История Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение мостов Санкт-Петербурга.
При этом для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности архитектурного стиля мостов XVIII-XIXвв.
2. Рассмотреть знаменитые мосты Санкт-Петербурга.
3. Рассмотреть историю строительства мостов на начальных этапах строительства Санкт-Петербурга.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 110.00 Кб (Скачать)
 

Введение

      Санкт-Петербург  называют «городом мостов». И это название вполне справедливо. Шестьдесят восемь рек, каналов и протоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории сорок два острова.

      Построенный в дельте Невы, у выхода в Финский залив, новый город стал первым русским портом на Балтийском море. Чтобы развернуть строительство на низких заболоченных берегах, необходимо было их осушить. Для этого прорыли несколько каналов. Вместе с естественными протоками Невы - Фонтанкой, Мойкой, Ждановкой, Большой Невкой и другими реками - они превратили Петербург в настоящую «Северную Венецию». Позднее, в XIX веке, некоторые каналы засыпали или убрали в трубы, а на их месте проложили улицы и бульвары. Но все же большая часть сохранилась, в их числе канал Грибоедова, Крюков, Лебяжий, Обводный, Зимняя канавка и другие. Среди современных мостов Санкт-Петербурга, созданных советскими архитекторами и инженерами, есть немало выдающихся по своим техническим и архитектурным достоинствам. Они отличаются одновременно и изяществом стальных и железобетонных конструкций, и оригинальностью, смелостью инженерных замыслов и решений.

      Мосты - неотъемлемая часть архитектурной  панорамы Санкт-Петербурга, органично  вошедшая в прославленные ансамбли. Вероятно, представить себе Санкт-Петербург без мостов так же немыслимо, как, например, Нью-Йорк без небоскребов или Египет без пирамид.

      Петербург основан 16 (27) мая 1703 года: в этот день на Заячьем острове заложили крепость, позднее названную Петропавловской. Одновременно на правом берегу Невы, на Городовом острове (ныне Петроградская сторона), началось строительство деревянных жилых домов.

 

      Целью данной работы является изучение мостов Санкт-Петербурга.

     При этом для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности архитектурного стиля мостов XVIII-XIXвв.

2. Рассмотреть знаменитые мосты Санкт-Петербурга.

3. Рассмотреть историю строительства мостов на начальных этапах строительства Санкт-Петербурга.

     Структура контрольной работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 

История строительства мостов на начальных  этапах строительства 

Санкт-Петербурга 
 

       По  петербургским мостам можно изучать  историю мостостроения на начальных этапах  строительства. Здесь можно увидеть мосты из самых разных материалов – дерева, чугуна, стали, камня, железобетона и даже из алюминия. В петербургских мостах заложены лучшие достижения отечественной и мировой инженерной мысли. В их создании наравне с выдающимися инженерами принимали участие замечательные зодчие. В оформлении петербургских мостов можно увидеть влияние самых разных архитектурных стилей и направлений.

       К 1749 году в городе насчитывалось около  сорока деревянных мостов. Примерно половина из них имела разводные подъемные пролеты. Многие из этих мостов построил инженер Харман ван Болес - тот самый, который в конце 1710-х годов соорудил высокие деревянные шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора. Интересно отметить, что уже в то время деревянные мосты часто строились по "образцовым", то есть, выражаясь современным языком, типовым, стандартным проектам.

      В первые десятилетия XVIII века сообщение  между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой - по льду. Строительство моста через главное русло Невы было сопряжено с большими техническими трудностями, а кроме того, и сам Петр I полагал, что он будет мешать судоходству. Однако по мере роста города необходимость его постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади, - примерно в том месте, где теперь стоит «Медный всадник». Этот мост простоял только одно лето: в течение следующих пяти лет его не наводили. Только в 1732 году «бомбардир-лейтенант» Ф. Пальчиков снова построил наплавной мост на прежнем месте. Времени на заготовку специальных плашкоутов не хватило, поэтому решили использовать в качестве опор моста частные баржи, а на следующий год соорудили наплавной мост уже по всем правилам строительного искусства. С тех пор, вплоть до середины XIX века» Исаакиевский наплавной мост наводился каждый год: сначала только на теплое время года, а затем, с 1779 года, и зимой, по специальным каналам, прорубленным во льду. Но на время ледохода и ледостава мост приходилось все же убирать, так как мощный невский лед легко мог его повредить.

      Все они позднее постепенно были заменены мостами постоянного типа: сначала  деревянными, затем - металлическими.

      Теперь  в Санкт-Петербурге нет ни одного наплавного моста, а деревянные свайные еще остались: у Петропавловской крепости, на Кировских островах и на Обводном канале. Но с каждым годом их число сокращается: на смену им приходят современные, более долговечные мосты из металла и железобетона.

               
 
 
 

Особенности архитектурного стиля мостов XVIII-XIX вв

     В первой половине 50-х годов XIX в. советские архитекторы увлекались формами классицизма, что заметно сказалось в оформлении обоих мостов. Авторы Каменноостровского и Ушаковского мостов стремились опереться на архитектурные традиции петербургского мостостроения начала XIX века и поэтому фасадам стальных балок придали очертания пологих арок. Мосты у Стрелки Каменного острова отличаются довольно цельной архитектурной композицией, а стилизация, характерная для их облика, выполнена со вкусом. Спокойные, плавные очертания мостов хорошо перекликаются с окружающим садово-парковым ландшафтом.

      К началу 60-х годов XIX в. советские архитекторы отказались от стилизации «под классицизм» - они активно искали новые формы, отражающие особенности современных строительных материалов и конструкций. Строгость, простота, конструктивная логика стали основными чертами современного архитектурного стиля. Они проявились в облике многих новых железобетонных мостов, соединивших берега Санкт-Петербургских каналов в течение последнего десятилетия. Один из самых ярких примеров - Мало-Крестовский мост, построенный в 1962 году по проекту инженера Ю.Юркова и архитектора Л.Носкова. Он пересекает Крестовку - короткий проток, отделяющий Крестовский остров от Каменного. В архитектурной композиции моста лаконизм и строгость сочетаются с особой стройностью и динамичностью. Мост словно застыл в стремительном прыжке - в его облике есть что-то спортивное, созвучное окружающей зеленой зоне спорта и отдыха.1

      Советские инженеры и архитекторы достойно продолжили и развили традиции старых петербургских мостостроителей. Но за последние десятилетия техника  намного шагнула вперед, и это  наглядно проявилось при создании Санкт-Петербургских мостов. Широкое использование новейших конструкции из стали, алюминия и предварительно-напряженного железобетона, применение прогрессивных методов монтажа из укрупненных сборных элементов - таков творческий почерк советских инженеров.

      Новые мосты Санкт-Петербурга отличаются большим разнообразием конструктивных и архитектурных решений. В их числе - и очень крупные сооружения из стали и железобетона, с могучими крыльями и «мускулами» разводных пролетов, соединившие берега Невы, и небольшие арочные, балочные и рамные мосты, стройные силуэты которых встали над Санкт-Петербургскими каналами, отражаясь в их спокойных свинцовых водах.

      Мост  всегда достаточно активно «звучит» в пейзаже реки и города. Хорошо понимая ту роль, которую играют мосты в формировании облика Санкт-Петербурга, советские архитекторы органично вписали их в панорамы каналов и протоков невской дельты. Облик ряда мостов, расположенных в старой части города, стилизован «под классицизм»; использование этого художественного приема привело к тому, что новые сооружения «сжились» с окружающей архитектурой. Мосты, возведенные в других районах Санкт-Петербурга, в окружении новых зданий, отличаются, напротив, подчеркнуто современным архитектурным обликом.

 
 
 

                                 Знаменитые мосты Санкт-Петербурга 
 

Аничков мост 

      Аничков мост через Фонтанку, расположенный  в створе Невского проспекта –  трехпролетное каменное сооружение, которое по праву считается одним  из красивейших мостов Санкт-Петербурга и является ярчайшей визитной карточкой города. Свое название мост берет от фамилии строителя — инженера-подполковника М. О. Аничкова, батальон которого располагался вблизи от моста, в так называемой Аничковой слободе.

     В 1715 году, повинуясь указу Петра I, повелевшего: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост», началось строительство деревянного балочного многопролетного моста, стоявшего на сварных опорах.2 Предназначалось данное сооружение для перекрытия протока и заболоченной поймы реки Фонтанки, и было возведено довольно скоро, уже через год, после начала строительства, в мае 1716 года.

      В период с 1726 по 1742 годы мост многократно  ремонтировался, и лишь в 1749 году, по проекту архитектора Семена Волкова, был подготовлен новый деревянный мост на свайных опорах. Сделано это было в основном для «Индийского подарка» - слонов, которые должны были пройти по старой Московской дороге. В то время Аничков мост не имел разводного пролета. Его пролетные строения были обшиты досками и оформлены «под гранит».

В 1783-1787 годах был, наконец, таки, сооружен постоянный Аничков мост, ставший трехпролетным, каменным. Центральный пролет моста, выполненный из дерева, был сделан подъемным. К слову сказать, новое сооружение оказалось аналогичным Чернышеву мосту, который сохранился до наших дней.

       В 1841 году произошла перестройка Аничкова моста, при которой его расширили  до красной линии Невского проспекта, все пролеты сделали арочными, а башни удалили. Строительство  этого нового моста производилось  по проекту инженеров И. Ф. Буттаца  и А. X. Редера. Строительные работы выполнялись подрядчиком М. Пименовым под руководством инженеров А. Соболева и Н. Дершау, а надзор за столь важным процессом осуществлял инженер А. Д. Готман. Длина нового сооружения составила 54,6 метра, а  ширина — 37,9 метра.  Отлитая из чугуна ограда моста, с барельефами морских коньков и русалок, была выполнена архитектором А. П. Брюлловым, и напоминает мотивы узора решетки, созданной для берлинского Дворцового моста.

       Главной художественной изюминкой Аничкова моста стали четыре конные скульптурные группы «Укрощение коня человеком», установленные на гранитных пьедесталах устоев.Созданные талантливым скульптором  бароном П. К - Клодтом, они представляют собой укрощаемого коня. К слову сказать, высокохудожественные эти скульптуры, наряду с Медным всадником и фигурами львов, вошли в число символов Санкт-Петербурга.               

      Две первые скульптурные группы, отлитые  из бронзы, были установлены в 1841 году на западных устоях Аничкова моста. Интересно, что копии этих изваяний были отправлены в  Неаполь, Орловскую усадьбу, в Стрельну и в Берлин. В 1850 году такие же скульптуры нашли свое место и на восточных устоях моста. В тяжелые времена блокады эти ценные произведения искусства были сняты с пьедесталов и для сохранности закопаны в саду Дворца пионеров. Сделано это было как раз своевременно, так как во время немецких артиллерийских обстрелов и бомбежек, мост получил серьезные повреждения. Вследствие этого были разрушены большие участки ограждений моста и гранитные постаменты. Однако, еще до Дня Победы, ограждения Аничкова моста были восстановлены, а к 1 мая 1945 года на свои места вернулись и уникальные скульптуры.                

       В период с 1906 по 1908 года на Аничковом  мосту были проведены реконструкционные  работы, в которых принимали участие инженеры Г. Г. Кривошеин, С. П. Бобровский и архитектор П. В. Щусев.

В ходе реконструкции были переложены и облицованы  розовыми гранитными камнями, чистой и получистой тески, кирпичные своды сооружения, а конструкции моста изолировали рольным свинцом. Кроме того, тротуары были выложены большеразмерными плитами из красного гранита.                

       В 2000 году, в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, известные на весь мир скульптуры,  были отправлены на реставрацию, после чего, приняв обновленный вид, они вновь вернулись на свои пьедесталы, радуя горожан своим  присутствием.  
 

Поцелуев  мост 

      Поцелуев  мост, выстроенный в 1738 году, расположен через реку Мойку, в створе улицы Глинки. Пройдя отсюда в одну сторону, всего несколько минут, можно выйти к театральной площади и Государственной консерватории. Если же устремить свои стопы в другом направлении от Поцелуева моста, то дорога выведет на площадь Труда и далее к Неве, прямо на мост Лейтенанта Шмидта.               

Информация о работе История Санкт-Петербурга