Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:53, контрольная работа
Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics).
Введение………………………………………………………………………..3
1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи………………………………………………..5
2. Этапы развития……………………………………………………………...6
Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)…………8
Возникновение демографической науки (XIX век)………………………………8
Утверждение демографической науки (конец XIX —
первая половина XX века)……………………………………………………………...9
Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)………………..9
Демография в СССР……………………………………………………………………9
Демография в РФ……………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………
Средняя
численность населения
S =
14999830 / 11 = 1363620 чел.
Построим график, отражающий динамику численности населения Брянской области:
По результатам расчетов можно сделать выводы о том, что численность населения Иркутской области в рассматриваемом периоде снижалась, общее снижение численности населения в 1999 - 2009 гг. на 137781 человек, средняя численность населения составила 1363620 человек.
Задача 2.
По двум ранее выбранным субъектам Федерации, на основании данных, взятых из базы данных службы государственной статистики, размещенных на сайте Росстата, проанализируйте демографическую ситуацию.
Для этого:
А) общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста за 1998-2008 гг. (постройте график)
Б) коэффициенты жизненности, оборота и экономичности воспроизводства населения за 1998-2008 гг.
Сделайте выводы.
Решение:
1)
Построим погодовые
балансы населения:
Баланс населения Иркутской области
Год | Численность населения на начало года, чел. | Естественный прирост, чел. | Механический прирост, чел. | Численность населения на конец года, чел. |
1998 | 2686284 | -5301 | -13097 | 2667886 |
1999 | 2667886 | -8607 | -15257 | 2644022 |
2000 | 2644022 | -9079 | -11760 | 2623183 |
2001 | 2623183 | -8923 | -14585 | 2599675 |
2002 | 2599675 | -9140 | -12833 | 2577702 |
2003 | 2577702 | -8810 | -8012 | 2560880 |
2004 | 2560880 | -8206 | -7348 | 2545326 |
2005 | 2545326 | -9535 | -8814 | 2526977 |
2006 | 2526977 | -5389 | -7780 | 2513808 |
2007 | 2513808 | -1274 | -4858 | 2507676 |
2008 | 2507676 | 307 | -1792 | 2505577 |
Численность
населения Иркутской области
снижается за счет естественной убыли,
не зависимо от миграционного притока
на протяжении рассматриваемого периода.
Естественная убыль превышает миграционный
прирост.
Баланс населения Брянская область
Год | Численность населения на начало года, чел. | Естественный прирост, чел. | Механический прирост, чел. | Численность населения на конец года, чел. |
1998 | 1448275 | -11989 | 1185 | 1437471 |
1999 | 1437471 | -13977 | -316 | 1423178 |
2000 | 1423178 | -14588 | -625 | 1407965 |
2001 | 1407965 | -13990 | -2545 | 1391430 |
2002 | 1391430 | -14710 | -1716 | 1375004 |
2003 | 1375004 | -13755 | -136 | 1361113 |
2004 | 1361113 | -13282 | -1283 | 1346548 |
2005 | 1346548 | -14486 | -699 | 1331363 |
2006 | 1331363 | -12577 | -1197 | 1317589 |
2007 | 1317589 | -10062 | 952 | 1308479 |
2008 | 1308479 | -8852 | 63 | 1299690 |
Численность населения снижается до 2007 года, в 2008г. увеличивается за счет миграционного притока, а в 2009г. естественная убыль превышает естественный прирост.
Задача 3.
По двум ранее выбранным субъектам Федерации проанализируйте процессы брачности и разводимости в регионах.
Для этого:
Сделайте выводы.
Задача 4.
Поло-возрастная
структура Российской Федерации (2002
год)
мужчины | женщины | |
Все население | 67604 | 77560 |
0-4 | 3276 | 3123 |
5-9 | 3548 | 3392 |
10-14 | 5313 | 5094 |
15-19 | 6504 | 6296 |
20-24 | 5783 | 5683 |
25-29 | 5314 | 5299 |
30-34 | 4914 | 4922 |
35-39 | 5025 | 5191 |
40-44 | 6084 | 6462 |
45-49 | 5494 | 6112 |
50-54 | 4642 | 5429 |
55-59 | 2366 | 2981 |
60-64 | 3251 | 4732 |
65-69 | 2444 | 3900 |
70-74 | 2034 | 3864 |
75-79 | 1036 | 2875 |
80-84 | 330 | 1240 |
85 и более | 186 | 905 |
Задание:
Решение.
1. Построим половозрастную пирамиду
2. По
построенной половозрастной
3. Найдем
абсолютный и относительный
В общей численности населения.
Абсолютный женский перевес 9956 чел.
Относительный женский перевес:
77560/(77560+67604)
- 67604/(77560+67604)=0,53-0,47=
В возрастной группе 0-14 лет.
Количество женщин – 11609, мужчин – 12137.
Абсолютный женский перевес -528 чел.
Относительный женский перевес:
11609/(11609+12137)
- 12137/(11609+12137)=0,49-0,51=
Значит, в данной возрастной группе женского перевеса не наблюдается.
В возрастной группе 15-49 лет.
Количество женщин – 39965, мужчин – 39118.
Абсолютный женский перевес 848 чел.
Относительный женский перевес:
39965/(39965+39118)
- 39118/(39965+39118)=0,5054-0,
В возрастной группе старше50 лет.
Количество женщин – 25926, мужчин – 16289.
Абсолютный женский перевес 9637 чел.
Относительный женский перевес:
25926/(25926+16289)
- 16289/(25926+16289)=0,61-0,39=
4. Найдем коэффициент старости.
Количество женщин – 17516, мужчин – 9281 (старше 60 лет)
КС=(17516+9281)/(77560+67604)*
В соответствии со шкалой для оценки развития старения населения, налицо демографическая старость.
Найдем
коэффициент соотношения
К=0,18/0,82=0,22, то есть 22%, по шкале Россета определим уровень старения – демографическая старость.
5. Найдем коэффициент долголетия.
Количество женщин – 17516, мужчин – 9281 (старше 60 лет)
Количество женщин – 2145, мужчин – 516 (старше 80 лет)
КС=(2145+516)/(17516+9281)*
Коэффициент
долголетия показывает, сколько из
каждых ста человек, доживших до старческого
возраста, достигнет возраста долголетия.
Задача 5.
Показатели | 2000 | 2001 |
Число родившихся, всего | 2956 | 3249 |
Число умерших в возрасте до 1 года | 94 | 98 |
Из числа умерших в 2001 году 78 родилось в том же году, из числа умерших в 2000 году родилось в том же году 79 детей. В 1999 году родилось 2784.
Задание:
Рассчитайте коэффициент младенческой смертности за 2000 и 2001 год двумя способами и сравните результаты.
Решение.
1) Коэффициент
младенческой смертности=Число
Кмс2000=(94+79)/2959=0,058.
Кмс2001=(98+78)/3249=0,054.
2) Используем формулу:
;
M0 — число умерших в возрасте от 0 до 1 года,
M−1 — число детей, умерших в возрасте до года из числа родившихся в предыдущем году,
N0 — число родившихся в отчетном году,