Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:28, доклад
Первая биржа в России возникла по инициативе Петра I в начале XVIII в. Она была общей - товарно-сырьевой с элементами торговли фондами. Она была создана по образцу Амстердамской. Видя отставание России в развитии рыночных отношений, Петр I попытался активизировать их политическим путем, внеся в существовавшие купеческие собрания элементы организации и техники западноевропейского биржевого торга: включение в оборот ценных бумаг - векселей, заключение фрахтов и сделок на крупные партии привозимых товаров, а также регулярность этих торгов в специально сооружаемых для этого помещениях.
История биржи
в России насчитывает более двух
столетий. Первая биржа
в России возникла по
инициативе Петра I в
начале XVIII в. Она была
общей - товарно-сырьевой
с элементами торговли
фондами. Она была создана по образцу
Амстердамской. Видя отставание России
в развитии рыночных отношений, Петр I
попытался активизировать их политическим
путем, внеся в существовавшие купеческие
собрания элементы организации и техники
западноевропейского биржевого торга:
включение в оборот ценных бумаг - векселей,
заключение фрахтов и сделок на крупные
партии привозимых товаров, а также регулярность
этих торгов в специально сооружаемых
для этого помещениях. Но, как и многие
новшества петровского периода, "биржа
оказалась чересчур высоким по своей коммерческой
структуре институтом для русской торговли".
Практически целое столетие Санкт-Петербургская
биржа оставалась единственной во всем
государстве. Такое положение объяснялось
незначительностью торгового оборота,
примитивностью форм организации торговли.
Яркую картину состояния фондовых и товарно-сырьевых
бирж, принятых на них норм и обычаев торга
оставил профессор А. Невзоров, ознакомившийся
с ними в 1896 году. С его точки зрения, отсутствие
точно выработанного законодательного
определения сущности биржевых сделок
и порождаемых ими правоотношений, а также
общепринятой техники этих сделок, укоренившиеся
в каждом городе собственные привычки
и обычаи, равнодушие купечества, как к
самодеятельному формулированию норм,
так и к организации своего сословия, -
это приводило к тому, что даже в столицах
на биржах не было условий для выработки
устойчивого уклада деловых отношений.
Многообразие биржевых сделок тщательно
скрывалась. "Торговая деятельность
исконной "купчихи" Москвы и в настоящее
время резко бросается в глаза… - писал
он. - Состав биржевых посетителей чрезвычайно
пестрый. Кроме коренных московских купцов,
в биржевой публике можно видеть типы
представителей всех племен, населяющих
Россию, особенно восточную её часть. Это
разноплеменное общество явилось сюда
для того, чтобы получить разные сведения,
важные для торга, повидаться с нужными
людьми, условиться о свидании в другом
месте и т. п. Сделки же здесь заключаются
в относительно редких случаях. Они совершаются
в огромном большинстве случаев вне биржи".
На становлении биржевого дела в нашей
стране сказывались те черты её исторического
развития, которые накладывали отпечаток
на все социальные институты, порождая
отличия от аналогичных институтов стран
Западной Европы, капиталистически более
зрелых. На протяжении всей своей истории
Россия, отягощенная чертами "азиатчины",
прилагала усилия к тому, чтобы стать равноправным
участником европейского процесса. Большая
роль в этом принадлежала её государственным,
политическим структурам. Однако их реформаторские
идеи и шаги входили в противоречие с консерватизмом
социальной психологии, свойственным
различным слоям российского общества.
Так, по наблюдению Невзорова, у купцов,
в частности производителей хлеба и составителей
его партий, долгое время не складывалось
понимания того, что для успеха продажи
хлеба на биржах необходима типизация
этих партий, их подгонка по определенным
показателям.
Экономический смысл купли-продажи в
том, что товар, в конце концов, доходит
до потребителя и исчезает с рынка. На
фондовых биржах предметом торга являлись
всякого рода ценные бумаги. Но если
облигации, закладные,
рента, билеты госзаймов, приносящие
определенные и неизменные проценты, после
выплаты по ним исчезали с рынка, то появление
акций частных предприятий
изменило дело. Процесс акционирования
частных предприятий был вызван потребностью
производственных капиталистов в дополнительных
средствах для улучшения их предприятий.
Накопленный денежными капиталистами
к этому времени капитал, чтобы приносить
прибыль должен был постоянно обращаться,
меняя собственника, и с выгодой для его
владельца. Именно на фондовой бирже в
ходе торга акциями частных предприятий
развертывалась конкурентная борьба,
сводились вместе представители этих
двух типов капитала. Продавая акции, производственный
капиталист инвестировал полученные средства
в предприятие, добивался увеличения его
доходности. Денежный капиталист, покупая
акции, обеспечивал себе приносимый ими
барыш (прибыль), размер которого, однако,
зависел от прибыльности предприятия
и мог быть учтен только по итогам его
длительной деятельности. Поэтому возможность
продать акции на бирже вторично гарантировала
денежному капиталисту возврат затраченного
им капитала и одновременно приносила
дифференцированную прибыль, или барыш,
получаемый на разнице как результата
колебания цен, спроса собственно на акции,
не зависевшего от производственного
процесса в самом акционерном предприятии.
Эта вторичная
и последующая перепродажа
Реформа 1861 г. дала толчок развитию капиталистических
отношений в России. За короткое время
возникает целый ряд бирж. А к началу первой
мировой войны их насчитывалось более
90. Бурное развитие капитализма в России
породило тенденцию "европеизации"
русских бирж. Однако этому процессу не
суждено было завершиться, так как развитие
собственно биржевого дела продолжало
отставать. "…И в настоящее время биржевая
торговля в России, несмотря на достигнутые
успехи в смысле территориального распространения,
носит на себе черты значительной отсталости,
которая никоим образом не может быть
истолкована в смысле присущей нам будто
бы самобытности, - делал вывод современник
в 1912 г. - Русская биржевая техника в своем
развитии идет теми же путями, что и западноевропейская,
но находится пока в более ранней стадии
совершенства."
Остановимся на особенностях развития
биржевого дела.
По сравнению с западными,
русские биржи обладали
определенной спецификой. Их отличал,
во-первых, низкий уровень биржевой техники,
что было связано с неразвитостью инфраструктуры
(железнодорожный транспорт, элеваторы,
склады и т. п.) как следствие, на русских
биржах не получили распространения сделки
на срок (срочные или терминальные сделки).
Но не было и жесткой регламентации правил
заключения сделок.
Во-вторых, в силу того, что русское купечество
представляло собой размытую, аморфную
массу, биржи брали на себя функцию представительства
их интересов. Во многих биржевых уставах
прямо указывалось на это. Ни одна из западных
бирж не выполняла этой функции, ибо представительство
интересов купечества в этих странах осуществлялось
через купеческие палаты, которые были
созданы в результате длительной политической
и экономической борьбы предпринимателей
за свои цели.
В-третьих, обыденное отношение к биржам
в России всегда было неоднозначным. Часто
преобладало мнение, что биржа - это то
место, куда порядочному человеку ходить
позорно.
В-четвертых, наблюдалось повышенное
внимание к отечественным биржам со стороны
государства.
Россия принадлежала
к числу тех стран, где именно
из-за отсталости политического правосознания
всех слоев и классов, что обуславливалось
неравномерностью экономического развития
различных сфер народного хозяйства
и сохранением многоукладности, роль
политической власти в экономике в целом,
и в развитии биржевого дела в частности,
была сравнительно велика. В 1895 г. при Министерстве
финансов была создана комиссия для составления
нормального биржевого устава взамен
действовавших разрозненных уставов отдельных
бирж. Комиссия выработала проект, но не
был утвержден, так как проведению единообразия
в деятельности бирж препятствовали различный
характер фондовых и товарных операций,
а также пестрота условий и обычаев биржевого
торга в различных местностях. В конечном
счете, правительство ограничилось реформой
лишь на Петербургской бирже (общей). В
июне 1900 г. царь утвердил мнение Комитета
министров об основании её фондового отдела,
а в начале 1901 г. - правила для этого отдела.
Для товарно-сырьевых бирж законодатели
ограничились изданием Устава торгового,
в котором были сведены ранее принятые
акты и утвержденные уставы товарно-сырьевых
бирж. При этом остались некоторые противоречивые
положения, например, касающиеся определения
сущности и задач этих бирж. С течением
времени Устав торговый пополнялся всё
новыми статьями.
Следуя западноевропейской традиции,
правительство в части законодательства
о фондовом отделе взяло за эталон германское
биржевое право и в некоторой части - практику
организации фондовой биржи во Франции.
Будучи самоуправляющимися организациями,
все российские общие биржи в порядке
надзора были подчинены Министерству
торговли и промышленности - его отделу
торговли, фондовый же отдел Петербургской
биржи был подчинен Министерству финансов
по Особенной канцелярии по кредитной
части, причем последняя являлась почти
полным хозяином на петербургском фондовом
рынке.
Такое разделение было вызвано различной
ролью этих двух типов биржи в экономической
жизни. Фондовый отдел в известной степени
походил на западноевропейскую фондовую
биржу в её германском варианте. Его деятельность
наиболее непосредственно влияла на структурную
перестройку крупного капиталистического
производства применительно к условиям,
когда в мировом хозяйстве усиленно шел
процесс создания монополий, захвативший
и Россию; рост финансового капитала, различных
промышленных синдикатов, концернов и
т. д. И правительство стремилось держать
все происходящее там под своим контролем.
Основанием для этого было то, что фондовый
отдел являлся сосредоточием оборота
с облигациями государственных займов,
и финансовое ведомство ставило своей
задачей обеспечить здесь интересы государства.
Так, действительными членами отдела могли
быть только русские подданные. Избранные
общим собранием биржи члены совета отдела
из числа действительных его членов утверждались
в должности министром финансов. Он же
по представлению совета отдела назначал
фондовых маклеров и утверждал правила
о порядке заключения биржевых сделок.
Представители Министерства финансов
участвовали в деловом обороте - в сделках
с фондами и валютой за счет Государственного
банка или Государственного казначейства.
В то же время фондовым маклерам было запрещено
совершать сделки в отделе за собственный
счет.
В порядке надзора два представителя
Министерства финансов присутствовали
с правом голоса в котировальной комиссии
(комиссии, выводившей биржевые цены на
фондовые бумаги и валюту на данный день
торга) при составлении бюллетеня и в совете
отдела при обсуждении вопроса о допущении
бумаг к котировке в фондовом отделе. Эти
меры должны были препятствовать попыткам
недобросовестно воздействовать на котировку,
то есть контролировать и ограничивать
биржевую спекуляцию ценными бумагами
и валютой. Тем самым российская фондовая
биржа как посредническая организация
утрачивала способность быть самым точным
измерительным инструментом для ценности
бумаг, находящихся в обращении. Империализм
с его монополиями, проникая в Россию,
с первых шагов и в самой важной сфере
принимал форму слияния интересов чиновничества
и крупнейшей буржуазии, "союза биржи
с правительством". В то же время возрастание
роли крупнейших банков также влияло на
деятельность биржи, порождало явления
монополизма. Установление монопольных
цен на фондовые бумаги снижало роль биржевой
спекуляции в процессах мобилизации и
концентрации капиталов, в вовлечении
в них среднего и мелкого производства.
Для России это было особенно неблагоприятно,
так как именно эти предприятия, находившиеся
на более ранних стадиях капиталистического
развития и даже на стадии "предкапитализации"
(например, многочисленные мануфактуры,
промыслы), составляли численное большинство.
Чиновничье-бюрократический
контроль правительства над фондовым
отделом Петербургской биржи
благоприятствовал
Подобная противоречивость наблюдалась
и в развитии товарно-сырьевых бирж, которые
ещё и в начале XX в. переживали первый этап
своего развития. Об этом, в частности,
свидетельствовала уже упомянутая неудачная
попытка правительства составить проект
нормального биржевого устава. Большинство
товарно-сырьевых бирж брало за образец
уставы Петербургской (общей) биржи, утвержденные
ещё в 1831 и 1832 годах. Определенное понимание
роли и места товарных бирж в экономической
структуре страны так и не было выработано
вплоть до начала первой мировой войны.
И это являлось одним из основных показателей
как недостаточности капитализма в стране,
несмотря на уже появившиеся могущественные
монопольные структуры, так и слабости
товарной биржи как необходимого инструмента
формирования рыночной экономики. Органы
местного самоуправления смотрели на
биржи весьма узко. С их точки зрения, создание
бирж должно было лишь содействовать упорядочению
и регулированию местной торговли, доставляя
купцам и промышленникам необходимые
сведения.
В итоге всех регламентаций биржи утвердилась
следующая организационная схема бирж
в России. Руководящие органы включали
биржевое общество (члены и посетители
биржи), биржевую администрацию, биржевой
маклериат, третейские суды (или арбитраж),
котировальные, экспертные и другие комиссии.
Биржевое общество было высшим руководящим
органом данного института. Его работа
строилась на демократических принципах,
важнейшие вопросы решались только коллегиально.
Право присутствия на бирже определялось
особым билетом и оплачивалось соответствующим
сбором по общему правилу. Приобретение
этих прав было связано с владением торговой
фирмой, рекомендациями определенного
числа членов биржи и наличием свободных
мест. Как правило, прием новых членов
производился биржевой администрацией.
Её главной фигурой являлся биржевой
комитет. В его задачи входили: осуществление
дисциплинарного надзора за членами биржи
и её посетителями, а также официальными
маклерами; определение времени проведения
биржевых собраний, прием новых членов
и допуск посетителей; установление и
изменение правил биржевой торговли; руководство
биржевым персоналом и её канцелярией;
руководство выборами и общими собраниями
биржевого общества; составление курсовых
бюллетеней; назначение официальных маклеров;
организация третейского суда; подготовка
заключений по запросам правительства
и возбуждение ходатайств перед ним. На
формирование биржевого комитета существенно
влиял организационно-экономический статус
биржи (корпоративный или государственный).
Биржевое законодательство, как правило,
включало ряд положений, касающихся маклеров.
Под присягой они принимали на себя определенные
обязанности: соблюдение интересов сторон
без предпочтения какой-либо одной из
них, ограничение своей деятельности лишь
маклерством, присутствие на бирже в определенные
часы и т. д. Причем нарушение этих обязанностей
влекло за собой дисциплинарную ответственность.
Стремление автономно регулировать внутренние
конфликты реализовывалось в институте
третейских судов. Споры, возникавшие
из-за сделок, заключаемых на бирже, рассматривались
биржевым третейским судом, за исключением
случаев, когда их рассмотрение общим
судом не оговаривалось в специальном
соглашении. Третейские суды могли рассматривать
и иные разногласия по сделкам, выходящим
за пределы биржи, но лишь при наличии
взаимного согласия спорящих сторон. Состав
и порядок выборов третейских судов устанавливали
учредители биржи.
Экспертные комиссии выражали компетентное
мнение (и только) по поводу качества товаров,
представляемых на биржу.
Самостоятельная фондовая биржа возникла
в 1900 году. Фондовые отделы русских бирж
развивались по тем же образцам, что и
западноевропейские биржи. 16 июля 1914 г.
фондовые биржи были закрыты. В январе
1917 г. их вновь открыли, а в феврале того
же года закрыли вновь.
Однако биржам
суждено было возродиться и в советский
период. Это произошло в июле - декабре
1921 г. (первые месяцы нэпа). Распадавшаяся
на отдельные части хозяйственная система
с её подорванными производительными
силами не желала больше подчиняться административному
диктату. Только обмен через торговлю,
через рынок мог связать отдельные хозяйственные
единицы, принадлежавшие к различным экономическим
укладам ("социалистическому" в лице
национализированной государством части
народного хозяйства, а точнее, государственному;
государственно-
23 августа 1922 года вышло постановление
Совета труда и обороны (СТО), что свидетельствовало
о том, что в решении задачи упорядочивания
внутренней торговли государство ориентировалось
на биржи.
В этом постановлении видны основы политической
концепции правительства в отношении
бирж. Во-первых признание бирж не государственными,
а общественными организациями, хотя согласно
постановлению СТО "О товарных биржах",
они учреждались Комиссией по внутренней
торговле при СТО или по её собственной
инициативе, или по ходатайству заинтересованных
учреждений, предприятий, лиц, причем самочинное
учреждение бирж, наблюдавшееся до принятия
этого постановления, более не допускалось.
Во-вторых, правительство искало и нашло
в лице бирж экономические рычаги развития
торговли в стране. И, как это было известно
из опыта капиталистических бирж, не только
торговли. Этот экономический рычаг - свободный
биржевой торг, при котором, однако, функции
биржи "носят характер посреднический,
а не оперативный". Ещё одной функцией
биржи являлась выработанная мировой
практикой котировка биржевых цен. Котировка
- фиксирование и опубликование выявившихся
на торгах цен. Последовательный ряд котировальных
цен дает, в конечном счете, реальную рыночную
цену, ту цену, которая является регулятором
рыночной экономики и на которую ориентируются
в своих долгосрочных планах как промышленники
- производители товара, так и торговые
посреднические предприятия.
Для политической концепции правительства
характерно было также регламентирующее
положение о том, кто мог становиться членами
товарной биржи: это - государственные
учреждения и торговые и промышленные
предприятия, их объединения; кооперативные
товарищества и их объединения; частные
торговые и промышленные предприятия
определенного ценза. Такое объединение
в единой структуре, признаваемой общественной,
и под общим ведением государственных
органов организаций, принадлежащих к
различным экономическим укладам, свидетельствовало
о том, что товарная биржа по существу
учреждалась первоначально как госкапиталистическая
структура. Вместе с тем это была попытка
преодолеть полное безразличие государственных
предприятий к биржевому торгу, предпринятая
в лучших традициях насильственного "загона"
торгующих на биржу. Причин равнодушия
было несколько. Во-первых, тотальный товарный
дефицит. Во-вторых, монополизм государственных
предприятий-трестов, которые создавались
по типу организационного строения капиталистических
синдикатов и трестов: решая задачу концентрации
производственных возможностей разоренной
страны, такой принцип приносил за собой
сразу и отрицательную сторону монополии
- беспосреднический торговый обмен по
монопольным ценам. По политико-идеологическим
причинам биржи не смогли преодолеть этого
ценового монополизма госпредприятий.
Следует отметить, что к 1924 г. наметился
спад доли товарооборота государственных
предприятий (на 1,2%). Происходило взаимное
отторжение биржи и монополизированной
экономики.