Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:24, реферат
История России XVII века изобилует событиями. Одним из самых ярких является смена царских династий России, именно в этом веке, после бед Смутного времени, эпохи самозванцев, династия Рюриковичей сменилась новой династией Романовых.
Введение
Глава I. Предпосылки смутного времени в России
Глава II. Этапы смутного времени
Заключение
Список использованной литературы
РЕФЕРАТ
На тему:
История
Смутного времени
Содержание работы
Введение
Глава I. Предпосылки смутного времени в России
Глава II. Этапы смутного времени
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
История России XVII века изобилует событиями. Одним из самых ярких является смена царских династий России, именно в этом веке, после бед Смутного времени, эпохи самозванцев, династия Рюриковичей сменилась новой династией Романовых.
Что такое Смута?
Историки на этот вопрос отвечают так:
«глубочайший кризис, охвативший все
сферы жизни русского общества начала
XVII века и вылившийся в полосу кровавых
конфликтов, борьбу за национальную независимость
и национальное выживание». При этом
в первую очередь, имелось в виду
«смещение умов», то есть резкое изменение
моральных и поведенческих
Все эти никогда не виданные ранее события получили широкий размах в первые два десятилетия XVII века. Это и политическая борьба рядовых дворян и даже социальных низов за власть, ожесточенные схватки, а иногда просто истребление «верхов» «низами». Никогда раньше самозванцы не посягали на царский трон, а наследственная монархия не превращалась в выборную. Раньше не было в стране и параллельно существующих нескольких центров со своими правителями. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственности и расчленения ее между соседними государствами.
В судьбоносную осень 1612 года земское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Козьмы Минина не только освободило страну от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет, но и сделало решающий шаг для прекращения Смуты, сотрясавшей русское государство почти три десятилетия. 22-26 октября (1-5 ноября по новому стилю) 1612года победившее ополчение освободило Китай-город и вступило в Кремль. Стране угрожал распад, и утрата традиционных ценностей, в том числе верховной власти и православной веры. Папа римский очень рассчитывал на то, что Русская православная церковь объединится с Римом. Вполне вероятно, что если бы это случилось, мы бы сейчас приходили в католические соборы. Были бы своеобразным «территориальным придатком» Речи Посполитой. У нас бы не было ни своего государства, ни языка. Страшная перспектива. Но в истории каждой великой страны есть переломные моменты, когда заканчивается длительная эпоха неудач и кризисов, а мощные внутренние импульсы из глубины народного сознания создают почву для решительного продвижения на геополитическом пространстве. Русский историк С. М. Соловьев писал: « Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли и свеяли много слоев, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться». И такие люди нашлись. Это, прежде всего нижегородский староста Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, костромской крестьянин Иван Сусанин и весь русский народ.
Цель данной работы состоит в рассмотрении смутного времени.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· дать общую характеристику эпохи;
· рассмотреть предпосылки смуты;
· рассмотреть основные этапы Смутного времени.
Объект исследования – смутное время.
Предметом исследования
являются общественные отношения, связанные
с рассмотрением смутного времени.
Глава I. Предпосылки Смутного времени в России
К началу XVII века процесс становления российской государственности не имел полной завершенности, в нем накопились противоречия, вылившиеся в тяжелый кризис, охвативший и хозяйство, и социально-политическую сферу, и общественную мораль, этот кризис получил название «Смута». Смутное время — период фактического безвластия, хаоса и небывалых общественных потрясений.
Понятие «Смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая, прежде всего, анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции С.М. Соловьева, понимавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение.
По мнению К.С.
Аксакова и В.О. Ключевского, в центре
событий была проблема законности верховной
власти. Н.И. Костомаров сводил суть кризиса
к политическому вмешательству
Польши и интригам католической церкви.
Подобный взгляд высказывал американский
историк Дж. Биллингтон — он прямо
говорил о Смуте как о
Значительный блок в историографии Смуты занимают труды, где она представлена как мощный социальный конфликт. С.Ф. Платонов видел несколько уровней этого конфликта: между боярством и дворянством, между помещиками и крестьянством и др.
Если в дореволюционной
историографии политические, морально-этические
и социальные аспекты Смуты были
представлены как относительно равноценные,
то советская историография явный
крен делала в сторону только социальных
факторов, как правило, абсолютизируя
их. Интерпретируя события Смутного
времени исключительно как «
Односторонность подходов и оценок постепенно изживалась. Появились работы, где анализу подвергается весь спектр причин и проявлений Смуты. Большое количество работ написано Р.Г. Скрынниковым, в них приведен обширный фактический материал, показана подлинная роль личностей, участвовавших в событиях, в том числе и Болотникова.
В.Б. Кобрин определил
Смутное время как «сложнейшее
переплетение разнообразных противоречий
— сословных и национальных, внутриклассовых
и межклассовых». Он ставил вопрос:
«Вправе ли мы бушевавшую в России
начала XVII века гражданскую войну
свести к крестьянской?» Отказавшись
от стереотипов в оценках
Непосредственным толчком к брожению послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой массовое сознание признавало в качестве «природных государей». Династический кризис вызвал растерянность в народе, а в верхних слоях знати возбудил хищные амбиции и стремление к власти и привилегиям. Схватка за царский престол, начатая московским боярством, привела к разрушению государственного порядка, к общественной деморализации.
Предпосылки Смуты зарождались еще в период правления Ивана Грозного, централизаторская политика которого проводилась с крупными издержками. Усилия правительства по укреплению государства, по обеспечению безопасности границ осознавались в народе как необходимые. Народ был готов к самопожертвованию для общегосударственного строительства. Однако жестокая воля царя «отодвигала» его на задний план. Разнузданность опричников и крайняя бесцеремонность в выборе политических средств нанесли тяжелый удар по общественной нравственности, заронили сомнения и шаткость в умы людей. Ситуацию усугубляли экономические трудности, ставшие результатом истощения сил страны в Ливонской войне и постоянного напряжения на южных рубежах, создаваемого Крымским ханством.
Царствование Федора Иоанновича, сына Грозного, было временем политической осторожности и успокоения народа после опричнины. В январе 1598 года после смерти Федора не осталось законных наследников престола. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, популярность которого была непрочной, что отражали закулисные интриги боярства против него. Являясь первым в русской истории выборным монархом, Годунов зарекомендовал себя не столько самодержцем, сколько популистом-временщиком, неуверенным в себе и боящимся открытых действий. Времена опричнины сказались на его политической характеристике, как и на всем обществе, где после Грозного тлели искры нравственного разложения. Годунов стремился получить общественное расположение, раздаривая незаслуженные привилегии и давая самые громкие обещания, в то же время упорно укрепляясь у власти за счет тайного надзора и доносительства, а также репрессий, то есть за счет тех же беззаконий, что были присущи опричнине.
Начало царствования Бориса Годунова (1598 – 1605) несло людям немало благих надежд. Он выступил защитником прочной морали, запретив частную торговлю водкой. Внутренняя политика направлялась на социальную стабилизацию в стране. Поощрялись колонизация новых земель и строительство городов в Поволжье и на Урале. Были некоторые достижения и во внешней политике.
Смута проявилась,
прежде всего, в умах и душах людей.
Страшный голод 1601 – 1603 гг. добил привычные
моральные ценности, скреплявшие
людей в единый коллектив. Голод,
последствия которого усугублялись
ошибками правительства Годунова, выкосил
сотни тысяч человеческих жизней.
Историк А.П. Щапов писал: «...люди,
терзаемые голодом, валялись на улицах,
подобно скотине, летом щипали траву,
а зимой ели сено. Отцы и матери
душили, резали и варили своих детей,
дети — своих родителей, хозяева
— гостей, мясо человеческое продавалось
на рынках за говяжье; путешественники
страшились останавливаться в гостиницах..
Народ бедствовал, а в это же время знать устраивала дележ богатства и привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия. Запасов зерна, припрятанных многими боярами, хватило бы всему населению на несколько лет. Доходило до людоедства, а спекулянты удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него.
Суть происходящего хорошо осознавалась в народе и определялась словом «воровство», но быстрых и простых путей выхода из кризиса не мог предложить никто. Чувство сопричастности к общественным проблемам у каждого отдельного человека оказывалось недостаточно развитым. К тому же немалые массы простых людей заражались цинизмом, корыстью, забвением традиций и святынь. Разложение шло сверху— от потерявшей всякий авторитет боярской верхушки, но грозило захлестнуть и низы. Антиобщественные интересы явно брали верх, в то время как энергичные и честные люди, по словам С.М. Соловьева, «погибли жертвами безнарядья». Во всех сословиях налицо были раздоры, недоверие, падение нравов. Это оттенялось бездумным копированием иноземных обычаев и образцов. Смута в умах усиливалась разгулом коррупции и дороговизны.
Безвластие и
потеря централизующих начал вели к
оживлению местного сепаратизма. Собранные
до этого в единое государство
отдельные земли стали вновь
проявлять признаки обособленности.
Брожение охватило и жителей нерусских
окраин — как тех, что были присоединены
с помощью военной силы, так
и тех, которые вошли в состав
Российского государства
Пренебрежение
к государственным интересам
и мелочная корысть боярства породили
такое явление, как самозванство.
Как писал Н.М. Карамзин, «...оцепенение
умов предавало Москву в мирную добычу
злодейству... Расстрига со своими ляхами
уже господствовал в наших
пределах, а воины Отечества уклонялись
от службы. Так нелюбовь к государю
рождает нечувствительность и к
государственной чести!» Ни один
из самозванцев не посмел, бы посягнуть
на престол без открытой или тайной
поддержки боярских группировок. Лжедмитрий
I нужен был боярам для свержения
Годунова, чтобы подготовить почву
для воцарения одного из представителей
боярской знати. Этот сценарий и был
разыгран.
Глава II. Этапы
В Смутное время
развернулась острая борьба общественных
сил за выбор пути развития. На разных
этапах Смуты она протекала по-
ПЕРВЫЙ ЭТАП СМУТЫ. 1598 - 1605 гг., - период царствования Бориса Годунова.
Борис Годунов как политический деятель сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи незнатным, сумел выдвинуться, не в последнюю очередь благодаря родству с кровавым главой опричников Малютой Скуратовым.
ПОЛИТИКА БОРИСА ГОДУНОВА. Он начал править в поисках выхода из "порухи" 60-70-х гг. (страна была разрушена в ходе ливонской войны, опричнины; центр и северо-запад опустел, народ бежал на окраины, в Сибирь; в Новгороде 50% земель оказались необработанными; пашни пустовали, крестьянское хозяйство потеряло устойчивость).
В условиях хозяйственной разрухи принимается решение об учреждении крепостного права в России.
В конце XVI в. Федор Иванович прикрепляет крестьян к земле по наущению Бориса Годунова. Этим актом государственная власть стремилась предотвратить запустение центральных уездов страны. Историки не могут найти документа о дате закрепощения крестьян, но историк Татищев высчитал эту дату по указу о розыске крестьян - и получился 1592 г. Вот тогда крестьяне были фактически закрепощены, а юридически - в 1649 г.
Введение крепостного права усилило социальное напряжение в стране.
Смута проявлялась,
прежде всего, в умах и душах людей.
Страшный голод начала XVII в. добил
привычные моральные ценности. Голод
выкосил сотни тысяч