История Иерусалима

Автор: Игорь Шенкевич, 02 Октября 2010 в 13:59, реферат

Описание работы

Древнейшие дошедшие до нас известия о Иерусалиме. заключаются в письменах, недавно найденных в Эль-Амарне, в среднем Египте, и содержащих в себе, между прочим, письма царя Урсалимму к егип. царю Аменофису III (XIV-XV в. до Р. Х.): И. указывается здесь как резиденция царька, состоявшего под властью Египта. В Библии И. впервые упоминается, под именем Салима, в книге Бытия (XIV, 18), где Мельхиседек называется царем салимским. Имя И. в первый раз встречается в книге Иисуса Навина (X, 1): во главе царей ханаанских, соединившихся против Иисуса Навина, значится Адониседек, царь иерусалимский. При разделе земли Обетованной И. достался колену Вениаминову, но постоянно находился во владении колена Иудина. Окончательно завоеван он был лишь Давидом, который, победив Йевусеев (см. Йевусей), завладел их крепостью. Сионом и стал жить в ней, назвав ее городом Давидовым, а вскоре перенес туда и ковчег завета. В сравнении с нынешним Иерусалим, город в древнейшее время лежал несколько далее к Ю и занимал значительно меньшее пространство. Он состоял из двух частей - из города в собственном смысле и горной цитадели Сиона.

Работа содержит 1 файл

История Иерусалима.docx

— 18.68 Кб (Скачать)

История Иерусалима.

 

     Древнейшие  дошедшие до нас известия о  Иерусалиме. заключаются в письменах, недавно найденных в Эль-Амарне, в среднем Египте, и содержащих в себе, между прочим, письма царя Урсалимму к егип. царю Аменофису III (XIV-XV в. до Р. Х.): И. указывается здесь как резиденция царька, состоявшего под властью Египта. В Библии И. впервые упоминается, под именем Салима, в книге Бытия (XIV, 18), где Мельхиседек называется царем салимским. Имя И. в первый раз встречается в книге Иисуса Навина (X, 1): во главе царей ханаанских, соединившихся против Иисуса Навина, значится Адониседек, царь иерусалимский. При разделе земли Обетованной И. достался колену Вениаминову, но постоянно находился во владении колена Иудина. Окончательно завоеван он был лишь Давидом, который, победив Йевусеев (см. Йевусей), завладел их крепостью. Сионом и стал жить в ней, назвав ее городом Давидовым, а вскоре перенес туда и ковчег завета. В сравнении с нынешним Иерусалим, город в древнейшее время лежал несколько далее к Ю и занимал значительно меньшее пространство. Он состоял из двух частей - из города в собственном смысле и горной цитадели Сиона. Незащищенная часть Иерусалима. была расположена по довольно широкому холму, высотой в 768 м, который с СВ примыкает к плоскогорью водораздела, со всех же других сторон окружен долинами, а Сион лежал к В от города, на узком, низком (ныне 690 м), но малодоступном холме. Господствуя над единственным невысыхающим ручьем И., Гионом, и над входом его в Кедронскую долину, Сион представлял собой ключ ко всей местности. Укрепления как Сиона, так и города И., начатые Давидом, были закончены Соломоном, который занял на вост. стороне, к С от Сиона, еще третий холм, построив на нем дворец, государственные здания и храм Иеговы. На этот третий холм (ныне выс. в 744 м) распространяется, в книгах пророков и в псалмах, имя Сиона. Постройки, появившиеся к С от древней Соломоновой стены, на единственной стороне, в которую город мог расширяться, Езекия окружил новой, так назыв. "второю " стеною.

 

     Когда  Езекии удалось предотвратить завоевание И. ассирийским царем Сеннахиримом (701 до Р. Х.), это подняло значение И., как священного, недоступного для язычников жилища Иеговы, и содействовало тому, что при религиозных реформах царя Иосии храм иерусалимский признан был единственным настоящим святилищем Иеговы во всем царстве Иудейском. В 597 г. до Р. Х. И. был взят вавилонским царем Навуходоносором. Новая осада, начавшаяся в 588 г., окончилась через 1 1/2 года полным разрушением города, в 586 г. И. вновь стал заселяться в 537 г., когда евреи вернулись из вавилонского плена. Зоровавель (см.) возобновил храм, но царский дворец и правительственные здания не были восстановлены. В 444 г. Неемия (см.), вновь окружил город стеной, придерживаясь вообще направления древней городской стены, а на С - стены Езекии; он же выстроил замок Бира, для защиты храма, к С от него, близ городской стены. О дальнейших судьбах И. под персидским владычеством почти ничего не известно. Посещение И. Александром Македонским в 332 г. не представляется невероятным, но во всяком случае рассказ об этом событии Иосифа Флавия сильно изукрашен. После этого И. находился попеременно под владычеством то Птолемеев, царей египетских, то Селевкидов, властителей Сирии, но в 198 г. до Р. Хр. надолго подпал власти последних. В 170 и 168 гг. Антиох IV и Епифан явился в И. с большим войском, приказал срыть стены, большой жертвенник перед храмом обратить в языческий алтарь и приносить на нем жертвы Зевсу Олимпийскому, древний же город Давидов превратил в сильную крепость и занял сирийским гарнизоном. Но уже в 160 г. Иуда Маккавей вновь овладел И., очистил храм от идолослужения и укрепил холм, на котором храм находился. Симон Маккавей овладел в 142 г. и крепостью сирийцев. Иоанн Гиркан I превратил замок Бира, или Барис, в свой дворец; в верхней части города существовал еще дворец Маккавеев. В 63 г. Помпей занял холм с храмом и подчинил И. римскому владычеству. При Ироде Великом И. снова пришел в цветущее состояние и украсился великолепными зданиями (театр, амфитеатр, может быть и ипподром). В то время И. распадался на верхний город (юго-зап. холм, древнейший И.), нижний город, или Акру (юго-вост. холм, некогда Сион, или город Давидов), храмовый квартал и предместье, к З от храма и к С от верхнего города. В сев.-зап. углу верхнего города Ирод выстроил великолепный дворец, наружные стены и башни которого отчасти сливались с городской стеной. С особым великолепием возобновил он храм, соединив его с западными частями города многочисленными мостами. Перестройка эта началась в 20-19 г. до Р. Х., но была закончена лишь в 62-64 г. по Р. Х. При Архелае возник на С тогдашнего города новый квартал, названный потом новым городом (καινή πόλις - Кенополис). Агриппа I приступил к укреплению города стеной ("третья" стена И.), но предприятие это доведено было до конца лишь в начале иудейского восстания, в 66 г. по Р. Х. В эпоху Иродов И., по словам Иосифа Флавия, имел свыше 200000 жит., при окружности в 33 стадии (6,3 км). Во время Иисуса Христа к величайшим достопримечательностям И. и окрестностей его принадлежали: 1) дом судей, или претория (Ев. от Иоан. XVIII, 28), служившая жилищем рим. наместника в И., некогда дворец Ирода, к Ю от нынешней цитадели, и 2) находившийся перед преторией Лифостротон (т. е. каменный помост, Ев. от Иоанна, XIX, 13), по-еврейски Гаввафа, откуда Спаситель начал свой крестный путь. В 70 г. по Р. Х. И. взят был Титом и разрушен до основания; оставлены были только три башни Иродова дворца и часть городской стены, чтобы десятый легион мог там устроить укрепленный лагерь. В 130 р. имп. Адриан, в бытность свою в Сирии, задумал восстановить И. в качестве языческого города и этим вызвал последнее отчаянное восстание евреев против римлян. По подавлении этого восстания, И., под именем Aelia Capitolina, обращен был в рим. колонию; евреям, под страхом смертной казни, запрещен был вход в И., а на месте иудейск. святилища воздвигнут был храм Юпитеру Капитолийскому, со статуей Адриана.

 

     Константин  Великий в 326-335 гг. воздвиг на  местах распятия и воскресения  Спасителя великолепную базилику; И., который, по-видимому, и раньше  населен был главным образом  христианами, официально признан  был христианским городом. Он  оставался под властью визант. императоров до 614 г., когда завоеван был персид. царем Хозроем I I. По миру 628 г. император Гераклий вновь приобрел И., но уже в 637 г. халиф Омар подчинил его власти мусульман. И. получил араб. имя эль-Кудс (святилище) или Бэт-эль-Макадис (место святилища), но араб. писатели употребляют и название Аеliа, в форме Илия (Ilija). В 969 г. Аббассиды должны были уступить И. египетск. Фатимидам, а у этих последних он был в 1077 г. отнят Ортокидами, ветвью Сельджуков, которые стали подвергать христианских пилигримов жестоким преследованиям, чем и вызвали крестовые походы. После того, как Фатимиды, в 1098 г., вновь овладели И., он 15 июля 1099 г. завоеван был франц. крестоносцами, под предводительством Готфрида Бульонского (см. соотв. статью), и снова сделался столицей независимого государства, которое, при брате и преемнике Готфрида, Балдуине I, под именем Иерусалимского королевства на короткое время достигло, в середине XII стол., высокой степени процветания. После Балдуина I (1100-1118) в королевстве этом последовательно царствовали: его двоюродный брат Балдуин II (1118-1131), дочь последнего Мелизенда со своим мужем Фулько Анжуйским (1131-1143), их сын Балдуин III (1143-1162), брат последнего Амальрих (1162-1173), сын его Балдуин IV († 1183), племянник последнего Балдуин V и наконец узурпатор Гвидо де Лузиньян, при котором И., в 1187 г., вновь отнят был от христиан египетским султаном Саладином (см. Балдуин и Гвидо). Генрих Шампанский, которому Гвидо в 1193 г. передал кипрскую корону, а также преемники его, Амальрих II и Иоанн Бриеннский, не могли осуществить своих притязаний на И. Это в 1229 г. удалось импер. Фридриху II, который, посредством брака, приобрел право на иерусалимскую корону., но уже в 1244 г. И. вновь овладели мусульмане, и корона иерусалимская осталась лишь почетной регалией некоторых европейских династий. В 138 2 г. И. отнят был у Эйюбидов (из рода Саладина) египетскими мамелюками, а в 1517 г. им овладел халиф османов Селим I. С тех пор И. остается под владычеством Порты, за исключением лишь небольшого промежутка времени с 1833 до 1840 г., когда он находился во власти египетского вице-короля Мегмет-Али. Под турецким владычеством исчезли последние остатки средневекового блеска И. Некоторое возрождение города замечается в текущем столетии, когда в И., с 1820-х гг., появились протестантские миссионеры (германские, английские, американские) и европейские консулы (англ. с 1839 г., прусск. с 1842 г., русский с 1858 г.; еще в 1839 г. К. М. Базили, живший, главным образом, в Бейруте, назначен был консулом в Сирию и Палестину). Русская миссия основана была в И. в 1858 г.; первым ее настоятелем был известный еписк. Порфирий (Успенский). В истории внутренней жизни И. за новейшее время виднейшее место занимают споры из-за святых мест (см.).

  

Литература

 

С. Пономарев, "И. и  Палестина в русск. литературе, науке, живописи и переводах" (СПб., 1877); de Saulcy, "Les derniers jours de Jérusalem" (Пар., 1864; русск. перевод К. Л. Кустодиева, Будапешт, 1874); Ренан, "Разорение И.", перев. П. Надеждина (М., 1886 - отрывок из его "Origines du Christianisme "); Ю. Виппер, " И. и его окрестности времен Иисуса Христа" (2 изд., M., 1886); von Sybel, "Ueber das Königreichs Jerusalem" ("Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", т. III, Берл., 1845); Tobler, "Denkblätter aus Jerusalem" (2 изд., Сан-Галлен, 1856); Guérin, "Jérusalem" (Пар., 1889); "Regesta regni Hierosolymitiani 1097-1291", изд. R ö hricht'ом (Инсбр., 1893). См. также в издании А. Суворина "Палестина".

Информация о работе История Иерусалима