История развития Парижского университета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Парижский университет первоначально вырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери. Но за почти десять веков своего существования он вырос от первоначальной гильдии преподавателей и учащихся до университета в нынешнем понимании этого слова. И уже в XIII веке стал одним из крупнейших в Европе. Здесь учились как представители видных аристократических фамилий Англии, Франции и Священной римской империи, так и выходцы из городских низов.
Сегодня Парижский университет – это вузы, объединенные под общим брендом Сорбонны. Этот путь от Средневековья и до наших дней нам и предстоит рассмотреть.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 ОСНОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ………………….6
2 ЭПОХА БЕДСТВИЙ. ПОТЕРЯ ЗНАЧИМОСТИ……………………………...10
3 СОРБОННА В НАШИ ДНИ……………………………………………………17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..23
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...26

Работа содержит 1 файл

ДКР БП.docx

— 678.74 Кб (Скачать)

Новая Сорбонна - университет Paris III, расположенный на улице Сорбонны, отличается чуть более скромными размерами и ярко выраженной гуманитарной направленностью. Около 20 тыс. студентов обучаются здесь на факультетах французского и латинского языков и литературы, общего и прикладного языкознания и фонетики, общего и сравнительного литературоведения, преподавания французского языка как иностранного, немецкого языка, англоязычного мира, испанистики и стран Латинской Америки, страноведения Италии и Румынии, востоковедения и арабистики, театроведения, киноведения, средств массовой коммуникации. При университете действуют два специализированных учебных заведения: Институт стран Латинской Америки и Высшая школа переводчиков.

Университет Париж-Сорбонна, или Paris IV, расположенный на улице Виктора  Кузена, дает духовную и интеллектуальную пищу более чем 25 тысячам студентов. Это учебное заведение включает факультеты французской литературы, французского языка, латинского языка, греческого языка, английского языка  и стран Северной Америки, итальянского и румынского языков, славистики, испанистики  и стран Латинской Америки, истории, географии, философии, истории искусств и археологии, музыки и музыковедения, прикладных гуманитарных наук. При  университете создан исследовательский  институт по изучению цивилизаций современного Запада, а также Высшая школа информационных наук и коммуникации. Институт религиоведения, Институт физкультуры и спорта.

Университет имени Рене Декарта, он же университет Paris V, расположен на улице  Эколь де Медсин. Число студентов - около 30 тысяч. В состав университета входят факультеты и отделения биомедицины, детских болезней, зубной хирургии, физкультуры и спорта, фармацевтики и биологии, математики и информатики, гуманитарных и социальных наук, психологии, права. Отдельная структура - Технологический  институт (со статусом университета), имеющий  отделение медицинского права.

Все перечисленные университеты связаны  в единое целое сетью организаций  и учреждений общего назначения - таких, например, как Центр повышения  профессиональной квалификации, Центр  профессиональной ориентации, Межуниверситетский центр физкультуры и спорта. Кроме  того, каждый из университетов выполняет  в общих интересах какую-либо особенную функцию. Так, при университете им. Декарта работает межуниверситетская служба профилактической медицины и  охраны здоровья; при университете Париж-Сорбонна созданы единый центр  документации и радиостанция; при  университете Новая Сорбонна - культурный центр и пресс-агентство; при университете Пантеон-Сорбонна -издательский центр.

В системе Парижского университета особое место занимают высшие школы (Grandes Ecoles). Их диплом также высоко ценится  во Франции. Первые из них были созданы  еще до Французской революции: Горная школа - в 1783 году, Королевская школа  мосто- и дорогостроения - годом позже. Как правило, путь в большой бизнес и большую политику лежит именно через них. Наиболее известные высшие школы - Эколь Нормаль (Ecole Normale Superieure), где готовят будущих педагогов. Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale Superieure Agronomique), Высшая коммерческая школа (Ecoles des Hautes Etudes Commerciales), Политехническая. школа (Ecole Polytechnique), Центральная школа  гражданских инженеров (Ecole Centrale des Arts et Manufactures), Военная общевойсковая  школа (Ecole Speciale Militaire Interarmes). К наиболее престижным высшим школам относится  и французский аналог российской Академии госслужбы - Национальная школа  администрации (Ecole Nationale d'Administration, сокращенно ENA), готовящая политиков и чиновников.

 

 

Рисунок 3.3 – Библиотека Сорбонны

 

Отдельное слово следует сказать  о библиотеке Парижского университета. Впервые она распахнула свои двери 3 декабря 1770 года. Тогда в ней  насчитывалось 20 тыс. томов, что было немало по тем временам. Доступ к  этой сокровищнице знания с первых же дней был открыт не только для  студентов и преподавателей, но и  для всех желающих. Фонды библиотеки, постоянно пополняемые, достигли к 1936 году внушительной цифры в миллион  томов. Тогда же было принято "демократичное" решение заменить комфортабельные  кресла для читателей узкими скамьями - читальным залам катастрофически  не хватало жизненного пространства. К 1997 году количество книг утроилось. Сегодня  библиотека Сорбонны -крупнейшее в  мире собрание интеллектуальной мысли, около половины богатств которого представлено книгами и периодическими изданиями  на иностранных языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

Несмотря на многие отрицательные  стороны, Парижский университет  в XVII веке являлся крупнейшим центром  образования во Франции, где готовились кадры для удовлетворения нужд французского общества.

Парижский университет XVII века оставался также  и международным центром образования, контингент студенчества, как показывают матрикулы, оставался иностранным, хотя значительно меньше, чем ранее. Большая часть студентов была французами. Наличие представителей других наций среди студентов  и магистров, хотя и было незначительным, тем не менее наблюдалось. Все  это обусловило достаточно большую  численность Парижского университета в данный период.

В XVII веке общая социокультурная  обстановка во Франции в целом  благоприятствовала оживлению университетского образования. Его стимулировали  успехи в области книгопечатания: острую потребность в юристах, дипломатах, чиновниках финансовых служб испытывал  бюрократический аппарат французской  абсолютистской монархии; в условиях религиозных потрясений возросла заинтересованность в образованных людях со стороны  церкви. Бурно развивающийся Париж  нуждался прежде всего в специалистах-практиках - врачах, нотариусах, юристах. В условиях более широкого внедрения в практику обучения демонстрационных методов  преподавания клинической медицины, с открытием кафедры анатомии и экспериментальной медицины существенно  возрос интерес к медицинским  знаниям.

Предоставляя Парижскому университету большую финансовую помощь и широкие  юридические привилегии, церковь  и светские власти создавали тем  самым возможность контролировать жизнь и деятельность университета, поставив его в зависимое от себя положение. Значительное количество магистров  и докторов университета, то есть людей  управляющих университетом, имели  источники для своего существования  и учебной работы прежде всего  за счет высоких покровителей, что  заставило их действовать в их интересах.

В вопросах учебной работы, внутренней организации жизни членов университета, вполне правомерно говорить об университетской  автономии и самоуправлении. Но все  прерогативы юридического самоуправления и учебной деятельности были получены Парижским университетом из рук  церкви и светских властей. Поэтому  организационная структура университетов, структура их самоуправления, компетенция  должностных лиц, срок их полномочий, порядок выборов и т.д. оговаривались  в постановлениях церкви и светской власти.

Главная научная привилегия Парижского университета, состоявшая в возможности  присваивать ученые звания и ученые степени, находилась под контролем  канцлера Парижского университета.

Юридическая автономия Парижского университета носила строго ограниченный характер. Такое положение дел  было в XVII веке типичным для многих французских и европейских университетов.

В Париже, как и в других крупных  городах Европы (Прага, Вена, Оксфорд) церковь и центральные светские власти, опекая университеты, во многом превратили их в орудие своей образовательной  политики.

Анализ национального, возрастного, имущественного и социального положения  членов университетского сообщества Парижского университета "великого века" позволяет  сделать некоторые выводы. В Парижском  университете данного периода учились  люди разных возрастов, имущественного и социального положения. Парижский  университет в то время продолжал  быть корпорацией, в которой объединялись представители всех сословий французского общества.

Однако имущественный статус во многом определял успех в деле получения университетского образования  в данный период. Объединение представителей разных сословий в единую корпорацию не исчерпывало вопроса об имущественном  и социальном полюсах внутри нее  самой, что во многом определяло, в  свою очередь, наличие различных  по своей направленности настроений внутри университета.

Социальная разнородность, различия в возрасте и имущественном положении, иерархия в положении отдельных  факультетов в университете, разобщали  университетскую корпорацию, делали ее восприимчивой к весьма различным  настроениям и идеям.

Однако, наличие в стенах Парижского университета XVII века выходцев из среднего и мелкого буржуазного общества, крестьянства, наличие значительного  количества малоимущих и бедных студентов, делали Сорбонну демократичной по своему составу учебным заведением.

По условиям жизни и быта студенчество, особенно незнатное, в целом было близко к условиям жизни простых  парижан, с которыми студентам приходилось  часто общаться.

Национальный состав студенчества Парижского университета XVII века был  более однороден, нежели это было несколько столетий до этого, когда  училось много иностранцев. Продолжали существовать такие важные структуры  внутриуниверситетской корпорации как нации.

Несмотря на то, что учебный материал был тщательно собран и строго целенаправлен на обучение и воспитание школяров в духе послушания католической догме и церкви, правящие круги  французского общества той поры понимали, что умение анализировать, спорить, размышлять, то есть всему тому, чему обучались и "вооружались" школяры в стенах Парижского университета, все это легко могло привести к оппозиционным взглядам и настроениям. Поэтому делалось все, чтобы не допустить инакомыслия.

Орудием "правильной" политики становились  статуты Парижского университета, строго регламентирующие учебный процесс, порядок и дисциплину. В то же время, очевидное стремление руководства  поставить препоны на пути развития самостоятельного мышления школяров и  преподавателей свидетельствует о  том, что в стенах Сорбонны имели  место элементы свободомыслия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Документы по истории  университетов Европы XII-XVbb.: Учеб. пособие / ВГПИ. -Воронеж: Воронеж, пед. ин-т, 1973. -157 с.
  2. История Франции: В 3 т. М.: Наука, 1972. - Т. I. - 359 с.
  3. Козьменко И. Парижский университет и его студенчество в XII-XIII вв. //Книга для чтения по истории средних веков. 4.I / И.Козьменко. М.: Педагогика, 1951. - С. 131 -141.
  4. Суворов Н. Средневековые университеты / Н.Суворов. М.: Тип. И.Н.Кушнеров, 1898. -245 с.
  5. Уваров П.Ю. Парижский университет XIII начала XIV веков и общественная жизнь средневекового французского города: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. ист. наук / П.Ю.Уваров; МГПИ.-М., 1982.- 15 с.

Информация о работе История развития Парижского университета