История создания и введения почтовых марок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

По примеру Англии и некоторых других государств, в России в 1843 году была разработана и утверждена реформа системы оплаты внутренней почтовой корреспонденции (кроме посылок). Размер оплаты за пересылку почтовых отправлений с 1 января 1844 года стал зависеть лишь от их веса.

Работа содержит 1 файл

История создания и введения почтовых марок в России.docx

— 86.06 Кб (Скачать)

Оригинальный рисунок  в то время исполнялся не художником, специалистом-орнаменталистом, а самим гравером под руководством управляющего типографическим отделением ЭЗГБ или его помощника. И действительно, 30 июня 1856 года изготовленные образцы «штемпельных марок» были переданы в Правление экспедиции. В докладной записке Я. Я. Рейхель сообщал тогда же: «Честь имею представить при сем 8 образцов конвертов с наклеенными на них разноцветными почтовыми марками: с изображением государственного герба четыре, с изображением головы Меркурия четыре, из коих четыре со штемпелем уничтожения и четыре без оного».

Оба типа проб, представленных в Почтовый департамент из Министерства финансов с письмом от 13 июля, были круглой формы, диаметром 28,5 мм, вырезаны по контуру рамки и наклеены справа на желтовато-белые конверты размером 138 × 118 мм.

Первый тип: во внутреннем круге на фоне из пересекающихся линий  изображен двуглавый орел с двумя  перекрещивающимися под ним почтовыми  рожками; по кругу надпись: «10 коп: за лот» — цветными буквами сверху и белыми снизу; печать плоская (рис. 1а).

Второй тип: во внутреннем круге на фоне из пересекающихся линий  изображена вполоборота налево голова Меркурия с двумя перекрещивающимися под ней почтовыми рожками; по кругу надписи такие же, как  у первого типа- печать плоская (рис. 1б).

Оба типа проб печатались в  разных цветах:

первый тип (четыре пробы) — 10 коп., зеленый, черный, синий, карминовый;

второй тип (четыре пробы)— 10 коп., темно-зеленый, черный, синий, карминовый.

Часть проб была погашена черной краской штемпелем-прессом.

30 июля того же 1856 года  Почтовый департамент препровождает  эти 8 пробных марок на заключение  А. П. Чаруковскому, только что вернувшемуся из-за границы. Последний 6 августа заканчивает свое подробное заключение, в котором считает возможным принять пробы ЭЗГБ, но с такими изменениями, которые, по существу, отвергали представленные проекты. В частности, он рекомендовал почтовый герб вырезать таким образом, чтобы при оттиске он давал белое рельефное изображение, как на штемпельных конвертах.

Рис. 1 а

Рис. 1 б

Рис. 2

Свое предложение А. П. Чаруковский обосновывал тем, что такой рельеф сделает невозможным подделку рисунка на камне и, кроме того, на белом поле оттиск уничтожающего штемпеля будет виднее. Текст же на марке должен был выглядеть следующим образом: «На нижней части марки надпись 10 коп. сер. за лот оставить без изменения, на верхней же части заменить надписью почтовая марка».

Формат новых знаков почтовой оплаты предлагалось уменьшить до такой  степени, чтобы лист, состоящий из 100 марок, был удобен для пересылки (иное количество, по мнению А. П. Чаруковского, затруднило бы расчеты). Кроме того, А. П. Чаруковский допускал изменение самой формы марок: «оставив внутренний круг в том же виде, вместо наружного сделать четырехугольную рамку».

Здесь названы только некоторые  из тех предложений, которые были даны в заключении на проекты марок, предложенные ЭЗГБ. Составлено же само заключение было самым подробнейшим образом. В нем предусматривалось  и качество бумаги, на которой следовало  печатать марки, и водяные знаки  на ней (императорский вензель, почтовый рожок или цифра), и даже сорт клея для оборотной стороны листов.

Говоря о штемпелях  гашения проб, предложенных ЭЗГБ, А. П. Чаруковский писал: «Уничтожающий штемпель на доставленных марках оттиснут превосходно, но мне кажется, что эти оттиски сделаны посредством пресса, заводить же такой пресс во всех почтовых местах было бы слишком обременительно для казны и наложение штемпеля потребовало бы много времени, а поэтому я полагаю для уничтожения марок накладывать обыкновенный штемпель с означением дня приема писем.

При этом оттиски должны быть непременно явственны, в противном  случае могут возникнуть злоупотребления. Перечеркивать же марки пером  невозможно допустить, потому что в  таком случае одна марка может  ходить по всей России из одной конторы  в другую...».

Короче говоря, речь шла  о необходимости представления  нового проекта рисунка марок.

Почтовое начальство понимало, что заключение А. П. Чаруковского (с его изменениями и дополнениями) по существу отвергало предложенный ЭЗГБ проект марки, хотя об этом он прямо и не говорил. Но не прислушаться к мнению А. П. Чаруковского почтовые власти не могли, так как считали его в то время самым крупным в России ученым специалистом по «штемпельным маркам».

Чтобы исключить возможные  разногласия в способах приготовления  и форме «штемпельных марок», В. Ф. Адлерберг в письме от 22 августа 1856 года обратился к министру финансов с предложением создать комиссию для совместного обсуждения спорного вопроса, в результате чего были бы окончательно выработаны образцы марок. Министр финансов уже 3 сентября дал на то свое согласие.

Такая комиссия была создана  и в нее вошли: от Почтового  департамента - управляющий перевозкой почт по железным дорогам А. П. Чаруков-ский, от Экспедиции заготовления государственных бумаг — помощник управляющего типографическим отделением Ф. Ф. Винберг.

В том же сентябре комиссия приступила к работе.

В делах Экспедиции заготовления государственных бумаг имеется  два рапорта ревизора кредитной  типографии Сокольникова, поданных управляющему экспедицией С. А. Ремезову, в которых сообщается об изготовлении пробных экземпляров «штемпельных марок».

В рапорте от 12 октября 1856 года сказано, что таких проб было изготовлено 25, а в рапорте от 23 октября, что дополнительно сделано  еще 20 штук. Эти пробы также были круглой формы.

В настоящее время трудно установить, были ли изготовлены все  пробы разными или некоторые  из них были выполнены в нескольких экземплярах. Однако благодаря найденным  документам можно определить тираж  первых русских проб круглой формы  — 53 штуки, считая 8 проб, изготовленных  ЭЗГБ в июне 1856 года.

Дошедшие до нас рисунки  и расцветки проб этого периода  следующие:

Второй тип (три пробы) — 10 коп., черная голова Меркурия на синем, красном и зеленом фоне ( рис. 1б).

Третий тип — во внутреннем круге на фоне из пересекающихся линий  помещен двуглавый орел с узким  хвостом и с двумя перекрещивающимися под ним почтовыми рожками (по образцу штампа 10-копеечного конверта издания 1848—1849 гг.). Двуглавый орел отпечатан рельефно (рис. 2).

Эти пробы печатались одноцветными и двухцветными.

Одноцветные:

Третий тип (семь проб) — 10 коп., черная печать на бумаге различных цветов: белой, желтой, светло-коричневой, розовой, красной, темно-синей и зеленой.

Двухцветные:

Бесцветный рельефный  орел на цветных центрах, помешенных в цветные кадры. Пробы отпечатаны на желтовато-белой бумаге. 

 

Рис. 3

Третий тип — 10 коп.

 

Кадр                     Центр

зеленый          коричневый

зеленый           розовый

коричневый розовый

коричневый желто-зеленый

карминовый желто-зеленый

карминовый серый

коричневый розовато-лиловый

карминовый лиловый

 

Некоторые из этих проб имели  проколы (перфорацию) вокруг рисунка  марки.

В это же время, 21 октября 1856 года. Ф. М. Кеплер, старший гравер ЭЗГБ, обратился к главно-начальствующему над Почтовым департаментом с прошением, в котором он, как частный предприниматель, предлагал свои услуги в изготовлении почтовых марок. В прошении, к которому он приложил свой рисунок марки, Ф. Кеплер писал:

«Уведомившись, что вверенный Вашему сиятельству Почтовый департамент намеревается заказать новые для почтовых конвертов марки и что, согласно желанию и условиям департамента, здешние граверы не решаются принять на себя труд изготовления оных и что вследствие сего Правительство хочет передать эти работы в руки заграничных мастеров, я осмеливаюсь утруждать Ваше сиятельство всепокорнейшею моею просьбою о выслушании моих условий, буде Ваше сиятельство найдете удобным обратить покровительственное Вашего сиятельства на меня внимание».

И далее: «...при сем имею честь представить на воззрение Вашего сиятельства образец марки, которая напечатается двумя различными красками и на коей как орел, так и шрифт выпуклы...».

Образец марки (рис. 3), исполненный  на очень толстой и плотной  бумаге белого цвета со светло-голубым  фоном, был прямоугольной формы, черного цвета, размером 15,6 × 20,4 мм (подлинный  экземпляр первой русской марки  имеет размер 16,З × 22,4 мм) с полями вокруг марки около 5 мм. В центре прямоугольника овал с рельефным белым двуглавым орлом; вокруг овала шла лента с подписями вверху и внизу белыми буквами «10 коп: за лотъ».

Весь медальон был охвачен  царской мантией, увенчанной короной, с надписью черного цвета под медальоном «10 коп: за лоть». В верхних углах прямоугольника был помещен орнамент без цифр, а в нижних углах — цифра «10» (в левом углу) и слово «коп» (в правом). Рисунок марки фона не имел.

Рельефность двуглавого орла, всех надписей на марке, а также других деталей рисунка (наружной контурной  рамки, окружающей медальон ленты, мантии, короны, угловых орнаментов) была достигнута Ф. М. Кеплером посредством гравирования на бумаге.

В последующем эта марка  была наклеена на листе картона светло-желто-оранжевого цвета, размером 126 × 164 мм, на котором  внизу была сделана подпись: «Проект  рисунка первой русской почтовой марки, представленный Ф. М. Кеплером 21 октября 1856 г.».

В настоящее время этот проект хранится в фондах Центрального музея связи имени А. С. Попова.

Ф. М. Кеплер, как и другие граверы, которые привлекались в  ЭЗГБ для изготовления образцов «штемпельных марок», был ознакомлен с проектом А. П. Чаруковского «О введении штемпельных марок в России», а также с его заключением на изготовленные в ЭЗГБ 8 первых проб «штемпельных марок», в котором он выдвигал новые соображения по их изготовлению.

Рисунок марки, созданный  Ф. М. Кеплером, с художественным мастерством  и полностью воплощал замысел  А. П. Чаруковского.

Как уже было сказано в  начале статьи, исследователи утверждали, что рисунок первой русской марки  принадлежит не старшему граверу  ЭЗГБ Ф. М. Кеплеру, а частной австрийской  типографской фирме в Праге «Gottlieb Haase Sohne». Начиная с Ф. Л. Брейтфуса, который в 1887 году заявил, что «этот тип (австрийский) послужил позднее начальнику граверов Францу Кеплеру моделью для русских марок выпуска 1857 года», и кончая В. А. Рахмановым (1953 год), это мнение было господствующим во всей мировой филателистической прессе.


Информация о работе История создания и введения почтовых марок в России