История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи………………………………………………..5

2. Этапы развития……………………………………………………………...6

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)…………8

Возникновение демографической науки (XIX век)………………………………8

Утверждение демографической науки (конец XIX —

первая половина XX века)……………………………………………………………...9

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)………………..9

Демография в СССР……………………………………………………………………9

Демография в РФ……………………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КР по дем-ии ГМУ 09305 Бондаренко ЕН.doc

— 341.50 Кб (Скачать)
 
 
 

      Средняя численность населения составила:

S = 14999830 / 11 = 1363620 чел. 

      Построим  график, отражающий динамику численности  населения Брянской  области:

 

     По  результатам расчетов можно сделать  выводы о том, что численность  населения Иркутской области  в рассматриваемом периоде  снижалась, общее снижение численности населения в 1999  - 2009 гг. на  137781 человек, средняя численность населения составила   1363620 человек.

 

Задача 2.

По двум ранее  выбранным субъектам Федерации, на основании данных, взятых из базы данных службы государственной статистики, размещенных на сайте Росстата, проанализируйте демографическую ситуацию.

Для этого:

  1. Постройте для каждого региона погодовые балансы динамики численности населения за 1998-2008 гг.
  2. Определите по каждому региону:

    А) общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного  прироста за 1998-2008 гг. (постройте график)

    Б) коэффициенты жизненности, оборота и экономичности  воспроизводства населения за 1998-2008 гг.

    Сделайте выводы. 

Решение:

      1) Построим погодовые  балансы населения: 

      Баланс  населения Иркутской  области

Год Численность населения на начало года, чел. Естественный  прирост, чел. Механический  прирост, чел. Численность населения на конец года, чел.
1998 2686284 -5301 -13097 2667886
1999 2667886 -8607 -15257 2644022
2000 2644022 -9079 -11760 2623183
2001 2623183 -8923 -14585 2599675
2002 2599675 -9140 -12833 2577702
2003 2577702 -8810 -8012 2560880
2004 2560880 -8206 -7348 2545326
2005 2545326 -9535 -8814 2526977
2006 2526977 -5389 -7780 2513808
2007 2513808 -1274 -4858 2507676
2008 2507676 307 -1792 2505577
 

      Численность населения Иркутской  области  снижается за счет естественной убыли,  не зависимо от миграционного притока  на протяжении рассматриваемого периода. Естественная убыль превышает миграционный прирост.  

      Баланс  населения Брянская область

Год Численность населения на начало года, чел. Естественный  прирост, чел. Механический  прирост, чел. Численность населения на конец года, чел.
1998 1448275 -11989 1185 1437471
1999 1437471 -13977 -316 1423178
2000 1423178 -14588 -625 1407965
2001 1407965 -13990 -2545 1391430
2002 1391430 -14710 -1716 1375004
2003 1375004 -13755 -136 1361113
2004 1361113 -13282 -1283 1346548
2005 1346548 -14486 -699 1331363
2006 1331363 -12577 -1197 1317589
2007 1317589 -10062 952 1308479
2008 1308479 -8852 63 1299690
 
 

      Численность населения снижается до 2007 года, в 2008г. увеличивается за счет миграционного притока, а в 2009г. естественная убыль  превышает естественный прирост.

 

 Задача 3.

По двум ранее  выбранным субъектам Федерации  проанализируйте процессы брачности  и разводимости в регионах.

Для этого:

  1. Определите по каждому региону общие коэффициенты брачности и разводимости за 1998-2008 гг. (постройте график)
  2. Определите коэффициенты устойчивости браков за 1998-2008 гг.

    Сделайте выводы. 
     
     

 

Задача 4.

Поло-возрастная структура Российской Федерации (2002 год) 

  мужчины женщины
Все население 67604 77560
0-4 3276 3123
5-9 3548 3392
10-14 5313 5094
15-19 6504 6296
20-24 5783 5683
25-29 5314 5299
30-34 4914 4922
35-39 5025 5191
40-44 6084 6462
45-49 5494 6112
50-54 4642 5429
55-59 2366 2981
60-64 3251 4732
65-69 2444 3900
70-74 2034 3864
75-79 1036 2875
80-84 330 1240
85 и более 186 905

Задание:

  1. Постройте поло-возрастную пирамиду и определите ее тип.
  2. Рассчитайте показатели женского перевеса в общей численности населения и в отдельных возрастных группах.
  3. Рассчитайте коэффициент старости и другие показатели процесса старения населения.
  4. Рассчитайте коэффициент долголетия.

Решение.

1. Построим  половозрастную пирамиду

2. По  построенной половозрастной пирамиде, выделив возрастные группы 0-14, 15-49, 50-100 можно сделать вывод, что в группе 0-14 преобладает пирамида регрессивный тип воспроизводства, в группе 15-49  - стационарный, в группе 50-100 – примитивный тип воспроизводства.

3. Найдем  абсолютный и относительный показатели  женского перевеса.

В общей  численности населения.

Абсолютный  женский перевес 9956 чел.

Относительный женский перевес:

77560/(77560+67604) - 67604/(77560+67604)=0,53-0,47=0,06, то есть 6%, что  говорит о существенной диспропорции  половой структуры населения.

В возрастной группе 0-14 лет.

Количество  женщин – 11609, мужчин – 12137.

Абсолютный  женский перевес -528 чел.

Относительный женский перевес:

11609/(11609+12137) - 12137/(11609+12137)=0,49-0,51=-0,02.

Значит, в данной возрастной группе женского перевеса не наблюдается.

В возрастной группе 15-49 лет.

Количество  женщин – 39965, мужчин – 39118.

Абсолютный  женский перевес 848 чел.

Относительный женский перевес:

39965/(39965+39118) - 39118/(39965+39118)=0,5054-0,4946=0,011, то есть 1,1%, что говорит о средней диспропорции  половой структуры населения.

В возрастной группе старше50 лет.

Количество  женщин – 25926, мужчин – 16289.

Абсолютный  женский перевес 9637 чел.

Относительный женский перевес:

25926/(25926+16289) - 16289/(25926+16289)=0,61-0,39=0,22, то есть 22%, что  говорит о существенной диспропорции половой структуры населения.

4. Найдем  коэффициент старости.

Количество  женщин – 17516, мужчин – 9281 (старше 60 лет)

КС=(17516+9281)/(77560+67604)*100%=18,46%.

В соответствии со шкалой для оценки развития старения населения, налицо демографическая старость.

Найдем  коэффициент соотношения численности  населения в возрасте 60 лет и  старше с численностью населения  в возрасте до 60 лет.

К=0,18/0,82=0,22, то есть 22%, по шкале Россета определим  уровень старения – демографическая  старость.

5. Найдем коэффициент долголетия.

Количество  женщин – 17516, мужчин – 9281 (старше 60 лет)

Количество  женщин – 2145, мужчин – 516 (старше 80 лет)

КС=(2145+516)/(17516+9281)*100%=9,93%.

Коэффициент долголетия показывает, сколько из каждых ста человек, доживших до старческого возраста, достигнет возраста долголетия. 

 

Задача 5.

Показатели 2000 2001
Число родившихся, всего 2956 3249
Число умерших в возрасте до 1 года 94 98

Из числа умерших  в 2001 году 78 родилось в том же году, из числа умерших в 2000 году родилось в том же году 79 детей. В 1999 году родилось 2784.

Задание:

Рассчитайте коэффициент  младенческой смертности за 2000 и 2001 год  двумя способами и сравните результаты.

Решение.

1) Коэффициент  младенческой смертности=Число детей,  умерших в течение года, на 1-м году жизни/Число родившихся живыми в данном календарном год х 1000.

Кмс2000=(94+79)/2959=0,058.

Кмс2001=(98+78)/3249=0,054.

2) Используем  формулу:

;

M0 — число умерших в возрасте от 0 до 1 года,

M−1 — число детей, умерших в возрасте до года из числа родившихся в предыдущем году,

N0 — число родившихся в отчетном году,

Информация о работе История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи