История конфликта в Таджикистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:02, реферат

Описание работы

Предпосылками к гражданской войне в Таджикистане послужил ряд причин: сложившееся к тому времени тяжёлое экономическое положение, клановое мировоззрение таджиков и высокая степень их религиозности. Политика перестройки привела к возникновению исламско - демократического движения в Таджикской ССР. Костяк оппозиции составили Партия исламского возрождения (ИПВ), Демократическая партия Таджикистана (ДПТ) и ряд других движений. Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально - демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо - клановую.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 ..................................…………………………………………………………………...4
1.История и начало конфликта ......………………………………………………..4
Глава 2 .................................................……………………………………………………..5
2.1 Ключевая проблема конфликта. ………………………………………………5
Глава 3 .......................................................................................................….6
3.1 События в Таджикистане (1990-1997 гг.)....…………………..……….…6
3.2 Межтаджикские переговоры под эгидой ООН..……………..….…….7
Глава 4........................…………………………………………………………………….…………9
4.1 Новые политические реалии Таджикистана..……………………………9
4.2 Президент..............…………………………………………………………….……..10
4.3 Оппозиция.......................................……………………………………….…..11
4.4 Российские войска в Таджикистане..............................................12
4.4.1 Группа Пограничных войск России в республике Таджикистан история).........................................................................12
4.4.2 Бой на 12-й заставе Московского погранотряда ( Таджикско - Афганская граница ) ...........................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….….23
Список использованных источников…………………………………………………..….24

Работа содержит 1 файл

Таджикистан Война.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Но вхождение Рахмонова во власть было сопряжено с рядом серьезных ошибок, к наиболее значительным из которых относятся:

- введение во властные  структуры вчерашних боевиков  Народного фрона, которые привнесли  в правительство и другие госорганы  собственное миропонимание, свои законы и специфические взаимоотношения, что в конечном итоге не могло не ударить по авторитету власти и стало причиной растущего недовольства кулябцами со стороны других этнорегиональных групп;

- приход во власть  боевиков повлек за собой массовое  изгнание профессионалов, что отразилось на экономике страны, резко ослабило производство и нанесло непоправимый урон духовной жизни общества. Интеллект не вписался и, видимо, еще не скоро впишется в новую, в определенной степени уникальную, систему государственной власти сегодняшнего Таджикистана.

Путь мира, на котором  сегодня находится президент  Рахмонов, безусловно, предполагает исправление  этих да и других ошибок, ибо они  станут самым серьезным препятствием на пути создания цивилизованного государства.

 

 

4.3 Оппозиция.

 

Объединенная таджикская оппозиция (ОТО) образца 1997 года значительно  отличается от исламской оппозиции 1991-1992 годов (это при том, что лидеры - прежние). Явно умеренными стали исламские  лозунги. Сегодня ОТО не ставит своей  целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю полноту власти в стране. ОТО проявила себя как военная сила, с которой нельзя не считаться. Оппозиция получила признание международных организаций. Главное - ОТО освободила свои ряды от наиболее одиозных фируг, которые не только дискредитировали ее идеалы, но и создали ей экстремистский образ. ОТО не только вела четыре года партизанскую войну, она одновременно готовила кадры. Ее направленцы обучаются в ведущих учебных заведениях Ближнего, Среднего Востока и Запада.  Большая часть сторонников оппозиции из числа таджикских беженцев неплохо усвоила законы рынка и владеет собственными фирмами и предприятиями в Москве, Волгограде, Астрахани, Санкт-Петербурге, Минске, Алма-Ате, Ашхабаде.

Сторонники оппозиции главным образом - каратегинцы. С переходом основных военных формирований ОТО из Афганистана в районы горного Каратегина. Этот регион вновь становится форпостом таджикской оппозиции. В то же время ее позиции слабы на севере и в Гиссарской группе районов.

Поведение лидеров ОТО в ближайшее  время в значительной степени  будет определять как характер их взаимоотношений с официальным  Душанбе, так и ситуацию в стране. Попытка исламизации горного  Каратегина (в 1992 г. была провозглашена  Гармская исламская республика) может привести к новому витку гражданской войны. Альтернатива - в цивилизованном включении региона в государственные структуры, развитии аграрного сектора. 

Не так давно в политическую лексику Таджикистана вошел термин “внутренняя оппозиция”, который однако очень скоро наполнился реальным содержанием. Блок “Народное возрождение”, как ни  парадоксально, стал большей головной болью для правительства, нежели для ОТО. Это при том, что блок с первого дня заявил о конструктивной оппозиции властям и предложил президенту Рахмонову провести трехстороннюю встречу с участием руководства ОТО. Власти не ответили на предложение блока, просчитав видимо, что согласие будет способствовать росту популярности лидера блока экс - премьер - министра А. Абдулладжанова. Необычность этой ситуации в том, что именно участие в президентских выборах 1994 г. Адбулладжанова сделало его главным врагом Рахмонова, но обеспечило альтернативность выборам и их международное признание. Возвращение Адбулладжанова во власть было бы связано с новым усилением Ленинабадской области и перераспределением полномочий, а значит возможностей в сферах

производства, потребления, контроля за внешнеэкономическими ресурсами.

Миротворчество не выносит полутонов. Опыт урегулирования практически любых  конфликтов демонстрирует обязательность участия в них всех сторон, причем все стороны должны быть удовлетворены. Иначе полного мира достичь невозможно. Сделав первый шаг на пути к миру, президент Рахмонов обязан сделать и второй и, найдя компромисс с последним из своих оппонентов, использовать его широкие возможности для послевоенного возрождения страны.

 

4.4 Российские  войска в Таджикистане.

 

Принято считать противоборствующими  сторонами правительственные войска и формирования таджикской оппозиции. Однако в республике дислоцируются 201-я мотострелковая дивизия, принимавшая участие в боевых действиях против таджикской оппозиции в 1992-93 гг., и группа погранвойск России, а также примерно по одному батальону от Киргизии, Казахстана, Узбекистана, которые охраняют отведенные им участки таджикско-афганской границы.

30 сентября 1994 г. Эмомали Рахмонов  выступил на Генеральной Ассамблее  ООН с инициативой придать  силам СНГ в Таджикистане статус  “миротворческих сил под эгидой  ООН”. 17 февраля 1995 г. в обращении  к Совету Безопасности ООН президенты России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана предложили предоставить свои подразделения, входящие в состав Коалиционных миротворческих сил СНГ, в качестве миротворческих сил ООН.

В то время как Россия играет роль посредника в мирных переговорах оппозиции и официального Душанбе, российские пограничники и боевики оппозиции фактически являются воюющими сторонами. Боеспособность же правительственных формирований Таджикистана оценивается российскими специалистами как низкая. У российских пограничников в Таджикистане шесть погранотрядов. Протяженность таджикско-афганской границы 1387 км. Российская погрангруппа охраняет 1099 км.

Специфика пограничной службы на территории чужого государства довольно непростая. Офицеры в основном российские, контрактники. Пограничники срочной службы исключительно таджики, в основном парни исключительно из “лояльных” районов Душанбе. Жителей воинствующего Памира здесь нет.  Соотношение между русскими и таджиками в отряде - примерно 10:90.

 

 

4.4.1 Группа Пограничных войск России в республике Таджикистан (история).

 

История охраны российскими пограничниками афганской  границы начинает свой отчет с 1886 года, когда в гарнизоне Керки Бухарского эмирата разместился первый российский гарнизон. С 1986 до распада СССР в Душанбе располагалась Оперативная группа Краснознаменного Средне - Азиатского Пограничного Округа (КСАПО) КГБ СССР, которая курировала служебно-боевую деятельность Пянджского, Московского, Хорогского, Ишкашимского (образован в 1990 г.) пограничных отрядов. Мургабский пограничный отряд в то время входил в состав Краснознаменного Восточного пограничного округа. С распадом СССР в декабре 1991 года единая пограничная служба распалась, заметно ослабла охрана внешних государственных границ молодых суверенных государств бывшего Союза, а внутренние границы при этом оставались фактически прозрачными.

В течение 1991—1992 годов Оперативная пограничная группа охраняла границу с Афганистаном можно смело сказать «на одном энтузиазме». В Таджикистане проблемы, связанные с вооружённым гражданским противостоянием, не позволяли обеспечить надежную охрану южных границ СНГ.

В 1992 году в Таджикистане началась гражданская война, которая возложила на служебно-боевую деятельность пограничников новые задачи: не только охранять, но и защищать и оборонять государственную границу. Одновременно пограничники стали объектом травли со стороны незаконных вооруженных формирований, националистического толка. В пограничных отрядах по причине срыва призывной кампании ощущался острый недостаток личного состава, доходивший до 60 %. Летом 1992 года в пограничных подразделениях прошли офицерские собрания, на которых было принято обращение к президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину о принятии пограничных отрядов таджикско-афганской границы под юрисдикцию России. В августе пограничники получили российский статус. 19 октября 1992 года приказом Министра безопасности РФ на базе Оперативно-войскового отдела КСАПО была создана Краснознаменная Пограничная группа России в Республике Таджикистан.

В начале 1993 года обстановка на границе начала резко  обостряться. В марте в северной афганской провинции Саманган сконцентрировалось до 1000 человек вооруженных боевиков, на Пянджском направлении была отмечена переброска 50 бронетранспортеров из г. Кундуза к линии границы, большое сосредоточение переправочных средств (лодки, плоты, бревна). На границе не прекращались боестолкновения с вооруженными нарушителями границы. В ночь на 8 марта 1993 г. 50 боевиков напали на 9-ю заставу Московского пограничного отряда. 11 бандитов были уничтожены на переправе, остальные рассеяны. 16 марта в ходе двухчасового боя нападавшие потеряли убитыми 17 человек, но спустя две недели они вновь попытались прорваться через границу на участке 15-й заставы. Эта попытка им не удалась.

Пик боевых действий пришелся на начало апреля 1993 года. Боевики, среди которых было и 120 афганских  моджахедов, у кишлака Гузун начали скрытную переправу через реку Пяндж, но были обнаружены. Бой длился до 5 часов утра. Огонь танков, гранатометов, БМП вынудил боевиков, бросив убитых и раненых, уйти вглубь ущелья. Остатки банды попытались вырваться из кольца через перевал Дарваз. На их пути находилась 16-я погранзастава. В ходе трехчасового боя нападавшие потеряли более 20 человек.

25 мая 1993 года  были подписаны «Договор о  дружбе и взаимопомощи между  Республикой Таджикистан и Российской  Федерацией», «Договор между РТ  и РФ о сотрудничестве в военной области», а также шесть соглашений. Одним из этих документов явилось «Соглашение между РТ и РФ о правовом статусе погранвойск РФ, находящихся на территории РТ». В соответствии с Соглашением, Таджикистан делегировал Пограничным войскам Российской Федерации полномочия по охране своих границ с Афганистаном и Китаем.

Обстановка  на границе продолжала оставаться сложной. Вечером 29 мая 1993 года после мощного  обстрела из минометов и гранатометов бандиты пошли в атаку на 11-ю  заставу Московского отряда. В ходе отражения ожесточенных атак противника пограничникам неоднократно приходилось пускать в ход гранаты. Здесь героически погибли рядовые Х. Хамидов. К. Эшанкулов, младший сержант Г. Шеремет. Около 8 часов вечера на помощь заставе подоспели два вертолета. Внезапная атака с воздуха вынудила бандитов отступить.

13 июля 1993 года  с раннего утра на 12 пограничной заставе Московского пограничного отряда завязался неравный бой пограничников с боевиками. В ходе тяжелого боя погибло 25 российских военнослужащих. К вечеру этого же дня застава была очищена от боевиков.

7 августа в  1993 года в Москве главами Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и  Узбекистана было принято Заявление о мерах по нормализации обстановки на таджико - афганской границе. 24 декабря 1993 г. в Ашхабаде главы Казахстана, Киргизии, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана подписали Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ. На усиление охраны таджико -афганской границы выделялись дополнительные воинские контингенты от Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана. Казахстанский и киргизский сводные батальоны использовались на памирском направлении, контингенты от 201-й российской мотострелковой дивизии усилили Пянджский и Московский пограничные отряды, узбекские военнослужащие расположились в Шаартузском районе вблизи с границей с Узбекистаном. Увеличилась численность российской Пограничной группы достигшей 12 тысяч человек.

В 1994 году наряду с непрекращающимися вооруженными провокациями с территории Афганистана на пянджском и шуроабадском направлениях происходит резкая активизация их боевых действий против подразделений ГПВ РФ в РТ на хорогском, затем на калай-хумбском, ванчском и язгулемском направлениях. В процессе служебно-боевой деятельности российские пограничники перешли от охраны таджикско-афганской границы к её обороне, от пограничной службы к бою и пограничной операции. Применяя засады и разведывательно-поисковые действия по нескольким отдельным направлениям в сочетании с жесткой обороной и боевым охранением перевалов, перекрестков дорог и пунктов речных переправ, пограничники России в Таджикистане сохраняли зыбкий мир на его южных границах. В ходе активной погранпредставительской деятельности были сформированы «зоны безопасности» в афганском приграничье. Осуществлялся контроль миграционных потоков беженцев из зон боевых действий с таджикской и афганской территории. Были проведены мероприятия по сдерживанию наркоконтрабандной деятельности. С целью усиления охраны границы памирского направления осенью 1994 года был образован Калай - Хумбский пограничный отряд, а летом 1995 года Территориальный отдел «Хорог». Особенно напряженным и по количеству боевых столкновений, по их масштабу, и по числу погибших военнослужащих было время вплоть до 1997 года, когда было подписано межтаджикское соглашение по национальному примирению.

27 июня 1997 года  было подписано Общее соглашение  об установлении мира и национального  согласия в Таджикистане. Перенос  основных усилий сторон межтаджикского конфликта преимущественно в политическую сферу, отказ от вооруженного противостояния стало причиной некоторого снижения напряженности на таджикско-афганской границе. Существенно уменьшилось количество обстрелов пограничных нарядов и застав как с афганской, так и с таджикской территории (в 1996 году — 147, в 1997 году — 67).

В 1998 году Группа пограничных войск была преобразована  в Пограничную группу ФПС РФ в  РТ.

В 1999 году обстановка на таджикско-афганской границе  вновь осложнилась. Вооруженным  формированиям талибов удалось на непродолжительное время выйти к отдельным участкам таджикско-афганской границы против участка Пянджского пограничного отряда. В афганское приграничье устремилась масса беженцев (до 300 тыс. человек), вынашивавших намерение перейти границу. Вновь пограничникам пришлось нести службу в усиленном режиме.

Охрана таджикско-афганской  границы российскими пограничниками, их взаимодействие с Комитетом по охране государственной границы (КОГГ РТ) при Правительстве Республики Таджикистан, 201-й мото-стрелковой дивизией МО РФ, Агентством по контролю за наркотиками при Президенте РТ (АКН РТ), МВД РТ и другими министерствами Республики Таджикистан — показали пример эффективного сотрудничества в противостоянии таким угрозам как международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, оружия и боеприпасов, незаконная миграция.

Информация о работе История конфликта в Таджикистане