Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:52, контрольная работа
Государственно-политическая система Индии по Конституции 1950 г.: общая характеристика. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.: общая характеристика и значение + Задача
Теоретический вопрос 1 (Государственно-политическая система Индии по Конституции 1950 г.: общая характеристика)…………………………………..3
Теоретический вопрос 2 (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.: общая характеристика и значение)………………………………………………..10
Задача………………………………………………………………………………..16
Литература…………………………………………………………………………..18
В декларации была осуществлена своеобразная «национализация» государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на «собственном праве короля», а трактовалась как выражение национального суверенитета («источник суверенитета зиждется по существу в нации» ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по «вверенной ему части управления» (ст. 15). Закон рассматривался как «выражение общей воли» (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам «сообразно их способностям» в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей «ввиду их равенства перед законом». Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свободно» - ст. II; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные» - ст. 10).
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что разрешается». Согласно же ст. 5 Декларации, все, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения». Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), «закон не имеет обратной силы». Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное.
Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, «задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться». Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено, разделено властей, не имеет конституции». Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена». При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований.
В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4-II августа 1789 г. торжественно заявило, что оно «окончательно упраздняет феодальный порядок». Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами.
Предвидя
вероятную неудовлетворенность
крестьянства и бедноты Франции
слишком умеренным подходом к
решению аграрной проблемы, ставшей
в ходе революции ключевой, Учредительное
собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный
Декрет о подавлении беспорядков. Этим
декретом местным властям предписывалось
«наблюдать за сохранением общественного
спокойствия» и «разгонять все мятежные
сборища как в городах, так и в селах».
Последовавшими за принятием декларации
законодательными актами Учредительное
собрание национализировало церковное
имущество и земли духовенства (Декрет
от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены
в распродажу и попали в руки крупной городской
и сельской буржуазии. Французская католическая
церковь, получившая новое гражданское
устройство, выводилась из подчинения
Ватикану. Священники приносили присягу
на верность французскому государству
и переходили на его содержание. Церковь
потеряла свое традиционное право регистрировать
акты гражданского состояния. Учредительное
собрание отменило сословные деления
и цеховой строй, а также феодальную систему
наследования (майорат). Оно упразднило
старые феодальные границы и ввело во
Франции единообразное административно-
Однако
конституционалисты, настроенные на
компромисс с королем Людовиком
XVI и дворянством, исповедовавшие политическую
умеренность и
Декларация
прав человека и гражданина была утверждена
26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного
права, которые были тогда теоретическим
оружием борьбы всех угнетенных классов
против феодального строя. В ней впервые в истории
человечества в систематизированном виде
были провозглашены юридические принципы
и права, которые легли в основу всего
современный правового статуса личности,
а тж. в основу конституционализма в целом;
равноправие людей, естественный характер
и неотъемлемость прав человека, народный
суверенитет, верховенство закона, право
человека наличную свободу и неприкосновенность,
свобода совести и выражения мыслей и
мнений, презумпция невиновности и др.
Задача
Группа
из четырех частных лиц без соответствующего
разрешения правительства Баварии объявила
себя юридическим лицом (объединение преследовало
торговые цели). Образовав правление и
утвердив устав, группа приступила к продаже
ценных бумаг на имя нового общества с
целью создания достаточного капитала.
Правомерны ли действия коммерсантов? Какие нарушения допущены группой коммерсантов? Проанализируйте ситуацию на основании норм Германского гражданского уложения 1896 г.
Решение:
В
соответствии с разделом 2 § 22 Германского гражданского
уложения 1896 года, союзы, преследующие
извлечение прибыли в качестве цели своей
хозяйственной деятельности (коммерческое
объединение), приобретают правоспособность
с момента государственной регистрации,
если иное не предусмотрено федеральным
законодательством, что уже указывает
на неправомерность действий коммерсантов,
так как данное объединение не зарегистрировано,
из чего делается вывод, что юридически
данного объединения не существует, то
есть оно не обладает правоспособностью.
Кроме того, в соответствии с разделом
2 § 56 данного уложения, регистрации подлежат
союзы с числом участников не менее семи,
а в данном случае речь идет о союзе из
четырёх частных лиц. Исходя из перечисленных
нарушений, данный союз не имеет право
осуществлять свою деятельность, поэтому,
действия коммерсантов нужно считать
неправомерными.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе История государства и права зарубежных стран