Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа
До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.
Древнерусское государство (Киевская Русь), государство 9- начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки».
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Образование Киевской Руси………………………………………………………………..4
2. Социально-политический строй……………………………………………………………6
3. Характеристика государства в IX—X вв…………………………………………………..7
3.1 Крещение Руси и её расцвет……………………………………………………………….9
3.2 Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв……………….10
3.3 Распад………………………………………………………………………………………..11
3.4 Характер государственности русских земель…………………………………………….12
4 Историческое значение образования древнерусского государства……………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………..15
Формой
налогов в Древней Руси выступала
дань, которую выплачивали
В
946 году после подавления восстания
древлян княгиня Ольга провела
налоговую реформу, упорядочив сбор
дани. Она установила «уроки», то есть
размеры дани, и создала «погосты»,
крепости на пути полюдья, в которых
жили княжеские администраторы и
куда свозилась дань. Такая форма
сбора дани и сама дань назывались
«повоз». При уплате налога подданные
получали глиняные печати с княжеским
знаком, что страховало их от повторного
сбора. Реформа содействовала
В
X веке на Руси действовало обычное
право, которое в источниках называется
«Закон русский». Его нормы отражены
в договорах Руси и Византии, в
скандинавских сагах и в «
Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.
В
X веке сложилась более-менее
Историки
по-разному оценивают характер государства
данного периода: «варварское государство»,
«военная демократия», «дружинный период»,
«норманнский период», «военно-торговое
государство», «складывание раннефеодальной
монархии».
3.1. Крещение Руси и её расцвет
Остромирово евангелие — древнейшая русская книга, принадлежавшая новгородскому посаднику Остромиру
Основная статья: Крещение Руси: при князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.
В
городах, древнейшими из которых
были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск,
Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль,
Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков),
Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский,
и другие, развивались ремёсла
и торговля. Создавались памятники
письменности («Повесть временных лет»,
Новгородский кодекс, Остромирово евангелие,
жития) и архитектуры (Десятинная церковь,
Софийский собор в Киеве и
одноименный собор в Новгороде)
После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. В 1024 году Мстислав Владимирович Храбрый одержал победу над Ярославом у Листвена, результатом чего был временный (до смерти Мстислава в 1036 году) раздел Русской земли по Днепру. Судислав Владимирович в 1024 году был заточён братом Ярославом в поруб.
Правление
Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой
наивысшего расцвета государства. Общественные
отношения регулировались сборником
законов «Русская правда» и княжескими
уставами. Ярослав Мудрый проводил
активную внешнюю политику. Он породнился
с множеством правящих династий Европы,
что свидетельствовало о
3.2. Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.
В
ходе крещения Руси во всех её землях была
установлена власть сыновей Владимира
I и православных епископов, подчинявшихся
киевскому митрополиту. Теперь все
князья, выступавшие вассалами
Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.
Со
времени Владимира или, по некоторым
сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам
вместо денежного жалования князь
стал раздавать земли. Если изначально
это были города в кормление, то в
XI веке дружинники получали сёла. Вместе
с сёлами, которые становились вотчинами,
даровался и боярский титул. Бояре стали
составлять старшую дружину, которая по
типу являлась феодальным ополчением.
Младшая дружина («отроки», «детеские»,
«гриди»), находившаяся при князе, жила
за счет кормления с княжеских сел и войны.
Для охраны южных границ проводилась политика
пересления славян из северных племен
на юг, а также заключались договоры с
союзными кочевниками, «черными клобуками»
(торки и берендеи). От услуг наемной варяжской
дружины в основном отказались в период
правления Ярослава Мудрого.
3.3. Распад
Во второй половине XI века Русь охватили княжеские усобицы. Их причинами были личные амбиции князей, поддержанные младшей дружиной, и запутанность лествичного принципа наследования, однако центростремительные силы в развитии государства возобладали. Среди соперничающих князей выделились Олег Святославич и Владимир Мономах. Одной из главных проблем, которую необходимо было решать в период усобиц были набеги половцев (с 1061 года). Половцы использовались князьями для борьбы за власть на Руси. На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь становится первым среди равных, теряя роль сюзерена.
Во
второй четверти XII века Киевская Русь
распадается на самостоятельные
княжества. Хронологическим началом
периода раздробленности
Киев,
в отличие от других княжеств, не
стал достоянием какой-либо одной династии,
а служил постоянным яблоком раздора
для всех сильных князей. В 1204 году
он был вторично разграблен смоленским
князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся
против Галицко-Волынского князя Романа
Мстиславича. В битве на реке Калке
(1223), в которой участвовали
3.4. Характер государственности русских земель
Количество княжеств и земель за XIII век выросло до 50, к концу XIV века (когда уже начался процесс феодальной консолидации) до 250.
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё единство во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями». Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура новгородского архиепископа предлагалась вечем, известен случай изгнания владыки.
Политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели дело с целым родом Рюриковичей, то теперь — с отдельными семьями.
В Киеве бояре поощряли борьбу между княжескими династиями, поддерживая в ряде случаев дуумвират (соправление) князей, и противясь усилению пришлых князей с помощью их физического устранения — обычно их отравляли ядом. Во Владимиро-Суздальской земле, княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина при поддержке церкви также физически устранили князя «самовластца» (Андрея Боголюбского) — он был убит собственным мечом. В Новгородской земле, которая как и Киев не стала отчинной какой-либо одной династии, сохранив общерусское значение, в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй — отныне князь приглашался и изгонялся вечем. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимиро-Суздальских землях вплоть до 1262 года, имеются сведения о договорных началах княжеской власти в этот период. В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.
Основным типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина оседала на земле. Для обороны использовалось городское ополчение. В Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республике, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу», ополчение во главе с тысяцким, также имелось и боярское ополчение. Войско отдельного княжества не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков составляла около 100 тыс. человек.
В период раздробленности сложилось несколько денежных систем. Различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная гривна была ориентирована на северную марку, а южная — на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).
Название
Русь сохранялось в этот период за
землями в Среднем Поднепровье.
Жители разных земель обычно называли
себя по городам: новгородцы, суздальцы,
куряне и т. д. Вплоть до XIII века по данным
археологии сохраняются племенные
различия в материальной культуре,
не был единым и разговорный язык,
сохранялись регионально-