История мира 11 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:16, доклад

Описание работы

Ярославу удалось осуществить полное объединение Руси. При Ярославе Мудром Русь становится одним из сильнейших государств Европы. Ярослав совершает успешные походы в прибалтийские земли, где закладывает г. Юрьев. Он предпринимает военные походы против Византии, добивается победы над печенегами в битве под Киевом в 1036 г. Государственные реформы Ярослава Мудрого выразились в принятии первого письменного свода законов - «Русская Правда», который регулировал общественные отношения, устанавливал порядок разрешения различных споров и возмещения нанесенного ущерба.

Работа содержит 1 файл

История Эссе2012.docx

— 20.57 Кб (Скачать)

Ишевский Ярослав. Факультет  ИГУиП. 4 группа Кафедры Государственного и муниципального управления.

История мира 11 века.

Политика 

11 век Киевской Руси  ассоциируется с правлением Ярослава  Мудрого, на которого пришелся расцвет русской государственности.

Ярославу удалось осуществить  полное объединение Руси. При Ярославе Мудром Русь становится одним из сильнейших государств Европы. Ярослав совершает успешные походы в прибалтийские земли, где закладывает г. Юрьев. Он предпринимает военные походы против Византии, добивается победы над печенегами в битве под Киевом в 1036 г. Государственные реформы Ярослава Мудрого выразились в принятии первого письменного свода законов - «Русская Правда», который регулировал общественные отношения, устанавливал порядок разрешения различных споров и возмещения нанесенного ущерба. Этими законами, в частности, регулировались взаимоотношения между княжескими дружинниками и населением Новгорода; предусматривались наказания за побои, увечья, укрывательство преступника, конфискацию имущества, изгнание в случае тяжких преступлений. «Русская Правда», опиравшаяся на нормы права и прежнее законодательство, вошла в историю Руси как сложный и значимый для своего времени юридический документ.

В политической жизни Руси того времени значились события: Укрепление управления страной, в Киеве был построен новый Ярославов город, Ярослав разделил Русь между сыновьями, совершал династические браки (т.е. налаживал отношения с соседними государствами за счет бракосочетания своих детей), русское государство расширило свои пределы.

После смерти Ярослава Мудрого  началась между его сыновьями  Княжеская междоусобица. Во внутриполитической жизни Руси значится создание нового свода законов – русская правда Ярославичей. Во внешней политики значится борьба с Полоцким князем.

В 11 веке в Византии происходит временное  усиление империи при  Василии 2. Однако одновременно начали появляться первые признаки слабости, и это выражалось в усилении феодальной раздробленности. Знать контролировала огромные территории и ресурсы, она часто успешно противопоставляла себя центральной власти. Очередь смены императоров способствовало усилению анархии.

Социум

В 11 веке на Руси существует феодально-зависимое население.

Крестьяне должны были платить  владельцу пахотных земель, лугов, лесов, рек и озер платежи деньгами и  продуктами, исполнять повинности и  работы.  Еще имели место быть государственные поборы и повинности, которыми облагались крестьяне. Свободным  людям и свободному труду эта  жесткая система наносила определенный ущерб. Но вместе с этим феодальное хозяйство имело ряд преимуществ. Оно было более продуктивным, чем  мелкое хозяйство отдельной семьи, в нем можно было лучше организовать обработку почвы, расчистку леса, и строительство хозяйственных  построек. Кроме этого в случае неурожаев, засухи, ураганов и пожаров  феодальный собственник помогал  крестьянам, потому что при их разорении  разорялся он.

Тем самым, крестьянское и  господское хозяйства были взаимосвязаны  между собой и государством. Имеют  место быть противоречия новых порядков: работа на господина, поборы, наказания  за неисполнения работы и взаимопомощь, взаимовыручка. Со временем владельцы  вотчин получают от великих князей права суда над населением вотчины. Население земли попадали под  полное влияние своих господ –  вассалов великого князя. А те жаловали часть своих земель и прав своим  вассалам. Выстраивается вертикаль, в основании которой лежит  труд крестьян и ремесленников. Постепенно появляется такой слой населения  как рядовичи, эти люди потеряли свое хозяйство вследствие неурожая, голода, военного разорения, они могут  существовать только при поддержки  богатых людей, поэтому они заключали  договор (ряд) и попадали от господина  в зависимость. Также появляются закупы, они берут у хозяина  долг и не могут от господина уйти, не выплатив его. Были наймиты, нанимавшиеся на работу, и прощенники кому были прощены  долги и преступления. Все больше становится холопов это не полноправные люди, они полностью зависят от господина, прислуживали в доме и  исполняли сельские работы. Обедневший человек мог продать себя в  холопы. В холопа превращался, и тот, кто женился на холопке. Дети холопов  становились холопами, а также  нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные.

В это время в Византии сложилась феодальная вотчина, и значительная часть свободного ранее крестьянства была организована в феодально-зависимых держателей. Центральная власть предоставляла феодалам все более широкие привилегии. Они получали «экскуссию» — полное или частичное освобождение от налогов, их земли более не контролируются чиновниками и казначейством. При этом сбор налогов не прекращался, их собирал сам вотчинник в свою пользу. Он осуществлял и право суда на этой территории. Государство официально закрепляло сложившееся положение, выдавая феодалам грамоты с правом сбора судебных пошлин. Это предоставляло феодалам судебные права. Складывался иммунитет феодального поместья, во многом сходный с западноевропейским опытом.

Экономика

В Киевской Руси происходит становление торговых отношений, этому  способствует достаточно высокий уровень  развития земледелия, скотоводства и  ремесла. Но заметного места торговые отношения не занимают в народном хозяйстве, где ещё господствует натуральный обмен товарами. Тем  не менее, внутренние торговые отношения  между отдаленными друг от друга  древнерусскими городами формируются. Гораздо большее развитие получила внешняя торговля. Русские купцы  торговали с Византией, Центральной  Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами. Кроме пути «из  варяг в греки», купцы использовали Дунай как традиционную артерию  для торговли с Европой. Они плавали  также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям. Крупнейшими центрами международной  торговли были Киев и Новгород. Основными  экспортными товарами были: меха, воск, мед, лен, кожа и  ювелирные изделия, оружия, кольчуги. В результате развития торговли на Руси появляются деньги. В  Киевской Руси чеканкой денег почти  не занимались, а во внешней торговле использовали в основном арабские и  византийские монеты. Внутри страны большее  распространение получили серебренные  и медные слитки. Следует отметить в «Русской Правде» имелось много  подтверждений того, что в 11 веке в Киевской Руси были достаточно развиты  кредитные отношения. Считалось  не по-христиански брать высокие  проценты за кредит.

В Византии в это время  торговля и производство жестко контролируется чиновниками. Чуть ли не единственным прибыльным видом капиталовложения становится приобретение земельных  участков. В начале 11 века в Византию охватывает кризис – золотой солид  обесценивается. В Византийской торговле начинается засилье иностранцев, они  получают неограниченные торговые привилегии. Византийские купцы не в состоянии  конкурировать с иностранцами у  себя же на родине. В итоге государство  лишилось большей части таможенных и налоговых сборов.

Культура

Развитие культуры шло  под знаком христианской веры. Православие, пришедшее из Византии, принесло с  собой высочайшие труды и достижения греческих мастеров. Однако новое  органично соединялось со старыми  русскими традициями. Государство начинает чеканить монеты, на лицевой стороне  изображен Великий Князь Владимир, на обратной же стороне появляется поясное изображение Христа. Христианство послужило мощным толчком развития русской культуры, однако она во всем сохраняет свою самобытность. Ярослав Мудрый продолжает дело отца, строит школы, прекрасно осознавая, что для создания крепкого государства  требуются свои священнослужители, писатели, философы, требуются свои книги. Научными центрами становятся монастыри, в них работают школы и трудятся летописцы, переводчики, создаются  философские, религиозные и литературные произведения. Распространяется быстрыми темпами письменность. Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона главы  Русской церкви. На Руси складывается литература самых разных жанров, какими были исторические повествования, биографии  святых и князей, церковно-политические тракты. В славянских книгах того времени  прослеживаются традиции устного народного  творчества, сказки, пословицы, песни  в которых сосредоточена веками накопленная мудрость. Литература становила  и укрепляла нравственный облик, была исторической памятью, наполняла  содержанием жизнь, указывала на почитание отцов и дедов. Появляются былины, которые считаются вершиной устных поэтических произведений. В  характере их героев воплощаются  лучшие качества народа. Народные поэты  фиксировали самые яркие события  русской истории. Таким образом, многочисленные восточнославянские племена  образовали единое древнерусское государство. Была создана своеобразная высокая  культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.

В 1054 в Константинополе  открылось учебное заведение, которое по своему уровню приближается к университетам, возникшим гораздо позже в странах Западной Европы. Большие достижения были сделаны византийцами в развитии научных знаний. Византия имела чрезвычайно высокий для своего времени уровень развития строительной техники. С архитектурой была тесно связана живопись. Развивалось искусство иконописи.

Религия

На жизнь русского общества все больше имеет влияние христианская религия. Этому способствует поддержка  христианства великими князьями. В 11 веке появилась система организации  церковной жизни. Она была создана  по образу Византийской церкви, во главе  которой стоял патриарх. Киевская Русь, принявшая крещение от Византии в церковном отношении подчинялась  Константинопольскому патриарху. Во главе  христианской церкви на Руси стоял  митрополит. Русская церковь считалась  частью православного мира. В городах  церковную власть осуществляли епископы. В Новгороде как одном их крупнейших городов, центре большого края религиозная  жизнь направлялась архиепископом. Князья поддерживали церковь организационно, помогали создавать новые епархии, стоить храмы, оказывали ей всяческую  материальную поддержку. Десятая часть  великокняжеских доходов передавалась церквам. Князья предоставляли митрополиту, епископам, крупным храмам, как и  боярам, земли, населенные смердами, и  передавали церковным организациям часть прав на эти земли и населения. Ярославом был впервые назначен глава русской церкви - человек  русский Илларион, до этого на должность  митрополита назначали из греков. Митрополит Илларион был человеком  скромным и исключительно образованным. Но он недолго занимал столь высокий  церковный пост. Митрополитом вновь  стал представитель Византии, поскольку  сыновья Ярослава Мудрого более  не хотели враждовать с руководителями всей православной церкви. На Руси начинают появляться монастыри, где жили монахи. Монахи отказывались от мирской жизни  с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия, отказа от семьи и  имущества. Главным для монахов  была молитва, общение с Богом. Во второй половине 11 века возник первый на Руси Киево-Печерский монастырь. Христианство, церковные организации  играли огромную роль в распространении  на Руси понятий добра, высокой нравственности, терпимости, прощения, человеколюбия. Со временем в Киеве, Новгороде и других городах появились и новые монастыри, которые становились мощными очагами христианства. В монастырях и при некоторых крупных церквах создавались первые библиотеки, открывались школы, начиналось летописание. Монастырские братья, как правило, образцово и трудолюбиво вели свое хозяйство, и в этом смысле многие монастыри со временем стали лучшими хозяйствами на Руси.

В 11 Веке окончательно сформировывается два ветвления в христианстве. Католическое ветвление на западе и  православное на востоке. У православного  истока стоит Константинополь. Византийская цивилизация оказала влияние на развитие русских, формирование русской идеи. Идеи всеединства, идеи государственности.


Информация о работе История мира 11 века