История приказной системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Появление приказов – органов центрального отраслевого управления – связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в.1 Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.

Содержание

История приказной системы управления………………………………...2
Государственная дума как высший законодательный орган России: история и современное состояние…………………………………………..6
Местное самоуправление Японии………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

История приказной системы управления.docx

— 48.75 Кб (Скачать)

     На  основании этого надуманного  повода Николай II 3 июня 1907 г. объявил о роспуске II Думы.

     Вслед за указом о роспуске II Думы последовал указ об утверждении нового Положения о выборах в Государственную Думу.

     На  первых же заседаниях III Государственной Думы, начавшей свою работу 1 ноября 1907 г., сложилось большинство правых и октябристов, которые составляли 2/3 членов Думы. Поскольку черносотенцы были против манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристко-кадетское, составляющее 3/5 состава Думы. Наличие этих двух большинств определяло характер деятельности III Думы, обеспечив ее «работоспособность».

     За  пять лет ее работы (до 9 июня 1912г.) она  провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой10.

     Основным  содержанием деятельности III Государственной Думы продолжал оставаться аграрный вопрос. 14 июня 1910 года был издан одобренный Думой и Государственным советом и утвержденный императором аграрный закон. Практически этот закон был первым фактом участия Государственной Думы в законодательном процессе за всю историю ее существования. Следующим нормативным актом, принятым Думой, стал закон о государственном страховании рабочий, которым был установлен 12-часовой рабочий день, допускавший возможность увеличения его продолжительности за счет сверхурочных. Попытка Думы вмешаться в процесс рассмотрению бюджета закончилась неудачей; вопрос о военных и морских штатах вообще был изъят из компетенции Думы.

     В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов  III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную думу.

     Председателем IV Думы в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М.В. Родзянко.

     Начавшаяся  в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказались за доверие правительству и отказ от оппозиционной деятельности. 24 июля 1914 г. Совету министров были представлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с Правительством11.

     Первая  мировая война легла тяжким бременем на плечи России. В 1915 г. остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 г. – 74 металлургических завода. Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0,5 млн. кадровых рабочих. В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием.

     23 февраля недовольство переросло  в стихийные митинги, демонстрации  и забастовки. Большевики, межрайонцы, меньшивики-интернационалисты и  другие социальные партии и  группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петербург. В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация.

     Председатель  IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство» а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В нем говорилось, что новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства»12.

     2 марта Временный комитет объявил  о создании нового правительства  в его составе и фактически  прекратил свое существование.  Юридически IV Государственная дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г.

     В течение, 1993-2005 гг. Государственная  Дума созывалась четыре раза. Выборы в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого Созыва проводились по смешанной системе:

     - согласно мажоритарной системе, избиралось по одному депутату в каждом из 225 одномандатных округах.

     - согласно пропорциональной системе, 225 депутатских мандатов по единому общефедеральному избирательному округу распределялись между избирательными объединениями в зависимости от количества поданных за них голосов;

     Первый  состав Государственной Думы, сформированный 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.

     В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государственной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.

     Конституция 1993 года коренным образом изменила роль и функции законодательного органа государственной власти Российской Федерации - Государственной Думы. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения Государственной Думы исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.

     К 12 декабря 1993 г. в состав Государственной  Думы было избрано 444 депутата. Из них 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным  округам. В 5 округах выборы не состоялись, а в одном выборы не проводились (Чеченская республика).

     Право на получение мандатов по общефедеральному округу имели только те избирательные  блоки, которые преодолевали пятипроцентный барьер.

     В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной.

     В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.

     За  два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. И только 310 принятых законов вступило в действие.

     Выборы  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго  созыва (1995 г.) состоялись во всех избирательных  округах.

     Дума  первого созыва передала около 500 законопроектов в разной стадии рассмотрения депутатам  следующего созыва. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в  законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 - вступили в силу.

     Выборы  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года.

     В Думе третьего созыва было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы. Чтобы объединить усилия депутаты, состоявшие в различных фракциях и депутатских группах, наряду с комитетами и комиссиями образовали несколько межфракционных депутатских объединений: «Энергия России», «Солидарность», «Сибирское соглашение» и другие.

     Думой третьего созыва было рассмотрено около 2100 законопроектов. Из общего числа  принятых в этом созыве законов Президент  Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов.

     Выборы  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

     Основным  приоритетом деятельности Думы - законодательное  обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны, т.е. рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.

     Деятельность  Государственных Дум всех созывов  направлена на развитие всех сфер жизни общества и государства. Так, например, в государственной сфере заложены законодательные основы создания правового демократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод личности, формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной властей. А в экономической сфере приняты законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики.

     Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва была избрана  в 2008 г. сроком на пять лет.

     В состав Государственной Думы входит 450 депутатов. По мажоритарной системе  проходят прямые и всеобщие выборы, в результате которых и формируется Государственная Дума.

     Во  главе Государственной Думы стоит  Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатов  Государственной Думы тайным голосованием. Если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов, то он становится Председателем Государственной Думы. 
 
 
 
 

  1. Местное самоуправление Японии.
 

     В Японии 47 префектур, 3437 городов, поселков, деревень. Все они имеют органы местного самоуправления. Создаются также промышленно-финансовые округа, местные советы создают свои территориальные объединения для решения общих проблем. Промышленно-финансовые округа и территориальные объединения не являются муниципальными образованиями13.

     Местное самоуправление и управление в Японии в соответствии с законом 1947г. основано на принципе местной автономии. Япония разделена на префектуры (43 обычные префектуры, префектура Токийского столичного округа и входящие в него две столичные префектуры, префектура острова Хоккайдо). Правовое положение всех этих единиц, включая столичный округ, одинаково. Токийский столичный округ делится на городские районы (их 23, в них есть избираемые советы и главы районов). К Токио примыкают города, поселки, деревни, входящие в этот округ. Остальные префектуры (в том числе две столичные) делятся на города, поселки и деревни. Наряду со столичным округом другие крупные города (с населением более 1 млн. человек) также имеют внутригородские районы, но в этих районах нет самоуправления, главы их исполнительных органов назначаются мэрами городов; не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные округа: финансово-промышленные, корпорации регионального развития и др. Их органы, избираемые и делегируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью.

     Выборы  в однопалатные местные представительные органы (собрания префектур, городов, деревень), а также должностных лиц исполнительной власти (губернаторов префектур, мэров городов и др.) производятся по сходным правилам: выборы собраний - по смешанной системе, должностных лиц - по мажоритарной системе относительного большинства. Губернатором может быть избрано лицо, проживающее в данной префектуре и достигшее 30 лет; мэр города и староста деревни должны проживать в данном месте и иметь возраст не менее 25 лет.

     В административно-территориальных единицах, обладающих правом местного самоуправления (префектурах, городах, деревнях), граждане избирают сроком на четыре года. В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов, в городах и деревнях - от 12 до 30. Эти депутаты иммунитета не имеют. Они получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел (в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы в размере 380 тыс. иен (около 4 тыс. долл. США). Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов. В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избирателей.

Информация о работе История приказной системы управления