История России в первой четверти 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

XIX век в истории России – период утверждения идеологии нового
времени. Идеи и политика «просвещённого абсолютизма» переживали
кризис. И власть, и общество вели активный поиск оптимальных путей
общественного развития страны. Направления поиска отличались
разнообразием.
В начале века усилия власти и реформаторски настроенной
дворянской интеллектуальной элиты совпали по многим позициям. Были
предприняты попытки заложить идейные и организационные основы
российского реформаторского процесса и направить его по пути
постепенной либерализации государственного строя и общественных
отношений. Однако консервативно-охранительные силы, окружавшие
трон, более сильные и опытные в «искусстве» политического лавирования,
предотвратили реализацию намерений реформаторов, отстранив их от дел
и влияния на царя.

Работа содержит 1 файл

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

За государственный  счет строились однотипные, симметрично расположенные дома (См. дополнительный иллюстративный материал). В них расселяли полки солдат вместе с семьями. Местных государственных крестьян "военизировали". Жены солдат и крестьян также становились поселянками. Государство брало на себя содержание и подготовку к службе детей военных поселенцев. По достижении 7 лет мальчиков записывали в батальоны кантонистов, а с 18 лет они становились в строй на 25 лет. По достижении 45 лет военные поселенцы переводились в категорию "инвалидов". Они должны были одновременно заниматься земледелием и нести военную службу. Им также выдавали ссуды, предоставляли лошадей, скот, технику, семена. Ежедневная жизнь в военных поселениях была строго регламентирована, за малейшие провинности крестьян подвергали телесным наказаниям, контакты с внешним миром строго запрещались. Разработка проекта военных поселений была поручена генералу А.А. Аракчееву, который затем был назначен главным начальником над военными поселениями. Первые военные поселения были созданы в 1808 г., в массовом порядке их стали создавать в 1815 - 1816 годах. Таким образом, крепостное право сохранилось.  С введением военных поселений  на   казенных   землях   ряда   губерний   ухудшилось   положение государственных крестьян. Фактически они  потеряли личную  свободу,  должны были жить в одинаковых домах, по команде  вставать,  выходить  на  работу  и ложиться  спать. Военные поселения задачу экономии военных расходов выполняли: с 1825 по 1850 гг. было сэкономлено 50 млн. руб., но сама идея военных поселений в обществе не прижилась. В 1831 г. в правление Николая I военные поселения стали постепенно упразднять, а в 1857 г. они были ликвидированы окончательно.

  3.4. Реформа системы образования.

 В 1803 году  был утверждено новое положение об  устройстве  учебных

заведений. Вводилась преемственность  между  школами  различных  ступеней  –

приходскими, уездными училищами,  гимназиями, университетами.  В  дополнение

к московскому  университету было основано  еще  пять:  Дерптский,  Виленский,

Харьковский,  Казанский,  Петербургский.  Санкт-Петербургский   университет,

один из центров науки и культуры России, был основан в  1819  году  на  базе

Главного  педагогического  института.  Официальное   открытие   университета

состоялось  в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати  коллегий,

построенном на  Васильевском  острове  еще  при  Петре  I.  Первоначально  в

университете  было три факультета, а в 1854-1914  гг.  -  четыре  факультета:

историко-филологический,  философско-юридический,  физико-математический   и

восточный. С 1860 года  в  университете  действовали  курсы  для  подготовки

учителей  средней школы. За первые 50 лет существования  университета  полный

его курс окончили свыше 2 тыс. человек.

       По Уставу все университеты  получили  значительную  автономию:  право

выбирать  ректора и профессоров,  самостоятельно  решать  свои  хозяйственные

вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно  либеральный  по  характеру

цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось  самой

широкой веротерпимостью. Важно отметить,  что  теперь  в  учебные  заведения

могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях  обучение

было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

 3.4. Реформа системы государственного управления.

      В 1802 году  созданные  еще  при  Петре  I  коллегии  были  заменены

министерствами, в которых вводилось строгое  единовластие министра. Это  было

очень важно  для развития  западного  (капиталистического)  уклада.  Началось

составление единого бюджета государства, но  из-за  значительного  дефицита,

бюджет  был  строго  секретным. Отчитывался  министр  непосредственно  перед

императором и от него же получал распоряжения  по  важнейшим  вопросам.  Для

совместного обсуждения министрами  второстепенных  дел  был  создан  Комитет

министров  (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917  г.). Первоначально было  образовано восемь

министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов,  коммерции   (оно   вскоре   было   ликвидировано)  и  народного

просвещения.  В 1810-1811 гг. при реорганизации  министерств  их  количество

увеличилось,  а  функции  были  ещё  более  чётко  разграничены.  Эта   мера

завершила   процесс   разграничения   функций    органов    государственного

управления. Она привела к утверждению  системы отраслевого управления,  смене

коллегиальности на единоначалие, к прямой  ответственности  министров  перед

императором, усилению централизации  и  укреплению  самодержавия.  В  России

начала  быстро  складываться  прослойка  бюрократии,  всецело  зависящей  от

милости царя и получаемого за службу жалованья.

      Изменения  в  системе  государственного  управления  не   могли   не

отразится на положении православной церкви которая  во  многом  была  частью

государственного  аппарата. Высшее  церковное  правительство  –  Синод  –  по

своему  устройству было  подобием  петровских  коллегий:  поскольку  во  всех

отраслях  государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее  на  смену

коллегиальности,  то  подобные  процессы  не  могли  не  затронуть  и  сферу

церковного   управления.   Здесь   единовластным   начальником    становится

государственный  чиновник  –  обер-прокурор,  который  в  XVIII  веке   лишь

наблюдал  за действиями и законностью решений  Синода.

       В эти же годы сам Александр  уже  почувствовал  вкус  власти  и  стал

находить  преимущества в самодержавном правлении. Разочарование  в  ближайшем

окружении заставило его искать опору в  людях,  лично  ему  преданных  и  не

связанных с сановной аристократией. Он  приближает  к  себе  сначала  А.А.

Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810   году  военным

министром, и  М.М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. 

       Проект М. М. Спиранского об  общественно-политическом устройстве России.

       М. М. Сперанский был  видным  политическим  деятелем  тех  лет.  Сын

бедного сельского  священника,  он  обладал  блестящими  способностями. Свой   проект   коренной   реформы   общественно-политического устройства России он изложил в  документе,  который  назывался «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:

   1. Внести в закон понятие политических и  гражданских  прав,  но  не  для

      всех. Крепостным крестьянам, помещичьим  рабочим  по  найму,  домашним

      слугам не предполагалось предоставить  гражданские  права.  Но,  в   то

      время и на Западе еще было  далеко до всеобщности гражданских  прав, а в

      Америке существовало рабство.  Важно  то,  что  возможность   влиять  на

      систему власти получили бы  не только высшие, но и средние  слои.

   2. Обеспечить разделение властей  и  общества,  обладающего  гражданскими

      правами,  к  управлению.  Судебная   власть   признавалась   полностью

      независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть  должны  были

      представлять выборные местные  думы и центральна Государственная  дума.

      Исполнительная  же  власть  подчинялась   законодательной.   Она   была

      представлена министерствами в  центре и  местными  органами  управления

      внизу. Средоточием всех властей  являлся император.

   3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.

   4. Предполагалось ввести выборность  чиновников, а из этого  следовала   их

      ответственность перед обществом.

       Вся система государственного  управления, по этому проекту,  строилась

снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать  местные думы.

Собираясь раз в три года,  думы  в  свою  очередь,  должны  выбирать  членов

правления,  которым  предлагалось  вести  местное  хозяйство  до  следующего

собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы  (волостная   -

в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную).  Доказывая

необходимость подобной реформы,  М. М. Сперанский  утверждал,  что  Россия

движется  к  неминуемой  общественной  катастрофе,  о  чем   свидетельствует

падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский  не

предусматривал  отмены крепостного права, однако взаимоотношение  крестьян  с

помещиком предполагалось регламентировать законом.  Но, к сожалению, этот проект остался только на бумаге.

       Практически,    проект    Сперанского    предполагал     фактическое

преобразование  России в конституционную монархию, где власть  государя  была

бы ограничена  двухпалатным  законодательным  органом  парламентского  типа.

Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была  отменена  практика

приравнивания придворных званий к гражданским  и был  введен  образовательный

ценз для  гражданских чиновников. 

3.6. Учреждение Государственного совета.

        1  января  1810  был учрежден  Государственный  совет,   заменивший

Непременный.   Предполагалось,    что    изначально    широкие    полномочия

Государственного  совета будут затем сужены после  учреждения  Государственной

думы. В  течение 1810-11 в Государственном  совете  обсуждались  предложенные

Сперанским  планы финансовой, министерской  и  сенатской  реформ.  Реализация

первой  из них привела к сокращению бюджетного дефицита,  к  лету  1811  было

завершено преобразование министерств.  Между  тем  сам  Александр  испытывал

сильнейшее  давление  придворного  окружения,  включая  членов  его   семьи,

стремившихся  не допустить радикальных реформ.

       Немаловажное значение имел фактор  и международного положения России:

Информация о работе История России в первой четверти 19 века