Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:28, доклад
Первая биржа в России возникла по инициативе Петра I в начале XVIII в. Она была общей - товарно-сырьевой с элементами торговли фондами. Она была создана по образцу Амстердамской. Видя отставание России в развитии рыночных отношений, Петр I попытался активизировать их политическим путем, внеся в существовавшие купеческие собрания элементы организации и техники западноевропейского биржевого торга: включение в оборот ценных бумаг - векселей, заключение фрахтов и сделок на крупные партии привозимых товаров, а также регулярность этих торгов в специально сооружаемых для этого помещениях.
Постановление
СТО от 1 сентября 1922 г. об обязательной
регистрации на бирже всех заключенных
государственными органами сделок вне
биржи было ещё одним шагом в направлении
ориентации государства на биржи в упорядочивании
внутренней торговли. Всего лишь одним
постановлением "товарооборот" был
"увеличен" в несколько раз. По существу
это была уже не биржа, а элемент организованного
государственного регулирования. Ценообразование
на биржах не имело значения как самостоятельный
акт и не отражало реального соотношения
спроса и предложения, ибо было ограниченно
тарифами государства на продукцию предприятий
государственного сектора. В результате
предприятия и организации, производившие
дефицитную продукцию, не могли воспользоваться
благоприятной для них рыночной конъюнктурой.
В октябре 1922 г. Совнаркомом было издано
постановление "О фондовых биржевых
операциях". Организация фондовых бирж
и фондовых отделов товарных бирж должна
была, по мысли законодателя, содействовать
регулированию фондового (ценных бумаг
и т. д.) и денежного рынков. В состав участников
этого биржевого торга - членов фондового
отдела или фондовой биржи и их постоянных
посетителей - допускались: кредитные
учреждения; представители Госбанка, Наркомфина,
Наркомата внешней торговли и др. органов;
всероссийские кооперативные союзы и
их отделения; частные торговые и промышленные
предприятия с определенным уровнем капитала
и отдельные лица.
Фондовые отделы товарных бирж (фондовых
бирж как таковых в этот период не было)
стояли несколько особняком и пользовались
автономией внутри товарных бирж. Однако
их органы были значительно менее самостоятельны,
чем органы товарных бирж: фондовые отделы
строго подчинялись Наркомату финансов.
Первоначальный состав членов фондовых
бирж или фондовых отделов назначался
этим ведомством по соглашению с Комиссией
по внутренней торговле при СТО. Подобным
же образом назначались и биржевые комитеты
или советы фондовых отделов. В этом отношении
советское законодательство было очень
приближено к законам царского правительства.
Первым был организован в 1923 г. фондовый
отдел при Московской товарной бирже.
Фондовые отделы сыграли некоторую роль
при выявлении курса червонца и размещении
государственных займов.
После постановления ВЦИК и СНК о валютных
операциях, изданного в октябре 1922 г., советские
фондовые биржи стали органами регулирования
валютно-фондового рынка, т. е. органами,
выражающими волю государства в этом вопросе.
Но в условиях расширения масштабов государственного
планового сектора биржи стали быстро
терять почву для существования.
Совет труда и обороны был уполномочен
издать по соглашению с наркоматами внутренней
торговли и финансов правила для допущения
ценных бумаг к обращению в фондовых отделах
или на фондовых биржах. Вместе с Госбанком
и Особым валютным совещанием Наркомфин
ставил своей задачей воспрепятствовать
биржевой игре ценными бумагами, так как
был больше всего обеспокоен тем, чтобы
не допустить концентрации капитала в
руках определенных групп предпринимателей,
несмотря на то, что собственные позиции
государства были обеспечены господством
в решающих отраслях народного хозяйства
(так называемые командные высоты). А потому
фондовая биржа теряла в значительной
мере свой смысл и не развивалась.
Для объединения и представительства
общих интересов бирж ещё в январе 1923 г.
был созван первый после революции съезд
представителей биржевой торговли. Он
создал организационный центр - Бюро съездов
биржевой торговли (позже оно было переименовано
в Совет съездов). Последним была проделана
довольно значительная работа как по выявлению
и представлению интересов торгующих,
так и по инструктированию и консультированию
местных бирж.
Развитие биржевой
торговли было сопряжено с большими
трудностями и противоречиями. В
обстановке всеобщего дефицита. Когда
покупатель бегает за продавцом, трудно
говорить о реальной рыночной цене
товара, продаваемого на бирже, так как
торгующие сами по себе не нуждались зачастую
в её посреднических услугах и шли на биржу,
принуждаемые государством. Но и там искали
пути для спекуляции, "по-чёрному"
- в отличие от биржевой игры, или биржевой
спекуляции. Так в эти годы получили распространение
"переодетые" биржевые сделки: предприятия-монополисты,
заключая непосредственно с покупателем
торговые сделки, оформляли их, однако,
через биржу, потому что регистрационные
сборы на внебиржевые сделки были значительно
выше.
Отсутствие и недопустимость биржевой
спекуляции как специфического метода
биржевого торга считались отличительной
чертой советской биржи, её преимуществом
в сравнении с биржей капиталистической.
Таким образом, правительство признавало
необходимость административного воздействия
на цены.
Теоретики биржевого дела никак не могли
определить реальное место биржи в структуре
советской экономики, её природу. Так,
Совет съездов в одном из своих документов
определял биржи как местные представительные
центры торговли. В качестве общественных
организаций биржи приравнивались к профсоюзам,
коллегиям защитников при судах и т. п.
Именно так они определялись в документе,
подписанном одним из авторитетных партийных
деятелей в области кооперации и внутренней
и внешней торговли А. М. Лежавой (в то время
нарком внутренней торговли). Биржа не
входит в общую систему государственного
управления и имеет свой бюджет, говорилось
в документе, но "с другой стороны…товарная
биржа осуществляет свои функции не в
частном интересе, а в интересе общественности".
Это широко распространенное отрицание
наличия частных интересов на бирже как
её движущего механизма было обусловлено
идеологической линией партии.
Некоторые советские теоретики биржевого
дела, к числу которых принадлежал и Лежава,
видели в бирже главным образом учетно-статистический
орган. "Наши биржи имеют природу, которая
трактующим о биржах по шаблону кажется
не настоящей и заставляет их думать, что
такой биржи нам и не нужно.., - писал он.
- Биржевой аппарат сделался необходимейшим
органом для централизованного правительственного
руководства своими промышленными и торговыми
предприятиями… Биржевая статистика
дает исчерпывающий материал по всему
оптовому обороту нашей госторговли. Государственные
экономические наркоматы могут делать
свои выводы по руководству всеми торговыми
предприятиями, опираясь на показания
биржевой статистики".
Представители другой группы, кстати,
сами - биржевые деятели, трактовали биржу
как учреждение, самостоятельно регулирующее
рынок путем установления определенных
цен, обязательных для всех членов биржи.
Однако попытки превратить биржу в высший
контролирующий и направляющий торговлю
орган наталкивались на жизненные интересы,
лишая госорганы возможности маневрировать
путем повышения или понижения цен, да
и противоречили самой природе биржевого
торга. Частный же торговец при отсутствии
товара покупал бы по любым ценам, лишь
бы его получить.
С точки зрения третьей группы теоретиков,
советская товарная биржа по своей природе
предназначалась для здорового, коммерчески
необходимого посредничества. При всей
её слабости, она была наиболее приспособленной
к существующей идеологической обстановке,
и в то же время "здоровое, коммерчески
необходимое" посредничество могло
подразумевать классические, свойственные
обычному биржевому торгу методы, рассматриваемые
как общественные необходимые и буржуазной
и марксистской литературой того времени.
Эта противоречивость
во взглядах на природу советской
биржи привела к тому, что в
практической политике с середины 20-х
годов возобладала тенденция к превращению
бирж в пункты оптовой торговли, что вело
к полной их ликвидации. К 1925 г. реальное
значение в общей системе оборота признавалось
лишь за теми из бирж, где торговали хлебо-фуражными
товарами: Краснодарской, Саратовской,
Армавирской, Московской. Но отсутствие
типизации товаров, ограниченность срочных
сделок и связанных с ними операций приводили
и здесь к тому, что биржи оказывали лишь
торгово-технические посреднические услуги.
Являясь по преимуществу "универсальными"
(что было присуще и дореволюционным товарно-сырьевым
биржам), они имели незначительный удельный
вес в товарообороте. Это создавало впечатление,
что они не справляются с посредническими
функциями. Биржи пытались выйти из положения
путем организации товарных секций. Но
развитых форм биржевой торговли они ещё
не усвоили.
Тенденции к свертыванию бирж проявились
уже в принятом ВЦИК и СНК СССР "Положении
о товарных и фондовых биржи и фондовых
отделах при товарных биржах" от 2 октября
1925 года. В нем на товарные биржи возлагались,
наряду с ранее принятыми, не свойственные
им постоянные или временные функции по
регулированию торгового оборота. Допущение
же ценных бумаг в фондовые отделы регулировалось
особыми правилами Наркомфина. Любые специфические
приёмы биржевой торговли этим положением
исключались. В начале 1927 года в одном
из постановлений прямо указывалось, что
их деятельность должна быть сосредоточена
лишь на посредничестве в торговле теми
товарами, которые в этом нуждаются (в
основном продукция сельского хозяйства).
Пройдя свой пик в 1924 - 1925 годах, биржевая
торговля быстро пошла на спад. Уже к 1927
г. большая часть бирж была упразднена.
Изданным в апреле 1928 конкретизирующим
это постановление положением ещё более
усиливался административный контроль
над биржами, превращавших их окончательно
в организации, занимающиеся простой оптовой
торговли через прилавок. Маклеры стали
рассматриваться в качестве своего рода
совслужащих, порядок оплаты их труда
соответствующими наркоматами. Биржевые
сделки, в которых участвовало хотя бы
одно частное лицо, контролировались фининспектором,
что подрывало право на коммерческую тайну.
Ликвидация бирж в начале 1930 г. постановлением
Совнаркома завершила эту серию правительственных
актов.
Так была ликвидирована единственная
в Советской России признанная в мире
экономическая структура, деятельность
которой при правильной постановке дела
могла способствовать выработке рыночной
цены ценных (фондовых) бумаг и товарно-сырьевой
продукции. Хотя биржевое дело в этот период
не смогло подняться до европейского уровня,
его развитие в первой половине 20-х годов
шло по общему пути, несмотря на все препятствия.
Ликвидация бирж отдала вопросы ценообразования
и все с ними связанное во власть волюнтаризма,
чиновничье-бюрократического произвола,
способствовала утрате обществом объективных
экономических критериев, явилась важным
шагом по пути к застою и тупику, разрушая
естественные стимулы развития общественного
труда. Предпринятые правительством одновременно
попытки массового акционирования производства
не могли вывести из этого тупика: отсутствовали
объективные критерии оценки стоимости
фондов акционируемых предприятий. Были
перекрыты пути инвестирования в эти предприятия
крупных денежных капиталов (помимо собственных
их средств и прямых государственных вложений),
устранены возможности развития конкурентной
борьбы через концентрацию и переливание
капиталов - денежных и акционерных - от
одного акционерного общества к другому.
После шестидесятилетнего перерыва биржевое движение в России было вновь возрождено. Стихийный процесс создания биржевых структур был начат созданием в мае 1990 г. Московской товарной биржи. Так же, как и в 1921 - 1922 гг. процесс образования новых бирж осуществлялся при коренных изменениях в экономике; сходным оказался и лавинообразный рост бирж - 101 товарная биржа к 1925 г. и 182 товарные и фондовые биржи на начало 1992 г. По данным Госкомстата РФ на август 1991 года распределение бирж по территориям выглядело следующим образом:
|
Наибольшее
распространение биржи
Создание бирж в 1990 - 1991 гг. на различных
территориях проводилось исходя из местных
интересов отдельных групп предприятий
или предпринимателей, а также в условиях
отсутствия биржевого законодательства,
что предопределило пестроту в выборе
организационно-правовых форм биржи -
от частного предприятия до акционерного
общества открытого типа.
Организационно-правовые формы товарных
бирж.
|
Бурный количественный
рост товарных бирж
Через год последовал
закон "О товарных биржах и биржевой
деятельности". По мысли его авторов,
он должен был способствовать упорядочению
и улучшению организации
Издание закона вызвало бурю протестов
со стороны биржевиком. Подготовители
закона ссылались на мировой опыт, обобщенный
в нем, на необходимость привести биржевое
дело в России в соответствие с общепринятой
практикой. Инфляционные процессы, в которых
биржевики видели главный тормоз для развития
их дела, а также тотальный товарный дефицит
рассматривались законодателями как временные
явления, в преодоление которых должны
были внести свой вклад и товарные биржи,
содействуя - своими специфическими методами
- формированию объективных рыночных цен,
восстановлению нарушенных хозяйственных
связей. Однако подготовители закона не
приняли во внимание (и это отразилось
на его содержании) отечественный исторический
опыт: то, что за годы существования биржи
в общественном сознании не сложилось
понимания её места в регулировании рыночных
отношений; не получила признания специфика
биржевой спекуляции и её общественная
значимость; не было преодолено отставание
в развитии самой биржевой техники. Закон
не определял форм взаимодействия товарной
биржи и государства, действенных путей
защиты биржи от диктата монополистов-производителей,
а общества - от возможных биржевых афер.
В мае 1993 г. последовало правительственное
постановление "О мерах по стимулированию
роста организованного товарооборота
биржевых товаров через товарные биржи".
Биржи рассматриваются в нем как организованные
рынки, обеспечивающие "концентрацию
спроса и предложения, формирование объективных
цен на основные сырьевые и продовольственные
товары". К ним отнесены, помимо стратегически
важных, мясо и мясопродукты, зерно, сахар,
нефть, нефтепродукты, лес и лесоматериалы,
хлопок, шерсть, черные и цветные металлы.
Меры, указанные в постановлении, должны,
во-первых, способствовать превращению
биржевой торговли в важнейший фактор
"формирования общероссийского и местных
рынков"; во-вторых, расширить, путем
предоставления правительством квот,
участие товарных бирж в экспорте биржевых
товаров; в-третьих, повысить контролирующую
роль государства в регулировании деятельности
бирж.
Разрабатывается специальная система
контроля биржевых операций. Особенно
связанных с формированием экспортных
цен и заключением экспортных контрактов,
а также меры ответственности за уклонение
от регистрации сделок или отказ в регистрации.
Таким образом, получает признание важная
роль биржи в установлении долговременных
рыночных связей, обеспечении гласного
формирования цен на массовые виды сырья,
материалов и продовольствия; поставлена
задача включить российские биржи в формирование
мировых цен на такого рода товары. Эти
меры в целом направлены на преодоление
монополистических явлений на сырьевом
рынке. Государственные органы и биржевики
проявили готовность к сотрудничеству.
Все это поможет преодолению кризиса на
товарных биржах, но, как представляется,
при одном существенном условии - при условии
преодоления одновременно кризиса также
и на фондовых биржах, без чего трудно
рассчитывать на оздоровление финансовой
системы, правильное развитие операций
с фондовыми ценными бумагами, в числе
которых первостепенное место занимают,
наряду с государственными, акции приватизированных
предприятий. Действительная, ничем не
стесненная продажа акций является для
предприятий источником инвестиций, способом
привлечения капиталов, накопленных внутри
страны, владельцы которых будут защищены
правом последующей перепродажи этих
акций без ущерба для интересов предприятия.
Только биржевая игра акциями приватизированных
предприятий способна выявить их действительную
рыночную цену. Однако государству - совместно
с биржевиками-фондовиками - ещё предстоит
найти юридические и организационные
формы взаимодействия разнообразных биржевых,
банковских и производственных структур.