Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:51, реферат
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Просвещенный абсолютизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Приход к власти Екатерины II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. «Наказ» и Комиссия – 1767-1768г. . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Губернская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Судебная реформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Жалованная грамота дворянству. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.5. Отношение к крепостному праву. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6. Жалованная грамота городам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.7. Другие труды по законодательству и праву. . . . . . . . . .
3.8. Развитие торговли и промышленности . . . . . . . . . . . . . .
3.9. Расширение народного образования. . . . . . . . . . . . . . . ..
3.10. Организация врачебной помощи населению. . . . . . . . . .
4. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Список литературы.
3.5 Отношение к крепостному праву:
Какие бы свободолюбивые
идеи ни исповедовала Екатерина II, как
бы ни было велико её желание искоренить
в России "крепостное рабство",
пойти на радикальные меры она
не решалась. Императрица понимала,
что тем самым противопоставит
себя опоре трона - дворянству, не готовому
поступиться собственными привилегиями.
Она пыталась действовать окольными
путями и предложила членам российского
Вольного экономического общество публично
обсудить положение крестьян, надеясь
заставить своих подданных хотя
бы осознать политическую опасность
и аморальность крестьянского права.
Екатерина допустила обсуждение
этого вопроса не только в правительственных
кругах, но и в сфере общественной
жизни. Таким образом, именно в век
Екатерины общественная мысль обратилась
к теоретическому обсуждению крепостного
права. Екатерина предпринимала
более решительные меры и на практике.
Она запретила свободным людям
и отпущенным на волю крестьянам вновь
вступать в крепостную зависимость.
По её распоряжению для вновь учреждённых
городов правительство выкупало
крепостных крестьян и обращало их
в горожан. Дети крепостных, принятые
на государственное попечение в
воспитательные дома, становились свободными.
Екатерина готовила указ, согласно
которому дети крепостных, родившиеся
после 1785 года, считались вольными.
Мечтала она осуществить и
другой проект - он привёл бы к постепенному
освобождению крестьян при переходе
имений из одних рук в другие.
Но опубликован этот проект не был,
так как императрица опасалась
дворянского недовольства. Кроме
того, при всём своём свободолюбии
и пристрастии к
3.6 "Жалованная грамота городам"
Одновременно
с Жалованной грамотой дворянству была
издана Грамота на права и выгоды
городам Российской империи или
Жалованная грамота городам. Подобно
дворянскому, городское общество рассматривалось
как юридическое лицо, пользующееся
корпоративными правами, главным из
которых являлось право самоуправления.
Его первичным органом было городское
собрание, избиравшее городского главу
и представителей судебных учреждений.
Распорядительным органом сословного
самоуправления становилась общая городская
дума, собиравшаяся раз в три года. В ней
были представлены городской голова и
так называемые гласные (депутаты) от шести
разрядов городского населения ("настоящих
городовых обывателей", то есть владельцев
недвижимой собственности в черте города);
купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников;
русских и иностранных специалистов; "именитых
граждан" - большой группы лиц, отслуживших
по выборам, коммерсантов, интеллигенции,
посадских. В промежутке между собраниями
городской думы её функции передавались
исполнительному органу - шестигласной
думе, включавшей по одному гласному от
каждого разряда населения. По сравнению
с дворянским самоуправлением выборные
городские органы имели гораздо меньше
прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической
опеке. Сопоставление всех трёх документов
(Жалованной грамоты дворян-ству, Жалованной
грамоты городам и неопубликованной Жалованной
грамоты государственным крестьянам)
позволяет считать, что императрица не
столько стремилась поддержать то или
иное сословие, сколько заботилась об
усилении государства, основой которого
были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского
типа. Именно при Екатерине II начинает
складываться гражданское общество, основанное
на усилении сословий.
3.7 Другие труды по законодательству и праву
Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. В 1777 году по инициативе императрицы, переданной через Вольтера,
3.8 Развитие торговли и промышленности
Из отдельных
мероприятий просвещённого
3.9 Расширение народного образования
К важным результатам
деятельности правительства "просвещённого
абсолютизма" относятся меры, предпринятые
Екатериной II относительно народного
образования. С Петра I образование
в России носило практиче-ский характер
- усвоение знаний для потребностей
деятельной службы государству и
непосредственно для применения
в жизни, быту. Екатерина II в своём
"Наказе" первая заговорила о воспитательном
значении образования и стала
затем заботиться об учреждении различных
воспитательных заведений. Для того
чтобы воспитать русское
3.10 Организация врачебной помощи населению
Примечательно
и то, что при Екатерине II организация
врачебной помощи населению возлагалась
на власти. Заботы о народном здоровье
и гигиене вызвали при
3. Вывод:
Историческое
значение деятельности Екатерины II определяется
до-вольно легко на основании того,
что было сказано выше об отдельных
сторонах екатерининской политики. Мы
видели, что Екатерина по вступлении
на престол мечтала о широких
внутренних преобразованиях, а в
политике внешней отказалась следовать
за своими предшественниками, Елизаветой
и Петром III. Она сознательно отступала
от традиций, сложившихся при Петербургском
дворе, а между тем результаты
её деятельности по своему существу были
таковы, что завершили собой именно
традиционные стремления русского народа
и правительства. В делах внутренних
законодательство Екатерины II завершило
собой тот исторический процесс,
который начался при
Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца своё дело, и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины появилс