История России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Просвещенный абсолютизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Приход к власти Екатерины II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. «Наказ» и Комиссия – 1767-1768г. . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Губернская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Судебная реформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Жалованная грамота дворянству. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.5. Отношение к крепостному праву. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6. Жалованная грамота городам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.7. Другие труды по законодательству и праву. . . . . . . . . .
3.8. Развитие торговли и промышленности . . . . . . . . . . . . . .
3.9. Расширение народного образования. . . . . . . . . . . . . . . ..
3.10. Организация врачебной помощи населению. . . . . . . . . .
4. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Список литературы. 

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 34.18 Кб (Скачать)

3.5 Отношение  к крепостному праву: 

Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как  бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она  не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит  себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными  путями и предложила членам российского  Вольного экономического общество публично обсудить положение крестьян, надеясь  заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность  и аморальность крестьянского права. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных  кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век  Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного  права. Екатерина предпринимала  более решительные меры и на практике. Она запретила свободным людям  и отпущенным на волю крестьянам вновь  вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых  городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в  воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 года, считались вольными. Мечтала она осуществить и  другой проект - он привёл бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект не был, так как императрица опасалась  дворянского недовольства. Кроме  того, при всём своём свободолюбии и пристрастии к республиканским  идеалам Екатерина II никогда не собиралась ограничивать государственную власть монарха: она рассчитывала на те огромные возможности, которые предоставляли  ей положение самодержицы для  проведения в стране реформ, и совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян.  

3.6 "Жалованная  грамота городам" 

Одновременно  с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или  Жалованная грамота городам. Подобно  дворянскому, городское общество рассматривалось  как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке. Сопоставление всех трёх документов (Жалованной грамоты дворян-ству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.  

3.7 Другие труды  по законодательству и праву 

Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. В 1777 году по инициативе императрицы, переданной через Вольтера,

3.8 Развитие торговли  и промышленности 

Из отдельных  мероприятий просвещённого правительства  Екатерины II выделяется также покровительство  императрицы русской торговле, доказательством  чего является Жалованная грамота городам 1785 года. На таком отношении Екатерины  к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы  от западноевропейских идей. В этом её экономическая политика существенно  отличалась от политики предыдущих царствований. С Петра I в России над торговлей  и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного  класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила самые органы контроля - Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле. Желая лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заёмный банк с большим капиталом. В ноябре 1775 года для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий ("станов"), объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 рублей. Также в 1775 году императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.  

3.9 Расширение  народного образования 

К важным результатам  деятельности правительства "просвещённого  абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного  образования. С Петра I образование  в России носило практиче-ский характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и  непосредственно для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала  затем заботиться об учреждении различных  воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или  новых отцов и матерей", нравственно  совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и  обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В правилах Дома было записано, что "все воспитанные  в сём доме обоего пола, и дети их, и потомки… останутся вольными…". Сам Бецкой внимательно следил за тем, чтобы дети, переданные на воспитание в деревни, не попали в крепостную зависимость. Образование в Московском воспитательном доме финансировалось  членами императорской фамилии, дворянами. Дому приносили прибыль  принадлежащие ему харчевни, кузницы, мельницы, сдававшиеся внаём, а также  находившиеся на его территории частные  дома, пивоварни, харчевни, бани, перевоз  и пристань на Москва-реке. Среди  доходов Дома были не только деньги. Например, Дому был подарен замечательный  кабинет истории; из кладовых Кремлёвского дворца и Академии художеств музею  и библиотеке Воспитательного дома были переданы картины, скульптуры, иконы, книги. Для детей, воспитывавшихся в крестьянских семьях, Дом организовывал обучение грамоте и арифметике. Если они заболевали, их отправляли лечиться в больницы дома. Усыновлять воспитанников позволялось лишь бездетным государственным крестьянам в том случае, если у них было свидетельство о хорошем поведении и они могли содержать питомца. Заранее оговаривалось условие, что, если в семье появлялись родные дети, приёмыш долже

3.10 Организация  врачебной помощи населению 

Примечательно и то, что при Екатерине II организация  врачебной помощи населению возлагалась  на власти. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при императрице  попытку правильно организовать врачебную помощь по всей стране. Медицинская  комиссия, учреждённая в 1763 году, и  приказы общественного призрения  должны были блюсти медицинскую часть  в империи и готовить медицинских  работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положила начало проведению вакцинации, специально вызвав для этого из Англии врача Томаса Димсдейма. Когда императрица привила себе и наследнику престола сыну Павлу оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила свой долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за своё стадо"1. Поступок Екатерины II становился примером для подданных.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Вывод: 

Историческое  значение деятельности Екатерины II определяется до-вольно легко на основании того, что было сказано выше об отдельных  сторонах екатерининской политики. Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких  внутренних преобразованиях, а в  политике внешней отказалась следовать  за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала  от традиций, сложившихся при Петербургском  дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило  собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных  сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться  именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государственные  повинности, стало достигать некоторых  имущественных привилегий и большей  власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдали  мы во время и Елизаветы, и Петра-III. При Екатерине же дворянство становиться  не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в  уезде ( в качестве землевладельческого  сословия) и в общем управлении ( как бюрократия ). Параллельно росту  дворянских прав и в зависимости  от него падают гражданские права  владельческих крестьян. Расцвет  дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного  права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом , когда  крепостное право достигло полного  и наибольшего своего развития. Таким  образом, деятельность Екатерины II в  отношении сословий (Не забудем, что  административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех  уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина  в своей внутренней политике действовала  по традициям, завещанным ей от ряда ближайших  её предшественников, и довела до конца  те, что они начали.

Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра  Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской  политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские  государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца  своё дело, и после неё русская  дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины  появилс

Информация о работе История России