История государственного и муниципального управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы работы заключается в том, что советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.

Содержание

Введение 2
1. Система государственного управления РСФСР по Конституции 1918г 3
2. Формирование советского государственного аппарата 5
2.1 Слом временного буржуазного государственного аппарата 5
2.2 Создание советского государственного аппарата 7
3. Объяснить термины 9
4. Заключение 11
5. Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

контрольная по истории управления.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

В отличие от первого Советского правительства последующие составы СНК формировались на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом Советов. Такие особенности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необходимостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой республики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами.

Руководство отдельными отраслями  государственной жизни поручалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. Народные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.

Наркоматы наследовали функции  прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Во главе каждого  наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Наркомы по должности являлись членами Совнаркома (СНК), который с 26.10(8.11)1917г. по 10.3.1918г. размещался в Смольном. Большинство Наркоматов до середины ноября 1917г. находились там же, затем - в зданиях бывших министерств.

До принятия Конституции  РСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.

На базе рабочего контроля в декабре 1917 г. был образован  специальный орган хозяйственного управления - Высший Совет Народного Хозяйства. Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация народного хозяйства и государственных финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предоставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного индицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного  хозяйства. В Петрограде был организован СНХ Северного района. Создавались СНХ и в других местах - Центрально-промышленной области, Иваново-Вознесенске, Самаре и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных - 7, губернских -38, уездных - 69. Эта система органов государственного управления стала основным рычагом в деле развития экономики республики.

Власть Советов с  невиданной ранее быстротой распространялась по стране. Центральные органы Советского государства - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат внутренних дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах, стремились обеспечить, прежде всего, их необходимое организационное единообразие в построении и деятельности.

Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.

Документы съезда - «Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» - провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и государственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распорядительных органов в решении всех местных дел.

Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой  дальнейшего укрепления советского государственного аппарата, установления правильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистическая партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извращениям ленинской линии в вопросах советского строительства.

В. И. Ленин считал эти  ошибки «болезнью роста». Главную  опасность представляли сепаратистские тенденции местных органов. Особенно это стало нетерпимым в условиях начавшейся гражданской войны и иностранной военной интервенции. Чрезвычайный орган страны - Совет Рабочей и Крестьянской Обороны - в одном из своих постановлений подчеркивал, что для поднятия обороноспособности «необходима строжайшая централизация действий, быстрота и точность наполнения, необходимо довести механизм Советской власти до совершенства».

Было чрезвычайно важно  в этих условиях, как отмечал Я. М. Свердлов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударственного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе - Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила первая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. 5

 

3. Объяснить термины.

 

  1. СТО - Совет труда и обороны. Орган по руководству хозяйственным строительством и обороной, образован в 1920 в результате реорганизации Совета рабочей и крестьянской обороны, действовал как комиссия Совнаркома РСФСР. Члены назначались Совнаркомом. В 1923-37 действовал СТО СССР.[там же189.]

 

  1. ВСНХ - Высший совет народного хозяйства. В 1917 - 1932 гг.- центральный орган по руководству экономикой (фактически - лишь промышленностью) страны. Включал в себя главные комитеты по отраслям промышленности и видам продукции, губернские и окружные СНХ, а с образованием СССР - ВСНХ союзных республик и ГлавСНХ автономных республик. Ликвидирован в 1932 г., функции переданы отраслевым наркоматам.[там же 25.]

 

  1. Ревком -Революционный комитет - временный чрезвычайный орган   Советской власти во время гражданской войны и военной интервенции (1918 - 1920 гг.)

 

  1. РКП(б)- Российская коммунистическая партия (большевиков)

 

  1. РВСР  - Революцио́нный вое́нный сове́т республики (реввоенсове́т) — высший коллегиальный орган управления и политического руководства Рабоче-Крестьянской Красной Армией. Создан на основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 о превращении Советской Республики в военный лагерь. 6

 

  1. ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет,   избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г. 
    ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством.7

 

  1. ЧК- чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917—1922). Образована 7  декабря 1917 года. 8

 

  1. Народный комиссар  - (нарком) — лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.[там же с.188.]

 

  1. Рабкрин -  Рабоче-крестьянская инспекция, РКИ — наркомат, орган государственного контроля в Советском государстве в 1920—1934 гг., с 1923 г. действовал совместно с ЦКК ВКП(б) как единый советско-партийный орган. Главные задачи: контроль во всех областях хозяйства и государственного управления, борьба с бюрократизмом, волокитой, надзор за проведением в жизнь советских законов, своевременным рассмотрением в учреждениях жалоб и заявлений трудящихся.[там же с.71.]

 

  1. Совнарком - Совет Народных Комиссаров. (СНК) - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, правительство советского государства. Впервые был избран в ходе Октябрьской революции на II Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. Вплоть до смерти его возглавлял В.И. Ленин, с 1924 по 1930 г. - А.И. Рыков, с 1930 по 1941 г. - В.М. Молотов, а затем И.В. Сталин (в 1946 г. преобразован в Совет министров). [там же с.118.]

 

  1. Комитет бедноты - (Комбед) — орган Советской власти в сельской местности в годы «Военного коммунизма». Были созданы декретами ВЦИКа от 11 июня 1918 г. и Совнаркома от 6 августа 1918 г. с целью:
      1. распределения хлеба, предметов первой необходимости и   сельскохозяйственных орудий;
      2. оказания содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев.[там же с. 138.]

 

  1. Исполнительный комитет - исполнительный орган местного Совета народных депутатов.[там жес.196.]

 

 

 

Заключение

Советский государственный  аппарат, законодательно оформленный  Конституцией РСФСР 1918 г., был организован и действовал на принципах, выработанных В. И. Лениным, который учил, что сила и крепость государственного аппарата состоит в его теснейших связях с массами, широком вовлечении трудящихся в практическую советскую работу. В. И. Ленин в своих трудах неоднократно подчеркивал, что в подлинной народности заключается коренное преимущество советского государственного аппарата перед любым эксплуататорским государственным аппаратом. Вовлечение рабочих и крестьян в государственное управление В. И. Ленин считал чудесным средством укрепления Советского социалистического государства. 9

«Сущность Советской  власти, - писал он, - состоит в  том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата является массовая организация именно тех классов, которые были угнетены капитализмом. . .».10

 

Список литературы:

 

  1. История государственного управления в России. Учебник/ под ред.Р.Г. Пихои. Изд. РАГС,2002г.
  1. История государственного управления России. Учебник/ отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2003г.

 

  1. История государства и права России: Учебник/ под ред. С.А. Чибиряева. М. 2000 ст. 371

     4. А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г. 475с.

  1.  Отечественная история в терминах и понятиях /под ред. М. В. Зотовой 2002г.-370с.

  1. Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы   организации и деятельности центральных органов. –изд. Форум инфра М., 1984.-271с.

1   Отечественная история в терминах и понятиях /под ред. М. В. Зотовой 2002г.-М.,-с.12.

 

 2 История государства и права России: Учебник/ под ред. С.А. Чибиряева. М. 2000 ст. 371

3 Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы   организации и деятельности центральных органов. –изд. Форум инфра М., 1984.-с.255.

4 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 306-308.

5 Отечественная история в терминах и понятиях /под ред. М. В. Зотовой 2002г-с.370

6 А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г. –с.461

7 История государственного управления в России. Учебник/ под ред.Р.Г. Пихои. Изд. РАГС,2002г-с203.

8 Отечественная история в терминах и понятиях /под ред. М. В. Зотовой 2002г.-370

9 Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы   организации и деятельности центральных органов. –изд. Форум инфра М., 1984.-с.287.

10 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 313, 314.




Информация о работе История государственного и муниципального управления в России