Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:25, контрольная работа
Парижский университет первоначально вырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери. Но за почти десять веков своего существования он вырос от первоначальной гильдии преподавателей и учащихся до университета в нынешнем понимании этого слова. И уже в XIII веке стал одним из крупнейших в Европе. Здесь учились как представители видных аристократических фамилий Англии, Франции и Священной римской империи, так и выходцы из городских низов.
Сегодня Парижский университет – это вузы, объединенные под общим брендом Сорбонны. Этот путь от Средневековья и до наших дней нам и предстоит рассмотреть.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 ОСНОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ………………….6
2 ЭПОХА БЕДСТВИЙ. ПОТЕРЯ ЗНАЧИМОСТИ……………………………...10
3 СОРБОННА В НАШИ ДНИ……………………………………………………17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..23
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...26
Новая Сорбонна - университет Paris III, расположенный на улице Сорбонны, отличается чуть более скромными размерами и ярко выраженной гуманитарной направленностью. Около 20 тыс. студентов обучаются здесь на факультетах французского и латинского языков и литературы, общего и прикладного языкознания и фонетики, общего и сравнительного литературоведения, преподавания французского языка как иностранного, немецкого языка, англоязычного мира, испанистики и стран Латинской Америки, страноведения Италии и Румынии, востоковедения и арабистики, театроведения, киноведения, средств массовой коммуникации. При университете действуют два специализированных учебных заведения: Институт стран Латинской Америки и Высшая школа переводчиков.
Университет Париж-Сорбонна, или Paris IV, расположенный на улице Виктора Кузена, дает духовную и интеллектуальную пищу более чем 25 тысячам студентов. Это учебное заведение включает факультеты французской литературы, французского языка, латинского языка, греческого языка, английского языка и стран Северной Америки, итальянского и румынского языков, славистики, испанистики и стран Латинской Америки, истории, географии, философии, истории искусств и археологии, музыки и музыковедения, прикладных гуманитарных наук. При университете создан исследовательский институт по изучению цивилизаций современного Запада, а также Высшая школа информационных наук и коммуникации. Институт религиоведения, Институт физкультуры и спорта.
Университет имени Рене Декарта, он же университет Paris V, расположен на улице Эколь де Медсин. Число студентов - около 30 тысяч. В состав университета входят факультеты и отделения биомедицины, детских болезней, зубной хирургии, физкультуры и спорта, фармацевтики и биологии, математики и информатики, гуманитарных и социальных наук, психологии, права. Отдельная структура - Технологический институт (со статусом университета), имеющий отделение медицинского права.
Все перечисленные университеты связаны в единое целое сетью организаций и учреждений общего назначения - таких, например, как Центр повышения профессиональной квалификации, Центр профессиональной ориентации, Межуниверситетский центр физкультуры и спорта. Кроме того, каждый из университетов выполняет в общих интересах какую-либо особенную функцию. Так, при университете им. Декарта работает межуниверситетская служба профилактической медицины и охраны здоровья; при университете Париж-Сорбонна созданы единый центр документации и радиостанция; при университете Новая Сорбонна - культурный центр и пресс-агентство; при университете Пантеон-Сорбонна -издательский центр.
В системе Парижского университета
особое место занимают высшие школы
(Grandes Ecoles). Их диплом также высоко ценится
во Франции. Первые из них были созданы
еще до Французской революции: Горная
школа - в 1783 году, Королевская школа
мосто- и дорогостроения - годом позже.
Как правило, путь в большой бизнес
и большую политику лежит именно
через них. Наиболее известные высшие
школы - Эколь Нормаль (Ecole Normale Superieure),
где готовят будущих педагогов.
Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale
Superieure Agronomique), Высшая коммерческая школа
(Ecoles des Hautes Etudes Commerciales), Политехническая.
школа (Ecole Polytechnique), Центральная школа
гражданских инженеров (Ecole Centrale des Arts
et Manufactures), Военная общевойсковая
школа (Ecole Speciale Militaire Interarmes). К наиболее
престижным высшим школам относится
и французский аналог российской
Академии госслужбы - Национальная школа
администрации (Ecole Nationale d'Administration, сокращенно
ENA), готовящая политиков и
Рисунок 3.3 – Библиотека Сорбонны
Отдельное слово следует сказать
о библиотеке Парижского университета.
Впервые она распахнула свои двери
3 декабря 1770 года. Тогда в ней
насчитывалось 20 тыс. томов, что было
немало по тем временам. Доступ к
этой сокровищнице знания с первых
же дней был открыт не только для
студентов и преподавателей, но и
для всех желающих. Фонды библиотеки,
постоянно пополняемые, достигли к
1936 году внушительной цифры в миллион
томов. Тогда же было принято "демократичное"
решение заменить комфортабельные
кресла для читателей узкими скамьями
- читальным залам
ВЫВОДЫ
Несмотря на многие отрицательные стороны, Парижский университет в XVII веке являлся крупнейшим центром образования во Франции, где готовились кадры для удовлетворения нужд французского общества.
Парижский
университет XVII века оставался также
и международным центром
В XVII веке общая социокультурная
обстановка во Франции в целом
благоприятствовала оживлению университетского
образования. Его стимулировали
успехи в области книгопечатания:
острую потребность в юристах, дипломатах,
чиновниках финансовых служб испытывал
бюрократический аппарат
Предоставляя Парижскому университету
большую финансовую помощь и широкие
юридические привилегии, церковь
и светские власти создавали тем
самым возможность
В вопросах учебной работы, внутренней
организации жизни членов университета,
вполне правомерно говорить об университетской
автономии и самоуправлении. Но все
прерогативы юридического самоуправления
и учебной деятельности были получены
Парижским университетом из рук
церкви и светских властей. Поэтому
организационная структура
Главная научная привилегия Парижского университета, состоявшая в возможности присваивать ученые звания и ученые степени, находилась под контролем канцлера Парижского университета.
Юридическая автономия Парижского
университета носила строго ограниченный
характер. Такое положение дел
было в XVII веке типичным для многих
французских и европейских
В Париже, как и в других крупных городах Европы (Прага, Вена, Оксфорд) церковь и центральные светские власти, опекая университеты, во многом превратили их в орудие своей образовательной политики.
Анализ национального, возрастного, имущественного и социального положения членов университетского сообщества Парижского университета "великого века" позволяет сделать некоторые выводы. В Парижском университете данного периода учились люди разных возрастов, имущественного и социального положения. Парижский университет в то время продолжал быть корпорацией, в которой объединялись представители всех сословий французского общества.
Однако имущественный статус во многом определял успех в деле получения университетского образования в данный период. Объединение представителей разных сословий в единую корпорацию не исчерпывало вопроса об имущественном и социальном полюсах внутри нее самой, что во многом определяло, в свою очередь, наличие различных по своей направленности настроений внутри университета.
Социальная разнородность, различия в возрасте и имущественном положении, иерархия в положении отдельных факультетов в университете, разобщали университетскую корпорацию, делали ее восприимчивой к весьма различным настроениям и идеям.
Однако, наличие в стенах Парижского
университета XVII века выходцев из среднего
и мелкого буржуазного
По условиям жизни и быта студенчество, особенно незнатное, в целом было близко к условиям жизни простых парижан, с которыми студентам приходилось часто общаться.
Национальный состав студенчества
Парижского университета XVII века был
более однороден, нежели это было
несколько столетий до этого, когда
училось много иностранцев. Продолжали
существовать такие важные структуры
внутриуниверситетской
Несмотря на то, что учебный материал был тщательно собран и строго целенаправлен на обучение и воспитание школяров в духе послушания католической догме и церкви, правящие круги французского общества той поры понимали, что умение анализировать, спорить, размышлять, то есть всему тому, чему обучались и "вооружались" школяры в стенах Парижского университета, все это легко могло привести к оппозиционным взглядам и настроениям. Поэтому делалось все, чтобы не допустить инакомыслия.
Орудием "правильной" политики становились статуты Парижского университета, строго регламентирующие учебный процесс, порядок и дисциплину. В то же время, очевидное стремление руководства поставить препоны на пути развития самостоятельного мышления школяров и преподавателей свидетельствует о том, что в стенах Сорбонны имели место элементы свободомыслия.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе История развития Парижского университета