История русского купечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:15, доклад

Описание работы

Многие основатели купеческих династий в XVIII веке - начале XIX века были неграмотными. Торговля требовала простейших познаний в арифметике. Документы составляли грамотные родственники, или приказчики. Однако с 90-х годов культурный уровень значительно возрос. Стали исчезать устои патриархальщины и дикости. Образование, в особенности специальное, уже стало находить полное признание в среде средней и мелкой буржуазии, как верное средство хорошо поставить своё промышленное и торговое дело. Верхушка московского именитого купечества и крупной промышленной буржуазии вместо прежней малограмотности основателей многомиллионных предприятий, в третьем-четвертом поколении уже приобщалась к благам высокой европейской культуры и образованности, становилась покровительницей науки и искусств, учредительницей учебных заведений, музеев, картинных галерей и др.

Работа содержит 1 файл

Многие основатели купеческих династий в XVIII веке.docx

— 93.85 Кб (Скачать)

Многие основатели купеческих династий в XVIII веке - начале XIX века были неграмотными. Например, в Красноярске  в 1816 году 20 % купцов были не грамотными. Уровень неграмотности среди  женщин-купчих был выше, чем у  мужчин. Торговля требовала простейших познаний в арифметике. Документы  составляли грамотные родственники, или приказчики. Дети этих основателей  династий получили домашнее образование  — к 1877 году из 25 потомственных почетных граждан Красноярска 68,0 % получили домашнее образование. Однако с 90-х годов культурный уровень значительно возрос. Стали  исчезать устои патриархальщины  и дикости. Образование, в особенности  специальное, уже стало находить полное признание в среде средней  и мелкой буржуазии, как верное средство хорошо поставить своё промышленное и торговое дело. Верхушка московского  именитого купечества и крупной  промышленной буржуазии вместо прежней  малограмотности основателей многомиллионных  предприятий, в третьем-четвертом  поколении уже приобщалась к  благам высокой европейской культуры и образованности, становилась покровительницей науки и искусств, учредительницей  учебных заведений, музеев, картинных  галерей и др.

Внуки купцов уже учились  в университетах, иногда и заграничных. Так В.А.Баландина — внучка сибирского золотопромышленника Аверкия Космича  Матонина закончила образование  в парижском институте Пастера. В XIX веке в городах начали появляться публичные библиотеки. Купцы жертвовали для этих библиотек деньги и книги. Во второй половине XIX века начинает формироваться  общественная педагогика. Начинают создаваться  Общества попечения образования, которые  открывают и финансируют школы, гимназии и библиотеки. Купцы принимают  активное участие в создании и  финансировании подобных обществ.

Поскольку Москва была крупнейшим центром купечества, деятельность купеческих династий здесь была особенно заметна. «Широкая благотворительность, коллекционирование и поддержка всякого рода культурных начинаний были особенностью русской  торгово-промышленной среды» — писал  летописец московского купечества П.А.Бурышкин. Чтобы показать широкий  спектр деятельности купцов-благотворителей, приведем еще одну цитату из его  книги «Москва купеческая»: «Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский  музеи современной французской  живописи, Бахрушинский театральный  музей, собрание русского фарфора А.В.Морозова, собрания икон С.П.Рябушинского... Частная  Опера С.И.Мамонтова, Художественный театр К.С.Алексеева-Станиславского и С.Т.Морозова... М.К.Морозова — и  Московское философское общество, С.И.Щукин  — и Философский институт при  Московском университете..

Жены купцов были, как  правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15% купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках, а количество внутрисословных браков выросло до 20 %—30 %.

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.

В праздничные дни купцы  следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры.

Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.

упеческие семьи — патриархального  типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев  были большего размера.

Купеческая семья к  тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые  из них стали крупнейшими в  России компаниями, например«Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями».

После смерти мужа купчихи  зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли  получать купеческое свидетельство  на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с  собственными мужьями.

Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для  совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д.

Многие купеческие семьи  имели «воспитанников» — приёмных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В XIX столетии купцы были достаточно закрытым сословием со своими правами, обязанностями и особенностями. Правда, это не означало, что в  него не могли влиться люди из других сословий, чаще всего разбогатевшие  крестьяне или дети духовенства, не желавшие или не имевшие возможности  идти по духовной стезе.

Внутренняя, частная жизнь купечества в этот век представляла собой  островок «старинной» русской жизни  по заветам отцов и дедов, патриархальную среду, где любые новшества принимались, как минимум, с подозрением, а  традиции считались основой жизни. Несмотря на это, ради пользы дела купцы  не чуждались вполне светских развлечений - театров, выставок, концертов. Это  помогало завязывать нужные знакомства, заключать выгодные сделки и т. д. Но это проникновение культуры европейской  практически никак не влияло на бытовую  культуру: вернувшись с концерта модной певицы, купец мог легко поменять европейское платье на красную рубаху и полосатые штаны и сесть  пить чай с семьей вокруг огромного  начищенного самовара.

Все писатели и публицисты XIX века отмечали, что купцы были наиболее религиозной частью городского поселения. В субботы, воскресенья и двунадесятые праздники считалось обязательным присутствие на службе. Не менее  обязательной (а точнее, почти никому не приходило в голову, что может  быть как-то иначе) была и домашняя молитва. Добрым делом в купеческой среде  считалась благотворительность, жертвование  на храмы и монастыри, ктиторство.

Одной из отличительных черт купцов была бережливость в быту, иногда доходившая до скупости. Если расходы, связанные  с торговлей, считались необходимыми, то чрезмерные расходы на личные нужды  общественное мнение порицало и считало  предосудительным. Вполне нормальной была ситуация, когда сын донашивал  кафтан отца или даже деда. Подобная экономия распространялась на все сферы  частной жизни: дома были не очень  большими, стол - достаточно скромным и  т. д.

Дом

В Москве купцы селились в основном в Замоскворечье. Дом строился из камня, вокруг него размещались службы - конюшня, сараи, баня и сад. Баня как  необходимый элемент купеческого  дома в XIX веке уже отмирала, теперь мыться ездили в общественные бани. В сараях хранились самые разнообразные  инструменты, упряжь для лошадей  и т. д. Конюшни старались строить  прочными, теплыми и без сквозняков, чтобы лошади не простудились. Лошади были двух видов, крепкие и выносливые для поездок в другие уезды  и губернии; красивые и породистые - чтобы щеголять в театре и на ярмарках. Ну а кладовые были целым  царством домашних запасов, приготовленных по старинным рецептам: квасили капусту, солили и мариновали грибы, овощи, мочили яблоки, солили мясо и рыбу, варили варенье, иногда по нескольку суток подряд, и т. д.

Сам дом состоял из двух частей - парадной и жилой. В парадной части  обязательна была гостиная, но вообще парадных комнат могло быть несколько, ведь в то время некоторые купцы  уже устраивали светские приемы и  балы - для пользы дела, разумеется. По описаниям современников, в первой половине XIX века в большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись  богато, даже роскошно, но не всегда со вкусом. Потолки расписывались: райские  птицы, сирены, купидоны. Из мебели обязательными  были диваны, диванчики нескольких разновидностей, обитые неяркой тканью - синей, бордовой, коричневой и т. п. В парадных комнатах хозяева старались  повесить свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах радовали глаз красивые и дорогие безделушки. Интерьеры купеческих домов обладали интересной особенностью: в парадных комнатах все подоконники были заставлены разнокалиберными бутылями с домашними  наливками, настойками, медами и прочим. Из-за этого окна в комнатах плохо  открывались, и проветривали редко, открывая форточки. В таких условиях воздух приходилось освежать искусственно: курили мятой, уксусом (вспоминаем «Лето  Господне»), «смолкой». Смолкой называли конус из бересты, куда насыпали сосновую смолу с ароматными веществами, а  сверху клали тлеющий уголек.

Жилые комнаты располагались в  задней части дома, они были скромнее обставлены, с более низкими потолками  и выходили во двор - еще одно проявление скромности в быту. Часто в них  вешали пучки целебных трав и цветов, которые отгоняли насекомых и  также освежали воздух. Есть сведения, что такие пучки травы могли  привозиться из различных монастырей, и, перед тем как повесить, их кропили  святой водой.

С тем, что мы называем «бытовыми  удобствами», в купеческих домах  было еще хуже. «Удобства», то есть туалеты, располагались во дворе, имели непрезентабельный  вид, плохо строились и редко  ремонтировались, провалиться в  такой туалет было вполне реально.

...к врачам относились  с подозрением

В целом в купеческой среде к  врачам относились с подозрением, считая, что они более стремятся получить высокий гонорар, чем вылечить больного. Это вкупе с невысоким уровнем  тогдашней медицины заставляло купцов и их домашних предпочитать в лечении  домашние средства. При простуде грудь  и горло оборачивали шерстяным  чулком, внутрь принимали пунш, при  расстройствах желудка лечились квасом с солью, огуречным рассолом, моченой грушей, а с приступами гипертонии боролись кровопусканием и  пиявками. Народные средства тоже иногда могли принести вред, тот же цирюльник, пускавший кровь, мог занести  инфекцию в ранку. Желудочные болезни  напрямую зависели от рациона. Так что  же ели московские купцы?

Еда

Еда вообще - одна из важнейших составляющих национальной культуры. Купеческая среда  стала одной из хранительниц русской  кулинарной культуры.

Прежде всего, сколько раз в  день ели? В девять часов утра подавался  чай, около двух обедали, примерно в  пять часов пили вечерний чай, в девять ужинали. Теперь можно подробно рассмотреть, что конкретно ело и пило купечество за каждой трапезой.

К чаю полагалась выпечка, самая разнообразная, постная или  скоромная, из разного теста и  с десятками начинок, а также  непременно - мед разных сортов, домашнее варенье, покупной мармелад. Пышки, пирожки, булочки, ватрушки, большие пироги подавались также к обеду и ужину.

Обед традиционно состоял из нескольких горячих блюд и закусок. На первое был суп, чаще всего щи, борщ, уха затем подавалось несколько  горячих блюд, а после них - разнообразные  закуски и сладкое. Звание любимого купеческого супа прочно удерживали щи с сушеными грибами. Так как  в купеческой среде строго соблюдались  посты, то борщ варили на мясном или  постном бульоне, а уху ели  не всегда. Все рецепты были традиционными, полученными от отцов, а новые  практически не заимствовались. Все  блюда состояли из простых ингридиентов, которые можно было купить на московских рынках. На второе подавали блюда сытные и не сложные в приготовлении. В посты это каши и овощи с грибами, приготовленные с постным маслом. В обычные дни - запеченное мясо, птица, кулебяка с большим количеством начинки (морковь с луком, рыбный и мясной фарш, грибы и т. д.). Основными приправами были соль, перец, лук, лавровый лист.

Что касается напитков, то пили купцы  домашние наливки, настойки, квасы, сбитни, иногда домашнее пиво. Все это делалось дома и не требовало больших расходов. Покупные вино и водка появлялись на столе только по воскресным и  праздничным дням.

Сладкое состояло прежде всего из выпечки - больших пирогов с начинкой из свежих фруктов или домашнего  варенья, маленьких пирожков, булочек, коврижек, пряников.

В промежутке между четырьмя основными  трапезами купцы и купчихи  ели орехи, мармелад и домашнее варенье. Делалось оно на сахарном и медовом  сиропе из различных фруктов и  ягод. Варка могла занимать сутки  или больше. Отдельного разговора  стоит купеческая любовь к чаю  и чаепитиям, ставшая чуть ли не хрестоматийным признаком принадлежности к этому  сословию благодаря известной картине  Кустодиева. Действительно, купечество и чаепитие почти неразделимы.

В XIX веке на территории России пили несколько  сортов чая - «ординарный», «кирпичный с солью, маслом и молоком», «ма-ю-кон», «лян-син», «жемчужный или златовидный  ханский». Вероятно, что цена «ординарного»  чая была намного ниже, чем чая  «жемчужного ханского». Но даже «ординарный» чай был высокого качества. Огромное значение имело правильное приготовление  чая. Сухой чай всегда заливали крутым кипятком и немного настаивали. В  чай могли добавляться сливки, но ни в коем случае не сахар. Считалось, что сахар портит вкус и аромат чая, если он добавлен непосредственно  в чашку. Сахар подавался отдельно, и чай пился «вприкуску». К  чаю могли подаваться различные  сладости, такие, как варенье, выпечка, а могло быть просто чаепитие с  одним лишь сахаром. За чаем могли  разговаривать на разные темы, начиная с обсуждения городских новостей и заканчивая выдачей дочерей замуж. Купцы заключали сделки на миллионы рублей, сидя за чаем. Чаевничали в купеческих семьях много раз в день (обязательно утром и вечером). Гостям всегда предлагалось выпить чаю, это было в каком-то роде проявление радушия и гостеприимства. Обязательным атрибутом чайной церемонии был самовар. По традиции он ставился в центр стола, вокруг него располагались чайные чашки и тарелки с выпечкой. Первым наливал себе чай глава семьи, а за ним остальные по старшинству.

Купеческая мода

В первой половине XIX века купцы постепенно начинают делиться на две группы - «модников», носивших европейскую одежду, бривших  или стригших бороду, пользовавшихся духами и т. д., и приверженцев «русского  платья». Нередко разделение на эти  две группы проходило и по возрастному  принципу. Отец мог ходить в «русском платье», а сын одеваться по французской или немецкой моде. Женская одежда включала в себя как традиционные, так и привнесенные из Европы черты. «Золотая купеческая молодежь», или «модники», практически не интересовалась торговой или какой-либо другой деятельностью, предпочитая тратить капиталы своих отцов, придерживавшихся традиций предков, на европейскую одежду, гулянья с цыганами, азартные игры. Одежда их могла и не отличаться от аристократической, но держались они в ней неуверенно. Кроме того, их выдавала неправильная искаженная речь и практически полное отсутствие знания иностранных языков (в первую очередь французского). Постепенно они отвыкали от подобной речи, в то время как их отцы продолжали говорить «оттелева», «отселева», «ахтер», «камплиент», «эвося», «эвтот», «намнясь» и носить сюртуки, шинели и фуражки.

Информация о работе История русского купечества