Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:24, контрольная работа
XIX век в истории России – период утверждения идеологии нового
времени. Идеи и политика «просвещённого абсолютизма» переживали
кризис. И власть, и общество вели активный поиск оптимальных путей
общественного развития страны. Направления поиска отличались
разнообразием.
В начале века усилия власти и реформаторски настроенной
дворянской интеллектуальной элиты совпали по многим позициям. Были
предприняты попытки заложить идейные и организационные основы
российского реформаторского процесса и направить его по пути
постепенной либерализации государственного строя и общественных
отношений. Однако консервативно-охранительные силы, окружавшие
трон, более сильные и опытные в «искусстве» политического лавирования,
предотвратили реализацию намерений реформаторов, отстранив их от дел
и влияния на царя.
За государственный счет строились однотипные, симметрично расположенные дома (См. дополнительный иллюстративный материал). В них расселяли полки солдат вместе с семьями. Местных государственных крестьян "военизировали". Жены солдат и крестьян также становились поселянками. Государство брало на себя содержание и подготовку к службе детей военных поселенцев. По достижении 7 лет мальчиков записывали в батальоны кантонистов, а с 18 лет они становились в строй на 25 лет. По достижении 45 лет военные поселенцы переводились в категорию "инвалидов". Они должны были одновременно заниматься земледелием и нести военную службу. Им также выдавали ссуды, предоставляли лошадей, скот, технику, семена. Ежедневная жизнь в военных поселениях была строго регламентирована, за малейшие провинности крестьян подвергали телесным наказаниям, контакты с внешним миром строго запрещались. Разработка проекта военных поселений была поручена генералу А.А. Аракчееву, который затем был назначен главным начальником над военными поселениями. Первые военные поселения были созданы в 1808 г., в массовом порядке их стали создавать в 1815 - 1816 годах. Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и ложиться спать. Военные поселения задачу экономии военных расходов выполняли: с 1825 по 1850 гг. было сэкономлено 50 млн. руб., но сама идея военных поселений в обществе не прижилась. В 1831 г. в правление Николая I военные поселения стали постепенно упразднять, а в 1857 г. они были ликвидированы окончательно.
3.4. Реформа системы образования.
В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных
заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней –
приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение
к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский,
Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет,
один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе
Главного педагогического института. Официальное открытие университета
состоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий,
построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально в
университете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета:
историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и
восточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовки
учителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полный
его курс окончили свыше 2 тыс. человек.
По Уставу все университеты получили значительную автономию: право
выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные
вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру
цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой
широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения
могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение
было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.
3.4. Реформа системы государственного управления.
В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены
министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было
очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось
составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита,
бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед
императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для
совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет
министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемь
министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного
просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество
увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта мера
завершила процесс разграничения функций органов государственного
управления.
Она привела к утверждению
системы отраслевого
коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед
императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России
начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от
милости царя и получаемого за службу жалованья.
Изменения в системе государственного управления не могли не
отразится на положении православной церкви которая во многом была частью
государственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – по
своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всех
отраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на смену
коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферу
церковного управления. Здесь единовластным начальником становится
государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь
наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал
находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем
окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не
связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А.А.
Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным
министром,
и М.М. Сперанского, которому Александр
поручил разработку нового проекта государственной
реформы.
Проект М. М. Спиранского об общественно-политическом устройстве России.
М. М. Сперанский был видным политическим деятелем тех лет. Сын
бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями. Свой проект коренной реформы общественно-политического устройства России он изложил в документе, который назывался «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:
1. Внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для
всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним
слугам не предполагалось
время и на Западе еще было
далеко до всеобщности
Америке существовало рабство. Важно то, что возможность влиять на
систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои.
2. Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими
правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью
независимой и подчинялась
представлять выборные местные
думы и центральна
Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была
представлена министерствами в центре и местными органами управления
внизу. Средоточием всех
3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди.
4.
Предполагалось ввести
ответственность перед
Вся система государственного управления, по этому проекту, строилась
снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные думы.
Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членов
правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего
собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная -
в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную). Доказывая
необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия
движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует
падение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский не
предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение крестьян с
помещиком предполагалось регламентировать законом. Но, к сожалению, этот проект остался только на бумаге.
Практически, проект Сперанского предполагал фактическое
преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была
бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.
Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика
приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный
ценз для
гражданских чиновников.
3.6. Учреждение Государственного совета.
1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший
Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия
Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной
думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные
Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация
первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было
завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал
сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи,
стремившихся не допустить радикальных реформ.
Немаловажное значение имел
Информация о работе История России в первой четверти 19 века