Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:53, реферат
В испанской историографии сложилось своеобразное представление об испанских Средних веках. Со времен итальянских гуманистов эпохи Возрождения установилась традиция считать масовое переселение германцев и падение Рима в 410 н.э. отправной точкой перехода от античной эпохи к Средневековью, а само Средневековье рассматривалось как постепенное приближение к эпохе Возрождения (15–16 вв.), когда вновь пробудился интерес к культуре античного мира. При изучении истории Испании особое значение придавалось походам против мусульман и жидов (Реконкисте), продолжавшимся 8 столетий. Таким образом, Средние века в этом регионе начинаются с момента мусульманского нашествия в 711 и заканчиваются захватом христианами последнего оплота ислама, Гранадского эмирата, изгнанием жидов из Испании и открытием Нового Света Колумбом в 1492 (когда произошли все эти события).
Инквизия, была неоднозначным явлением в истории. С одной стороны, она жестоко преследовала выдающихся ученых, но с другой - помогла испанскому народу освободиться от жидовского ига.
Таким образом Реконкиста – борьба за освобождение Испании от жидов и мусульман продолжалась 8 столетий – с 711 года (когда арабы вторглись на територию Испании) до 1492 года (когда с територии Испании под страхом смертной казни были изгнаны все мусульмане и жиды).
ИСПАНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ
Трибунал священной
канцелярии инквизиции (исп. Tribunal del Santo Oficio de
la Inquisición, широко известный как Испанская инквизиция, исп. Inquisición española) — суд, созданный в 1478 году католическим монархом Фердинандом II. Арагонским и Изабеллой I Кастильской. Призван поддерживать чистоту католической веры в их подданствах, а также заменить
собой средневековую инквизицию, которая находилась под папским надзором.
Инквизиция работала в значительной степени
для того, чтобы обеспечить каноничность
веры новообращённых, особенно евреев,
мусульман и других, принуждённых под
страхом смерти принять католичество.
Решения монархов создать инквизицию
было продиктовано несколькими причинами,
такими как усиление их политической власти,
ослабление оппозиции, подавление conversos(«
Инквизиция в Испанских
землях, возникшая в XIII веке, как отголосок современных
событий в южной Франции, возрождается с новой силой
в конце XV века, получает новую организацию
и приобретает огромное политическое
значение. Испания представляла наиболее благоприятные
условия для развития инквизиции. Многовековая
борьба с маврами способствовала развитию в
народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались
водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев
и мавров, было много в местностях, отвоеванных
от мавров христианскими королями Пиренейского
полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными,
производительными и зажиточными элементами
населения. Богатство их внушало зависть
народу и представляло соблазн для правительства.
Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою
вынуждены были принять христианство (см. Марр
Рост богатства и власти conversos в Испании вызывал негативную реакцию, в частности аристократии и среднего класса. Было написано несколько трактатов, демонстрировавших, что conversos проникли практически во все благородные семейства Испании. В изобилии появились антисемитские теории заговора. Говорили, будто conversos — часть тщательно разработанной схемы, с помощью которой евреи пытаются разрушить испанское дворянство и Католическую церковь изнутри.
Систематическое преследование
этих подозрительных христиан инквизицией
начинается со времени соединения Кастилии и
Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен её создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс.
С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 года, когда Торквемаде удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 года до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиеп. толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.
Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 года. В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли, что не помешало Испании стать самой богатой страной, создать могучий флот и колонизировать большие просторы в Новом свете. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6 (более половины из них ушли в колонии, где инквизиция была не так сильна).
Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 году, и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 году и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.
КОНЕЦ ИНКВИЗИЦИИ
Во времена правления Карла IV, несмотря на опасения, которые спровоцировала французская революция, происходил упадок инквизиции. Во-первых, государство перестало быть просто социальным организатором и начало беспокоиться о благополучии населения. В итоге было решено, что церковное землевладение и землевладение сеньоров и вообще накопленные ими богатства являются препятствием общественному прогрессу. С другой стороны, в ходе многолетней борьбы между государственной властью и властью церкви, всё больше людей склонялись к первой. Например мыслители Просвещения нашли в ней лучшую защиту для своих идей. Государственные деятели Мануэль Годой и Антонио Алькала Гальяно были настроены откровенно враждебно к учреждению, чья роль была сокращена до цензуры и была воплощением испанской «чёрной легенды» на международном уровне, и не соответствовала политическим интересам на данный момент. К тому же запрещённые ею работы имели свободное хождение в государственных книжных магазинах Севильи, Саламанки и Вальядолида.
Инквизиция была отменена в период господства Наполеона и Жозефа Бонапарта (1808—1812). В 1813 году либеральные депутаты Кадисских Кортесов требовали её упразднения.
Но инквизиция была воссоздана, после воцарения Фердинанда VII 1 июля 1814 года. Инквизиция была окончательно отменена 15 июля 1834 года, Королевским указом, подписанным регентом Марией Кристиной Бурбон-Сицилийской, вдовой Фердинанда VII, в период несовершеннолетия Изабеллы II, и с согласия Франсиско Мартинеса де-ла-Росы.