История Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.
Древнерусское государство (Киевская Русь), государство 9- начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Образование Киевской Руси………………………………………………………………..4
2. Социально-политический строй……………………………………………………………6
3. Характеристика государства в IX—X вв…………………………………………………..7
3.1 Крещение Руси и её расцвет……………………………………………………………….9
3.2 Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв……………….10
3.3 Распад………………………………………………………………………………………..11
3.4 Характер государственности русских земель…………………………………………….12
4 Историческое значение образования древнерусского государства……………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.docx

— 39.53 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

1. Образование Киевской Руси………………………………………………………………..4

2. Социально-политический строй……………………………………………………………6

3. Характеристика государства в IX—X вв…………………………………………………..7

3.1 Крещение Руси и её расцвет……………………………………………………………….9

3.2 Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв……………….10

3.3 Распад………………………………………………………………………………………..11

3.4 Характер государственности русских земель…………………………………………….12

4 Историческое значение образования древнерусского государства……………………….13

Заключение……………………………………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   До  настоящего времени ученые всех стран  с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило  становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться  ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной  теории его образования, вся древнерусская  история построена на основании  “Повести временных лет”. Из-за этого  возникло и продолжает возникать  множество различных теорий относительно подлинной российской истории.

   Древнерусское государство (Киевская Русь), государство 9- начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Образование Киевской Руси

     Киевская  Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — словенов (новгородцев), кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян,вятичей.

     Основателями  Киева летописная легенда считает  правителей племени полян — братьев  Кия, Щека и Хорива. По данным археологических  раскопок, проводившихся в Киеве  в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия  н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века ( аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукаль говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

     Первые  сведения о государстве русов  относятся к первой трети IXвека: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в  Константинополь, а оттуда ко двору  франкского императора Людовика Благочестивого. Впрочем, ряд источников ассоциирует  славянских каганов (термин тюркского, хазарского происхождения) с «норманнами» и «шведами». С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

     В 860 при византийском императоре Михаиле III появляется упоминание о походах  Руси на Царьград, зафиксированные  в греческих летописях.

     В 862 согласно Повести Временных лет, северные славянские племена: словене  и кривичи (а также чудь) призвали на княжение варягов (Согласно летописям  их /варягов/называли Русь. Существует множество теорий кем же были эти самые варяги ). Дословно: «Сказали Руси Чудь, Словени и Кривичи: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“». Пришли 3 брата: Рюрик сел в Новгороде, Синеус сел в Белоозере, а Трувор сел в Изборске.

     В 862 (возможно чуть позже) варяги (по одной  из версий знать из свиты Рюрика) плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим  торговым путем «из варяг в  греки», устанавливают свою власть над Киевом. Летопись сохранила имена  этих варягов: Аскольд и Дир.

     В 866 (по датировке «Повести временных  лет») Аскольд и Дир совершают  поход на Царьград. Греческие источники, относящие этот поход к 860, связывают  его с так называемым первым крещением  Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство. 

     В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу (регенту при  малолетнем сыне Рюрика Игоре).

     В 882 по летописной хронологии, князь  Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив  там свою власть и поставив на княжение своих людей. Сам же отправился дальше, убил Аскольда и Дира, захватил Киев, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и  сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в  Киеве сохранилось. Вещий Олег считается  основателем Киевской Руси.

     Олег  покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого  платили дань хазарам, но о конфликте  Олега с хазарами Летопись не сообщает. В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие  льготные условия торговли для русских  купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

     Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала так же неудачная  военная компания против Хазарии, в  ходе которой Русь, действуя по просьбе  Византии, атаковала хазарский город  Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем  Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения  предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора  дани с древлян. После смерти Игоря  в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках  вдовы Игоря княгини Ольги. Она  стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим  христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они  были вынуждены покинуть Киев).

     Около 962 возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые  последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 Святослав  разгромил Хазарский каганат. Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич. 

2. Социально-политический строй

     Власть  на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся  в основном за счет его походов. Некоторую  роль играло и вече. Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной  организации. Доходы князя имели  различные источники. В 10 — начале 11 вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест.

     В 11 — начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести сложное  хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов, руководить многочисленной администрацией. Он был военным вождем, теперь ему  приходилось организовывать не столько  дружину, сколько ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Власть князя была неограниченной, но ему  приходилось считаться с мнением  боярства. Роль веча снижалась. Княжеский  двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления. Во главе городов стоял городской  патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных  местных землевладельцев — «старцев»  и дружинников. Знатные роды играли большую роль в истории городов (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — в Киеве, Дмитра Завидича — в Новгороде). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при  перевозках обусловила появление вооруженной  купеческой стражи, среди городского ополчения купцы занимали первое место. Самую многочисленную часть  городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской  церкви стоял обычно назначаемый  константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри  с игуменами во главе подчинялись  епископам и митрополиту.

     Сельское  население состояло из свободных  крестьян-общинников (число их уменьшалось), и уже закрепощенных крестьян. Существовала группа крестьян, оторванных от общины, лишенных средств производства и являвшихся рабочей силой внутри вотчины. Рост крупного землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению классовой борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-1069 гг.; на Белоозере около 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были разобщены, в них участвовали язычники-волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой религией — христианством. Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Руси в 1060-1070-х гг. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих вотчины. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми актами.  

3. Характеристика государства в IX—X вв.

     Киевская  Русь объединила под своей властью  обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В летописных источниках того времени  государство называлось Русь; слово  же «русский» в сочетании с  другими словами встречалось  в различных написаниях: как с  одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью»  понималась территория Киевской (за исключением  древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением  радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в  таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в  новгородских источниках[2].

     Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться  и другие престижные титулы, среди  которых тюркский каган и византийский царь.

     Государственный аппарат включал в себя помимо великого князя подчиненных ему  великих и светлых князей, местного (например, князь Мал) и варяжского (например, Рогволод) происхождения. Княжеская  власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали  великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, назначавшиеся  князем. Бояре командовали особыми  дружинами, территориальными гарнизонами (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости  объединялись в единое войско. При  князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд — при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».

     Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных  племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал  около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и  горожане получали больше (10 гривен). Кроме  того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в  форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди  дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или  младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая  численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

Информация о работе История Киевской Руси