История развития Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Еще к середине IX в. Земли по Днепру оставались тихой заводью — как в культурно-экономическом, так и в политическом отношении. Не удивительно ли, что всего каких-то 150 лет спустя тут уже билось могучее сердце Киевской Руси?
Киевская Русь — это не просто мощный политический альянс родственных племен. Это — одна из самых интеллектуально развитых и экономически процветающих цивилизаций в Европе того времени. Каким же образом произошли столь примечательные преобразования? И кто возглавил их? Стали ли они возможны благодаря внутреннему развитию либо каким-то внешним стимулам? Либо благодаря тому и другому?

Содержание

План:
Введение.
Основная часть вопроса.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

история 1 вопрос (Автосохраненный).docx

— 45.91 Кб (Скачать)

          Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девиц объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Князя крестил епископ  Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать  его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», - с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.

         Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.

        Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

         Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.

        Заметим, некоторые историки полагают, что князь крестился в Киеве, и получается, что рассказ из «Повести временных лет» не совсем правдив.

Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен  и наложниц.

         Тогда же произошло знаменательное событие - Крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», - говорит предание.

         Почему вдруг сотни людей без предварительной подготовки, фактически без осмысления сущности христианства, вдруг взяли и приняли эту веру. Не совсем ясно. Конечно, крещение очень важно. Вот только настоящие его причины были, думается, менее благочестивыми, чем может показаться. С одной стороны, исполняли княжий приказ. С другой (как замечал в своих лекциях Н.И. Либан) при крещении выдавали крестильную рубаху. А новая рубаха - вещь очень нужная. Вот люди и шли креститься. Кто по два. А кто и по три раза. Разве ж можно было это проконтролировать?

         Крестики наши предки часто воспринимали как обереги (их даже не всегда клали в могилу, хотя при этом не забывали про языческих идолов). Необходимо было провести большую просветительскую работу, чтобы люди стали мыслить по-христиански.Стали переводить книги, строить школы, обучать людей грамоте. Так крещение послужило началом просвещения Руси. Именно началом, а не завершением, великих перемен, которые не завершились и сегодня.

В переломные моменты  истории, ещё не ставшей прошлым, а представляющей бурное настоящее, довольно обычны — пожалуй, даже традиционны  обращения к древним временам. При этом не только проводятся параллели, сопоставляются события разных эпох, но и делаются попытки усмотреть  в давних деяниях предков посевы, которые всходят сегодня. Именно так обстоит дело с внезапно возникшим  пристальным интересом к истории  Руси XIII-XV веков, то есть периоду, хорошо известному под названием "татарского ига", "татаро-монгольского ига", "монгольского ига". Возврат к  более тщательному рассмотрению, а порой и пересмотру прошлого диктуется обычно не одной, а несколькими  причинами. Почему же вопрос об иге  возник именно сегодня, да ещё обсуждается  в весьма многочисленной аудитории? Во-первых, нужно обратить внимание на то, что застрельщиками его обсуждения были публицисты, писатели и самые  широкие слои интеллигенции. Профессиональные историки взирали на развернувшуюся с конца 80-х годов минувшего  века дискуссию спокойно, молча и  с некоторым удивлением. В их представлении  спорные моменты по проблеме остались лишь в выяснении некоторых тонкостей  и второстепенных деталей, для решения  которых явно недостаёт источников. Но неожиданно выяснилось, что весь интерес не столько к самому игу, сколько его влияние на весь ход  развития нашей страны, даже конкретно  — на её сегодняшний день, а также  на становление русского национального  характера, психологического склада, приверженность к определённым идеалам и отсутствие различных (по большей части положительных) качеств у людей. Русское государство, образованное на границе Европы с  Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось  на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального  способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили  свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного  управления и к сильному ослаблению государства в целом.  

II. Русь и Золотая  орда в 13-15 . 
 

1. Битва на Калке. 
 

Весной 1223 г. на Днепре у переправ собралась одна из самых  многочисленных армий, когда-либо действовавших  в Восточной Европе. В ее составе  были полки из Галицко-волынского, Черниговского  и Киевского княжеств, смоленские дружины, «вся земля Половецкая». Основные силы монгольской армии оставались в Азии с Чингисханом. Вспомогательное  войско Джебе и Субэдэя далеко уступало по численности русско-половецкой рати. К тому же оно было основательно потрепано во время длительного похода. Монголы пытались расколоть союзную армию, противостоящую им. Они предложили русским князьям вместе обрушится на половцев и завладеть их стадами и имуществом. Не вступая в переговоры, русские перебили послов. Монголам удалось привлечь на свою сторону лишь «бродников», православное население Дона, смертельно враждовавшее с половцами. 

Слабость союзной  армии заключалась в отсутствии единого командования. Ни один из старших  князей не желал подчиняться другому. Подлинным вождем похода был Мстислав Удалой. Но он мог распоряжаться  лишь Галицкими и волынскими полками.  

Когда сторожевой отряд  монголов показался на левом берегу Днепра, Мстислав Удалой переправился за реку и разбил неприятеля. Предводитель отряда попал в плен и был казнен. Вслед за галицким князем все войско перешло на левый берег Днепра. После перехода, длившегося 8 или 9 дней, союзники вышли к реке Калке (Калмиус) в Приазовье, где и встретились с монголами.  

Мстислав Удалой действовал на Калке так же отважно, как и на Днепре. Он переправился за Калку и начал сражение, но при этом не предупредил о своем  решении ни киевского, ни черниговского  князей. Численное превосходство  союзников было столь велико, что  Мстислав решил одолеть монголов собственными силами, не деля честь  победы с другими князьями. По его  приказу в бой двинулись князья Даниил Волынский, Олег Курский, Мстислав Немой. Атаку поддержал сторожевой полк половцев с воеводой Яруном во главе. В начале сражения русские потеснили монголов, но затем попали под удар главных сил противника и обратились в бегство. Князья и воеводы, возглавившие атаку, почти все остались живы, тогда как наибольшие потери понесли полки, оставшиеся на Калке и бежавшие после неожиданного удара монголов. При отступлении легкая половецкая конница далеко обогнала отходившие русские полки. В пути половцы грабили и побивали русских ратников, побросавших оружие.  

2. Начало нашествия  . 

Южная Русь понесла  невосполнимые потери на Калке и  не оправилась от поражения. Эти обстоятельства и определили военные планы татаро-монголов. 

После катастрофы на Калке русские князья не помышляли  о крупном наступлении, которое  позволило бы спасти Русь от опустошительного набега азиатской орды. На Руси мало кто мог оценить размеры опасности, нависшей над страной. Кочевники, в  глазах русских, были «негородоимцы». Сражение под Коломной было одним из крупнейших за все время Батыева нашествия. Монголы действовали в непривычных для них условиях — в занесенных снегом лесах. Их войско медленно продвигалось в глубь Руси по льду замерзших рек. Конница утратила подвижность, что грозило монголам бедой. Каждый воин имел трех лошадей. Стотысячный табун лошадей, собранный в одном месте, невозможно было прокормить при отсутствии подножного корма. Татарам пришлось поневоле рассредоточить свои силы. Шансы на успех сопротивления возросли. Но Русь была охвачена паникой.  

Владимирские полки  значительно поредели после коломенской  битвы, и великий князь Юрий Всеволодович не решился оборонять столицу. Разделив оставшиеся силы, он счастью войска отступил на север, а свою жену и  сына Всеволода оставил с воеводой боярином Петром Ослядюковичем во Владимире.  

Татары приступили к осаде Владимира 3 февраля 1238 г. Рассчитывал выманить русских из крепости, монголы подвели к Золотым  воротам младшего сына князя Юрия, попавшего к ним в плен. Ввиду  малочисленности гарнизона воевода  отклонил предложение о вылазке. 6 февраля монголы «почаша наряжати лесы и порокы ставиша до вечера». На другой день обеда они ворвались в Новый город и подожгли его. Семья Всеволода заперлась в каменном Успенском соборё, в то время как сам князь попытался войти в соглашение с татарами. По сообщению южнорусской летописи, Всеволод вышел из города с малой дружиной, неся с собой «дары многии», дары не смягчили Мевгу-хана. Его воины ворвались в детинец и подожгли Успенский собор. Находившиеся там люди погибли в огне. Уцелевшие были ограблены и уведены в плен. Князя Всеволода доставили к Бату, который приказал зарезать его «пред собою».  

Князь Юрий бежал  на север, отправив гонцов в разные концы Суздальщины за помощью. Брат Святослав и трое племянников из Ростова привели свои дружины. Лишь Ярослав не внял призыву брата.  

Владимирский князь  надежно укрылся от татар, разбив лагерь в лесистой местности на реке Сить к северу от Волги. 

Бату послал в  погоню за Юрием воеводу Бурундая. 4 марта 1238 г. монголы обрушились на русский лагерь. Согласно новгородской летописи, владимирский князь успел снарядить воеводу дорожа со сторожевым полком, но сделал это слишком поздно, когда ничего нельзя было поправить. Воевода выступил из лагеря, но тут же прибежал назад с вестью, что ставка окружена. Однако южно - русские и новгородские летописи подчеркивают, что Юрий не оказал татарам сопротивления. Монгольские источники подтверждают, что сражения на реке Сити фактически не было. Князь той страны Георгий старший убежал и скрылся в лесу, его также взяли и убили. Летописи рисуют картину поголовного истребления пленных в захваченных городах. В действительности монголы щадили тех, кто соглашался служить под их знаменами, и формировали из них вспомогательные отряды. Так с помощью террора они пополняли свое войско.  

В течение февраля  монголы  разгромили 14 суздальских  городов, множество слобод и погостов.  

3.Поход на южную  Русь. 

В 1239 г. монголы разгромили Мордовскую землю, сожгли Муром и  Гороховец. В начале 1239 они захватили  Переяславль, несколько месяцев спустя — обрушились на Чернигов.  

Усобицы князей сделали  Южную Русь легкой добычей для  монголов. После бегства Михаила  Черниговского киевский стол занял  один из смоленских князей, но его тотчас изгнал Даниил Галицкий. Даниил не собирался  оборонять Киев, но «почил город  тысяцкому боярину Дмитру». Татары приступили к осаде Владимира 3 февраля 1238 г. Рассчитывал выманить русских из крепости, монголы подвели к Золотым воротам младшего сына князя Юрия, попавшего к ним в плен. Ввиду малочисленности гарнизона воевода отклонил предложение о вылазке. 6 февраля монголы «почаша наряжати лесы и порокы ставиша до вечера». На другой день обеда они ворвались в Новый город и подожгли его Мужество защитников Владимира засвидетельствовало монгольскими источниками. Они ожесточенно дрались, и Менг -Каан лично совершил богатырские подвиги, пока не разбил их. Князь Всеволод имел возможность защищаться в каменном детинце. Но он видел невозможность в одиночку противостоять главным силам монголов и, подобно другим князьям, старался возможно скорее выйти из войны. Семья Всеволода заперлась в каменном Успенском соборё, в то время как сам князь попытался войти в соглашение с татарами. По сообщению южнорусской летописи, Всеволод вышел из города с малой дружиной, неся с собой «дары многии», дары не смягчили Мевгу-хана. Его воины ворвались в детинец и подожгли Успенский собор. Находившиеся там люди погибли в огне. Уцелевшие были ограблены и уведены в плен. Князя Всеволода доставили к Бату, который приказал зарезать его «пред собою».  

В 1240 г. Бату и Кадан, сын монгольского императора, осадили Киев. В декабре 1240 г. Киев пал. Возглавлявший оборону боярин Дмитр был ранен и попал в плен. Бату пощадил ему жизнь «мужества ради него».  

Война изменила лицо старого боярства. Княжеские дружины  понесли катастрофические потери. Знать  варяжского происхождения исчезла  почти целиком.   

Князья, пытавшиеся защитить Русь, по большей части  сложили голову. Владимирский князь  Юрий погиб вместе со всеми своими сыновьями. Его брат Ярослав с  шестью сыновьями пережили нашествие. Погиб один малолетний сын Ярослава, сидевший в Твери. Князь не участвовал в обороне Русской земли и  не стал защищать свою столицу. Едва войска Вату покинули землю, Ярослав тотчас занял великокняжескяй стол во Владимире. Вслед за тем он напал на Киевское княжество.  

Разгром Руси монголо-татарами привел к тому что натиск немецких крестоносцев на новгородские и псковские  владения усилился.  

Информация о работе История развития Киевской Руси