История казначейства в России XVII-XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:47, реферат

Описание работы

Эти функции еще в Древней Руси сосредотачивались в руках казначеев-хранителей княжеской казны. При Иване III учреждаться приказы. Престиж казны возрос. Он возглавляет казенный двор, ведает государственными доходами, контролирует сбор пошлины и оброков, осуществляет некоторые судебные функции. Как доверенное лицо царя, участвует в переговорах с иностранными послами.

Работа содержит 1 файл

история казначейства в россии.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

    В 1878 году произошло более существенное изменение в устройстве казенных палат. Были перераспределены функции между ее тремя отделениями: в первом было сосредоточено распорядительное делопроизводство по управлению кассами, во втором- ревизионное делопроизводство, в третьем – переданное из казначейства бухгалтерского счетоводство по государственным доходам и расходам. Но сами казенные палаты не вводили и не взимали никаких сборов, не могли они и отменить установленные  сборы.

    В последующие 20 лет структура казенных палат снова изменилась, расширялись  и их функции: к 1894 году во главе казенных палат стоял управляющий (прежде председатель), который единолично решал все дела.

    Общее присутствие под председательством  состояло из его помощников и начальников  отделений, с присоединением к ним  в некоторых случаях представителей от контрольной палаты и военного ведомства.

    Увеличение  государственного бюджета и денежных оборотов касс создание новых источников доходов (казенные железные дороги, казенная продажа вина) усложнили счетоводство и отчетность.

    Была  сделана попытка объединить казенные палаты акцизными управлениями, т.е. создать общефинансовые органы, что привело к введению в казенные палаты должности податного инспектора. Он осуществлял надзор за действиями нефинансовых учреждений. Наряду с ним создавались податные присутствия для установления  сборов с торговых и промышленных предприятий.

    После 1863 года на губернские и уездные казначейства были возложены следующие функции:

    -сбор  государственных доходов, их хранение, платежей, передвижение средств  из одного казначейства в другое  или в банк;

    -прием,  хранение и расходован6ие специальных  средств правительственных учреждений (кроме Синода);

    -выдача  свидетельств на право торговли  и промыслов;

    -счетоводство  по всем расходам и доходам,  представление отчетности и др.;

    -прием  на временное хранение сумм  присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц.

    Казначейства  подвергались проверкам плановым и  внезапным, которые проводились общим присутствием казенной палаты, губернатором, представителями Министерства финансов.

    В 1890 году на казначейства были возложены  обязанности:  принимать и хранить все земские суммы. По закону 1899 года они были обязаны распределить поступающие поземельные налоги между казной и земством. Кроме этого, с 1885 года при казначействах открывались сберегательные кассы, а введение в 1887-1888 гг. банковских операций (в городах, где не было контор и отделений Государственного банка), вследствие которого были введены новые формы счетоводства и отчетности, усложняло деятельность казначейств.

    В связи с расширением функций  казенные палаты и казначейства были разделены: палаты на 4, а казначейства  на 7 разрядов, которые присваивались по усмотрению Министерства финансов.

      В первые послереволюционные  годы Народный комиссариат финансов  РСФСР формировал новые подходы  к управлению финансовой деятельностью. В мае 1918 года было принято постановление Совнаркома РСФСР, вводившем единство кассы, обязавшем все предприятия, учреждения и должностные лица, вносить все денежные средства в кассы Народного банка или Государственного казначейства. С одной стороны закрепилось единство кассы, существовавшее до революции. С другой, наметился переход к банковской системе исполнения бюджета. В октябре 1918 года кассовые 1918 года кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР, а Департамент государственного казначейства и его местные органы объединились с учреждениями Народного банка. Декретом от 01 ноября 1918 года было утверждено Положение «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов», с введением в действие, которого казенные палаты подлежали ликвидации. Процесс упразднения системы казначейства в России  был полностью завершен в 1926-1927 гг. переходом на банковскую систему исполнения государственного бюджета.

    История казначейства на Урале

 

    Усиление  власти и военного могущества русского государства, расширение внешних связей, развитие внутреннего рынка – все это обусловило увеличение потребности в металле и послужило толчком к созданию на Урале с его огромными ресурсами  крупной металлургической базы страны. Организационным центром горнозаводской промышленности должен был стать крупный город, соединяющий в себе управленческие функции, металлургическое производство, играющий роль торгового русско-сибирского посредника, а  также являющийся центром формирования культурно-производственных кадров. К этому времени на Урале сложился особый вид поселения при металлургических заводах – крепость – завод, позднее город-завод. Именно с такого населения и начался Екатеринбург, основанный в 1723 году.

    К этому году относится первое упоминание об учреждении, ведающим «приходам и расходам денежной казны» Сибирского обербергамта. В штатном расписании Сибирского обербергамта за 1729 год «приходам и расходам денежной казны» ведали комиссар и два счетчика. Денежная казна занималась всеми финансовыми вопросами Сибирского обербергамта и подчинялась советнику. В нее поступали доходы от продажи заводами продукции, десятичный сбор, подушные деньги, деньги из Берг-Коллегии на содержание Уральских заводов. Казна распределяла деньги на содержание контор, обербергамта, заводов, госпиталей, аптек, школ, горных рот, караванные расходы, ведала выдачей жалованья мастеровым за выполненные работы и доставленный провиант.

    Развитие  промышленности на Урале в начале XVIII века сопровождалось расширением торговых и экономических связей, что в свою очередь, приводило к усложнению финансовой системы. В 1733 году по штатному расписанию денежной казной заведовали бухгалтер, канцелярист, подканцелярист, 3 копииста, 2 счетчика. В октябре 1734 года Сибирский обербергамт был переименован в Канцелярию Главного правления Сибирских, Казанских, Оренбургских заводов. Изменилось и название «денежной казны», которая стала именоваться «денежной казной Канцелярии Главного правления  Сибирских, Казанских, Оренбургских заводов». Примерно с 1736 года появилось название Екатеринбургская казначейская контора Канцелярии Главного правления Сибирских, Казанских, Оренбургских заводов.

    Реформа 1775 года укрепила местный государственный  аппарат, увеличила роль дворянства в местном управлении. Были созданы губернские казенные палаты.

    После создания Пермской губернии главные  органы управления были сосредоточены  в городе Перми. Сужение функций  уездных финансовых учреждений коснулись и Екатеринбургской казначейской конторы: в 1778 году в конторе по штату были управляющий, канцелярист,2 копииста, 3 счетчика. В ноябре 1781 года в Екатеринбурге была ликвидирована Канцелярия Главного правления Сибирских, Казанских, оренбургских заводов. Вместе с канцелярией была ликвидирована и Екатеринбургская казначейская контора.

           С этого времени по 1796 год начала  свою деятельность Пермская казенная палата. Вначале она заведовала государственным имуществом строительной части казенных предприятий. Одной из главных задач палаты была ревизия счетов «отчетов казенных и частных производственных заведений.»

      По  Указу Пермского наместничества от 3 октября 1973 года из ведения местной  казенной палаты была выделена экспедиция горных дел, которая бала отнесена к Канцелярии Главного правления заводов.

      В течение XIX века палата выполняла функции надзора «освидетельствование казначейств за производством торгов, гербовым сбором, поземельным налогом». Пермская  казенная палата в силу особой роли губернского города организовывала и вела надзор за валютными поступлениями от золото и плато добычи. Она осуществляла контроль за статистической отчетностью золото - платино-промышленных комиссий, за раскладкой налогов, а также наложением взысканий и взятием в казенное владение приисков за неуплату посаженной подати.

      На  местах были созданы Екатеринбургское, Алапаевское, Верхотурское, Ирбитское, Кушвинское, Красноуфимское, Нижнетагильское и Туринское уездные казначейства, которые выполняли функции кассовых учреждений. Екатеринбургское уездное казначейство, кроме того, выполняло функции контроля Пермской казенной палаты за отчетностью и налогообложением частной золото – платиновой промышленности. Для этой цели было создано особое раскладочное присутствие  промыслового налога по золотой и платиновой промышленности.

     Работа  казначейства была регламентирована «Наставление», составленным на основании «Собрания из законов, принадлежащее в наставление уездным казначеям, как и какого методой до будущего издания уставы казенных палат единообразно отправлять им возложенную на них должность.»Наставление состояло из 8 глав и 108 параграфов. В первой главе была обозначена сфера деятельности казенной палаты, в остальных главах расписывались обязанности и права должностных лиц, в том числе должности вице- губернатора, директора экономии 1-й экспедиции, советника таможенных  дел 2-й экспедиции, советника для горных дел 3-й экспедиции и др.

     Незначительное  количество источников в Государственном  архиве Свердловской области и исследовательских  работ не позволяет более подробно рассмотреть  работу Екатеринбургского казначейства, но несомненно оно играла важную роль. Известно, что из 5 первых  каменных зданий города, одно было отдано казначейской конторе.

     В 1900 году уездные казначейства были разделены на 7 разрядов. Екатеринбургское было отнесено к 3 разряду, Верхотурское к 6 разряду (сведения о других казначействах отсутствуют). Под руководством казначея( до 1914 г.  им был Иосиф Андреевич Кротков, позже его сменил Федор Сергеев) в Екатеринбургском уездном казначействе работали старший бухгалтер, 8 кассиров, 2 истца, а также присяжный. Рабочий день начинался с 8  часов утра и продолжался до 14 часов дня.

         По документам фонда Верхотурского  уездного казначейства можно  проследить насколько обширными  и разносторонними были взаимоотношения казначейства с другими государственными и частными учреждениями.

     Так, со слесарно-кузнечным заводом «В.В. Памхов с сыновьями» велась переписка об изготовлении и передаче железных ящиков и ключей от них для хранения денег, с Николаевской Академией Императорского штаба, находящимся в Санкт – Петербурге, о пожертвовании на памятник в Москве  генерал – адъютанту М.Д. Скоблеву  и др.

     В 1913 году Верхотурское казначейство проявило инициативу, предложив управляющему  Пермской казенной палаты лечение в санатории, а также  постройку, аренду лечебно – профилактических зданий проводить за счет добровольных  пожертвований чиновников, что свидетельствует, что практика добровольных сборов была распространена.

     В таком виде система уездного казначейства на Урале и просуществовала до перехода на банковскую систему исполнения бюджета.  
 

    Вероятно  оно находилось «против первой линии  Гостиного двора с имеющимся  при нем непристроенным пустым местом» (ныне по ул. 8 Марта, между ул. Малышева и Ленина). К началу XIX века здание уездного казначейства обветшало: в стене «образовалась большая трещина, все время набегала вода до 5 вершков, отчего надо было перемещать часто гниющие денежные мешки, которые терпят убытки» (из доклада первого советника Пермской казенной палаты Берка на заседании Екатеринбургской городской Думы). Было принято решение о необходимости ремонта, который планировалось провести в течение трех месяцев.

    Но  ремонт не мог решить всех проблем  казначейства: отсутствие приспособленных надежных помещений не соответствовало значению казначейства, как кассового учреждения.

    В декабре 1817 г. по предложению горного  начальника Екатеринбургских заводов Яковлева Н.А. было выделено место «между строениями как-то главною конторою и начальническим домом». Городская Дума согласившись с необходимостью строительства, предложило одному из известных и популярных архитекторов того времени Малахову  составить план, который и был представлен в 1819 году. Однако этот план вызвал горячие споры: предлагаемое строение занимало всего 11 сажень ( равно 24,2 метра) в длину и было одноэтажным. По мнению депутатов, здание не только не соответствовало важности места, но и обезобразило другие строения. Поэтому было принято было принято решение предоставить другой план, по которому казначейство помещалось бы в 2-х этажном здании с фасадом на 6 сажень длиннее. На первом этаже предполагалось устроить кладовые, на втором -комнаты под канцелярию. В том же году  Малахов представил измененный проект здания, который был отправлен в Пермскую казенную палату для утверждения. В июне 1820 года из Перми пришел положительный ответ: «непременно построить летним временем».

Информация о работе История казначейства в России XVII-XX вв