Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:32, контрольная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.
Введение 2
1. Система государственного управления РСФСР по Конституции 1918г 3
2. Формирование советского государственного аппарата 5
2.1 Слом временного буржуазного государственного аппарата 5
2.2 Создание советского государственного аппарата 7
3. Объяснить термины 9
4. Заключение 11
5. Список литературы 12
В отличие от первого Советского
правительства последующие
Руководство отдельными отраслями
государственной жизни
Наркоматы наследовали функции прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Во главе каждого наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Наркомы по должности являлись членами Совнаркома (СНК), который с 26.10(8.11)1917г. по 10.3.1918г. размещался в Смольном. Большинство Наркоматов до середины ноября 1917г. находились там же, затем - в зданиях бывших министерств.
До принятия Конституции РСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.
На базе рабочего контроля в декабре 1917 г. был образован специальный орган хозяйственного управления - Высший Совет Народного Хозяйства. Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация народного хозяйства и государственных финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предоставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного индицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.
Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного хозяйства. В Петрограде был организован СНХ Северного района. Создавались СНХ и в других местах - Центрально-промышленной области, Иваново-Вознесенске, Самаре и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных - 7, губернских -38, уездных - 69. Эта система органов государственного управления стала основным рычагом в деле развития экономики республики.
Власть Советов с
невиданной ранее быстротой
Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.
Документы съезда - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» - провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и государственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распорядительных органов в решении всех местных дел.
Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой дальнейшего укрепления советского государственного аппарата, установления правильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистическая партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извращениям ленинской линии в вопросах советского строительства.
В. И. Ленин считал эти ошибки «болезнью роста». Главную опасность представляли сепаратистские тенденции местных органов. Особенно это стало нетерпимым в условиях начавшейся гражданской войны и иностранной военной интервенции. Чрезвычайный орган страны - Совет Рабочей и Крестьянской Обороны - в одном из своих постановлений подчеркивал, что для поднятия обороноспособности «необходима строжайшая централизация действий, быстрота и точность наполнения, необходимо довести механизм Советской власти до совершенства».
Было чрезвычайно важно в этих условиях, как отмечал Я. М. Свердлов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударственного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе - Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила первая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. 5
3. Объяснить термины.
Заключение
Советский государственный аппарат, законодательно оформленный Конституцией РСФСР 1918 г., был организован и действовал на принципах, выработанных В. И. Лениным, который учил, что сила и крепость государственного аппарата состоит в его теснейших связях с массами, широком вовлечении трудящихся в практическую советскую работу. В. И. Ленин в своих трудах неоднократно подчеркивал, что в подлинной народности заключается коренное преимущество советского государственного аппарата перед любым эксплуататорским государственным аппаратом. Вовлечение рабочих и крестьян в государственное управление В. И. Ленин считал чудесным средством укрепления Советского социалистического государства. 9
«Сущность Советской власти, - писал он, - состоит в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата является массовая организация именно тех классов, которые были угнетены капитализмом. . .».10
Список литературы:
2 История государства и права России: Учебник/ под ред. С.А. Чибиряева. М. 2000 ст. 371
3 Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы организации и деятельности центральных органов. –изд. Форум инфра М., 1984.-с.255.
4 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 306-308.
5 Отечественная история в терминах и понятиях /под ред. М. В. Зотовой 2002г-с.370
6 А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г. –с.461
7 История государственного управления в России. Учебник/ под ред.Р.Г. Пихои. Изд. РАГС,2002г-с203.
9 Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы организации и деятельности центральных органов. –изд. Форум инфра М., 1984.-с.287.
10 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 313, 314.
Информация о работе История государственного и муниципального управления в России