Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:53, реферат
В испанской историографии сложилось своеобразное представление об испанских Средних веках. Со времен итальянских гуманистов эпохи Возрождения установилась традиция считать масовое переселение германцев и падение Рима в 410 н.э. отправной точкой перехода от античной эпохи к Средневековью, а само Средневековье рассматривалось как постепенное приближение к эпохе Возрождения (15–16 вв.), когда вновь пробудился интерес к культуре античного мира. При изучении истории Испании особое значение придавалось походам против мусульман и жидов (Реконкисте), продолжавшимся 8 столетий. Таким образом, Средние века в этом регионе начинаются с момента мусульманского нашествия в 711 и заканчиваются захватом христианами последнего оплота ислама, Гранадского эмирата, изгнанием жидов из Испании и открытием Нового Света Колумбом в 1492 (когда произошли все эти события).
НАБРОСКИ К
ИСПАНСКОЙ ИСТОРИИ
Римляне использовали название „Хиспаниае” для обозначения всего Пиренейского п-ова. В римское время Испания состояла сначала из двух, а затем из пяти провинций. После распада Римской империи они были объединены под властью вестготов, а после нашествия мавров в 711 н.э. на Пиренейском п-ове существовали христианские и мусульманские государства. Испания как политически целостное образование возникла после объединения Кастилии и Арагона в 1474.
В испанской историографии
сложилось своеобразное представление
об испанских Средних веках. Со времен
итальянских гуманистов эпохи Возрождения
установилась традиция считать масовое
переселение германцев и
После вторжения вестготов в Италию в 410 римляне использовали их для восстановления порядка в Испании. В 468 их король Эйрих расселил своих приверженцев в северной Испании. В 475 он даже обнародовал самый ранний письменный свод законов (кодекс Эйриха) в государствах, образованных германскими племенами. В 477 римский император Зенон официально признал переход всей Испании под власть Эйриха. Вестготы приняли арианство, которое было осуждено как ересь на Никейском соборе в 325, и создали касту аристократов. Их справедливое (глаз за глаз) обращение с местными жидами, послужило причиной интервенции подконтрольных жидам византийских войск Восточной Римской империи, которые оставались в юго-восточных районах Испании до 7 в.
Король Атанагильд (годы правления 554–567) сделал столицей Толедо и отвоевал Севилью у византийцев.
Его преемник, Леовигильд
(568–586), занял в 572 Кордову, реформировал
законы в пользу католиков
юга и попытался заменить
Король Рекаред (586–601)
объявил о своем отказе от арианства
и обращении в католицизм и
созвал совет, на котором убедил арианских
епископов последовать его
Свинтила (621–631), первый вестготский король, правивший всей Испанией, был возведен на престол епископом Исидором Севильским. При нем резиденцией католической церкви стал город Толедо.
Реккесвинт (653–672) приблизительно в 654 обнародовал знаменитый свод законов «Либер Юдициорум». Этот документ отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами. После смерти Реккесвинта обострилась борьба между претендентами на престол в условиях выборной монархии. В то же время заметно ослабла власть короля, и непрерывные дворцовые заговоры и мятежи не прекращались вплоть до крушения вестготского государства в 711.
КОНКИСТА
Испанская колонизация Америки (1492—1898, конкиста, конквиста исп. La Conquista) началась с открытия испанским мореплавателем Колумбом первых островов Карибского моря в 1492 году, которые испанцы посчитали частью Азии. Продолжалась в разных регионах по-разному. Большинство колоний сумели завоевать независимость в начале XIX века, когда сама Испания переживала период глубокого социально-экономического упадка. Тем не менее, ряд островных регионов (Куба, Пуэрто-Рико, временно также Доминиканская Республика) управлялись Испанией до 1898 года, когда США лишили Испанию её колоний в результате войны.
ПРЕДПОССЫЛКИ КОЛОНИЗАЦИИ
Поиск испанцами (а также португальцами, голландцами, французами и др.) нового пути в Индию был продиктован ускорившимися темпами развития европейского общества, ростом объёмов промышленности и торговли, потребностью найти большие запасы золота(которая впоследствии отразилась в легендах об Эльдорадо и Пайтити), спрос на которое резко возрос. Немаловажным был и тот факт, что в самой Испании только-только закончилась Реконкиста страны, юг которой был освобождён от мавров. За долгие 8 столетий Реконкисты в Испании сформировался многочисленный класс военных, в том числе военных авантюристов, привыкших жить за счёт военной добычи, грабежей, мародёрства и эксплуатации морисков, прикрываясь при этом стремлением распространить веру Христа и освободить землю Иберии от неверных мусульман. Необходимо было срочно занять этих рыцарей новыми завоевательными проектами, иначе их дальнейшее пребывание в стране могло грозить социальным взрывом. Также ускорившийся рост населения Испании привёл к нехватке земель на засушливом, маловодном юге страны. Кроме того, после завершения Реконкисты все мавританские земли были скоро поделены, и в стране появилось значительное количество так называемых идальго, младших сыновей рыцарей, не получивших наследства и скитавшихся в поисках быстрой наживы, промышляя бандитизмом на дорогах страны. Все эти группы в дальнейшем составили основу класса конкистадоров. Поначалу Испания планировала продолжить вытеснение мусульман из северной Африки, однако мусульмане оказывали сильное сопротивление и, кроме захвата ряда небольших прибрежных крепостей, успехи в этом направлении были незначительны. Внимание конкистадоров вскоре перешло на покорение обширных и зачастую малонаселённых просторов Нового Света.
ВТОРЖЕНИЕ АРАБОВ
Победа арабов в битве
на р.Гуадалете в Южной Испании
19 июля 711 и гибель последнего короля
вестготов Родериха два года спустя
в битве у Сегоюэлы предрешили
судьбу вестготского королевства. Арабы
стали называть захваченные ими
земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись
губернатором, который формально
подчинялся дамасскому халифу. В том
же году Абдаррахман I основал независимый
эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил
себе титул халифа. Этот халифат
с центром в Кордове
В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов — местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние. Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова.
НАЧАЛО РЕКОНКИСТЫ
В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга. Постепенно продвигаясь к р.Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle — в переводе «земля замков»).
На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.
В более восточных районах
существовали христианские государства
— королевство Наварра, графство
Арагон, ставшее королевством в 1035,
и различные графства, связанные
с королевством франков. Изначально
некоторые из этих графств были воплощением
каталонской этно-
ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕКОНКИСТЫ
В 1085 Альфонс VI, король Леона
и Кастилии, захватил Толедо, и граница
с мусульманским миром
В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под прозвищем Сид (от арабского «саид» - господин), вошел в Валенсию. Знаменитый кастильский эпос «Песнь о моем Сиде», написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события.
Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.
Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады — мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.
К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бльшая часть долины р.Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.
На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492.
Реконкиста была обязана своими успехами ислючительно военным действиям христиан. Большую роль сыграла готовность христиан безжалостно и безкомпромистно истреблять мусульманам и жидов не зависимо от их возраста, пола и социального статуса.
Например, в Валенсии северные территории были полностью очищены от мусульман и жидов сразу. Зато в Андалусии христиане попробовали сначала пойти на компромис с мусульманами и жидами (эдакая средневековая попытка создать "толерантное мультикультурное общество"), однако после крупного мусульманского восстания в 1264 (профинансированого местными жидами) и масовых убийств христиан, политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане и жиды были уничтожены (кроме тех кто успел убежать).
БОРЬБА ПРОТИВ
ЖИДОВ
В 9–13 вв. христианам на окупированых териториях приходилось "с терпимостью" и "толерантностью"относиться к жидовской и исламской "культуре". Но к концу 13 в. и на протяжении 14 в. наступает масовое расовое пробуждение. Растущая волна антисемитизма, расизма и фашизма (ха-ха!) достигла пика во время массовой резни жидов в 1391.
Хотя в 13 в. жиды составляли менее 2% населения Испании, они контролировали практически все материальные ресурсы Испании (знакомая картина, не так ли?). Жиди жили обособленно от христианского и мусульманского населения, в собственных общинах с синагогами и кошерными лавками. Жидам выделялись в городах особые кварталы — альхама. Например, в городе Херес-де-ла-Фронтера жидовский квартал был отделен от гойской части стеной с воротами, которые охранялись от проникновения на жидовскую територию "не богоизбранного" населения Испании (в тому числе и мусульман, которым якобы принадлежала власть в халифате). Жидовским общинам предоставлялась самостоятельность в управлении собственными делами. То есть жиды могли откровенно плевать и на мусульманские и на христианские закони. Жиди полностью контролировали дипломатическую службу и у христиан, и у мусульман - естественно с выгодой для себя.
Тем не менее в конце 14 — начале 15 вв. вследствие расового пробуждения Белого населения Испании жиды начали подвергаться жестоким преследованиям. Многие жиды для спасения собственной шкуры начали обращаться в христианство (удачный гешефт!), превратившись в конверсос. Однако конверсос оставались жить в городских жидовских общинах и продолжали заниматься традиционными для жидов занятиями: сутенерство, проституция, работорговля, спекуляция, изготовление фальшивых денег. Многие жиды-конверсос стали олигархами таких городов, как Бургос, Толедо, Севилья и Кордова, а также заняли важные посты в королевской администрации.
В 1478 для борьбы с жидами была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на жидов и мусульман, принявших христианскую веру. От них пытками добивались «признания» в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 все жиды были изгнаны из Испании: почти 200 тыс. человек поджав хвост бежали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Туда же последовали и мусульмане.