Автор: ***@buialo.com, 25 Ноября 2011 в 21:56, реферат
Как известно, в конце 18 века Беларусь была присоединена к России. Начало нового этапа в истории Беларуси ознаменовалось преобразованиями общественно-политического и административного характера. Изменения затронули и культуру Беларуси, в частности школьное образование. Учебные заведения, действовавшие в Беларуси до этого, представляли собой довольно пеструю картину. Каждая из школ, действовавших на Беларуси, была далека от совершенства. Но в целом состояние школьного образования на Беларуси в начале 19 века по количественным и качественным характеристикам можно вполне оценить как относительно благополучное для рассматриваемого периода. Одной из самых первых гимназий на территории Беларуси является Слуцкая гимназия. Она для своего времени являлась образцом классического гуманитарного образования и была известна современникам как Слуцкие Афины.
Необходимость реформирования в начале 19 века школьного образования в Беларуси было вызвано укреплением Российского государства, повышением требований к уровню образования государственных служащих. В Российской империи создавалась единая система государственных учебных заведений. Для "нравственного образования граждан, соответственно обязанностям и пользам каждого сословия" учреждалось 4 типа учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты
В Беларуси стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось сблизить жителей Беларуси с "природными русскими", притесняя белорусские школы и преподавание в них на белорусском и польском языках.
Необходимость
и неизбежность реформирования гимназий
была очевидна и для правительства.
Каждый новый министр просвещения,
независимо от своих политических убеждений,
предпринимал попытки реорганизации
средней школы, имевшей целью
повысить качество гимназического образования,
обеспечить потребность развивающегося
в стране капитализма в хорошо
подготовленных кадрах и преобра-зовать
школьную жизнь так, как того требовали
время и общество.
В первую очередь
МНП предприняло меры к расширению
сети средних учебных заведений.
В начале XX века количество гимназий,
мужских и женских, возросло больше, чем
за все предыдущее время. С 1905 по 1916 год
в Беларуси число правительственных мужских
гимназий и прогимназий увеличилось с
восьми до пятнадцати, женских, министерских
и ведомства императрицы Марии, - с десяти
до семнадцати. Однако решить проблему
учреждения необходимого количества гимназий
своими силами министерству не позволяли
ограниченные финансовые возможности.
В этих условиях МНП вынуждено было отказаться
от проведения дискриминационной политики
по отношению к частным средним школам
с учебным курсом тождественным учебному
курсу правительственных гимназий.
Серьезным
шагом на пути "раскрепощения"
частных гимназий стало предоставление
их выпускникам права поступления
в университет. Облегчила открытие
частных гимназий отмена множества
формальностей, соблюдение которых
ранее было обязательным для учреждения
частных учебных заведений. Особой
благосклонностью стали пользоваться
частные гимназии, учредителями которых
являлись профессиональные педагоги.
Так, преподавателю Витебской
В условиях
формирования более терпимого отношения
властей; к частным школам в Беларуси
было открыто значительное по тому
времени число частных
В конце
XIX - начале XX веков училищные власти предприняли
меры к приведению содержания гимназического
образования в соответствие с социально-экономическими
потребностями российского общества.
Неактуальность и невостребованность
классического образования стали очевидными.
Выпускников гимназий все больше привлекало
высшее специальное образование, открывавшее
широкие возможности для профессиональной
деятельности. Если в середине XIX века
почти все выпускники гимназий, за редким
исключением, устремлялись в университеты,
то к началу нового века заметно возросло
количество гимназистов, выбиравших специальные
высшие учебные заведения. В Виленском
учебном округе процент выпускников гимназий,
поступавших в технические вузы, был более
высоким, чем в целом по России. В 1907 году
23% окончивших гимназии округа поступило
в специальные вузы, в России - 18%. В некоторых
гимназиях Беларуси процент учащихся,
отдававших предпочтение высшему техническому
образованию, был еще выше. В Минской гимназии,
например, 32 % учеников выпускного класса
избрали технические вузы. Правда, этот
факт отчасти объяснялся и тем, что в Виленском
учебном округе не было университета,
университеты же других учебных округов
ставили выпускников гимназий западных
губерний в условия, неравноценные с теми,
в которых находились остальные абитуриенты:
их зачисляли в последнюю очередь. Вскоре
министерство просвещения запретило дискриминацию
выпускников гимназий западных губерний,
но при этом ограничило число доступных
для них университетов тремя ближайшими:
Юрьевским, Московским и Санкт-Петербургским.
Пинская женская
казенная гимназия
В 90-х годах
XIX века правительство, предприняло сближение
двух типов среднего образования: классического
и реального. Новый учебный план гимназий,
утвержденный в 1890 году, представлял собой
ослабление классической системы. Учебные
курсы двух первых классов классической
гимназии и реального училища стали идентичными.
Был разрешен переход учащихся 1 -3 классов
гимназий в соответствующие классы реальных
училищ и наоборот без экзаменов.
В условиях
подъема в стране революционного
движения возрастало стремление гимназистов
к усилению своей роли в жизни
школы, страны, в гимназической среде
распространялись революционные настроений.
Государственные и училищные
власти важнейшей своей задачей
видели предотвращение вовлечения учащихся
школ в общественно-политическую борьбу.
В гимназии министерством просвещения
и окружными властями в большом
количестве спускались циркуляры, предписывавшие
педагогам усилить надзор за учащимися
в стенах школы и за ее пределами,
препятствовать всеми доступными школе
средствами участию гимназистов а антиправительственном
движении.
В то же время, несмотря на поставленную правительством перед школой задачу содействовать сохранению существующих государственных порядков, деятельность гимназий являлась частью разворачивавшихся в стране демократических процессов. В период революционных событий в 1905-1907 годах, в феврале 1917 года учащимся гимназий Беларуси было разрешено создание школьных и городских советов старост, ученических клубов и союзов. В некоторых гимназиях учебное начальство допускало представителей учащихся на заседания педагогических советов.
В начале XX
века в условиях активизации общественно-политической
жизни в стране взаимодействие общественности
и школы стало еще более эффективным. Увеличение
количества гимназий и прогимназий в Беларуси
в конце XIX - начале XX веков происходило
отчасти благодаря инициативе и денежным
средствам городских обществ. Так, Борисовская
правительственная гимназия была открыта
по ходатайству местного общества и содержалась
за счет его средств. На средства жителей
в гимназиях Бобруйска. Гомеля, Жлобина
и Лепеля были открыты параллельные классы
в специально арендованных для этой цели
помещениях.
Мужская гимназия,
г. Гродно
Активнее
к участию в процессе школьного
обучения и воспитания стали привлекаться
родители учащихся. Основной формой сотрудничества
родителей и школы в этот период
стали гимназические
На рубеже
веков в отношении
Вид на гимназию
с моста, г. Волковыск
Конец XIX - начало
XX веков - период активного формирования
национального самосознания белорусов.
Гимназии Беларуси в значительно меньшей
степени, чем начальные школы, участвовали
в этом процессе. Вопрос о превращении
гимназии Беларуси в национальное учебное
заведение впервые публично был поставлен
лишь на Педагогическом совещании учителей
средних школ Беларуси, состоявшемся в
августе 1917 года в Могилеве. Рядом преподавателей
гимназий Беларуси на рассмотрение участников
совещания было вынесено предложение
ввести в гимназиях преподавание белорусского
языка, так как "учащиеся должны иметь
возможность обучаться своему родному
языку; школа должна удовлетворить эту
законную потребность, не взирая на количество
желающих обучаться своему родному языку".
Некоторые педагоги настаивали на создании
национальных белорусских гимназий с
обязательным преподаванием русского
языка. Незначительное число учителей
высказалось за предоставление учащимся
одной гимназии права выбора языка обучения.
Однако все эти предложения большинством
голосов были отклонены на том основании,
что белорусский язык как литературный
язык не существует. Вместе с тем не вызвало
возражений и было положено в основу решений
совещания предложение включить в учебный
курс гимназий Беларуси изучение отечественной
истории, географии и культуры.
Как в количественном,
так и в качественном отношении
гимназии Беларуси далеко не полностью
удовлетворяли растущую потребность
общества в средних общеобразовательных
учебных заведениях. Между тем
на протяжении XIX - начала XX веков гимназия
представляла собой основной и по численности
наиболее распространенный в Беларуси
тип среднего общеобразовательного учебного
заведения. Об этом свидетельствуют следующие
данные в 1916 году в Беларуси действовали
дающие среднее или близкое к среднему
общее образование 8 реальных училищ ведомства
МНП, 2 частных реальных училища и 4 коммерческих
училища, 3 духовные семинарии, 5 епархиальных
училищ, один кадетский корпус и 32 правительственные
и 84 частные гимназии и прогимназии.
В
западной Беларуси в 1917-начале 20-х
годов были открыты 6
частных белорусских
гимназий: Браславская,
Виленская, Клецкая,
Новогрудская, Несвижская,
Родошковичская. Государственных
гимназий с белорусским
языком обучения не
существовало. Организационную
и финансовую помощь
белорусским гимназиям
оказывали "Таварыства
Беларускай Школы" (ТБШ).
Все белорусские гимназии
были 8-ми летними и имели
гуманитарный уклон.
Учебные планы и программы,
учебные пособия составляли
учителя, активисты
ТБШ.
Учителя-белоруссы,
г. Ошмяны, 1921 г.
После
заключения Рижского
договора в 1921 году,
когда Западная Беларусь
перешла под владение
Польши, польские школьные
власти начали выдавать
ежегодные лицензии
и только сроком на
один год на существующие
частные гимназии,
обуславливая при
этом что преподавание
в первом классе будет
вестись на польском
или на местном, в
данном случае, белорусском
языке. Таким образом
постепенно все гимназии
через несколько лет
переходили на преподавание
на польском или белорусском
языке. Еще одним условием
выдачи лицензии было
наличие отдельного
руководителя в новообразованных
белорусских или польских
классах. Практически
все русские гимназии
в Западной Беларуси
стали преобразовываться
в польские. Польские
школьные власти помогали
развитию таких школ,
даже выдавали им статус
государственных школ.
Так в 20-х годах польским
правительством была
открыта Государственная
гимназия им. гетмана
Караля Хадкевича в
г. Лиде. Те же из русских
гимназий, которые отважились
преобразоваться в белорусские,
не только не находили
сочувствия со стороны
властей, а наоборот,
власти заняли по отношению
к ним весьма недоброжелательную
позицию и создавали
для них разнообразные
препятствия.
Ученики Родошковичской белорусской гимназии им Ф.Скорины,
1927
г.
В
конце 20-х - начале 30-х
годов белорусские
гимназии в Западной
Беларуси были закрыты
польскими властями.
В 30-е годы действовала
только Виленская белорусская
гимназия (основана
в 1919 г.), превращенная
в 1936 году в филиал польской
гимназии. В ней в разное
время преподавали М.
Горецкий, И. Дворчанин,
С. Рак-Михайловский,
А. Пуцкевич, В. Тарашкевич,
Г. Ширман. Белорусские
гимназии действовали
в 20-30-е годы и в Латвии
– Двинская, и Люцынская
государственные белорусские
гимназии. В 30-е годы
Западной Беларуси действовали
польские, еврейские
и русские гимназии.
В них преподавались
религия, польский, латинский
языки, история, география,
физика, химия, математика,
космография, введение
в философию и другие
предметы.
Учителя и
выпускники последнего выпуска Виленской
белорусской гимназии
После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 г. гимназии были ликвидированы.