История России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Просвещенный абсолютизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Приход к власти Екатерины II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. «Наказ» и Комиссия – 1767-1768г. . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Губернская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Судебная реформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Жалованная грамота дворянству. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.5. Отношение к крепостному праву. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.6. Жалованная грамота городам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.7. Другие труды по законодательству и праву. . . . . . . . . .
3.8. Развитие торговли и промышленности . . . . . . . . . . . . . .
3.9. Расширение народного образования. . . . . . . . . . . . . . . ..
3.10. Организация врачебной помощи населению. . . . . . . . . .
4. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Список литературы. 

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 34.18 Кб (Скачать)
 

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Просвещенный  абсолютизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Приход к  власти Екатерины II. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1. «Наказ» и  Комиссия – 1767-1768г. . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2. Губернская  реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3. Судебная  реформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4. Жалованная  грамота дворянству. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5. Отношение  к крепостному праву. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.6. Жалованная  грамота городам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.7. Другие труды  по законодательству и праву. . . . . . . . . .

3.8. Развитие  торговли и промышленности . . . . . . . . . . . . . .

3.9. Расширение  народного образования. . . . . . . . . . . . . . . ..

3.10. Организация  врачебной помощи населению. . . . . . . . . .

4. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5. Список литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

В ряду самодержцев  Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и  законодательная деятельность которых  оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане  экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная  модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская  политика" Петра I, была продолжена и  другими монархами, эпоха которых  сыграла не менее важную роль в  формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в  своём управлении государством она  стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная  деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским  веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Политика просвещённого абсолютизма  Екатерины II, как основное отражение  принципов эпохи Просвещения  в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому  в своей работе я хочу затронуть  не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия. Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное  в России правлением Петра I, утвердило  и идею строгой законности: для  самого Петра I тот закон был наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля. Со временем, однако, в это понимание  отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам  своей страны. Такова была государственная  идея нового, правового или "просвещённого" абсолютизма, ставшего основой модернизации в России во времена правления  Екатерины II. Естественно, что при  рассмотрении темы, в первую очередь, стоит опираться на рассмотрение реформ и законов, изданных императрицей с целью сформулировать и закрепить  самые основные принципы организации  государства и правовой политики. Глобальная екатерининская политика имела  вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях  просвещения и, с другой, учитывавшую  особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического  деятеля, в первую очередь, потому что  Екатерина II серьёзно задумалась над  приведением в действие реформы  российских законов. А через это - и всего общества, согласно с  представлениями того времени. Осуществить  такую модернизацию Екатерина II решила п 
 
 
 

2.Просвещенный  абсолютизм в России.

Просвещённый  абсолютизм – это политика абсолютизма  в ряде евро-пейских стран во второй половине XVIII века. Выражалась в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов «сверху» абсолютной волей монарха: упразднение некоторых сословных  привилегий, подчинение церкви государству, реформы – крестьянства, школьного  обучения, смягчение цензуры и  т.п. Представители просвещённого  абсолютизма, используя популярность идей французского Просвещения, представляли свою деятельность как «союз философов  и государей». Просвещённый абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянского слоя, хотя некоторые  реформы способствовали развитию капиталистического уклада. Одним из самых известных  монархов, придерживающихся политики просвещённого абсолютизма, стала  российская императрица Екатерина II (1762-1796гг.). Её правление принято  считать эпохой российского просвещённого  абсолютизма и Золотой эпохой дворянства.Великая княгиня Екатерина  Алексеевна, супруга Петра III, стала  императрицей России в результате дворцового переворота, совершенного 28 июня 1762 г. Переворот прошёл почти бескровно, жизнью поплатился только император. Петр III, по сути дела, ничего не сделал, чтобы  не допустить своего свержения. В  итоге Екатерина II становится императрицей России.

Законодательная деятельность Екатерины II

3. Приход к  власти Екатерины II

Будучи по происхождению  немкой, Е.II понимала, что императрица  должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого  правила.

Трудно перечислить  все, что сделала Е.II для пользы и славы России. Еще проживая в  Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого  времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали  в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые  доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они  выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и  отечеству. Вскоре такой же дом был  открыт в Петербурге.

Е.II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны  польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Е.II приняла решение  помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и  Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям  были предоставлены те же права, какими пользовались католики. Здравохранение тоже привлекало внимание Е.II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь.А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной. Е.II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами. Забота Е.II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах - главные, в уездных - малые. Это было новое дело. Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу). Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников 
 

3.1. "Наказ"  и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно  работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст  будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы  сделали русский перевод, который  императрица редактировала не менее  трёх раз, внося дополнения, переставляя  тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне. К маю 1766 года был готов почти завершённый текст - в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили "Наказ", хотя и порекомендовали некоторые исправления. Исправления были учтены Екатериной при окончательной доработке текста летом 1766 года. Также она сделала некоторые сокращения в разделах о крепостном крестьянстве и церковной политике и прибавила две главы о городах и правах так называемого "среднего рода людей" (не дворян и не крестьян). Завершив свой труд, Екатерина решила созвать из представителей основных сословий тогдашней России особое Собрание по выработке свода новых законов, которое разработает это Собрание представителей. В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов. Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал. Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти госу-дарственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина II развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения). Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно" . Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии. В стране должны существовать подчинённые монарху "правительства" - учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем ходатайствовать о выявлении недостатков этих законов. Особым учреждением с особыми правами был Сенат, существовавший в России ещё во времена Петра I. На Сенат возлагались 

3.2 Губернская  реформа 

Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили  целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел  в свет обширный законодательный  документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое  административно-территориальное деление, были внесены большие изменения  местного управления. Эта система  просуществовала почти столетие. Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором. Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на 10-12 уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по 300-400 тысяч и по 20-30 тысяч человек соответственно. С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована. Слабость прошлой местной власти проявлялась в её неспособности собственными силами подавить антиправительственные выступления. Это убедительно доказали события московского "чумного бунта" 1771 г. (широкого выступления, вызванного строгостями карантина), а особенно восстание Пугачёва. Теперь в распоряжении центральной власти находились многочисленные административные учреждения, любое вооружённое выступление встретило бы скорый и жестокий отпор. Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору. В каждом уездном городе находились: нижний земский суд (ведал делами уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (судебное место для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе).

3.3 Судебная реформа 

Очень сложно было судоустройство. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятель-ность новых органов приобрела  черты самоуправления, так как  в ней принимали участие местные  жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех  крестьян, которые не находились в  крепостной зависимости (крепостных судил  в основном сам помещик). Главная  роль в этой новой судебной системе  принадлежала помещикам. Каждые три  года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город  уезда, чтобы выбирать из своей среды  местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей  в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого  уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда. Судебная реформа отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь "разгрузили" от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел. Вследствие областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Появились 216 новых городов за счёт упразднения автономии окраин (в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь, упразднено казачье самоуправление на Дону, ликвидирована автономия Эстляндии и Лифляндии). Таковы были главные меры, предпринятые Екатериной II относительно управления государством. В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.

3.4 "Жалованная  грамота дворянству"

В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту  дворянству и в ней подтвердила  все его права, полученные от прежних  государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это право принадлежало ему  не исключительно и не вполне. При  императрице Анне Иоанновне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных  привилегий в сфере имущественных  прав и положил начало сословной  замкнутости. При Петре III с дворян была снята служебная повинность и они получили некоторые личные права. Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство до 1785 года не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, которая давала дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Каждые три года для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплочённым обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. Так как большое число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредотачивалось в руках дворянства. Дворянство из своих родов поставляло главных деятелей в центральные управления. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городских магистратов) стала управляться дворянством: вверху оно действовало в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В "Учреждениях для управления губерниями" организация, данная дворянству, и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, со-зданные в интересах государственного управления, а не сословий. В изданной 21 апреля 1785 года Жалованной грамоте дворянству начала сословного самоуправления рассматриваются уже как сословные привилегии наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве, и в ней было добавлено признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года был завершён процесс сложения и повышения дворянского сословия. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным". К таким результатам пришло дворянство к концу XVIII века. Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков.

Информация о работе История России