История конфликта в Таджикистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:02, реферат

Описание работы

Предпосылками к гражданской войне в Таджикистане послужил ряд причин: сложившееся к тому времени тяжёлое экономическое положение, клановое мировоззрение таджиков и высокая степень их религиозности. Политика перестройки привела к возникновению исламско - демократического движения в Таджикской ССР. Костяк оппозиции составили Партия исламского возрождения (ИПВ), Демократическая партия Таджикистана (ДПТ) и ряд других движений. Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально - демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо - клановую.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 ..................................…………………………………………………………………...4
1.История и начало конфликта ......………………………………………………..4
Глава 2 .................................................……………………………………………………..5
2.1 Ключевая проблема конфликта. ………………………………………………5
Глава 3 .......................................................................................................….6
3.1 События в Таджикистане (1990-1997 гг.)....…………………..……….…6
3.2 Межтаджикские переговоры под эгидой ООН..……………..….…….7
Глава 4........................…………………………………………………………………….…………9
4.1 Новые политические реалии Таджикистана..……………………………9
4.2 Президент..............…………………………………………………………….……..10
4.3 Оппозиция.......................................……………………………………….…..11
4.4 Российские войска в Таджикистане..............................................12
4.4.1 Группа Пограничных войск России в республике Таджикистан история).........................................................................12
4.4.2 Бой на 12-й заставе Московского погранотряда ( Таджикско - Афганская граница ) ...........................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….….23
Список использованных источников…………………………………………………..….24

Работа содержит 1 файл

Таджикистан Война.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственная образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

(ГОУ ВПО «СГГА»)

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

 «История конфликта в Таджикистане»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: студент  группы ОИ-11

Мамадризобеков. М. А

Работу проверил: старший преподаватель

Пилипенко С. А.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3

Глава 1 ..................................…………………………………………………………………...4

    1. История и начало конфликта ......………………………………………………..4

Глава 2 .................................................……………………………………………………..5

 

2.1 Ключевая проблема конфликта. ………………………………………………5

 

Глава 3 .......................................................................................................….6

.

3.1 События в Таджикистане (1990-1997 гг.)....…………………..……….…6

3.2 Межтаджикские переговоры под эгидой ООН..……………..….…….7

 

Глава 4........................…………………………………………………………………….…………9

 

4.1 Новые политические реалии Таджикистана..……………………………9

4.2 Президент..............…………………………………………………………….……..10

4.3 Оппозиция.......................................……………………………………….…..11

4.4 Российские войска в Таджикистане..............................................12

      4.4.1 Группа Пограничных войск России в республике Таджикистан (история).........................................................................12

     4.4.2 Бой на 12-й заставе Московского погранотряда ( Таджикско - Афганская граница ) ...........................................................................18

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….….23

Список использованных источников…………………………………………………..….24

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Предпосылками к гражданской войне в Таджикистане послужил ряд причин: сложившееся  к тому времени тяжёлое экономическое  положение, клановое мировоззрение таджиков и высокая степень их религиозности. Политика перестройки привела к возникновению исламско - демократического движения в Таджикской ССР. Костяк оппозиции составили Партия исламского возрождения (ИПВ), Демократическая партия Таджикистана (ДПТ) и ряд других движений. Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально - демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо - клановую. В советское время доминирующую роль в политической жизни играли выходцы из Ленинабадской области -  «ленинабадцы», занимавшие высшие административные посты, с которыми активно сотрудничали выходцы из Куляба — «кулябцы», занимавшие высшие посты в силовых структурах (МВД). После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы — «бадахшанцы», «гиссарцы» и «гармцы» попытались изменить распределение ролей в управлении страной.

Фактически  прелюдией к будущей войне стали массовые беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года с требованием отставки Первого Секретаря ЦК Компартии Таджикской ССР Кахара Махкамова, который в ноябре того же года был избран первым президентом Таджикистана. После провала ГКЧП оппозиция организовала многочисленные митинги с требованиями отставки поддержавшего ГКЧП Махкамова, роспуска коммунистической партии и отмены закона о запрещении Исламской партии возрождения. Спустя некоторое время Махкамов подал в отставку с поста президента республики. 24 ноября 1991 года в Таджикской ССР прошли президентские выборы, победу на которых одержал «ленинабадец» Рахмон Набиев, набравший 56,92 % голосов. Его главный соперник Давлат Худоназаров, который поддерживался Демократической партией Таджикистана, Партией исламского возрождения, Национально-демократическим движением «Растохез» и мусульманским духовенством, набрал 30 % голосов. Оппозиция обвинила власти в фальсификации выборов. В первые несколько месяцев после выборов в стране поддерживалось хрупкое равновесие сил — ведущим представителям (исламистской) оппозиции была гарантирована неприкосновенность в обмен на согласие придерживаться политических методов.

 

Глава 1

1.1 История и  начало конфликта.

 

     До 1920 года  территория нынешнего Таджикистана  входила в состав Бухарского  эмирата. 14 октября 1924 г. была образована  автономия в составе соседнего  Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.

Первые партийные кадры  Таджикистана формировались из южан, представителей Каратегина (район Припамирья), Памира и частично Куляба. Именно горцы, которым новая власть дала возможность изменить свой замкнутый образ жизни, стали опорой большевистской политики. Лишь Каратегин остался под мусульманским влиянием, что сказалось и на современной ситуации в Таджикистане.

В 1937 году первое революционное  таджикское правительство (южане) было полностью расстреляно. К представителям ходжентской элиты влась перешла  лишь после 2-ой мировой войны.

   Ходжент (бывший Ленинабад) - родовое гнездо ходжей, теократической (мусульманской) элиты. Дисциплинированность и взаимоподдержка помогали клану вести “грамотную” кадровую политику и удерживать власть вплоть до 80-х годов. Но борьба за власть привела к вхождению в коммунистическую номенклатуру  памирцев и кулябцев.

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Ключевая проблема конфликта.

 

Противоборство с оппозицей - это все же производная от главной  проблемы.

На политической карте Таджикистана выделяются пять регионов. Это традиционно  сложившаяся региональная схема, особенности которой учитывались советской властью. В руководители республики выдвигались  выходцы из экономически сильной Ленинабадской области. Она доминировала в своеобразной иерархии регионов Таджикистана.

Кто должен управлять республикой, в какой пропорции регионы должны быть представлены во властных структурах? Так же как и  в соседнем Афганистане, формирование политической элиты, отражающей не узкорегиональные и этнические, а общенациональные интересы, является условием мира и стабильности. Если региональные лидеры не договорятся, Таджикистан может исчезнуть с карты и распасться на зоны влияния больших государств.

Несомненно, первую скрипку в Таджикистане играет Россия, накачивающая своего союзника кредитами и военной помощью. Нынешнее правительство и президет Рахмонов пришли к власти при поддержке Москвы и Ташкента. Но расстановка сил за последние два-три года коренным образом изменилась. Сегодня можно говорить о двух геополитических осях: Душанбе-Москва-Ашхабад-Тегеран и Ташкент-таджикская оппозиция.

Москва пытается сохранить пророссийское  руководство Таджикистана; Ташкент (а к его позиции примыкают  Бишкек и Алма-Ата) выступает за компромисс Душанбе и оппозиции. При этом Ташкент был бы не прочь иметь  в Душанбе лояльное к Узбекистану руководство, учитывающее его интересы.

Наихудший вариант развития - “афганизация”  Таджикистана, при этом пограничные  с Узбекистаном районы могут стать  буферной зоной и оказаться под  контролем могучего соседа.

 

 

Глава 3

3.1 События в Таджикистане (1990-1997 гг.)

 

29 ноября 1990 г. в Таджикистане  впервые введен пост президента. 30 ноября 1990 г. первым президентом Таджикской  ССР избран К. Махкамов. На организованных оппозицией многочисленных митингах в августе 1991  года выдвигались требования: отставка президента, роспуск компартии, пересмотр закона о запрещении исламской парии возрождения, принятого в 1990 г. и др. 31 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикской ССР обсуждался вопрос о политической ситуации в республике и позиции руководства республики в связи с государственным переворотом в СССР. Депутаты ВС  солидаризировались с оппозицией и выразили недоверие президенту К. Махкамову, и он подал в отставку. 9 сентября 1991 г. была провозглашена государственная независимость Республики Таджикистан.  10 сентября 1991 г. был принят закон “О выборах Президента Республики Таджикистан” и 24 ноября 1991 г. президентом был избран Рахмон Набиев. В конце марта 1992 г. многодневные непрекращающиеся митинги представителей оппозиции и сторонников президента привели к дестабилизации социально-политической ситуации в республике и без того находящейся в тяжелом экономическом положении.  К концу апреля 1992 г. митинговый беспредел охватил всю столицу. В город стали прибывать автоколонны из других районов Таджикистана. Сторонники правительства стали создавать батальоны национальной гвардии, что привело к бесконтрольной раздаче оружия. Сторонники оппозиции, в свою очередь, стали создавать отряды самообороны для охраны порядка. В мае 1992 г. внутри правительства наметился раскол. Лидеры оппозиции поставили вопрос о создании временного коалиционного правительства. В рамках оппозиции доминирующее положение заняла Исламская партия возрождения.  Высшее мусульманское руководство (казиат) республики поддержало сторонников исламского фундаментализма, ратующих за создание в Таджикистане исламского государства. Тогда мусульманские сунниты Кулябской области создали независимые структуры духовной власти. Идеи автокефалии охватили и духовенство Ленинабадской и Курган-Тюбинской областей, где также наметились разногласия с казиатом.  К концу лета митинговое противостояние переросло в кровавые столкновения между противоборствующими группировками. Оппозиция и митингующие выступили против подписания российско-таджикского договора о дружбе и сотрудничестве, предполагаемого ввода миротворческих сил СНГ на территорию республики, требовали отставки Президента и создания временного государственного совета. 7 сентября 1992 г. под давлением вооруженных формирований оппозиции Рахмон Набиев был вынужден оставить свой пост.

 

 

 

3.2 Межтаджикские  переговоры под эгидой ООН.

 

В августе  1993 г. в ответ  на просьбу правительства Таджикистана генеральный секретарь ООН направил в Душанбе миссию ООН по установлению фактов в связи с продолжающимся насилием в Таджикистане, обострением кризиса на таджикско-афганской границе и опасности возникновения конфликта, чреватого угрозой миру и стабильности в Средней Азии и за ее пределами.     

        6-19 апреля 1994 г. в Москве состоялся  первый раунд межтаджикских переговоров под эгидой ООН при активном содействии России. Основная цель переговоров, а именно, начало политического диалога между правительством Таджикистана и оппозицией, была достигнута.   18-28 июня 1994 г. в Тегеране состоялся второй раунд межтаджикских переговоров о национальном примирении. Главная цель - заключение соглашения о  прекращении боевых действий. В Тегеран прибыли представители Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, России, Узбекистана и СБСЕ.  17 сентября 1994 г. делегации таджикского правительства и оппозиции заключили в иранской столице соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе на период переговоров. Также было принято совместное коммюнике по итогам межтаджикских консультаций по национальному примирению.   20 октября-1 ноября 1994 г. в Исламабаде прошел третий раунд переговоров. В качестве наблюдателей присутствовали представители России, Пакистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. По завершении переговоров обе стороны согласились продлить соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действией на таджикско-афганской границе и внутри страны до 6 февраля 1995 г. По согласованию сторон-участниц конфликта соглашение о прекращении огня в республике было продлено до 26 апреля 1995 г.

20 июля 1994 г. сессия  Верховного Совета Республики  Таджикистан одобрила в целом  проект новой Конституции республики. Согласно принятому закону был  назначен референдум по принятию  Конституции Республики Таджикистан и общенародные выборы Президента Таджикистана. 6 ноября 1994 г. Президентом Таджикистана стал Эмомали Рахмонов.     Таджикская оппозиция в выборах участия не принимала.

16 декабря 1994 г. Совет  Безопасности ООН принял резолюцию  об учреждении Миссии ООН в Таджикистане для осуществления контроля за выполнением соглашения о прекращении огня. Миссия ООН должна осуществлять свою работу при тесном взаимодействии с Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане. Четвертый раунд межтаджикских переговоров должен был состояться 15 января 1995 г. в Москве, однако  переговоры не состоялись. К числу крупных событий 1996 года мировые средства массовой информации не отнесли заключение в декабре в Москве межтаджикских соглашений. Неоднократные встречи на высшем уровне, достигнутые договоренности, а потом их нарушение создали устойчивое скептическое отношение вообще к проблематике урегулирования межтаджикского конфликта.

 

 

 

 

 

 

Глава 4

4.1 Новые политические  реалии Таджикистана.

 

Постсоветский кризис власти привел Таджикистан к трагическим событиям 1992 года. В условиях “внезапной” независимости, выбора моделей развития государства власть оказалась неспособной адаптироваться к новым условиям, не проявила даже минимальную волю к выживанию. Президент Рахмон Набиев, выходец из Ленинабадской области, сильный хозяйственник и организатор советского времени, продемонстрировал полную растерянность. Утрата доверия народа и в результате - утрата власти стали не только личной трагедией Набиева, но и трагедией всей Ленинабадской области.

В период существования  СССР принадлежность любого чиновника  к Ленинабадской области (а еще  лучше - к Ходженту) создавала условия  для быстрого служебного роста. С  развалом СССР новая политическая ситуация потребовала от ленинабодцев недюжинных усилий в развернувшейся борьбе за власть, к чему, за малым исключением, они оказались не готовы. Лидеры страны отодвинули ленинабадцев на второй план.

Следует заметить, что  понятие “север Таджикистана” довольно относительное, так как у жителей  области нет   четко выраженного чувства региональной общности. Приспосабливаемость некоторых  “руководителей с севера” практически к любым политическим режимам независимо от их ориентированности, еще одна примечательная черта ленинабадцев. Карьерные интересы оказываются выше региональной или этнической общности.

Открытые и бескомпромиссные кулябцы и оппозиция, отстоявшие в борьбе свое право на часть власти, рассматривают поведение северян  как приспособленческое, а порой  и как предательское.  Вот почему вероятность консолидации кулябцев и каратегинцев (оплот оппозиции) в ближайшем будущем достаточно высока. Их сближают не только исторические судьбы, но и особый дух воина, выработавшийся в течение четырех лет вооруженного противостояния.

 

 

4.2 Президент.

 

Появление на политической арене в ноябре 1992 г. неизвестного руководителя совхозе Эмомали Рахмонова можно назвать историческим парадоксом. Несвязанный ранее с высокими постами в партийно-советской системе, без опыта даже элементарных аппаратных интриг, Рахмонов был выдвинут победившим в гражданской войне Народным фронтом  на должность председателя таджикского парламента, а фактически руководителя государства. За четыре года Рахмонов сумел заложить основы независимого государства. Созданы вертикальная структура власти, национальная армия, госаппарат. Качество нового государственноого механизма можно оцевать по-разному, но то, что он действует - факт бесспорный. Рахмонов, апеллируя к народу, его национальным чувствам, смог умножить число своих сторонников и вырос в прагматичного, уверенного политика.

Информация о работе История конфликта в Таджикистане