История создания и введения почтовых марок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

По примеру Англии и некоторых других государств, в России в 1843 году была разработана и утверждена реформа системы оплаты внутренней почтовой корреспонденции (кроме посылок). Размер оплаты за пересылку почтовых отправлений с 1 января 1844 года стал зависеть лишь от их веса.

Работа содержит 1 файл

История создания и введения почтовых марок в России.docx

— 86.06 Кб (Скачать)

История создания и введения почтовых марок в России

По примеру Англии и  некоторых других государств, в России в 1843 году была разработана и утверждена реформа системы оплаты внутренней почтовой корреспонденции (кроме посылок). Размер оплаты за пересылку почтовых отправлений с 1 января 1844 года стал зависеть лишь от их веса.

По новой системе корреспонденция  по-прежнему оплачивалась при сдаче  ее на почту наличными деньгами; лишь в 1845 году были введены первые знаки почтовой оплаты в виде «штемпельных кувертов» для оплаты городских  писем — сначала в С.-Петербурге, а потом и в Москве. С 1 декабря 1848 года «штемпельные куверты» вводятся уже на всей территории России.

Введение же почтовых марок  последовало значительно позднее. Циркуляром Почтового департамента от 10 декабря 1857 года предусматривалось  их применение с 1 января 1858 года на всей территории России (кроме Сибири, Кавказа  и Закавказья) для оплаты простой  внутренней корреспонденции.

История создания первых почтовых марок в России и введения их в  почтовое обращение представляет несомненный  интерес для многочисленных любителей  русской филателии. Это нашло  свое отражение в довольно большом  числе опубликованных статей и работ, начиная с конца позапрошлого столетия.

Однако ряд документов по истории почтовой марки в России еще не изучен и даже не опубликован  до настоящего времени, чем и объясняется  недостаточная осведомленность авторов отдельных работ. Поэтому история возникновения русской почтовой марки освещена далеко не полно, а подчас и ошибочно. Например, среди любителей русской филателии в конце прошлого века было распространено мнение, что решающая роль в истории создания первой русской почтовой марки принадлежит австрийской фирме «Gottlieb Haase Sohne». Автором этой неверной версии был известный русский филателист XIX века Ф. Л. Брейтфус.

Как же и когда на самом  деле возникла русская почтовая марка? Чтобы ответить на этот интересующий каждого филателиста вопрос, автор  настоящей статьи, получив доступ в ряд государственных хранилищ, тщательно изучил там многие архивные документы. На основе длительного исследования и написан данный научный очерк  важного события в истории  отечественной почты.

Прошло много лет с  тех пор, как впервые в филателистической  литературе появилось сообщение  об истории создания первых почтовых марок в России. Ф. Л. Брейтфус в № 220 бельгийского журнала «Le Timbre — Poste» («Почтовая марка») за 1881 год опубликовал статью «Проекты конвертов с марками для Кавказа и России», в которой сообщал о первых восьми пробных круглых марках России с изображением головы Меркурия и двуглавого орла.

Несколько позже, в 1887 году, в юбилейном номере того же журнала  Ф. Л. Брейтфус опубликовал другую статью — «Сведения о первых конвертах и марках России». На этот раз это была статья не информационного характера, как предыдущая, а исследовательская, освещающая историю подготовки к выпуску первых русских марок. Для второй статьи автор использовал некоторые документы из архива Почтового департамента России, а также познакомил читателей с рисунками и расцветками пробных марок.

Резюмируя период подготовки к выпуску первых русских марок, он писал:

«Примерно в 1856 году, я не в состоянии указать точнее, «Gottlieb Haase Sohne» из Праги представил вариант с рельефным изображением двуглавого орла по центру овала, помещенного в свою очередь на царской мантии с короной сверху; ...этот тип послужил позднее начальнику граверов Францу Кеплеру моделью для русских марок выпуска 1857 года».

Не имея достаточных доказательств  и не располагая точными данными, Ф. Л. Брейтфус взял на себя смелость заявить, что авторство в отношении рисунков первых русских марок следует признать за австрийской фирмой. Теперь нам ясно, что такой вывод мог появиться только потому, что ему не удалось в должной мере ознакомиться с подлинными документами Почтового департамента.

После второй статьи Ф. Л. Брейтфуса появились еще статьи с аналогичным выводом, но в них были использованы все те же архивные документы, которые были опубликованы в статье Брейтфуса.

К авторам таких статей и работ можно отнести исследователей Е. Бохмана (1895 г.), Э. Ганзена (1932 г.), В. Рахманова (1953 г.), А. Вортмана (1958 г.) и некоторых других.

На основании изучения архивных документов различных ведомств России мы сейчас попытаемся доказать, что вывод, сделанный Ф. Л. Брейтфусом, ошибочен.

Подготовка к введению почтовых марок в России началась еще в 1850 году. Пионером в этом начинании  был чиновник Почтового департамента Алексей Прохорович Чаруковский, управляющий перевозками почт по железным дорогам.

17 октября 1850 года Николай  I утвердил докладную записку  главно-начальствующего над Почтовым департаментом В. Ф. Адлерберга о командировании за границу А. П. Чаруковского, которому предписывалось изучить на месте почтовые правила, введенные на железных дорогах иностранных государств, а также все, что представляло интерес для русского почтового дела.

Поездка состоялась в 1851—1852 годах. А. П Чаруковский побывал в большинстве европейских государств, где собрал, помимо сведений о перевозке почты по железным дорогам, богатейшие материалы по изготовлению и применению почтовых марок за границей. Эти материалы позволили ему с большим знанием дела составить подробную записку-проект «О введении штемпельных марок в России».

Как можно видеть из переписки  Почтового департамента, в то время  руководство Почтового ведомства  еще не проявляло заметного интереса к введению почтовых марок для  оплаты корреспонденции.

В одном из писем, адресованных директору Ф. И. Прянишникову (от 13 марта 1852 года), прусский генерал-почт-директор Шмюкерт, делясь опытом применения почтовых марок для франкирования корреспонденции, пересылаемой внутри Пруссии, предлагал распространить этот опыт и на пересылку корреспонденции «в чужие страны». Об этом он сообщал следующее:

«...по новому добавочному  почтовому Договору следующий как  в пользу России, так и в пользу Пруссии порт определен окруженными  платежами. Вследствие сего честь имею предложить Вашему Превосходительству следующие правила по сему предмету:

1) Как Прусским, так и  Русским корреспондентам предоставляется  употреблять, для франкирования писем в чужие страны, облатки или штемпельные почтовые куверты...»

(Следует отметить, что  почтовый чиновник, переводивший  это письмо с немецкого языка  на русский, назвал марки облатками. Слово «марки» не было еще тогда в употреблении среди почтовых чиновников, а слово «облатки» было известно в Почтовом ведомстве уже с 1833 года и обозначало клочок бумаги для заклейки казенных писем и пакетов).

Почтовый департамент 22 июля 1852 года запросил у Шмюкерта несколько образцов марок, употребляемых в Пруссии, чтобы рассмотреть предложение о возможности франкирования заграничной корреспонденции почтовыми марками применительно к русским почтовым правилам. Однако тем дело в то время и кончилось. По-видимому, Почтовый департамент был вполне удовлетворен штемпельными кувертами, введенными в 1848 году, и не торопился изменять только что установленный почтовыми правилами порядок для пересылки простой внутренней корреспонденции, а для заграничной корреспонденции, из-за сложных почтовых тарифов, считал применение марок и кувертов преждевременным.

Только когда стало  совершенно ясно, что введение почтовых марок значительно повысит почтовые доходы, В. Ф. Адлерберг поручил А. П. Чаруковскому представить доклад о штемпельных конвертах и марках.

Получив такое задание, А. П. Чаруковский составляет подробную записку, основанную на данных, собранных во время его заграничной поездки. В ней он дает описание способов изготовления марок в европейских странах, их применения, штемпелевания, продажи и т. п. В «Записке о штемпельных конвертах и марках», представленной им в Почтовый департамент в конце 1855 года, он помещает по своей инициативе специальный раздел с предложением «о введении штемпельных марок в России». В этом разделе А. П. Чаруковский дает почти исчерпывающие сведения о том, какими, по его мнению, должны быть русские почтовые марки:

«Введение штемпельных марок  в России было бы весьма удобно для  корреспондентов, и можно быть уверенным, что эта мера значительно увеличит количество корреспонденции, а увеличение сборов с избытком покроет расходы  по фабрикации марок.

Имея при себе такие  марки, корреспондент, где бы он ни был, может всегда написать письмо, наклеить на него марку и мимоходом опустить его в один из почтовых ящиков... При введении штемпельных марок необходимо обратить должное внимание на предупреждение подделки.

Для этого, по моему мнению, необходимо:

1. Затруднить фабрикацию  марок до такой степени, чтобы  изготовлять их не было возможности  иначе, как посредством сложной  машины, и

2. В случае самой искусной  подделки почтовое начальство  должно иметь возможность положительно  сказать, что представляемая марка  поддельная или нет.

Для предупреждения подделки марок посредством фотографии я  полагаю отпечатывать марки несколькими  красками, как единственное средство для отвращения самого удобного и  верного способа подделки.

Когда для марок будет  утвержден рисунок, то понадобится  вырезать на твердой стали два  штемпеля совершенно одинаковой величины и притом таким образом, чтобы  оттиск одного штемпеля служил дополнением  другого, т. е. чтобы эти два штемпеля, наложенные один на другой, давали полный рисунок, как это делается для  литохромий.

С каждого из этих штемпелей  надобно снять по три оттиска  на мягкой стали. На каждом из этих шести  штемпелей необходимо вырезать буквы  таким образом, чтобы каждая пара штемпелей давала рисунок с одной  из следующих надписей:

1. Почтовая марка 10 коп. серебром за 1 лот.

2. Почтовая марка 20 коп. серебром за 2 лота.

3. Почтовая марка 30 коп. серебром за 3 лота.

С этих штемпелей можно  посредством гальванопластики получить снимки, которые будут служить  матрицами для отливки типов, как это делается в словолитнях.

Типы эти можно набирать в рамки, по 10 типов в каждом горизонтальном и вертикальном рядах, т. е. по 100 типов  в каждой рамке...

...Бумагу для приготовления  марок лучше всего употреблять  с шелковыми нитями, проходящими  в массе бумаги каждой марки... Водяные знаки могут быть допущены, для большей безопасности, вместе  с шелковыми нитями...».

Рекомендации А. П. Чаруковского не ограничивались только способами изготовления марок, предупреждающими фальсификацию. Он указывает и направление, в каком должна проводиться работа по выбору рисунка будущих почтовых марок. По его мнению, «портрет государя на марке совершенно не у места...». И в качестве примера он сообщает, что «император Австрийский... не дозволил выпускать марки со своим портретом, а утвердил для них рисунок с изображением Государственного герба...».

Форма марок, по мнению А. П. Чаруковского, должна быть круглой. Он считал, что прямоугольная форма марки неудобна. Свое мнение А. П. Чаруковский обосновывал тем, что марки четырехугольной формы, обычно изготавливающиеся за границей, «будучи несовершенно аккуратно наклеены на письмо, могут задеть за ящик или за другие письма и совсем отклеиться...».

В записке поставлен вопрос и о перфорировании марок: «...один английский механик предложил машину, которая окружает каждую марку непрерывным  рядом небольших отверстий, так  что марки без ножниц свободно отделяются одна от другой и при  отделении ни одна из них не может  быть испорчена...».

Главно-начальствующему над Почтовым департаментом проект А. П. Чаруковского понравился. На него и была возложена почетная миссия — внедрение почтовых марок в России.

В письме к министру финансов от 5 мая 1856 года, с которым был  послан для ознакомления и проект А. П. Чаруковского, главно-начальствующий над Почтовым департаментом не только просил согласовать применение штемпельных марок в России, но и.сообщал даже предполагаемый срок их введения на всей территории России— с 1 января 1857 года.

Получив принципиальное согласие от министра финансов на введение «штемпельных марок» в России, которое было высказано  в письмах от 1 и 23 июня 1856 года, В. Ф. Адлерберг 12 июля того же года послал в Государственный совет «Записку о введении штемпельных марок для простой корреспонденции» для рассмотрения ее на очередной сессии.

Тем временем в Почтовом департаменте и в Экспедиции заготовления государственных бумаг Министерства финансов (ЭЗГБ), которой министр  финансов поручил рассмотреть вопрос о способах изготовления «штемпельных марок» в России, начались приготовления  к предстоящему нововведению.

Почтовый департамент  «для собирания дополнительных, точных и определительных сведений о  порядке и способах изготовления штемпельных марок в других государствах» вновь командировал А. П. Чаруковского за границу — в Берлин, где он пробыл лето 1856 г. Типографическое отделение ЭЗГБ, рассматривая предложение Почтового департамента, решило по своей инициативе изготовить образцы «штемпельных марок». Управляющий отделением Я. Я. Рейхель в письме от 15 мая 1856 года сообщал: «Чтобы выиграть время, я приказал немедленно выгравировать для образца два штемпеля, которые и буду иметь честь тотчас по изготовлении представить в Правление для утверждения».

Будучи специалистом-медальером, Я. Я. Рейхель, руководствуясь предложением А. П. Чаруковского, сделал также наброски рисунков «штемпельных марок», по которым гравер изготовил образцы на металле.

Информация о работе История создания и введения почтовых марок в России