История Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.
Древнерусское государство (Киевская Русь), государство 9- начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Образование Киевской Руси………………………………………………………………..4
2. Социально-политический строй……………………………………………………………6
3. Характеристика государства в IX—X вв…………………………………………………..7
3.1 Крещение Руси и её расцвет……………………………………………………………….9
3.2 Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв……………….10
3.3 Распад………………………………………………………………………………………..11
3.4 Характер государственности русских земель…………………………………………….12
4 Историческое значение образования древнерусского государства……………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.docx

— 39.53 Кб (Скачать)

     Формой  налогов в Древней Руси выступала  дань, которую выплачивали подвластные  племена. Чаще всего единицей налогообложения  выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был  в одну шкурку с дыма. В некоторых  случаях, с племени вятичей, бралось  по монете от рала (плуга). Формой сбора  дани было полюдье, когда князь с  дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько  податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и  северян. Особый округ представлял  собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более  тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть  от своих годовых доходов.

     В 946 году после подавления восстания  древлян княгиня Ольга провела  налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых  жили княжеские администраторы и  куда свозилась дань. Такая форма  сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные  получали глиняные печати с княжеским  знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации  великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

     В X веке на Руси действовало обычное  право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в  скандинавских сагах и в «Правде  Ярослава». Они касались взаимоотношений  между равными людьми, русью, одним  из институтов была «вира» — штраф  за убийство. Законы гарантировали  отношения собственности, в том  числе и собственности на рабов («челядь»).

     Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно  сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись  два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и  боковыми линиями.

     В X веке сложилась более-менее унифицированая денежная система, ориентированная  на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами  были гривна, куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое  выражение.

     Историки  по-разному оценивают характер государства  данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной  монархии». 

3.1. Крещение Руси и её расцвет

  Остромирово евангелие — древнейшая русская книга, принадлежавшая новгородскому посаднику Остромиру

     Основная  статья: Крещение Руси: при князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

     В городах, древнейшими из которых  были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла  и торговля. Создавались памятники  письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и  одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности  жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

     После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и  Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается  побеждён Ярославом и умирает  в изгнании. В 1024 году Мстислав Владимирович Храбрый одержал победу над Ярославом  у Листвена, результатом чего был  временный (до смерти Мстислава в 1036 году) раздел Русской земли по Днепру. Судислав Владимирович в 1024 году был  заточён братом Ярославом в поруб.

     Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой  наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником  законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком  международном признании Руси в  европейском христианском мире. Разворачивается  интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение  печенегам и их набеги на Русь прекращаются. 

3.2. Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.

     В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и православных епископов, подчинявшихся  киевскому митрополиту. Теперь все  князья, выступавшие вассалами киевского  великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о  ленных владениях викингов, но они  располагались на окраинах Руси и  на вновь присоединенных землях, поэтому  во времена написания «Повести временных  лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает  князя вятичей Ходоту и его  сына). Это способствовало централизации  власти.

     Власть  великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире  Мономахе. Попытки укрепить её, но менее  успешно, предпринимал также Изяслав  Ярославич. Положение династии укреплялось  многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

     Со  времени Владимира или, по некоторым  сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам  вместо денежного жалования князь  стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детеские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика пересления славян из северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торки и берендеи). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого. 

3.3. Распад

     Во  второй половине XI века Русь охватили княжеские усобицы. Их причинами  были личные амбиции князей, поддержанные младшей дружиной, и запутанность лествичного принципа наследования, однако центростремительные силы в  развитии государства возобладали. Среди соперничающих князей выделились Олег Святославич и Владимир Мономах. Одной из главных проблем, которую  необходимо было решать в период усобиц были набеги половцев (с 1061 года). Половцы  использовались князьями для борьбы за власть на Руси. На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким  образом, при сохранении лествичного  права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для  борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это  также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь становится первым среди равных, теряя роль сюзерена.

     Во  второй четверти XII века Киевская Русь распадается на самостоятельные  княжества. Хронологическим началом  периода раздробленности современная  историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава  Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестают  признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул становится объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями  Рюриковичей. Летописец записал  «разодралась земля Русская». В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев и впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начинает постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо перемещается во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

     Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора  для всех сильных князей. В 1204 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически  все южно-русские князья, произошло  первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило  натиск со стороны венгерских и литовских  феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (1236) и Смоленске (1239). В ходе нашествия  Батыя в 1240 году Киев был обращен  в руины и окончательно потерял  столичные функции. По решению Орды его получили владимирские князья Ярослав  Всеволодович и позднее его сын  Александр Невский, признанные старейшими на Руси. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. 

3.4. Характер государственности русских земель

     Количество  княжеств и земель за XIII век выросло  до 50, к концу XIV века (когда уже  начался процесс феодальной консолидации) до 250.

     Единственным  общерусским политическим органом  оставался съезд князей, который  решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла  своё единство во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными  «ересями». Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных  языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура  новгородского архиепископа предлагалась вечем, известен случай изгнания владыки.

  Политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели дело с целым родом Рюриковичей, то теперь — с отдельными семьями.

  В Киеве бояре поощряли борьбу между княжескими династиями, поддерживая в ряде случаев дуумвират (соправление) князей, и противясь усилению пришлых князей с помощью их физического устранения — обычно их отравляли ядом. Во Владимиро-Суздальской земле, княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина при поддержке церкви также физически устранили князя «самовластца» (Андрея Боголюбского) — он был убит собственным мечом. В Новгородской земле, которая как и Киев не стала отчинной какой-либо одной династии, сохранив общерусское значение, в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй — отныне князь приглашался и изгонялся вечем. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимиро-Суздальских землях вплоть до 1262 года, имеются сведения о договорных началах княжеской власти в этот период. В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.

     Основным  типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина оседала на земле. Для обороны использовалось городское  ополчение. В Новгороде княжеская  дружина фактически была наёмной  по отношению к республике, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу», ополчение во главе с  тысяцким, также имелось и боярское ополчение. Войско отдельного княжества  не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков  составляла около 100 тыс. человек.

     В период раздробленности сложилось  несколько денежных систем. Различают  новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра  различного размера и веса. Северная гривна была ориентирована на северную марку, а южная — на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое  выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и  старые шкурки, скрепленные княжеской  пломбой (так называемые «кожанные  деньги»).

     Название  Русь сохранялось в этот период за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по городам: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века по данным археологии сохраняются племенные  различия в материальной культуре, не был единым и разговорный язык, сохранялись регионально-племенные  диалекты. 
 

Информация о работе История Киевской Руси