История политических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н. э.
Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74-71 гг. до н. э. и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Биография………………………………………………………………………………5
Философия Августина………………………………………………………………...7
Зарождение теократических доктрин………………………………………………...14
Этапы творчества……………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

история политических учений.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

  Приведение как будущего, так и прошлого к настоящему доказывает божественную, совершенную абсолютность. В боге раз и навсегда соединены  настоящее с прошлым и будущим. Августиново понимание противоположности абсолютной вечности бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения.

  Социально-политическая  доктрина Августина основана  на идее неравенства, которую  он отстаивает как вечный и  неизменный принцип общественной  жизни. Неравенство является стороной  иерархической структуры общественного  организма, созданного богом.  Земная иерархия - отражение иерархии  небесной, "монархом" которой является  бог. Пытаясь предотвратить обращение  народных масс к  еретическим  учениям, Августин ссылается и  на христианскую идею равенства  всех людей перед богом - все  люди происходят от одного  праотца.  

  Августин обращается  и к общественно-историческому  процессу. Некоторые  историки  даже говорили о нем как  об одном из первых "философов  истории".  Стимулом его интереса  к этой проблематике было разграбление "вечного города" в 410 г. готскими  войсками, возглавляемыми королем  Аларихом. Это событие интерпретировалось многими современниками по-разному. Одни объясняли его как месть старых римских богов римлянам за то, что они перешли в христианство. Другие утверждали, что падение Рима возглашает конец человеческой истории, который наступает вследствие греховного перехода от первоначального демократического христианства к государственному. Августин опровергает обе эти интерпретации.

  В философии истории  он выступает против как языческих  религиозных представлений, так  и нерелигиозных этических и  философских концепций. Языческих  богов он отвергает как бессильных  демонов, порожденных поэтической  фантазией. Им он противопоставляет  единого и всемогущего бога.

  О философии истории у Августина можно говорить лишь условно. Он занимается "судьбами всего" человечества, руководствуясь, однако, христианскими мифологическими представлениями, опирающимися на библейские материалы. Человечество происходит от одной пары прародителей и руководится богом.  Понятие истории у Августина является провиденциалистским (провидения - - провидение).

  Августин выдвигает  мысль о единстве человеческой  божественной истории, которые  текут в противоположных, но  взаимно неразделимых сферах, содержанием  которых является бой двух  царств (градов) - божьего и эемного. Дуализм бога  и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества - это те, которые своим морально- религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода Иисуса. Главной предпосылкой  принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность как перед богом, так и перед церковью.

  В своем изложении  плана божьего предопределения  Августин дает периодизацию  истории  земных градов-обществ. Она основана  на аналогии с шестью днями   творения, шестью развивающимися  сферами человеческой жизни и  шестью эпохами, которые приведены  в Ветхом завете. Это по своей  сути эсхатологическая концепция;  идея прогресса, которая в ней  содержится, - религиозно-теологическая. 

  Церковь в истории  занимает особое положение: она  является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных,  и вне ее нельзя обрести  спасение. Церковь является зримым  представителем царства божьего  на земле. Светский  град и  его государство также установлены  богом, но они не имеют   привилегированного положения, как  церковь, которая занимает высшее  положение, и государство должно  ей служить. Только при таких  условиях возможно возникновение  гармоничного общественного организма.  Понимание общества у  Августина  является теократическим.

  Августин заложил  основы новой христианской философии.  Он отбросил классический подход  греков, основанный на объективизме  и интеллектуализме, его подход  был интроспективным, воле он  приписывал первенство над разумом.  Греки склонялись к финализму  и натурализму, Августин представлял  бога как бесконечность, а мир  - как продукт сверхъестественной  силы и творение  милости. Интроспективная  позиция переходит в персонализм,  бог - это прежде  всего персона, сущностью которой является воля; этим самым философия Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и доказательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарождение теократических доктрин

Признание христианства государственной  религией не исключало того, что  между императорской властью  и церковью временами возникали  трения.

С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников  как на своих чиновников, обязанных  исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных  вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и  идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных  делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства  в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.

Притязания церкви на участие  в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими  теориями.

Одним из первых теоретиков теократии был константинопольский  епископ Иоанн Златоуст (345-407). Из слов апостола "всякая власть от бога", рассуждал Златоуст, не следует, что  каждый князь лично ставится богом  – богом дан лишь общий принцип  власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, – не истинные цари, они несли  наказания за такое вмешательство. Из этого следует назидание: "Оставайся  в своих границах – одни пределы  царства, другие священства. Однако последнее  больше первого. Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души. Последнего княжество выше; поэтому  царь преклоняет голову под руку священника".

Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354-430), прозванного православной церковью "Блаженный", а католической – признанного святым и учителем церкви.

Аврелий Августин, как и другие епископы, и выдающиеся церковные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви". Он современник раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима вестготами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в других частях Римской империи. В его трудах изложены основные положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долговременное воздействие на политико-правовое учение церкви.

В произведении "О граде  божием" Августин писал, что в  мире существует два государства: "божий  град" (церковь) и "град земной" (государство). Церковь "странствует  по земле, имея цель на небе", "церковь  и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит определение  государства, данное Цицероном, так  как лишь в церкви – право и  общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: "При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре".

Оправдание государства  в том, утверждал Августин, что  оно поддерживает земной, временный  порядок, причем и тут государства  разные: есть два вида земных царств.

Одни – организации  насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Другие царства – это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных.

В конечном счете, оправдание государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять  и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Августин – один из первых церковников, призывавших насильственно  приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для подавления донатистов и агонистиков: "Дерзость мужиков восстает против их владельцев".

Проблема уничтожения  еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место  в трудах Августина. Насилие –  не зло, если оно применяется в  благих целях: отец бьет непослушных  детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживают того, кто  падает в пропасть. В сочинении "Апология гонений" Августин утверждал, что "лучше  раны, нанесенные другом, чем поцелуй  врага". В других его сочинениях говорится, что "церковь преследует, любя". Наконец, в "Письме к Донату" Августин писал, что церковь теперь "не только приглашает к добру, но и принуждает к нему".

Источник зла – свободная  воля людей, влекущая их от единства к  множеству. В делах веры это очень  опасно: "Прежде чем понимать, мы должны верить". Еретики хуже отравителей, они – враги единства. Коль скоро  цель христианского государства  – благо, государство, если неверие  не поддается убеждению, должно "принуждать людей, а не учить".

"Вы думаете, что  никого не следует принуждать  к правде, однако читаете у  св. Луки, что господин сказал  своим слугам: принуди войти всех, кого найдете".

Правда, рассуждал Августин, Христос никого не принуждал, но "был  ли тогда император, который бы верил  во Христа и мог бы служить ему  в благочестии, издавая законы против нечестия". Во времена Августина  большая часть населения Римской  империи держалась прежних, языческих  культов. Церковь тревожили и  неподвластные ей христианские секты  еретиков. Поэтому Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей: "Как же могут цари служить  господу в страхе иначе, чем, воспрещая  и карая в благочестивой строгости  то, что противоречит велениям господа?"

Оправдание государства, по Августину, – и в поддержании  социального порядка: "Никак не следует о нем (боге) думать, чтобы  законам его провидения были чужды  человеческие царства, владычество людей и их рабство". Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов – "имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник рабства – прегрешение библейского Хама: "Грех – первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды". Источник рабства отдельных людей – военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям.

Божественным установлением  являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление  на бедных и богатых. "Кто сотворил тех и других? – Господь Богатого – чтобы помочь бедному, бедного  – чтобы испытать богатого".

В произведениях Августина  христианское вероучение открыто и  откровенно приспосабливается к  самым земным интересам власть имущих. "Сколько богатые обязаны Христу, который возмещает им убыток: если был у них неверный раб, Христос  обращает его и не говорит ему: оставь своего господина".

Характеризуя "христианское государство" как образец "земного  града", Августин писал: "Государство  лучше всего устроятся и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог". Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не убий". Его перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога".

Теократические идеи Августина  в определенной мере осуществились  в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы творчества

Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386—388 гг.

Второй этап (395—410), преобладает  экзегетическая и религиозно-церковная  проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.

Информация о работе История политических учений