История России 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:41, курс лекций

Описание работы

Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально-крепостнической системы.
Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие.

Работа содержит 1 файл

bcnjhbz hjccbb ye.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

  Состав  Первой Думы. Аграрный вопрос в Думе

  Первое совещание  Думы открылось 27 апреля 1906 года. Места  в ней распределились следующим образом: октябристы - 16, кадеты - 179, трудовики - 97, беспартийные - 105, представители национальных окраин - 63, социал-демократы -18.

  Трудовики - это  парламентская группа. В нее входили  крестьяне, а также сельские учителя, фельдшеры, уездные врачи, статисты и т.д. Многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.

  Рабочие по призыву  РСДРП и эсеров в основном бойкотировали  выборы в Думу, хотя впоследствии Ленин  признал тактику бойкота этой Думы ошибочной.

  57 % членов  аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в Думу свой законопроект, где шла речь о принудительном  отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе  полукрепостнической отработочной  системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности.

  По проекту трудовиков, вся земля передается в общенародный земельный фонд, т.е. в руки тех, кто ее обрабатывает собственным трудом. Трудовики тоже допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что вся земля должна перейти крестьянам бесплатно.

  В итоге обсуждения аграрная комиссия признала принцип "принудительного отчуждения земель".

  В целом же прения по аграрному вопросу разворачивались  между кадетами и трудовиками  с одной стороны и царским  правительством - с другой.

  13 мая 1906 года  глава правительства И.Л. Горемыкин выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Думе было отказано также в расширении избирательных прав.

  Дума выразила правительству недоверие, но уйти в  отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем) и не хотело. В стране возник думский кризис.

  Часть министров  высказались за вхождение кадетов  в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном праве, принудительном отчуждении части помещичьих земель и др. Даже Трепов согласился почти на все условия, кроме амнистии, но царь поступил иначе. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и сразу же ушел в отставку. Его преемник П.А. Столыпин расставил близ Таврического дворца солдат, повесил большой замок на двери, а по стенам расклеил царский манифест о роспуске Думы.

  Вторая  Дума. Аграрный вопрос в Думе

  20 февраля  1907 года открылась Вторая Дума. С начала 1907 года наметился небольшой рост стачечного и крестьянского движения. Социал-демократы и эсеры отказались от тактики бойкота, использовали предвыборную кампанию для пропаганды своих идей. В Думу пришли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров, представители других левых партий и сочувствующие им беспартийные - всего 222 человека. Вместе с тем в Думу было избрано 54 черносотенца и октябриста, а кадеты потеряли 80 депутатских мест. Таким образом, Вторая Дума оказалась еще более левой чем Первая Дума, но здесь заметнее было и политическое размежевание.

  Центральным вопросом в Думе остался крестьянский. Трудовики и другие левые группы предложили 3 законопроекта, суть которых  сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Социал-демократы поддержали законопроект трудовиков. Кроме того, они предлагали резолюции в защиту рабочих, пострадавших от безработицы. Социал-демократы возглавили в Думе “левый блок”.

  Кадеты находились в Думе в изоляции, равно опасаясь и “правых”, и “левых”. Они меняют тактику, стремясь “беречь Думу, во что бы то ни стало”. На практике это значило не обострять отношений с правительством, не выдвигать острых законопроектов. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

  Кадеты пересмотрели свою аграрную программу, убрали пункт о государственном земельном фонде и переложили половину выкупа за землю на крестьян, которые желали ее приобрести в частную собственность.

  1 июня 1907 года  Столыпин, используя фальшивку, решил  избавиться от сильного левого крыла и обвинил социал-демократов в “заговоре” с целью установления республики. Однако Дума не только не выдала социал-демократическую фракцию, но даже создала комиссию для расследования всех обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, 3 июня 1907 года царь подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции.

  Государственный переворот 3 июня 1907 года означал конец революции. 

54. Государственный  переворот 3 июня 1907 г. Думская монархия

  Политический  режим, установившийся в России после поражения первой российской революции, получил название «третьеиюньская монархия».

  Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним Государственная Дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя первую Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Первая Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране, уставшей от революции. Вторая Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.

  Опыт первых двух законодательных собраний был  оценен царем и его окружением как неудачный. В этой ситуации и был издан третьеиюньский манифест, в котором неудовлетворенность от работы думы списывалась на несовершенство выборного законодательства.

  Имея опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской  деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть в какие-то рамки приличия и правых, и левых партий. Но самоценность ростков парламентаризма в самодержавной России мало интересовала правых, а левым было вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В ночь на 3 июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый, несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

  В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный  закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как "бесстыжий": столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

  Характерная черта этого режима – опора на двойное большинство в III и IV Государственной думе: правооктябристское и октябристско-кадетское. Благодаря этому правительство, сохраняя парламентскую систему, могло принять практически любой законопроект – как консервативной(правооктябристское большинство),  так и либеральной(октябристско-кадетское большинство) направленности. В результате складывалась видимость парламентаризма и законности, что несколько успокаивало либеральное общественное мнение, хотя на деле правительство подчинялось только императору, Государственная дума никакого влияния на него не оказывала.

  Главное направление  внутренней политики данного периода  – это сочетание карательных  мер против революционеров (военно-полевые  суды и др.) с попыткой решить наиболее острые вопросы, прежде всего аграрный(реформа Столыпина). 
 

55. Столыпинская аграрная  реформа

  Первая русская  революция показала, что крестьянство не является надежной опорой монархии. Правительством была провозглашена  программа реформ, в основе которой  лежало стремление укрепить крестьянство как основную опору самодержавия, без разрушения помещичьего землевладения. В истории эта программа получила название Столыпинской аграрной реформой. Реформе предшествовал манифест 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г.- полностью.

  9 ноября 1906 г., не дожидаясь созыва II Думы, Столыпин  царским указом провел отмену  закона 1893 г. о неприкосновенности  общины. По указу крестьяне получали  право выхода из общины с  закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли. Для поощрения выхода из общины указ предусматривал льготы: излишки сверх нормы душевого надела можно было получить по выкупным ценам 1861 г., если же в данной общине переделы не производились в течение 24 лет, то бесплатно. Крестьянин имел право требовать выделения всех угодий к "одному месту" в виде хутора или отруба. Для выдела из общины требовалось согласие сельского схода; если в течение 30 дней сход согласия не давал, то выдел производился распоряжением земского начальника.

  В 1906-1907 гг. указами  царя некоторая часть государственных  и удельных земель была передана Крестьянскому  банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной  нужды. Кроме того, Крестьянский банк приобретал земли у помещиков  и продавал крестьянам, поощряя путем предоставления льгот (ссуда на 55,5 года под небольшие проценты) создание отрубного и хуторского хозяйств.

  Одним из компонентов  новой аграрной политики было массовое переселение крестьян на восточные  окраины страны. Закон 6 июля 1904 г. предоставлял крестьянам возможность переселения, но для этого следовало пройти сложную процедуру получения разрешения на переселение.

  29 мая 1911 г.  был издан закон о землеустройстве,  который должен был форсировать  разрушение общины. По этому закону землеустройство могло проводиться независимо от того, укреплена или нет надельная земля в собственность: селение, в котором проведено землеустройство, объявлялось перешедшим к наследственному участковому владению.

  Аграрная реформа  была рассчитана по меньшей мере на 20 лет.

  Столыпинская  реформа способствовала дальнейшей специализации земледелия и росту  его интенсификации, о чем свидетельствовало  увеличение спроса на сельскохозяйственные машины и орудия, наблюдается устойчивый рост товарности сельскохозяйственного производства.

  Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном бедняки и середняки, разорились. Из-за плохой организации  переселенческого дела рос поток "обратных" переселенцев. Вернувшись на родину, они уже не получали ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения. Безусловно, попытка решить аграрную проблему "шаблонно и однообразно на всем громаднейшем пространстве Российского государства", как отметил С.Ю. Витте, не могла увенчаться полным и повсеместным успехом. 

56. Личность в истории  Столыпин

  Петр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с 16 века. 

  П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам. Детство и раннюю юность он провел, в основном, в Литве. Столыпин окончил Виленскую гимназию и в 1881 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Петр Аркадьевич любил литературу и живопись. Не плохо сочинял, но не придавал большого значения своим литературным дарованиям. Внешне Столыпин был похож на отца. Петр Аркадьевич был высок, подтянут, подвижен, не курил, почти не употреблял спиртного, редко играл в карты. Стрелялся с убийцей своего брата и был ранен в правую руку, которая с тех пор плохо действовала.

  Карьера Столыпина  длилась всего 5 лет. По окончании  университета Столыпин поступил на службу в министерство государственных  имуществ. В 1889 году перешел в МВД, получив назначение ковенским уездным предводителем дворянства, а в 1902 году - неожиданно для себя - гродненским губернатором. Его выдвинул министр внутренних дел В.К.Плеве, старавшийся замещать губернаторские должности местными землевладельцами. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. В это время были созваны местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Открывая заседание комитета, Столыпин перечислил те факторы, которые считал первостепенными в деле подъема сельского хозяйства. Среди них уничтожение чересполосицы крестьянских земель и расселение крестьян на хутора. Считал, что следует улучшать быт крестьян, не спрашивая о том его мнения, так как народ темен и пользы своей не разумеет. Это убеждение Столыпин пронес через всю свою государственную деятельность.

  Важным фактором подъема земледелия Столыпин считал развитие мелиоративного кредита (кредит на сельскохозяйственные улучшения).

  Коснувшись  рабочего вопроса, высказался за широкое  развитие социального страхования, рассматривая его как «предохранительный клапан» против распространения социальных идей. Особое внимание советовал уделять женскому образованию и насаждению сельскохозяйственных знаний.

  В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром  внутренних дел. Вместо прямолинейного Дурново требовался более либеральный министр. Выбор пал на Столыпина. Он пришел к власти в переломный момент, когда  в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Этот курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство, конкретно - создав Думу с преобладанием крестьянских представителей. Реформаторская деятельность правительства, заглохшая после отставки Витте, вновь оживилась. В отличие от Дурново и Горемыкина Столыпин стремился не только подавить революцию при помощи репрессий, но и снять ее с повестки дня путем реформ, имевших целью в угодном для правительства и правящих кругов духе разрешить основные вопросы, поставленные революцией.

Информация о работе История России 19 века