История экономики России в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа, связанная с экономической историей России на протяжении всего 20 века. Описаны основные экономические реформы, тиы, структуры экономики в периоды царской России, СССР, Российской Федерации после распада СССР.

Работа содержит 1 файл

Экономика России в начале 20 века.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Главным направлением государственной  политики в деревне было содействие кооперированию крестьян. При разработке кооперативного плана были использованы труды А.В. Чаянова, крупного специалиста по вопросам такого движения. В основе этого плана лежало использование материальной заинтересованности крестьян.

Кооперирование в годы нэпа началось с появления таких  кооперативов, как сбытовых, потребительских, машинных. В эти кооперативы объединялись зажиточные крестьяне, которые производили товарную продукцию. Бедняки в таких кооперативах участвовать не могли, они объединялись в производственные кооперативы, которые принято было называть коллективными хозяйствами, колхозами. Было три вида колхозов: коммуны, артели и ТОЗы.

В кооперативах в 1925 году состояло около 25% крестьян, а к 1928 г. уже 55%. Они играли главную роль в  товарообороте, уже в 1925 г. он составлял 44,5% розничного товарооборота страны.

Со временем крестьянские кооперативы стали объединяться в отраслевые организации. Появились Хлебоцентр, Льноцентр, Плодоовощсоюз, Маслоцентр и др. Они объединяли сбыт и снабжение кооперативов в масштабе всей страны.

В 1925 г. сельскохозяйственной продукции было получено на 12% больше, чем в 1913 г., в том числе на 7% в земледелии и на 21% в животноводстве. Хлеба производилось на 11% больше, чем в предвоенные годы.

3.2. Восстановление промышленности.

Одно из проявлений нэпа было то, что снова разрешалось  капиталистическое предпринимательство. Только при определенных условиях: разрешались мелкие частные предприятия с числом рабочих до 20 человек; разрешалась сдача в аренду государственных предприятий; допускалось создание акционерных обществ с государственным и частным капиталом; разрешалось сдавать хозяйственные объекты в концессии иностранцам.

Доля концессии в  стране была невелика и составляла 1%, но при этом 60% добычи свинца и  серебра, 85% марганцевой руды, 30% золота и 22% производства одежды и предметов  туалета приходилось на концессионеров.

Новая политика в промышленности заключалась также в перестройке ее организации. Это выражалось в переводе предприятий на хозрасчет. Предприятия должны были вести свое хозяйство самостоятельно, закупать сырье, сбывать свою продукцию, и получив прибыль заплатить с нее налог государству.

Также произошел переход  от главков к трестам и синдикатам. Тресты стали главным звеном в  управлении промышленностью, которые  были территориально-отраслевым объединением. Трест кооперировал производство, что  позволяло наладить разделение труда между предприятиями. К концк 1922 г. в тресты было объединено 90% промышленных предприятий. Они создавались по подобию капиталистических монополий, чтобы вытеснить частный капитал, но они стали конкурировать между собой, что увеличило рыночную стихийность. Поэтому тресты и нетрестированные предприятия объединялись в синдикаты. Это были торговые организации, охватывавшие целую отрасль.

В 1921 г. был организован  Госплан, который действовал на основе плана ГОЭРЛО. Вначале разрабатывались  годовые планы по отдельным отраслям, которые выполнялись на 50-80%, которые озватывали только производственно-техническую сторону. С 1924 г. в планах стали учитывать финансовую сторону, они стали называться промфинпланами. А с 1925 г. отраслевые планы сливаются в единый годовой план промышленности и строительства.

Довоенный уровень промышленности был восстановлен в 1926г. Каменного  угля и металла выпускалось вдвое  меньше, чем до войны. Машиностроение также не было восстановлено до прежнего уровня. Выработка электроэнергии на 40% превысила довоенный период.

3.3. Торговля и финансы.

В разгар нэпа в руках  капиталистов находилось 75% розничной  торговли, и только в 1925 г. снизилось  до 43%. В это время было три сектора  торговли – капиталистический, кооперативный  и государственный.

В 1923 г. был принят первый перспективный план развития промышленности на 5 лет, была сделана первая попытка  перейти к индустриализации. Получение  накопления крестьян было связано с  повышением цен на промышленную продукцию  для деревни. За несколько месяцев в 1923 г. цены на промышленную продукцию выросли в два с лишним раза, в то время как на сельскохозяйственные товары наоборот упали. Это стало причиной кризиса сбыта.

В первые годы нэпа наблюдалась  сильная инфляция. Была проведена  денежная реформа. В 1922 г. было пущено в обращение ограниченное количество новых денег, которые были обеспечены драгоценными металлами. Они чеканились из серебра, золота и даже платины. Эти деньги были конвертируемыми, они обменивались на основные иностранные валюты. С 1922-1924 г. в обращении были два вида денег: старые совзнаки, которые все более обесценивались, т новые, имевшие твердый курс.

Были восстановлены  и кредитные учреждения. С 1921 г. снова  открылся Госбанк, возник ряд специализированных банков: акционерный, кооперативные, общества взаимного кредита. Пайщиками банков были синдикаты, кооперативы  частные лица.

4. Экономика СССР в предвоенные  годы.

4.1. Первый пятилетний план 1928 –  1933 г.

О первом пятилетнем плане (1 октября 1928 — 1 октября 1933) было заявлено на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 года) как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Этот план, сразу после его утверждения V съездом Советов СССР в мае 1929 года, дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политического, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статус концепции.

В 1930 году было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских транспортных и промышленных сооружений: Турксиб, ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. Построены тракторные заводы в городах: Сталинград, Челябинск, Харьков, Нижний Тагил (Уралвагонзавод). Создана вторая угольно-металлургическая база - Кузбасс. Введена в эксплуатацию Туркестано-Сибирская железная дорога.

Появились новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, станкостроительная, тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, черной металлургии, химическая.

           В 1926–1928 гг. в промышленность  было вложено значительное количество  капиталов, что было в 3,4 раза больше предыдущих капиталовложений. Поскольку капиталовложения в тяжёлую индустрию почти сразу превысили ранее запланированную сумму и продолжали расти, была резко увеличена денежная эмиссия, и в течение всей первой пятилетки рост денежной массы в обращении более чем в два раза опережал рост производства предметов потребления, что привело к росту цен и дефициту потребительских товаров.

В стране была ликвидирована  безработица и введён 7-часовой  рабочий день.

          Социалистические преобразования сельского хозяйства: 211 тыс. колхозов, 150 тыс. тракторов, 2446 машинотракторных станций, 70 тыс. специалистов с высшим и средним образованием.

           СССР вышел на 2-е место в  мире по машиностроению, выплавке  чугуна и добыче нефти и  на 3-е место по производству электроэнергии.

В конце 1932 года было объявлено  об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и  три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия  выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 года и 1 января 1933 года производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР за 1928—1932 годах1

Продукция

1928 год

1932 год

1932 к 1928 (%)

Чугун, млн. т.

3,3

6,2

188 %

Сталь, млн. т.

4,3

5,9

137 %

Прокат чёрных металлов, млн. т.

3,4

4,4

129 %

Уголь, млн. т.

35,5

64,4

181 %

Нефть, млн. т.

11,6

21,4

184 %

Электроэнергия, млрд кВт·ч

5,0

13,5

270 %

Бумага, тыс. т.

284

471

166 %

Цемент, млн. т.

1,8

3,5

194 %

Сахарный песок, тыс. т.

1283

1828

142 %

Станки металлорежущие, тыс. шт.

2,0

19,7

985 %

Автомобили, тыс. шт.

0,8

23,9

2987,5 %

Обувь кожаная, млн. пар

58,0

86,9

150 %


 

 

4.2. Второй пятилетний план 1933-1937 г.

Вторая пятилетка —  второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Утвержден XVII съездом ВКП(б) в 1934, на пятилетний период с 1933 по 1937 годы.

Свыше 80 процентов всей продукции промышленности получено в 1937 году с новых предприятий, построенных  или целиком реконструированных за первую и вторую пятилетки; около 90 процентов всех действующих в сельском хозяйстве тракторов и комбайнов произведены советской промышленностью во второй пятилетке. Задания второй пятилетки в области промышленности и транспорта выполнены досрочно. Вторая пятилетка выполнена промышленностью к 1 апреля 1937 года, то есть в 4 года и 3 месяца, причем и во второй пятилетке особенно быстро росла тяжелая промышленность. Вторая пятилетка по перевозкам железнодорожного транспорта с превышением выполнена в 4 года. Перевыполнены также важнейшие задания второй пятилетки по продукции сельского хозяйства: по зерну, по хлопку.

По сравнению с 1932 годом  — с последним годом первой пятилетки — продукция промышленности в 1937 году выросла на 120,6 процента при  задании по второму пятилетнему плану в 114 процентов прироста. Среднегодовые темпы прироста продукции промышленности во второй пятилетке составляли 17,1 процента против намеченных по плану 16,5 процента.

Для поддержки роста  промышленного и сельскохозяйственного  производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов была реализована масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. Производительность труда в промышленности выросла на 90% , что явилось результатом повышения технического уровня, крупных успехов в освоении новой техники.

Были построены крупнейшие предприятия: Уральский завод тяжёлого машиностроения: Краматорский завод тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный завод, Челябинский тракторный завод, Криворожский металлургический завод, Новолипецкий металлургический завод, Новотульский металлургический завод, Металлургический завод «Азовсталь», Металлургический завод «Запорожсталь», Ташкентский текстильный комбинат, Барнаульский хлопчатобумажный комбинат.

Развивалась транспортная инфраструктура, был построен Беломорско-Балтийский канал, Канал им. Москвы, в 1935 г. была введен в эксплуатацию Московский метрополитен.

4.3. Третий пятилетний план 1938-1942 г.

          Третья пятилетка — третий  пятилетний план развития народного  хозяйства СССР (1938—1942) проходил  в условиях, когда начиналась  Великая Отечественная война.  Ассигнования на оборону пришлось резко увеличить: в 1939 году они составляли четвёртую часть государственного бюджета, в 1940 — уже до одной трети, а в 1941 году — 43,4 процента. Третьей пятилеткой была выдвинута задача догнать развитые страны по производству промышленной продукции на душу населения, которая в СССР была в 5 раз ниже.

        В этот период было введено  в действие 3000 новых крупных промышленных  предприятий (до июня 1941 г.). Валовая  продукция всей промышленности  увеличилась на 45%, а машиностроения - более чем на 70%. Вступили в строй гидроэлектростанции - Угличская и Комсомольская. Построены металлургические заводы - Новотагильский и Петровск-Забайкальский. Построены медеплавильные заводы - Среднеуральский и Балхашский. Построен Уфимский нефтеперерабатывающий завод. В 1940 году численность рабочих и служащих выросла до 31,2 млн. человек по сравнению с 11,4 млн. в 1928 году. Осваивалось производство новых видов военной техники - средние танки Т-34 и тяжелые танки КВ, реактивные минометы БМ-13 ("Катюша"), штурмовики Ил-2 ("Летающий танк"), бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и Як-1.

          Сведения о близости войны  заставила Советское государство  увеличить объемы выпускаемой  военной продукции. Вместо крупных  заводов, подобных Россельмашу,  стали возводить заводы-дублеры меньшего масштаба. Они строились в разных регионах Советского Союза. Предприятия невоенного направления также выполняли госзаказы на военную продукцию. В предвоенные годы среднегодовой рост военного производства достиг 39 %, но сделанные приготовления не смогли вывести СССР на достаточно подготовленный уровень. Военным не хватало самолетов, орудий, танков.

           5. Советская экономика в годы Второй Мировой войны.

          5.1. Мобилизация и эвакуация промышленности.

             Советская экономика к началу Великой Отечественной войны имела довольно высокий военно-промышленный потенциал. Это произошло благодаря успешно проведенной в СССР индустриальной политике и имеющимся огромным запасам природных и людских ресурсов. Однако вследствие некоторых политических просчетов Российское руководство не смогло в достаточной степени переориентировать экономику на военный лад. Другими словами, советская экономика была перестроена уже во время участия нашей страны в войне.

             Война резко изменила задачи, стоявшие перед советской экономикой. Особое значение в первые месяцы войны приобрели массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту. Всего было эвакуировано с июля по декабрь 1941 г. из угрожаемых районов 2593 предприятия. В их числе было 1523 крупных предприятия, из которых 1360 предприятий, главным образом военных, были эвакуированы уже в первые три месяца войны.

Информация о работе История экономики России в 20 веке