История создания и развития Сената

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра I, Великого.
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований - важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде и отце - царях Михаиле и Алексее.

Содержание

Введение
Глава I. История создания и развития Сената
1.1 Сенат при Петре Великом
1.2 Сенат в эпоху Верховного Тайного Совета
1.3 Сенат при Елизавете Петровне, Петре III , Екатерине II и Павле I
1.4 Сенат от царствования Александра I до конца XIX века
Глава II. Состав, структура, функции и компетенция Сената
2.1 Состав и структура Сената
2.2 Функции, компетенция и взаимодействие с другими органами власти
2.3 Должностные лица и их ответственность
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.94 Кб (Скачать)

Расправная палата и Сенатская контора. Однако, в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности, возникла потребность в создании вспомогательных органов. Они должны были помогать Сенату в осуществлении его функций. Таким образом, структура Сената складывалась постепенно. В его составе сформировалось два отделения: Расправная палата – по судебным делам и Сенатская контора – по вопросам управления.

Сенаторы кассационных департаментов не могут занимать никакой иной должности на службе государственной или общественной. Из Сенаторов часть назначается  к присутствованию в департаментах, часть присутствует лишь в общих собраниях, часть вовсе освобождена от каких-либо занятий по Сенату. К числу последних обыкновенно принадлежат высшие сановники, члены госуд. совета, министры и т. п. Главную работу несут на себе Сенаторы, присутствующие в департаментах. Поскольку государственное и политическое положение учреждения обусловливается общественным положением его членов, положение Сената зависит именно от этих Сенаторов, присутствующих в департаментах. Это — почти всегда лица, занимавшие должности III, иногда IV класса, причем назначение их в Сенат является венцом их служебной карьеры. Такое невыгодное положение Сената среди других высших учреждений империи в значительной мере парализует власть, предоставленную Сенату как верховному месту империи.

Сенат действовал в  виде департаментов, общих собраний и соединенных присутствий. Хотя в некоторых случаях общие  собрания являются как бы инстанцией над департаментами, но по общему правилу  каждый департамент имеет власть действовать от имени всего Сената; указы его «исполняются всеми  подчиненными ему местами и лицами, как собственные Императорского Величества, и один Государь или  именной его указ может остановить сенатское повеление». Число департаментов  доходило до 12. В 1871 и 1876 гг. московские и варшавские департаменты Сената были упразднены. С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II—V и межевой) постепенно сокращались  и были слиты в один. Общих собраний старого Сената два: первое, состоящее  из Сенаторов первого и второго  департаментов и департамента герольдии, второе — из Сенаторов судебного департамента и одного из кассационных, уголовного или гражданского по принадлежности. Предметами ведомства этих общих собраний являются: дела, переносимые из старых департаментов Сената по высочайшим повелениям вследствие всеподданнейших жалоб; дела, переносимые из департаментов за разногласием; дела, требующие пояснения или дополнения законов. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого или второго, составляется ряд общих собраний и соединенных присутствий . Помимо общих собраний и соединенных присутствий, состоящих из Сенаторов лишь нескольких департаментов, в определенных случаях собирается общее присутствие всего Сената. Каждый департамент составляется из Сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению. Для надзора за производством дел и (в старых департаментах) за правильностью решений в каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединенном присутствии первого и кассационных и высшем дисциплинарном присутствии Правительствующий Сенат состоят обер-прокуроры с товарищами. В департаменте герольдии обер-прокурор носит название герольдмейстера. В общих собраниях старого Сената прокурорские обязанности в качестве генерал-прокурора несет министр юстиции. В каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединенном присутствии первого и гражданского кассационного департамента, в соединенном присутствии первого и уголовного кассационного департамента и в соединенном присутствии первого и кассационного департаментов имеется канцелярия, состоящая, под управлением обер-прокурора, из обер-секретарей и их помощников.

 

2.2 Функции, компетенция  и взаимодействие  с другими органами  власти

 

С момента создания Сенат занимался вопросами законодательства, комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал  финансы. Также Сенат являлся  и органом надзора за разветвленным  бюрократическим аппаратом, для  этого были введены должности "фискалов", которые доносили (то есть докладывали) о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству.

Степень предоставленной  Сенату власти определялась тем, что  Сенат был учрежден вместо его  царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 г. Пётр говорит: «мы  определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные  и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно  восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства  Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения СенатаПётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов». «Ныне уже все у вас в руках», — писал Петр Сенату.

Сенат, обладая в  сравнение с Боярской Думой меньшими полномочиями, выгодно отличался  от неё большей централизацией в  ведении дел, выражавшейся в учреждении Канцелярии, отвечающей за учёт и обработку  входящей документации, контроль над  исходящей документацией и правильностью  их исполнения. В Сенате существовали и особые книги регистрации инструкций, книги указов и регламентов. Указы  делились на два вида – носящие  временный характер и имевшие  вид постоянных законов. Также указы  подразделялись на сенатские указы  и на царские, данные Сенату. Новым  для делопроизводства XVIII века было составление экстрактов по делам, представляющих собой изложение существа дела и  отчёта о его выполнении. Сенат  участвовал в организации управления страной наряду с царём, внося  предложения по устройству коллегий.

Участие Сената в законодательстве:

Будучи устранен от законодательства с 1802 года в качестве органа законосовещательного, Сенат  сохранил, однако, известное отношение  к законодательству10. Прежде всего, Сенату предоставлено право первоначального предначертания законов: общие собрания Сената могут выработать проект закона и поднести его на высочайшее утверждение через министра юстиции и Государственный совет, причем министр должен испросить высочайшее разрешение на внесение проекта в совет. На самом деле Сенат этим правом не пользуется, ибо по ходу дел и по предоставленным в его распоряжение денежным и личным средствам он лишен возможности производить все те работы, которые необходимы для подготовления и разработки сколько-нибудь сложного законопроекта. Правило, в силу которого Сенат не приступает к решению таких дел, на которые не окажется точного закона, но по всякому такому казусному делу составляет проект решения и подносит его государю, в XVIII веке и в первой половине XIX имело громадное значение для законодательства: этим путем было восполнено немало пробелов в законе. Право Сената представлять государю о неудобствах в существующих законах, дарованное Сенату указом 8 сент. 1802 г., подверглось существенному ограничению при первой же попытке Сената воспользоваться им. В Сенате должны поступать постановления общих присутствий губернских установлений, которые имеют право по получении нового закона представить о неясности его или неудобствах в исполнении; но недоброжелательство, с которым Сенат относился к такого рода представлениям, привело к тому, что правом этим губернские места не пользуются с начала XIX в. и оно существует только на бумаге.

Участие Сената в делах  управления:

В области дел административных в Сенате произошла с 1802 г. наиболее сложная перемена. В 1802 г. при учреждении министров они были поставлены над  коллегиями. Когда было обнаружено, что совместное существование коллегий и министров ведет к серьезным  неудобствам, и когда вследствие этого с 1803 г. начинается постепенное  закрытие коллегий и преобразование их в департаменты министерств, отношения  Сената к министерствам сделались  совершенно неясными, и из неясности  этой всю выгоду извлекли министры. Фактически прекращается представление  министрами в Сенат ежегодных  отчетов; те дела, которые прежде восходили  в Сенат, рассматриваются комитетом  министров. В области административных дел компетенция комитета почти  слилась с компетенцией Сената, так  что около 1810 г. возникает ряд  проектов то об упразднении административного  департамента Сената с передачею  его дел комитету. Комитет министров  не только не был упразднен, но получил  по случаю отъезда государя на войну  новые чрезвычайные полномочия и  ничего не уступил из прежних. Когда прекратились чрезвычайные полномочия комитета министров, общее значение его тем не менее продолжало расти; в эпоху полновластия Аракчеева комитет становится средоточием всего государственного управления. Роль Сената в административных делах падает. Во главе исполнительных органов государства становятся министры. Закон, однако, по-прежнему признает Сенат верховным в порядке суда и управления местом империи, не имеющим над собой иной власти, кроме власти императорского величества, посылающим министрам указы, получающим от них рапорты. Губернские места фактически стоят в полной зависимости от министерств, но считаются подчиненными Сенату. Для непосредственного участия в активной администрации Сенат был мало пригоден и по составу своему, и по медленности делопроизводства, и потому, что он устранен от распоряжения исполнительными органами, даже от непосредственного соприкосновения с ними. Таким образом, Сенат силою вещей обращался мало-помалу из органа действительного управления в орган надзора за законностью, каким его в проектах 1788 и 1793 гг. хотела сделать Екатерина. Между Сенатом и комитетом министров произошло как бы известное размежевание: Сенат держится в своей деятельности начала законности в управлении, комитет — начала целесообразности. Дела административного характера, поступавшие на рассмотрение Правительствующего Сената, могут быть разделены на следующие две категории:

1) Дела исполнительного  характера.

2) Дела по надзору  за законностью управления.

Участие Сената в делах  судебных:

Участие Сената в делах  судебных принимает различные формы  в зависимости от того, поступило  ли данное дело из судебного места  старого или нового (по судебным уставам императора Александра II) устройства. Дела из старых судебных мест поступали  в Сенат по апелляциям, по ревизии, по протестам губернских прокуроров и по несогласию губернаторов с решениями  судов. Дела из судебных установлений, образованных по судебным уставам императора Александра II, поступают в кассационные департаменты11. По делам уголовным просьбы могут касаться или отмены (кассации) приговора, или возобновления уголовного дела; по делам гражданским просьбы могут быть о кассации решения, о пересмотре его и просьбы не участвовавших в деле третьих лиц.. В уголовном кассационном департаменте рассматриваются по существу дела о преступлениях по должности чинов выше V класса. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого и второго, образуются следующие общие присутствия: общее собрание кассационных департаментов; общее собрание кассационных департаментов с участием первого; общее собрание кассационных департаментов с участием первого и второго департаментов. По вопросам о разномыслии прокуроров с губернскими правлениями о предании суду должностных лиц образуется соединенное присутствие первого и уголовного кассационного департаментов или первого, второго и уголовного кассационного департаментов. Для дел по надзору за судебными местами и должностными лицами судебного ведомства учреждено соединенное присутствие первого и кассационных департаментов, для пересмотра судебных решений губернских присутствий — соединенное присутствие первого и гражданского (или уголовного, по принадлежности) департаментов. Наконец, из состава кассационных департаментов выделяются особое присутствие для дел о государственных преступлениях и высшее дисциплинарное присутствие.

Новая система центральных  учреждений бала создана вместе с  системой высших органов власти и  местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной  системе Петра I. На Сенат возлагались  судебные, административные и законосовещательные  функции. Связь Сената с местным управлением осуществлялась через местных комиссаров. Потребность в установлении этой должности вызвалась тем, что губернская реформа повлекла за собой перераспределение компетенции органов государственного управления; многое из деятельности приказов отошло к губернскому ведению. Были ликвидированы областные и некоторые финансовые приказы. 16 марта 1711 года состоялся приговор Сената о должности губернских комиссаров, в котором говорилось, что губернские комиссары должны быть «безотлучно… для вопроса о нужных тех губерний делах»12.

Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала  создать специальные контрольные  органы. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы – прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей.

Фискалитет представлял собой сложную централизованную систему. Указом 2 марта 1711 года предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Постепенно сеть фискалов расширялась; наметились два признака, определившие основные системы фискальства: территориальный и ведомственный. Вся организация фискалов возглавлялась и объединялась обер-фискалом Сената».

Учреждение коллегий вызвало изменения в организации  фискалов. В связи с тем, что  в Сенате фискальские дела рассматривались  и докладывались Расправной палатой, а последняя, с учреждением Юстиц-коллегии отошла под ее начало, указом 14 января 1719 года предписывалось: «Обретающие в канцелярии Сената и прочих канцеляриях и приказах фискальские дела, вершеные и невершеные, собрав и учиняя реестры, для подлинного исследования и вершения дел прислать в коллегию Юстиции немедленно»13.

Первым законодательным  актом о прокуратуре был указ 12 января 1722 года. Вскоре были назначены  прокуроры при надворных судах. Большое значение имел указ 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». С созданием прокуратуры надзор был распространен и на Сенат. Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий.

 

2.3 Должностные лица  и их ответственность

 

Сенат состоял из девяти Сенаторов и одного секретаря, назначенных  государем: «Господин граф Мусин  Пушкин, Господин Стрешнев, Господин князь  Петр Голицын, Господин К. Михайла Долгорукий, Господин Племянников, Господин К. Григорий Волконской, Господин Самарин, Господин Василей Апухтин, Господин Мелницкой, Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.»14

Трое из них являлись представителями знати; трое - бывшие члены Боярской думы, и трое - из дворян.

Фискалами руководил  входивший в состав Сената "обер-фискал". Доносы (доклады) фискалов ежемесячно докладывала Сенату особое судебное присутствие в составе из четырех судей и двух Сенаторов - Расправная палата. Фискалы поощрялись, будучи освобождены от податей, подсудности местным властям и от ответственности за ложные наветы.

Информация о работе История создания и развития Сената