История русского купечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:15, доклад

Описание работы

Многие основатели купеческих династий в XVIII веке - начале XIX века были неграмотными. Торговля требовала простейших познаний в арифметике. Документы составляли грамотные родственники, или приказчики. Однако с 90-х годов культурный уровень значительно возрос. Стали исчезать устои патриархальщины и дикости. Образование, в особенности специальное, уже стало находить полное признание в среде средней и мелкой буржуазии, как верное средство хорошо поставить своё промышленное и торговое дело. Верхушка московского именитого купечества и крупной промышленной буржуазии вместо прежней малограмотности основателей многомиллионных предприятий, в третьем-четвертом поколении уже приобщалась к благам высокой европейской культуры и образованности, становилась покровительницей науки и искусств, учредительницей учебных заведений, музеев, картинных галерей и др.

Работа содержит 1 файл

Многие основатели купеческих династий в XVIII веке.docx

— 93.85 Кб (Скачать)

В домашней обстановке купцы «с бородой» любили надевать просторные рубахи, напоминающие крестьянские (особенно популярен был  красный цвет). Иногда они надевали и халаты, но это встречалось достаточно редко, по крайней мере в первой половине XIX века. Средств на одежду они тратили  немного, предпочитая донашивать одежду отца, а то и деда.

Наиболее своеобразной была женская  купеческая одежда. Платье кроилось по европейским лекалам, но поверх него часто надевали шали, душегрейки, на голову повязывали платки. Индивидуальность костюма подчеркивали ленты, оборки, кружева. Чаще всего их покупали задешево, на известных всей Москве распродажах  в Фомин понедельник, где можно  было купить только что вышедшие из моды платки, шали и кружева. Платья, разумеется, делились на праздничные  и повседневные. Повседневные носили дома, в гости к родным или соседям, при походе на рынок. Праздничные  надевали в церковь и на ярмарки. Количество платьев у купчих зависело от доходов семьи, но и здесь расточительство  не поощрялось. В первой половине XIX века женщины из купеческого сословия, особенно молодые, начинают носить чепцы  и шляпки.

Невозможно обойти вниманием вопрос об украшениях купчих. Как правило, зажиточные купцы дарили женам и  дочерям довольно дорогие украшения - золотые кольца с драгоценными камнями, жемчужные ожерелья, золотые  серьги, сделанные ювелирами золотые  или серебряные гребни для волос  тонкой работы. Если взглянуть на «парадные» портреты состоятельных или богатых  купцов и их жен, то скромная темная одежа мужей контрастирует с  ярким платьем жены, а если на портретах изображена немолодая  пара, то уж во всяком случае в женском  костюме присутствуют украшения. На каждом пальце - по золотому кольцу с  камнями или без них. У пожилых - жемчужный воротник платья, сплетенный в традиционной русской технике  «поднизи», у молодых - жемчужные  ожерелья, золотые цепочки, у всех - серьги в ушах, часто браслеты. В  церковь украшения не надевали.

Досуг

Купцы со своими семьями посещали театр, гостей, гулянья, ярмарки просто как обычные покупатели. Ярмарка  была традиционным местом развлечения, а театры только входили в моду у купцов. В середине XIX века театры в Москве были в основном домашними. Число их только в Москве достигало 20. Можно назвать несколько самых  известных: князя Н. П. Юсупова в  Харитоньевском переулке, графа Н. П. Шереметьева в Кускове и Останкине, а также графа С. П. Апраксина  на Знаменке. Императорскими театрами в Москве были Большой и Малый (открылся в 1825 году). Особой популярностью  пользовались пьесы драматического или комедийного характера, в  то время как оперы и балеты купцы недолюбливали. Если постановки в Малом театре чем-то отдаленно  напоминают представления на ярмарках (не имеется в виду сходство действия, костюмов, игры актеров, а похожая  направленность постановок - и там  и там разыгрываются бытовые  сюжеты), то опера и балет - совершенно новые явления, для купечества непонятные. Странные костюмы (особенно для балета) и поведение актеров на сцене - все это вызывало недоумение и  иногда довольно критическую оценку у купцов. В свою очередь, купцы  любили слушать (да и сами исполнять) традиционные русские песни на гуляньях или во время праздников. Они были им ближе, к тому же важную роль играл  тот факт, что песни эти «услаждали слух» дедов и отцов. В первой половине XIX века купечество начинает устраивать торжественные обеды, иногда даже балы.

Летние гулянья, в которых участвовали  и купцы, проходили по главным  московским улицам, вокруг Кремля, в  Сокольниках и в Марьиной роще, а также в тогдашних окрестностях города - в Царицыно, Кунцево, Кусково, на Воробьевых горах, в Кузьминках, Останкино, Коломенском, Архангельском. Зимние гулянья (утренние прогулки и  «катанья») были в Кремлевском саду, на Тверском бульваре, по набережной Москвы-реки и Новинскому валу. На гуляньях, проходящих весной, всегда присутствовали паяцы, фокусники. 1 мая открывалось загородное гулянье в Сокольниках и Марьиной роще. Необходимо отметить, что летом  в гуляньях участвовали в основном купцы и прочий городской люд, так как дворяне разъезжались по своим имениям за пределами  Москвы. В садах или парках играла полковая и инструментальная музыка, пели и плясали цыгане, жители города катались в лодках, по вечерам устраивались фейерверки.

Можно сказать, что в первой половине XIX века быт московского купечества представлял собой ни на что не похожий синтез традиционной русской  культуры с начинающими проникать  в нее элементами культуры европейской, появившейся в России в начале XVIII века. Тем не менее Православие  мыслилось фундаментом частной  и общественной жизни. Процесс можно абстрактно изобразить как смену внешней оболочки без изменения внутреннего ядра, основ.


Информация о работе История русского купечества