Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:25, контрольная работа
Парижский университет первоначально вырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери. Но за почти десять веков своего существования он вырос от первоначальной гильдии преподавателей и учащихся до университета в нынешнем понимании этого слова. И уже в XIII веке стал одним из крупнейших в Европе. Здесь учились как представители видных аристократических фамилий Англии, Франции и Священной римской империи, так и выходцы из городских низов.
Сегодня Парижский университет – это вузы, объединенные под общим брендом Сорбонны. Этот путь от Средневековья и до наших дней нам и предстоит рассмотреть.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 ОСНОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ………………….6
2 ЭПОХА БЕДСТВИЙ. ПОТЕРЯ ЗНАЧИМОСТИ……………………………...10
3 СОРБОННА В НАШИ ДНИ……………………………………………………17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..23
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОСНОВАНИЕ
УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО
2 ЭПОХА БЕДСТВИЙ.
ПОТЕРЯ ЗНАЧИМОСТИ……………………………..
3 СОРБОННА
В НАШИ ДНИ……………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
ВВЕДЕНИЕ
История самого знаменитого вуза Франции берет свои корни еще в Средневековье. В конце XII - начале XIII столетий школы начинают выступать как университеты. И если моделью школ были античные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чём-то их обновляли, то университет не имел своего прототипа. Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями, - не видала античность ни на западе, ни на востоке.
Сам термин «университет» первоначально не указывал на центр обучения, скорее, корпоративную ассоциацию, или, говоря современным языком, это был некий «синдикат», охраняющий интересы определённой категории лиц. Париж – модель организации, на которую, более или менее, ориентировались другие университеты.
Два эффекта сопровождали деятельность университетов. Первый – это рождение некоего сословия учёных, священников и мирских людей, которым церковь доверяла миссию преподавания истин откровения. Так, наряду с традиционными двумя властями – церковной и светской – явилась третья – власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось всё ощутимее.
Второй эффект связан с открытием Парижского университета, куда стекались студенты и преподаватели всех сословий. Университетское общество с самого начала не знало кастовых различий, скорее, оно образовывало новую касту разнородных социальных элементов. И, если в последующие эпохи университет обретает более аристократические черты, то средневековый изначально был «народным», в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жильё) становились студентами, взяв на себя ношу суровейших обязательств, неизбежных на этом тернистом пути. Их "благородство" больше не определялось сословным происхождением, а зависело от наработанного культурного багажа. Появился новый смысл понятия "благородства" и "утончённости" в значении аристократизма ума и поведения, тонкости психики и рафинированности вкуса.
Парижский университет первоначально вырос из кафедральной школы собора Парижской Богоматери. Но за почти десять веков своего существования он вырос от первоначальной гильдии преподавателей и учащихся до университета в нынешнем понимании этого слова. И уже в XIII веке стал одним из крупнейших в Европе. Здесь учились как представители видных аристократических фамилий Англии, Франции и Священной римской империи, так и выходцы из городских низов.
Сегодня Парижский университет – это вузы, объединенные под общим брендом Сорбонны. Этот путь от Средневековья и до наших дней нам и предстоит рассмотреть.
1 ОСНОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО УТВЕРЖДЕНИЕ
Как и другие ранние средневековые университеты (Болонья, Оксфорд, Саламанка, Кембридж, Падуя), Парижский существовал и был учрежден еще до того, как получил официальный акт основания от церкви в 1200 году.
На протяжении XII столетия в Париже сформировалась корпорация преподавателей и студентов, в рамках которой преимущественное внимание уделялось изучению так называемых «свободных искусств» – грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Эта корпорация составляла серьезную конкуренцию теологической системе образования с центром в монастыре Нотр-Дам. Одной из наиболее ярких фигур этого периода становления парижского университета являлся знаменитый богослов Пьер Абеляр. Его философские рассуждения нередко шли вразрез с официальной церковной доктриной, которая распространялась через действовавшие при монастырях и церквях школы.
Рисунок 1.1 – Собрание Сорбонских докторов
Абеляр и другие известные преподаватели обосновались в районе холма святой Женевьевы на левом берегу Сены, где и читали свои лекции прямо на улице. С тех пор и по сей день Латинский квартал (получивший свое название в связи с тем, что преподавание в средние века велось на латинском языке) стал вотчиной парижских студентов.
Французский король Филипп-Август взял
новоиспеченную корпорацию под свою
защиту, тем самым легализовав
ее деятельность в 1200 году. В 1215 году преподаватели
и студенты смогли также заручиться
поддержкой папы римского Иннокентия
III, который освободил их от уплаты
пошлин епископу, прежде обладавшему
монопольным правом выдавать разрешения
на ведение преподавательской
Университетское образование с
самого начала было открыто для представителей
других народов. В Париж устремились
студенты и преподаватели из разных
стран, что вскоре превратило его
в интеллектуальную столицу и
самый большой город
На протяжении первых двух столетий своего существования университет состоял из четырех "наций" — Франции, Англии, Пикардии и Нормандии. "Нации" формировались таким образом: каждый новый студент должен был найти себе попечителя среди старших учеников; обычно шли к своим соотечественникам. Так и сформировались специфические этнические коммуны — по большинству представителей того или иного региона Европы. Эти коммуны имели исключительное право избирать ректора университета. То есть назначением высокопоставленных чиновников занимались не государство и не ученый совет, а сами студенты.
С 1250 року Парижский университет стал самым большим и самым уважаемым в Европе. На факультете искусств именитые учителя преподавали аристотелевскую метафизику в толковании рационалиста Аверроеса.
На теологичном факультете объединяли учения Аристотеля и христианскую теологию.
Своим престижем парижский
Вознамерившись противостоять влиянию доминиканцев и францисканцев, преподаватель теологии и духовник короля Людовика Святого Робер де Сорбон в 1253 году основал коллеж, который впоследствии получил его имя.
Рисунок 1.2 – Статуя Робера де Сорбона
Однако мало кто знает, что немалую роль в этом деле сыграл друг Сорбона каноник из Санлиса Робер де Дуэ, который был лекарем супруги короля Маргариты Провансской. В своем завещании Дуэ просил Сорбона направить накопленные им полторы тысячи ливров на создание коллежа. Людовик полностью поддержал инициативу Сорбона, предоставив земли для постройки учебных и жилых корпусов. Король официально признал Сорбонну в 1257 году. В отличие от других учебных заведений, в основанном Робером коллеже преподавали священники, жившие среди мирян, и безвозмездно жили и учились неимущие студенты. Первоначально в Сорбонне (это название закрепилось за коллежем лишь в середине XVI века) разместилось 16 студентов. Затем их число постепенно возрастало в зависимости от количества пожертвований, на которые коллеж мог существовать. Вскоре коллеж объединился с теологическим факультетом университета, и слава о нем распространилась по всей Европе. По прошествии десяти лет обучения выпускник Сорбонны подвергался невероятно утомительному экзамену, который длился весь день и в случае успешного исхода завершался присуждением степени доктора: в течение экзамена нужно было поочередно вести диспут с двадцатью преподавателями без возможности отдохнуть или поесть. Недаром выпускники Сорбонны составляли цвет французской образованности.
Сорбонна была религиозной школой, где, впервые в истории, студенты получали государственную стипендию. Ее успех способствовал основанию многочисленных религиозных колледжей на левом берегу Сени; статуса учебных заведений они достигли только в XV столетии. Все эти колледжи — за исключением королевской Сорбонны — были частными.
Начиная с XVII века названия «Сорбонна» и «Парижский университет» стали отождествляться.
2 ЭПОХА БЕДСТВИЙ. ПОТЕРЯ ЗНАЧИМОСТИ
Новая богословская школа с первых
же десятилетий своего существования
заняла оппозиционно-критическое
С 1337 началась Столетняя война между Англией и Францией. Эта эпоха бедствий не прошла для города даром. Его население сократилось более чем вдвое по сравнению с довоенным уровнем, торговля и ремесла были в упадке. Значительно снизилось значение города, как центра науки и образования. Если в начале XIII века Парижский университет был одним из нескольких в Европе, то к 1450 только во Франции насчитывалось более десяти подобных учебных заведений, многие из которых не уступали Парижу в престиже и уровне образования. К тому же во время непрекращающихся конфликтов приток студентов из других стран значительно сократился.
Еще одним ударом по Парижскому университету стала Великая Схизма. С 1378 года в католическом мире существовало одновременно два римских папы. Франция (и Парижский университет вместе с ней) поддерживала папу, находящегося в Авиньоне, большинство других европейских стран – папу, находящегося в Риме. В результате, с мнением университета по теологическим вопросам за пределами страны перестали считаться. И все же вплоть до XVII века университет пользовался в стране огромным моральным авторитетом и политическим весом. Доктора Сорбонны советовали королю, как покончить с церковным расколом конца XIV – начала XV века. Они отстаивали идею об особом положении французской католической (галликанской) церкви по отношению к папству и короле как главе этой церкви. В свою очередь за папой Римским признавалась верховная духовная власть, но она не должна была доминировать над светской властью короля. В духе этих воззрений канцлер Парижского университета Жан де Жерсон в ходе церковного собора в Констанце в 1415 году сформулировал принцип верховенства Вселенского собора над папой Римским, что позволило положить конец схизме. Но теперь, даже после восстановления единства папства в 1417, университет не смог вернуть прежнего авторитета.
Внутри страны позиции Парижского университета серьезно пошатнулись после того как на процессе Жанны д’Арк он занял проанглийскую позицию и признал французскую национальную героиню ведьмой. Во время Столетней войны университет выступал на стороне англичан и бургундской партии и в 1431 году поддержал решение о казни Жанны д’Арк, стремившейся вернуть престол французскому дофину Карлу (будущему королю Карлу VII). Главным судьей во время процесса над Жанной являлся крупный теолог Парижского университета Пьер Кошон, находившийся на службе у бургундского герцога Филиппа Доброго. Кроме того, на суде присутствовали свыше сорока других теологов различного ранга от докторов до лиценциатов. Участие представителей университета в деле Жанны д’Арк составило одну из темных страниц его истории.
В XV веке университет продолжал отстаивать свои привилегии и, в частности, нередко объявлял забастовку (в 1443 году на три месяца, осенью 1444 – зимой 1445 годов на полгода), если нарушалось право университета вершить суд над своими студентами самостоятельно – без вмешательства светских властей.
В 1437 г. король лишает университет налоговых привилегий и принуждает внести свой вклад в повышенные подати для отвоевания Монтеро.
В 1445 г. у него отнята судебная привилегия, он становится подвластным решениям парламента. В 1446 году Карл VII заставил университет подчиниться юрисдикции Парижского парламента, несмотря на студенческие протесты, в которых, кстати, принимал участие знаменитый поэт Франсуа Вийон. Король поддерживает реорганизацию университета, осуществляемую папским легатом, кардиналом д’Этутвилем, и в 1452 г. В 1470 г. Людовик XI обязывает мэтров и студентов из Бургундии присягать ему на верность. Наконец, в 1499 г. университет теряет право на забастовку. Отныне он в руках короля.
В эпоху реформации Сорбонна представляла собой вначале умеренное, невоинствующее крыло европейского католицизма, то есть наиболее непопулярное в те времена течение. Она печатала в своих типографиях, кроме святых книг, ещё латинских авторов и некоторые произведения итальянских писателей (книгопечатание появилось во Франции в 1469году также под покровительством Сорбонны). Тенденции Сорбонны явно высказались, когда парижский парламент раньше, чем зарегистрировать указ Генриха Валуа о допущении иезуитского ордена во Францию, обратился за советом к Сорбонне. Сорбонисты ответили, что они считают иезуитов опасными плутами и негодяями, а орден их скопищем злодеев. Папа велел сжечь публично этот отзыв, но никого, однако, из сорбонистов инквизиция не привлекла к ответственности. На парламент отзыв Сорбонны подействовал весьма мало: иезуитам было позволено устраиваться во Франции, но только без оглашения своего имени.
Информация о работе История развития Парижского университета