Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:39, контрольная работа
Контрольная работа, связанная с экономической историей России на протяжении всего 20 века. Описаны основные экономические реформы, тиы, структуры экономики в периоды царской России, СССР, Российской Федерации после распада СССР.
Главным направлением государственной политики в деревне было содействие кооперированию крестьян. При разработке кооперативного плана были использованы труды А.В. Чаянова, крупного специалиста по вопросам такого движения. В основе этого плана лежало использование материальной заинтересованности крестьян.
Кооперирование в годы нэпа началось с появления таких кооперативов, как сбытовых, потребительских, машинных. В эти кооперативы объединялись зажиточные крестьяне, которые производили товарную продукцию. Бедняки в таких кооперативах участвовать не могли, они объединялись в производственные кооперативы, которые принято было называть коллективными хозяйствами, колхозами. Было три вида колхозов: коммуны, артели и ТОЗы.
В кооперативах в 1925 году состояло около 25% крестьян, а к 1928 г. уже 55%. Они играли главную роль в товарообороте, уже в 1925 г. он составлял 44,5% розничного товарооборота страны.
Со временем крестьянские кооперативы стали объединяться в отраслевые организации. Появились Хлебоцентр, Льноцентр, Плодоовощсоюз, Маслоцентр и др. Они объединяли сбыт и снабжение кооперативов в масштабе всей страны.
В 1925 г. сельскохозяйственной продукции было получено на 12% больше, чем в 1913 г., в том числе на 7% в земледелии и на 21% в животноводстве. Хлеба производилось на 11% больше, чем в предвоенные годы.
3.2. Восстановление промышленности.
Одно из проявлений нэпа
было то, что снова разрешалось
капиталистическое
Доля концессии в стране была невелика и составляла 1%, но при этом 60% добычи свинца и серебра, 85% марганцевой руды, 30% золота и 22% производства одежды и предметов туалета приходилось на концессионеров.
Новая политика в промышленности заключалась также в перестройке ее организации. Это выражалось в переводе предприятий на хозрасчет. Предприятия должны были вести свое хозяйство самостоятельно, закупать сырье, сбывать свою продукцию, и получив прибыль заплатить с нее налог государству.
Также произошел переход
от главков к трестам и
В 1921 г. был организован Госплан, который действовал на основе плана ГОЭРЛО. Вначале разрабатывались годовые планы по отдельным отраслям, которые выполнялись на 50-80%, которые озватывали только производственно-техническую сторону. С 1924 г. в планах стали учитывать финансовую сторону, они стали называться промфинпланами. А с 1925 г. отраслевые планы сливаются в единый годовой план промышленности и строительства.
Довоенный уровень промышленности был восстановлен в 1926г. Каменного угля и металла выпускалось вдвое меньше, чем до войны. Машиностроение также не было восстановлено до прежнего уровня. Выработка электроэнергии на 40% превысила довоенный период.
3.3. Торговля и финансы.
В разгар нэпа в руках капиталистов находилось 75% розничной торговли, и только в 1925 г. снизилось до 43%. В это время было три сектора торговли – капиталистический, кооперативный и государственный.
В 1923 г. был принят первый перспективный план развития промышленности на 5 лет, была сделана первая попытка перейти к индустриализации. Получение накопления крестьян было связано с повышением цен на промышленную продукцию для деревни. За несколько месяцев в 1923 г. цены на промышленную продукцию выросли в два с лишним раза, в то время как на сельскохозяйственные товары наоборот упали. Это стало причиной кризиса сбыта.
В первые годы нэпа наблюдалась сильная инфляция. Была проведена денежная реформа. В 1922 г. было пущено в обращение ограниченное количество новых денег, которые были обеспечены драгоценными металлами. Они чеканились из серебра, золота и даже платины. Эти деньги были конвертируемыми, они обменивались на основные иностранные валюты. С 1922-1924 г. в обращении были два вида денег: старые совзнаки, которые все более обесценивались, т новые, имевшие твердый курс.
Были восстановлены и кредитные учреждения. С 1921 г. снова открылся Госбанк, возник ряд специализированных банков: акционерный, кооперативные, общества взаимного кредита. Пайщиками банков были синдикаты, кооперативы частные лица.
4. Экономика СССР в предвоенные годы.
4.1. Первый пятилетний план 1928 – 1933 г.
О первом пятилетнем плане (1 октября 1928 — 1 октября 1933) было заявлено на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 года) как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Этот план, сразу после его утверждения V съездом Советов СССР в мае 1929 года, дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политического, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статус концепции.
В 1930 году было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских транспортных и промышленных сооружений: Турксиб, ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. Построены тракторные заводы в городах: Сталинград, Челябинск, Харьков, Нижний Тагил (Уралвагонзавод). Создана вторая угольно-металлургическая база - Кузбасс. Введена в эксплуатацию Туркестано-Сибирская железная дорога.
Появились новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, станкостроительная, тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, черной металлургии, химическая.
В 1926–1928 гг. в промышленность
было вложено значительное
В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день.
Социалистические преобразования сельского хозяйства: 211 тыс. колхозов, 150 тыс. тракторов, 2446 машинотракторных станций, 70 тыс. специалистов с высшим и средним образованием.
СССР вышел на 2-е место в мире по машиностроению, выплавке чугуна и добыче нефти и на 3-е место по производству электроэнергии.
В конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 года и 1 января 1933 года производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.
Рост физического объёма
валовой продукции
Продукция |
1928 год |
1932 год |
1932 к 1928 (%) |
Чугун, млн. т. |
3,3 |
6,2 |
188 % |
Сталь, млн. т. |
4,3 |
5,9 |
137 % |
Прокат чёрных металлов, млн. т. |
3,4 |
4,4 |
129 % |
Уголь, млн. т. |
35,5 |
64,4 |
181 % |
Нефть, млн. т. |
11,6 |
21,4 |
184 % |
Электроэнергия, млрд кВт·ч |
5,0 |
13,5 |
270 % |
Бумага, тыс. т. |
284 |
471 |
166 % |
Цемент, млн. т. |
1,8 |
3,5 |
194 % |
Сахарный песок, тыс. т. |
1283 |
1828 |
142 % |
Станки металлорежущие, тыс. шт. |
2,0 |
19,7 |
985 % |
Автомобили, тыс. шт. |
0,8 |
23,9 |
2987,5 % |
Обувь кожаная, млн. пар |
58,0 |
86,9 |
150 % |
4.2. Второй пятилетний план 1933-1937 г.
Вторая пятилетка — второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Утвержден XVII съездом ВКП(б) в 1934, на пятилетний период с 1933 по 1937 годы.
Свыше 80 процентов всей продукции промышленности получено в 1937 году с новых предприятий, построенных или целиком реконструированных за первую и вторую пятилетки; около 90 процентов всех действующих в сельском хозяйстве тракторов и комбайнов произведены советской промышленностью во второй пятилетке. Задания второй пятилетки в области промышленности и транспорта выполнены досрочно. Вторая пятилетка выполнена промышленностью к 1 апреля 1937 года, то есть в 4 года и 3 месяца, причем и во второй пятилетке особенно быстро росла тяжелая промышленность. Вторая пятилетка по перевозкам железнодорожного транспорта с превышением выполнена в 4 года. Перевыполнены также важнейшие задания второй пятилетки по продукции сельского хозяйства: по зерну, по хлопку.
По сравнению с 1932 годом
— с последним годом первой
пятилетки — продукция
Для поддержки роста
промышленного и
Были построены крупнейшие предприятия: Уральский завод тяжёлого машиностроения: Краматорский завод тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный завод, Челябинский тракторный завод, Криворожский металлургический завод, Новолипецкий металлургический завод, Новотульский металлургический завод, Металлургический завод «Азовсталь», Металлургический завод «Запорожсталь», Ташкентский текстильный комбинат, Барнаульский хлопчатобумажный комбинат.
Развивалась транспортная инфраструктура, был построен Беломорско-Балтийский канал, Канал им. Москвы, в 1935 г. была введен в эксплуатацию Московский метрополитен.
4.3. Третий пятилетний план 1938-1942 г.
Третья пятилетка — третий
пятилетний план развития
В этот период было введено в действие 3000 новых крупных промышленных предприятий (до июня 1941 г.). Валовая продукция всей промышленности увеличилась на 45%, а машиностроения - более чем на 70%. Вступили в строй гидроэлектростанции - Угличская и Комсомольская. Построены металлургические заводы - Новотагильский и Петровск-Забайкальский. Построены медеплавильные заводы - Среднеуральский и Балхашский. Построен Уфимский нефтеперерабатывающий завод. В 1940 году численность рабочих и служащих выросла до 31,2 млн. человек по сравнению с 11,4 млн. в 1928 году. Осваивалось производство новых видов военной техники - средние танки Т-34 и тяжелые танки КВ, реактивные минометы БМ-13 ("Катюша"), штурмовики Ил-2 ("Летающий танк"), бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и Як-1.
Сведения о близости войны
заставила Советское
5. Советская экономика в годы Второй Мировой войны.
5.1. Мобилизация и эвакуация промышленности.
Советская экономика к началу Великой Отечественной войны имела довольно высокий военно-промышленный потенциал. Это произошло благодаря успешно проведенной в СССР индустриальной политике и имеющимся огромным запасам природных и людских ресурсов. Однако вследствие некоторых политических просчетов Российское руководство не смогло в достаточной степени переориентировать экономику на военный лад. Другими словами, советская экономика была перестроена уже во время участия нашей страны в войне.
Война резко изменила задачи, стоявшие перед советской экономикой. Особое значение в первые месяцы войны приобрели массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту. Всего было эвакуировано с июля по декабрь 1941 г. из угрожаемых районов 2593 предприятия. В их числе было 1523 крупных предприятия, из которых 1360 предприятий, главным образом военных, были эвакуированы уже в первые три месяца войны.