Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:51, реферат
В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Просвещенный абсолютизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Приход к власти Екатерины II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. «Наказ» и Комиссия – 1767-1768г. . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Губернская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Судебная реформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Жалованная грамота дворянству. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.5. Отношение к крепостному праву. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6. Жалованная грамота городам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.7. Другие труды по законодательству и праву. . . . . . . . . .
3.8. Развитие торговли и промышленности . . . . . . . . . . . . . .
3.9. Расширение народного образования. . . . . . . . . . . . . . . ..
3.10. Организация врачебной помощи населению. . . . . . . . . .
4. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Список литературы.
Содержание
1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Просвещенный абсолютизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Приход к власти Екатерины II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. «Наказ» и Комиссия – 1767-1768г. . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Губернская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Судебная реформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Жалованная грамота дворянству. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.5. Отношение к крепостному праву. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6. Жалованная грамота городам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.7. Другие труды по законодательству и праву. . . . . . . . . .
3.8. Развитие торговли и промышленности . . . . . . . . . . . . . .
3.9. Расширение народного образования. . . . . . . . . . . . . . . ..
3.10. Организация врачебной помощи населению. . . . . . . . . .
4. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Список литературы.
1. Введение
В ряду самодержцев
Российской империи много сильных,
волевых личностей, политическая и
законодательная деятельность которых
оказала огромное влияние на рост
не только России в целом (в плане
экономики, внешнеполитических отношений),
но и отдельных социальных слоёв,
жизнь и культуру общества. Постепенная
модернизация жизни в России, основной
толчок которой дала "европейская
политика" Петра I, была продолжена и
другими монархами, эпоха которых
сыграла не менее важную роль в
формировании мощной Российской империи.
Российская императрица Екатерина
II была властной законодательницей; в
своём управлении государством она
стремилась к реформам и внесла неоценимый
вклад в развитие и укрепление
России. Эпоха её правления (вторая
половина XVIII века) выделяется историками
как отдельный этап в развитии
империи, так как именно Екатериной
II был проведён курс реформ в социально-политической
жизни России, направленный на её модернизацию
и укрепивший государственную власть
в стране. Эта законодательная
деятельность императрицы отвечала
духу времени, новым европейским
веяниям и идеям, которые принесла
с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.
Политика просвещённого абсолютизма
Екатерины II, как основное отражение
принципов эпохи Просвещения
в России, интересна не только своими
нововведениями, но и сочетанием западных
веяний с самобытностью России. Поэтому
в своей работе я хочу затронуть
не только сами реформы по модернизации
жизни в эпоху правления
2.Просвещенный абсолютизм в России.
Просвещённый
абсолютизм – это политика абсолютизма
в ряде евро-пейских стран во второй
половине XVIII века. Выражалась в преобразовании
наиболее устаревших феодальных институтов
«сверху» абсолютной волей монарха:
упразднение некоторых
Законодательная деятельность Екатерины II
3. Приход к власти Екатерины II
Будучи по происхождению немкой, Е.II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила.
Трудно перечислить все, что сделала Е.II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
Е.II как Государыня
православного народа, всегда отличалась
набожностью и преданностью православию.
В Польше жило много православных,
которые подвергались гонениям со стороны
польской католической церкви. Белоруссия
была под властью Польши. Католики
действовали не только методом убеждения,
но и грубой силой. Е.II приняла решение
помочь православным, защитить их от притеснений,
дать им возможность жить спокойно.
Дело о православных в Польше и
Белоруссии было поручено князю Репнину.
После множества хлопот проблема
была решена: православным жителям
были предоставлены те же права, какими
пользовались католики. Здравохранение
тоже привлекало внимание Е.II. Она постоянно
заботилась о том, чтобы было побольше
лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший
мог как можно скорее получить помощь.А
чего стоит прививка оспы, продемонстрированная
на собственном примере. И затем по Указу
сделавшаяся обязательной. Е.II путешествовала
по стране. Старалась все увидеть своими
глазами, все услышать своими ушами. Также
проводились встречи с народом, она общалась
не только с вельможами, но и с простыми
крестьянами. Забота Е.II о Просвещении
выражалась, в частности, в открытии училищ.
Главным помощником в этом деле был И.И.
Бецкий. Императрица велела открывать
училища всюду: в больших городах - главные,
в уездных - малые. Это было новое дело.
Императрица покровительствовала ученым
и писателям. Сама она также писала (научную
и художественную литературу). Во время
1-й турецкой войны в стране началась эпидемия
чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч
человек. Неграмотный народ не соблюдал
элементарных карантинных правил. Тогда
в Москву были посланы опытные начальники.
Приняты были строгие меры. Зараза ослабла.
Для пострадавшего народа были сделаны
облегчения: устроили приют для сирот,
дали работу бедным, стали покупать в казну
изделия ремесленников
3.1. "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
В январе 1765 года
Екатерина начала непосредственно
работу над законодательным проектом.
С самых первых набросков работа
была своеобразной. Первоначальный текст
будущего "Наказа" (в большинстве
- выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии",
Беккариа) был написан по-французски.
Затем секретари императрицы
сделали русский перевод, который
императрица редактировала не менее
трёх раз, внося дополнения, переставляя
тексты местами. Все рукописи и Екатерины,
и её секретарей, относящиеся к "Наказу",
сохранились доныне. К маю 1766 года был
готов почти завершённый текст - в нём
было свыше полутора десятков глав и более
400 статей. Набело переписанный "Наказ"
был передан через фаворита Екатерины
графа Орлова для прочтения некоторым
высшим сановникам и близким людям: М.
И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову,
высшим церковным иерархам. Все они, безусловно,
одобрили "Наказ", хотя и порекомендовали
некоторые исправления. Исправления были
учтены Екатериной при окончательной
доработке текста летом 1766 года. Также
она сделала некоторые сокращения в разделах
о крепостном крестьянстве и церковной
политике и прибавила две главы о городах
и правах так называемого "среднего
рода людей" (не дворян и не крестьян).
Завершив свой труд, Екатерина решила
созвать из представителей основных сословий
тогдашней России особое Собрание по выработке
свода новых законов, которое разработает
это Собрание представителей. В июле 1767
года в Москве собрались свыше 500 выбранных
на местах депутатов, образовавших "Комиссию
о составлении проекта нового уложения",
которая работала семь лет. 30 июня Комиссия
начала свою работу, "Наказ" был официально
обнародован, и все депутаты получили
тексты Свода правовых принципов. Официальный
текст "Наказа Комиссии о составлении
проекта нового уложения" состоял из
20 тематических глав и 526 статей. Большая
часть текста была, как видно, заимствованной.
Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное
по конструкции и по политическим принципам
творение. Разработанные ею постулаты
законов были направлены на упрочение
неограниченной власти монарха, законности,
основанной на "разумной снисходительности",
на гарантии гражданских прав в виде привилегий
сословиям, на общее реформирование правовой
системы в духе этих начал. Первые пять
глав фиксировали самые важные принципы
власти госу-дарственного правления в
России как непререкаемые, "фундаментальные"
начала жизни общества вообще. (В "Наказе"
было и небольшое введение, где Екатерина
II развивала мысль о том, что стремление
закона к блаженству каждого и всех есть
и правило христианского вероучения).
Одна из самых первых статей "Наказа"
провозглашала Россию европейской державой.
У этого положения был важный политический
подтекст: следуя критериям Монтескье,
все закономерности европейской государственности
присущи России, несмотря на её особую
обширность. Главная из таких закономерностей
- "Государь в России самодержавный;
ибо никакая другая, как только соединённая
в его особе власть не может действовать
сходно с пространством такого великого
государства". А "всякое другое правление
не только было бы России вредно, но и в
конец разорительно" . Однако у новой,
правовой, монархии новая цель: все действия
людей "направить к получению самого
большого ото всех добра", способствовать
процветанию общества, гарантировать
права граждан-подданных. Государь не
может и не должен везде править сам, хотя
именно он полагался юридическим источником
всякой власти в государстве. Это показывает,
что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм
монархии. В стране должны существовать
подчинённые монарху "правительства"
- учреждения, которые проводят в жизнь
законы, но могут вместе с тем ходатайствовать
о выявлении недостатков этих законов.
Особым учреждением с особыми правами
был Сенат, существовавший в России ещё
во времена Петра I. На Сенат возлагались
3.2 Губернская реформа
Губернские учреждения
императрицы Екатерины II составили
целую эпоху в истории местного
управления России. В 1775 году вышел
в свет обширный законодательный
документ "Учреждение для управления
губерний". В соответствии с этим
документом вступило в силу новое
административно-
3.3 Судебная реформа
Очень сложно было
судоустройство. Впервые в России
появился суд, отделённый от исполнительной
власти, хотя и зависимый от неё.
Деятель-ность новых органов
3.4 "Жалованная грамота дворянству"
В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне Иоанновне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости. При Петре III с дворян была снята служебная повинность и они получили некоторые личные права. Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство до 1785 года не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, которая давала дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Каждые три года для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплочённым обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. Так как большое число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредотачивалось в руках дворянства. Дворянство из своих родов поставляло главных деятелей в центральные управления. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городских магистратов) стала управляться дворянством: вверху оно действовало в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В "Учреждениях для управления губерниями" организация, данная дворянству, и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, со-зданные в интересах государственного управления, а не сословий. В изданной 21 апреля 1785 года Жалованной грамоте дворянству начала сословного самоуправления рассматриваются уже как сословные привилегии наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве, и в ней было добавлено признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года был завершён процесс сложения и повышения дворянского сословия. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным". К таким результатам пришло дворянство к концу XVIII века. Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков.