История развития Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Еще к середине IX в. Земли по Днепру оставались тихой заводью — как в культурно-экономическом, так и в политическом отношении. Не удивительно ли, что всего каких-то 150 лет спустя тут уже билось могучее сердце Киевской Руси?
Киевская Русь — это не просто мощный политический альянс родственных племен. Это — одна из самых интеллектуально развитых и экономически процветающих цивилизаций в Европе того времени. Каким же образом произошли столь примечательные преобразования? И кто возглавил их? Стали ли они возможны благодаря внутреннему развитию либо каким-то внешним стимулам? Либо благодаря тому и другому?

Содержание

План:
Введение.
Основная часть вопроса.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

история 1 вопрос (Автосохраненный).docx

— 45.91 Кб (Скачать)

Тема: Норманская теория о возникновении Киевской Руси.

План:

  1. Введение.
  2. Основная часть вопроса.
  3. Заключение.
 
 
 

     Еще  к середине IX в. Земли по Днепру  оставались тихой заводью —  как в культурно-экономическом,  так и в политическом отношении.  Не удивительно ли, что всего  каких-то 150 лет спустя тут уже  билось могучее сердце Киевской  Руси?

     Киевская  Русь — это не просто мощный  политический альянс родственных  племен. Это — одна из самых  интеллектуально развитых и экономически  процветающих цивилизаций в Европе  того времени. Каким же образом  произошли столь примечательные  преобразования? И кто возглавил  их? Стали ли они возможны благодаря  внутреннему развитию либо каким-то  внешним стимулам? Либо благодаря  тому и другому?

      До  этого чем попытаться ответить на все эти вопросы, стоит заглянуть в древнейшую летопись восточных славян — «Повесть временных лет». Вот что ведает она о началах Киевской Руси: «В лето 852 нача ся прозывати Руска земля. В лето 859 имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех кривичех. А козари (хазары) имаху (дань) на полянех, и на северех, и на вятичех. -[...] В лето 862 изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и воста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». Дальше говорится о том, что в поисках князя решили обратиться к тем варягам, которые называли себя «русью» (одни варяги «называются свей (шведы),—поясняет летописец,— а другие норманны и англы, а еще другие готы, а эти — русью»). И произнесли варягам-руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И собрались трое братьев (Рюрик, Синеус и Трувор) «со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли...»

       Делая упор на это свидетельство,  германские ученые Готлиб Байер, Герхард Миллер и Август-Людвиг Шлёцер в XVIII в. Разработали так называемую норманскую теорию. Согласно данной теории, фундамент Киевской Руси заложили варяги — германо-скандинавский люд, узнаваемый на Западе под именованием викингов, либо норманнов.

        Известный российский ученый  Михаил Ломоносов первым усмотрел  в норманской теории упор на германском влиянии и намек на неспособность славян к государственному строительству. Он выступил с гневной отповедью германским ученым и пробовал обосновать первоочередную роль славян. Замечания Ломоносова легли в базу так называемой антинорманской теории и положили начало дискуссии, длящейся по сей день.

        В XIX — начале XX в. Казалось, что  норманисты близки к победе, ведь посреди них было большая часть западных и целый ряд выдающихся российских историков. Несмотря на это, убежденными антинорманистами оставались два ведущих украинских историка — Микола Костомаров и Михаиле Грушевский.Зато настоящее контрнаступление развернулось в русской исторической науке 1930-х годов. Норманская теория провозглашалась политически вредной, ибо она «отрицала способность славянских народов сделать независящее государство». Сам Нестор-Летописец (знаменитый монах XI в., Составитель « Повести временных лет») был объявлен противоречивым автором. При этом его новоявленные критики пробовали опереться на данные археологических раскопок, не подтвердивших сколько-нибудь значимого скандинавского присутствия в Киевской Руси. Отсюда делался вывод: Киевскую Русь основали сами славяне,потом все эти споры были переведены в область языкознания. В конце концов все свелось к происхождению слова «Русь». По мнению норманистов, оно происходит от финского наименования шведов, восходящего в свою очередь к , что в переводе с древне шведского значит «грести». У финнов были тесные и долгие связи и со шведами, и со славянами. Заглавие, отысканное для одних, перешло потом и на остальных.

      Согласно  же антинорманской теории, «Русь» происходит от наименования рек Рось и Русна в Центральной Украине. Есть в распоряжении антинорманистов и еще одна гипотеза: «Русь» связана с кочевым племенем роксоланов, заглавие которого происходит от иранского , что означает «свет». У всех перечисленных гипотез есть серьезные недочеты, и ни одна из них не получила общего признания.

          Во всяком случае в дошедших  до нас летописных источниках  слово «Русь» поначалу возникает  как заглавие народа, а конкретно  варягов (скандинавов), затем—земли  полян (Центральной Украины), а  потом — и всего политического  новообразования — Киевской Руси. Попутно отметим, что уже в  1187 г. В летописях возникает  и термин «Украина», но для  обозначения конкретно только  окраин Киевской Руси. Короче  говоря, историки так до сих  пор и не пришли к согласию  ни по вопросу о происхождении  слова «Русь», ни по более широкой  проблеме скандинавских или славянских  наград в разработке Киевской  Руси.

      В  конце концов ученые равномерно  стали сознавать, что сама постановка  вопроса во многом была искусственной,  а взаимные обвинения и сарказмы  ни к чему не привели, ибо  отвлекали от главенствующего  — поиска новейших фактов. Таковым  образом, напрашивается компромиссное  решение: скандинавское влияние  признать, но никаким образом  не преувеличивать.

       Ватаги викингов, этих воинов-купцов, были мобильны, энергичны, но очень  малы, чтоб серьезно изменить  образ жизни восточных славян. Напротив, сами варяги скоро усваивали  славянский язык и культуру. Но  вот что тяжело отрицать, так  это роль, если не лидерство  варягов в политической жизни  Руси. Все киевские правители  до Святослава и все их дружинники  носили скандинавские имена.

       Мы можем только гадать о  том, каким образом варяги так  подчинили себе славян, что стали  ответственны за политическую  компанию восточнославянского общества. Мы вольны, наконец, предположить, что славяне организовали себя  сами, сплотившись перед лицом  наружной опасности со стороны  тех же варягов. В любом случае  нам придется признать роль  варягов как катализатора политического  развития восточных славян. Да  и конкретные интересы варягов  и восточных славян частенько  совпадали. Совместно легче было  противостоять кочевникам, обуздать  хазар, открыть и охранять торговый  путь по Днепру на Византию.

       Все это, фактически говоря, мы  и называем основанием Киевской  Руси, которое явилось результатом  многосторонних славяно-скандинавских  взаимодействий и усилий. Поэтому  нет никаких обстоятельств приписывать  награды в разработке высокоразвитой  цивилизации вокруг Киева только  какой-то одной этнической группе. К такому выводу - в конце концов  и приходят историки. 

      Так,  современный американский исследователь  Омелян Прицак считает некорректным сам вопрос об этнических корнях Киевской Руси. По его мнению, Русь складывалась как полиэтнический многоязычный торговый альянс, преследовавший конкретную мишень: контролировать торговые пути из Балтики в Средиземноморье. Вот так и возникло на карте Европы новое политическое образование — Киевская Русь. 
 

Итак образовалась Киевская Русь. Какова будет религия? Кто впервые ввел ее в Русь? Как  проходило крещение? На эти вопросы  необходимо ответить!

Наша страна и  Православие в сознании многих тесно  связаны между собой. Если Русь, то непременно «Святая», если русский - то обязательно православный (кстати сказать, и по сей день, например, крымские татары отождествляют славянскую внешность  с православной религией).

      988 год - Крещение Руси. Эта дата  есть во всех учебниках истории,  а само событие часто воспринимается  несколько примитивно: крестился  князь Владимир - повелел окрестить  русичей в Днепре - все окрестились и стали христианами.

      Наверное, немногие смогут описать даже  свой путь к вере так просто  и определенно. Что уж говорить  о целом народе?

       Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной  княгини Ольги. Сложно сказать,  насколько это повлияло на  его выбор. Возможно, уже став  взрослым, он вспоминал что-то  из того, чему его учила бабушка.  В юности же Владимир скорее  подражал отцу - князю Святославу - и славным воинам - дружинникам,  которые были язычниками.

      Христианское  мировоззрение было совершенно  чуждо молодому княжичу. Запрещалось  не только прелюбодействовать, но  и только смотреть на женщину  с вожделением, а это совершенно  не соответствовало привычному  Владимиру образу жизни (у князя  было несколько сот наложниц!). Нельзя было убивать людей,  мстить, даже гневаться - а как  же иначе показать доблесть, как  не на войне? Заметим, что  Владимир, которого за справедливость  ласково именовали Красным Солнышком,  принимал активное участие в  первой на Руси междоусобице. В результате этой войны в  980 г. он занял киевский престол.

       Пока Владимир воевал против  старшего брата Ярополка, были  потеряны многие русские земли.  Естественно, князь решил вернуть  эти территории. Перед крымским  походом (987/988 г.), согласно «Повести  временных лет», княжеский двор  посетили миссионеры от мусульман,  иудеев, латинян и византийцев.  Неизвестно, действительно ли все  было так, как описано в «Повести».

        Вероятнее всего, князь почувствовал, что языческая религия с ее  большим количеством богов, демонов  и прочих мифических существ  не очень соответствовала его  государственным планам. Князь стремился  объединить земли вокруг Киева,  централизовать власть. Важным моментом  процесса централизации было  изменение мировоззрение. Сначала  князь решил систематизировать  почитание языческих богов, впоследствии  решил выбрать для государства  одну из монотеистических религий.

         Конечно, нельзя сказать, что  религиозный выбор князя был  полностью обусловлен этими прагматическими  целями. Так или иначе, ему предстояло  строить по религиозным канонам  и свою собственную жизнь

         Как рассказывается в «Повести  временных лет», магометан Владимир  слушал с удовольствием, поскольку  «был он такой же женолюбец,  как и Соломон». Не очень понятно  было князю обрезание и запрет  на свинину, а особенно не  понравилось то, что магометане  не пьют вина. «Руси есть веселие  пить: не можем без того быть», - сказал князь.

          Католичество князь не принял, потому что эту религию не  принимали его предки. В рассказе  иудеев киевского правителя насторожил  тот факт, что за грехи Бог  отнял у евреев их землю  ( «Как же вы иных учите, а  сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и  закон ваш, то не были бы  вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»).

              Византийский философ поведал  Владимиру содержание книг Ветхого  и Нового Заветов, рассказал  о том, зачем Христос пришел  на землю и как искупил первородный  грех, а в заключение рассказал  о Страшном суде и показал  князю завесу, на которой было  изображено судилище Господне. «Хорошо  тем, кто справа, горе же тем,  кто слева», - вздохнув, рассудил  Владимир, однако креститься повременил. Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли  послов - 10 премудрых мужей, чтобы  они посмотрели на обряды разных  религий и посоветовали ему,  какую из них все-таки выбрать.

              Ни магометансткая, ни католическая службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее:«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

         Надо полагать, русичей поразили и величественные храмы, и прекрасные священнические облачения, и иконы и знаменитые мозаики, и необычное, удивительно красивое византийское пение.  «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», - сказали бояре. И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

         Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.

       Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.

Информация о работе История развития Киевской Руси