-е правило Карфагенского собора).

На самом же деле, Кормчая книга, хотя и относится к источникам Соборного уложения 1649г., оказала на него лишь незначительное влияние. По сути, она лишь являлась основанием того, почему вводится то или иное узаконение, с целью опереть их на авторитет Кормчей книги, как общепризнанного в России церковно-юридического документа.        Следует также отметить наличие в Соборном уложении многочисленных ссылок на градский закон, что было довольно-таки нелепо, ввиду того, что его жестокие византийские наказания восходили еще к IX веку.[3]

 

Глава 3. Содержание соборного уложения.

3.1.Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов

По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11). При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. За убийство крестьянина феодал подвергался тюремному заключению, а в качестве возмещения убытков пострадавшему от потери крестьянина феодалу он отдавал из своего хозяйства лучшего крестьянина с женой и детьми. Статьи 10, 23 гл. 11 устанавливают ответственность за прием беглых крестьян, бежавших после Соборного Уложения 1649 г. Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян.

Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца. Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Купленные татары также пополняли холопов. Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства. Так, кабала оформлялась только с 15 лет (ст. 20 гл. 20).

Информация о работе История создания, источники и структура Соборного Уложения 1649 г