Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:02, реферат
Предпосылками к гражданской войне в Таджикистане послужил ряд причин: сложившееся к тому времени тяжёлое экономическое положение, клановое мировоззрение таджиков и высокая степень их религиозности. Политика перестройки привела к возникновению исламско - демократического движения в Таджикской ССР. Костяк оппозиции составили Партия исламского возрождения (ИПВ), Демократическая партия Таджикистана (ДПТ) и ряд других движений. Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально - демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо - клановую.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 ..................................…………………………………………………………………...4
1.История и начало конфликта ......………………………………………………..4
Глава 2 .................................................……………………………………………………..5
2.1 Ключевая проблема конфликта. ………………………………………………5
Глава 3 .......................................................................................................….6
3.1 События в Таджикистане (1990-1997 гг.)....…………………..……….…6
3.2 Межтаджикские переговоры под эгидой ООН..……………..….…….7
Глава 4........................…………………………………………………………………….…………9
4.1 Новые политические реалии Таджикистана..……………………………9
4.2 Президент..............…………………………………………………………….……..10
4.3 Оппозиция.......................................……………………………………….…..11
4.4 Российские войска в Таджикистане..............................................12
4.4.1 Группа Пограничных войск России в республике Таджикистан история).........................................................................12
4.4.2 Бой на 12-й заставе Московского погранотряда ( Таджикско - Афганская граница ) ...........................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….….23
Список использованных источников…………………………………………………..….24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственная образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(ГОУ ВПО «СГГА»)
Кафедра гуманитарных наук
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«История конфликта в Таджикистане»
Работу выполнил: студент группы ОИ-11
Мамадризобеков. М. А
Работу проверил: старший преподаватель
Пилипенко С. А.
Новосибирск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 ..............................
Глава 2 ..............................
2.1 Ключевая проблема конфликта. ………………………………………………5
Глава 3 ..............................
.
3.1 События в Таджикистане (1990-1997 гг.)....…………………..……….…6
3.2 Межтаджикские переговоры под эгидой ООН..……………..….…….7
Глава 4........................……………
4.1 Новые политические реалии Таджикистана..……………………………9
4.2 Президент..............…………………
4.3 Оппозиция.....................
4.4 Российские войска в
4.4.1 Группа Пограничных войск России
в республике Таджикистан (история).....................
4.4.2 Бой на 12-й заставе Московского погранотряда
( Таджикско - Афганская граница ) ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………….
Введение
Предпосылками
к гражданской войне в
Фактически прелюдией к будущей войне стали массовые беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года с требованием отставки Первого Секретаря ЦК Компартии Таджикской ССР Кахара Махкамова, который в ноябре того же года был избран первым президентом Таджикистана. После провала ГКЧП оппозиция организовала многочисленные митинги с требованиями отставки поддержавшего ГКЧП Махкамова, роспуска коммунистической партии и отмены закона о запрещении Исламской партии возрождения. Спустя некоторое время Махкамов подал в отставку с поста президента республики. 24 ноября 1991 года в Таджикской ССР прошли президентские выборы, победу на которых одержал «ленинабадец» Рахмон Набиев, набравший 56,92 % голосов. Его главный соперник Давлат Худоназаров, который поддерживался Демократической партией Таджикистана, Партией исламского возрождения, Национально-демократическим движением «Растохез» и мусульманским духовенством, набрал 30 % голосов. Оппозиция обвинила власти в фальсификации выборов. В первые несколько месяцев после выборов в стране поддерживалось хрупкое равновесие сил — ведущим представителям (исламистской) оппозиции была гарантирована неприкосновенность в обмен на согласие придерживаться политических методов.
Глава 1
1.1 История и начало конфликта.
До 1920 года
территория нынешнего
Первые партийные кадры Таджикистана формировались из южан, представителей Каратегина (район Припамирья), Памира и частично Куляба. Именно горцы, которым новая власть дала возможность изменить свой замкнутый образ жизни, стали опорой большевистской политики. Лишь Каратегин остался под мусульманским влиянием, что сказалось и на современной ситуации в Таджикистане.
В 1937 году первое революционное
таджикское правительство (южане) было
полностью расстреляно. К представителям
ходжентской элиты влась
Ходжент (бывший Ленинабад) - родовое гнездо ходжей, теократической (мусульманской) элиты. Дисциплинированность и взаимоподдержка помогали клану вести “грамотную” кадровую политику и удерживать власть вплоть до 80-х годов. Но борьба за власть привела к вхождению в коммунистическую номенклатуру памирцев и кулябцев.
Глава 2
2.1 Ключевая проблема конфликта.
Противоборство с оппозицей - это все же производная от главной проблемы.
На политической карте Таджикистана выделяются пять регионов. Это традиционно сложившаяся региональная схема, особенности которой учитывались советской властью. В руководители республики выдвигались выходцы из экономически сильной Ленинабадской области. Она доминировала в своеобразной иерархии регионов Таджикистана.
Кто должен управлять республикой, в какой пропорции регионы должны быть представлены во властных структурах? Так же как и в соседнем Афганистане, формирование политической элиты, отражающей не узкорегиональные и этнические, а общенациональные интересы, является условием мира и стабильности. Если региональные лидеры не договорятся, Таджикистан может исчезнуть с карты и распасться на зоны влияния больших государств.
Несомненно, первую скрипку в Таджикистане играет Россия, накачивающая своего союзника кредитами и военной помощью. Нынешнее правительство и президет Рахмонов пришли к власти при поддержке Москвы и Ташкента. Но расстановка сил за последние два-три года коренным образом изменилась. Сегодня можно говорить о двух геополитических осях: Душанбе-Москва-Ашхабад-Тегеран и Ташкент-таджикская оппозиция.
Москва пытается сохранить пророссийское руководство Таджикистана; Ташкент (а к его позиции примыкают Бишкек и Алма-Ата) выступает за компромисс Душанбе и оппозиции. При этом Ташкент был бы не прочь иметь в Душанбе лояльное к Узбекистану руководство, учитывающее его интересы.
Наихудший вариант развития - “афганизация” Таджикистана, при этом пограничные с Узбекистаном районы могут стать буферной зоной и оказаться под контролем могучего соседа.
Глава 3
3.1 События в Таджикистане (1990-1997 гг.)
29 ноября 1990 г. в Таджикистане
впервые введен пост
3.2 Межтаджикские переговоры под эгидой ООН.
В августе 1993 г. в ответ
на просьбу правительства
6-19 апреля 1994 г. в Москве состоялся первый раунд межтаджикских переговоров под эгидой ООН при активном содействии России. Основная цель переговоров, а именно, начало политического диалога между правительством Таджикистана и оппозицией, была достигнута. 18-28 июня 1994 г. в Тегеране состоялся второй раунд межтаджикских переговоров о национальном примирении. Главная цель - заключение соглашения о прекращении боевых действий. В Тегеран прибыли представители Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, России, Узбекистана и СБСЕ. 17 сентября 1994 г. делегации таджикского правительства и оппозиции заключили в иранской столице соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе на период переговоров. Также было принято совместное коммюнике по итогам межтаджикских консультаций по национальному примирению. 20 октября-1 ноября 1994 г. в Исламабаде прошел третий раунд переговоров. В качестве наблюдателей присутствовали представители России, Пакистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. По завершении переговоров обе стороны согласились продлить соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действией на таджикско-афганской границе и внутри страны до 6 февраля 1995 г. По согласованию сторон-участниц конфликта соглашение о прекращении огня в республике было продлено до 26 апреля 1995 г.
20 июля 1994 г. сессия
Верховного Совета Республики
Таджикистан одобрила в целом
проект новой Конституции
16 декабря 1994 г. Совет
Безопасности ООН принял
Глава 4
4.1 Новые политические реалии Таджикистана.
Постсоветский кризис власти привел Таджикистан к трагическим событиям 1992 года. В условиях “внезапной” независимости, выбора моделей развития государства власть оказалась неспособной адаптироваться к новым условиям, не проявила даже минимальную волю к выживанию. Президент Рахмон Набиев, выходец из Ленинабадской области, сильный хозяйственник и организатор советского времени, продемонстрировал полную растерянность. Утрата доверия народа и в результате - утрата власти стали не только личной трагедией Набиева, но и трагедией всей Ленинабадской области.
В период существования СССР принадлежность любого чиновника к Ленинабадской области (а еще лучше - к Ходженту) создавала условия для быстрого служебного роста. С развалом СССР новая политическая ситуация потребовала от ленинабодцев недюжинных усилий в развернувшейся борьбе за власть, к чему, за малым исключением, они оказались не готовы. Лидеры страны отодвинули ленинабадцев на второй план.
Следует заметить, что понятие “север Таджикистана” довольно относительное, так как у жителей области нет четко выраженного чувства региональной общности. Приспосабливаемость некоторых “руководителей с севера” практически к любым политическим режимам независимо от их ориентированности, еще одна примечательная черта ленинабадцев. Карьерные интересы оказываются выше региональной или этнической общности.
Открытые и бескомпромиссные
кулябцы и оппозиция, отстоявшие
в борьбе свое право на часть власти,
рассматривают поведение
4.2 Президент.
Появление на политической арене в ноябре 1992 г. неизвестного руководителя совхозе Эмомали Рахмонова можно назвать историческим парадоксом. Несвязанный ранее с высокими постами в партийно-советской системе, без опыта даже элементарных аппаратных интриг, Рахмонов был выдвинут победившим в гражданской войне Народным фронтом на должность председателя таджикского парламента, а фактически руководителя государства. За четыре года Рахмонов сумел заложить основы независимого государства. Созданы вертикальная структура власти, национальная армия, госаппарат. Качество нового государственноого механизма можно оцевать по-разному, но то, что он действует - факт бесспорный. Рахмонов, апеллируя к народу, его национальным чувствам, смог умножить число своих сторонников и вырос в прагматичного, уверенного политика.