Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:47, реферат
Эти функции еще в Древней Руси сосредотачивались в руках казначеев-хранителей княжеской казны. При Иване III учреждаться приказы. Престиж казны возрос. Он возглавляет казенный двор, ведает государственными доходами, контролирует сбор пошлины и оброков, осуществляет некоторые судебные функции. Как доверенное лицо царя, участвует в переговорах с иностранными послами.
История казначейства
в России XVII-XX вв.
Государственная казна как совокупность имущественных комплексов денежных средств государства с момента своего возникновения требует учета, обеспечения пополнения, рациональных расходов и жесткого контроля.
Эти функции еще в Древней Руси сосредотачивались в руках казначеев-хранителей княжеской казны. При Иване III учреждаться приказы. Престиж казны возрос. Он возглавляет казенный двор, ведает государственными доходами, контролирует сбор пошлины и оброков, осуществляет некоторые судебные функции. Как доверенное лицо царя, участвует в переговорах с иностранными послами.
В первой половине XVIII века, по мере развития системы приказных учреждений, функции казначея сузились, часть их перешла в финансовое и контрольное приказные ведомства.
Преобразования
Петра 1, связанные со стремлением
модернизировать Русское
На местах в 1719 году, с учреждением 11 губерний и 48 провинций, функции наблюдения, надзора за правильностью мер весов были возложены на воевод, стоящих во главе провинций. При губернской канцелярии были созданы казначейства, куда поступали все сборы, а в столицу деньги направлялись в Главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.
Для ограничения полномочий местной власти параллельно были учреждены специальные должностные лица и надзиратели сборов, или камериры, находящиеся в подчинении камер-коллегии. Камерир наблюдал за всеми сборами, обеспечением продовольствием войск, за государственным имуществом и отдачей на откуп казенных статей, за хозяйством общественных учреждений. На камерире лежали также контрольные обязанности, заключавшиеся в рассмотрении денежных отчетов местной власти, которые он представлял в Камер-коллегию и Штатс-контору, откуда отчеты поступали в Ревизион-коллегию.
Наряду с должностностью камерира в ведении Штатс-конторы была учреждена должность ренмейстера (или казначея). Казначей принимал поступившие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигнациям. Таким образом, камерир и ренмейстер стали первыми местными органами финансового управления.
В каждой провинции было по одному камерирну, поэтому в его ведении в уездах были созданы особые должности взимания сборов – земские комиссары, работавшие по назначению Камер-коллегии. Но земские комиссары – это была не чисто финансовая должность, а скорее полицейская. Например, они должны были присутствовать на сборе подушной подати для содержания армии вместе с полковниками и офицерами местного полка. Собранные деньги складывались в присутствии всех указанных лиц в бочки с печатью полковника и комиссара, после чего полковник посылал ведомость о собранных деньгах воинскому казначею в Военную комиссию.
После смерти Петра 1 на местах были упразднены созданные им должности камериров, рентмейстеров и земских комиссаров, а их функции вновь были переданы воеводам.
Во второй половине XVIII века изменилась структура финансового управления в центре и на местах. В Сенате было образовано шесть департаментов, первому из которых важные внутренние и политические дела, в т.ч. заведование финансами. При нем в ведении генарал-прокуратуры учреждалась Экспедиция о государственных доходах для контроля за их сбором на местах. Но возможность реального объединения сведений о государственных доходах и расходах появилась лишь с образованием в 1775 году местах самостоятельных органов казенных палат в губерниях и казначейств в уездах. Именно этот год можно назвать годом зарождения единой централизованной сети казначейских органов в России.
Казенным палатам было поручено: сбор сведений о численности населения, управление соляными и питейными откупами и другое. Со временем остались только финансовые функции: наблюдение за своевременным поступлением средств, ревизия отчетности губернских и уездных казначейств. Кроме того, казенные палаты проводили торги на казенные подряды и поставки, осуществляли перевод податного лица из одного податного сословия и другое.
Палаты вице-губернатору и состояли из директора экономии, одного советника, двух ассесоров для свидетельства сумм и губернского казначея.
Уездные казначейства находились в ведении казенных палат и были учредителями исключительно кассовыми. К их компетенции относились вопросы приема и хранения казенных денежных средств, производство платежей по распоряжению казенной палаты, представление казенной палате сведений о накопившихся недоимках. По указам императрицы от 7 ноября 1775 года и 4 января 1780 года уездным казначеям надлежало быть «почтительному, расторопну и осмотрительну, чтобы ничего не запустить, упражняться во всегдашнее время с утра до полудня в перечете, приему и отпуску денег».
Как завершение организации системы местных казначейств. В Петербурге и Москве в 1780 году были учреждены. Штатное казначейство, ведавшее обыкновенными расходами, кроме военных и флотских, и Остаточное казначейство, «ведавшее суммами, оставшимися за удовлетворением штатных расходов». Все эти преобразования заметно усложнили функции Экспедиции о государственных доходах м в 1780- 1781 гг. она была разделена на 4 отдельных экспедиции: первая заведовала доходами, вторая – расходами, третья- ревизионная, четвертая – по сообщениям первых трех должна была делать взыскания по недоимкам через местные власти.
Экспедиция явилась прообразом будущего Министерства финансов. Во главе ведомства предполагалось поставить самостоятельного начальника – Государственного казначея со всеми полномочиями министра. Но при Екатерине II этого не произошло, и обязанности Государственного казначея были возложены на генерал-прокурора. Экспедиции должны были ежедневно докладывать ему о своих действиях, на местах без его ведома никакие расходы не должны были производиться, ему предоставлялось право лично или своих чиновников производить повсеместно ревизию состояния казначейств. С этих пор генерал-прокурор ежегодно представлял на утверждение императрицы табели о доходах, расходах и остатках.
В
1796 году экспедиция была выведена из ведения
генерал-прокурора и введена
После преобразований Александра 1 в й802 году государственное хозяйство было распределено между Министерством финансов, Министерством коммерции, Государственным казначеем и, отчасти, Министерством внутренних дел.
В обязанности Министра финансов входило составление в конце каждого года росписи государственных доходов и расходов на наступающий год, которые после утверждения императором, передавались государственному казначею на исполнение. Должность Государственного казначея была сохранена, и функции его остались без изменения.
Казенные палаты были отнесены в ведение Государственного казначея по части казенных сборов, передачи их, в надлежащие места и хранение денежной казны, т.е. все губернские и уездные казначейства, казенные палаты, штатные и остальные казначейства оставались в подчинении государственному казначею.
Действовавшая под руководством Государственного казначея Экспедиция о государственных доходах, не смотря на увеличение штатов и создании в ее составе пятой экспедиции, не имела самостоятельности и работала слабо. Поэтому 1,2,4 экспедиции, ведавшие доходами, расходами, недоимками были объединены в Экспедицию о государственных доходах под начальством управляющего, которому предписывалось привести к единообразию дела всех экспедиций. 3 и 5 экспедиции были объединены в одну Государственную экспедицию для ревизии счетов.
Хотя Министерство финансов и Государственный казначей были по закону обособленными ведомствами, фактически они были объединены. В 1807-1810 годах во главе их стоял Государственный казначей Голубцов Ф.А.
В 1810 году последовали дальнейшие преобразования в системе государственного устройства. Вместо 8 министерств было образовано 12, 6 из которых, в том числе и в Государственном казначействе, были сосредоточены управление государственным бюджетом. Государственному казначейству под руководством государственного казначея было поручено заведование движением сумм, поступавших в доход или остававшихся в запасе, текущими расходами, платежами долгов, пенсий и прочим в 1821 году Государственное казначейство было включено в состав Министерство финансов в виде особого отдела Департамента государственного казначейства. Департамент состоял из 14 отделений, разделенных на две части: распорядительную, ведавшую по приему, хранению доходов и распределению доходов, и счетную, заведовавшую контролем и бухгалтерией.
Департамент Государственного казначейства заменял прежнюю Экспедицию о государственных доходах. Ему подчинялись губернские и уездные казначейства, казенные палаты по казначейским делам и Главное казначейство. В Главное казначейство поступали остатки от расходов всех учреждений, штатные и случайные доходы, а отпуск сумм производился на содержание центральных учреждений. В 1826 году в целях улучшения устройства всех частей управления возникал вопрос о выделении из состава Министерства финансов Государственного казначейства. Но предложения эти не были учтены, и Государственное казначейство осталось в составе Министерства финансов России.
Положением от 6 ноября 1830 года был
определен общий порядок
29
сентября 1831 года была утверждена
Высочайшая инструкция для
В 1858 году началась реформация в сфере финансов России, в частности бюджетного, кассового и ревизионного управлений. До этого каждое министерство имело своё казначейство, которое собирало доходы, тратило их производило расходы по своему ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь крохи. Теперь же, в соответствии со основными направления реформы, на первый план выдвигало требование единства и рационализации государственного бюджета.
Провозглашение принципа единства кассы явилось в тот момент очень своевременным и логичным: существование самостоятельных ведомственных касс затрудняло контроль за расходованием средств и осложняло возможность маневрирования свободной наличностью со стороны государственного казначейства.
Согласно принципа единства кассы все государственные деньги должны быть сосредоточены в одном органе, которым стал Департамент государственного казначейства Министерства финансов. Все кассы Министерства финансов были подразделены: на доходные, куда поступали все государственные доходы, специальные средства, депозиты и расходные, о куда осуществлялись все денежные выдачи. Доходами ведали губернские и уездные казначейства, а расходами – Главное казначейство в Петербурге. В 1879 году такое разделение касс было отменено. Через департамент государственного казначейства прелагалось ввести также систему предварительного контроля, т.е. анализа смет расходов отдельных ведомств и запрещение тех расходов, которые контрольные органы (в их числе и казначейства) считали неправильными или незаконными.
Главными итогами реформы явились:
-провозглашение единства кассы;
-упразднение особых ведомственных касс;
-создание обновленной системы органов государственного казначейства.
После реформы Департамент государственного казначейства стал одним центральных управлений Министерства финансов. В его структуру входили Главное казначейство и казенные палаты, подчинялись губернские и уездные казначейства. Часть отделений Департамент государственного казначейства была ликвидирована в связи с передачей функций другим департаментам. В 1894 году их осталось 9. Параллельно с ростом государственного казначейства расширялись, но структурных преобразований не производилось.
23 мая 1866 года была проведена реорганизация казенных палат: произошло усложнение их обязанностей. В связи с чем изменилась структура казенных палат. Теперь состояли из 3 отделений: казначейство, ревизионный отделение и канцелярия.
Информация о работе История казначейства в России XVII-XX вв