История гимназического образования в рб

Автор: ***@buialo.com, 25 Ноября 2011 в 21:56, реферат

Описание работы

Как известно, в конце 18 века Беларусь была присоединена к России. Начало нового этапа в истории Беларуси ознаменовалось преобразованиями общественно-политического и административного характера. Изменения затронули и культуру Беларуси, в частности школьное образование. Учебные заведения, действовавшие в Беларуси до этого, представляли собой довольно пеструю картину. Каждая из школ, действовавших на Беларуси, была далека от совершенства. Но в целом состояние школьного образования на Беларуси в начале 19 века по количественным и качественным характеристикам можно вполне оценить как относительно благополучное для рассматриваемого периода. Одной из самых первых гимназий на территории Беларуси является Слуцкая гимназия. Она для своего времени являлась образцом классического гуманитарного образования и была известна современникам как Слуцкие Афины.
Необходимость реформирования в начале 19 века школьного образования в Беларуси было вызвано укреплением Российского государства, повышением требований к уровню образования государственных служащих. В Российской империи создавалась единая система государственных учебных заведений. Для "нравственного образования граждан, соответственно обязанностям и пользам каждого сословия" учреждалось 4 типа учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты
В Беларуси стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось сблизить жителей Беларуси с "природными русскими", притесняя белорусские школы и преподавание в них на белорусском и польском языках.

Работа содержит 1 файл

из газеты.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

Как известно, в конце 18 века Беларусь была присоединена к России. Начало нового этапа в  истории Беларуси ознаменовалось преобразованиями общественно-политического и административного  характера. Изменения затронули  и культуру Беларуси, в частности  школьное образование. Учебные заведения, действовавшие в Беларуси до этого, представляли собой довольно пеструю  картину. Каждая из школ, действовавших  на Беларуси, была далека от совершенства. Но в целом состояние школьного  образования на Беларуси в начале 19 века по количественным и качественным характеристикам можно вполне оценить  как относительно благополучное  для рассматриваемого периода. Одной  из самых первых гимназий на территории Беларуси является Слуцкая гимназия. Она для своего времени являлась образцом классического гуманитарного  образования и была известна современникам  как Слуцкие Афины.  

Необходимость реформирования в начале 19 века школьного  образования в Беларуси было вызвано  укреплением Российского государства, повышением требований к уровню образования  государственных служащих. В Российской империи создавалась единая система  государственных учебных заведений. Для "нравственного образования  граждан, соответственно обязанностям и пользам каждого сословия" учреждалось 4 типа учебных заведений: приходские, уездные, губернские или  гимназии и университеты  

В Беларуси стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось  сблизить жителей Беларуси с "природными русскими", притесняя белорусские  школы и преподавание в них  на белорусском и польском языках. 
 

Женская гимназия, г. Рогачев  

С начала своей  деятельности гимназии являлись общеобразовательными учебными заведениями, не подготавливавшими  учащихся к какому-либо специальному виду деятельности. Дисциплины, преподаваемые  в гимназиях, призваны были "обеспечить умственное и нравственное развитие" учащихся. Однако общественно-экономическое  развитие Российской империи побуждало  правительство вносить коррективы в организацию деятельности гимназий. По мере развития товарного производства в промышленности и в сельском хозяйстве все больше ощущались  отрыв гимназического образования  от нужд общества, неподготовленность выпускников гимназий как к практической деятельности, так и к административной службе.  

В середине XIX века в обществе становится популярной мысль о том, что предназначение гимназии не должно ограничиваться подготовкой  учащихся к поступлению в университет: гимназия должна давать специальные  знания тем, кто целенаправленно  готовит себя уже в средней  школе к "практически-полезной", к государственной или военной  службе. С 1849 года в гимназиях были введены общее и специальное  отделения, или бифуркация. На общем, или латинском отделении; обучались  учащиеся, намеревавшиеся продолжать учебу в университете. На специальном  отделении в большем объеме преподавались  предметы, необходимые для тех, кто  готовил себя к государственной  службе. Не последнее место в расчетах правительства, учреждавшего бифуркацию, занимала надежда на то, что усиленное  изучение классических языков на одном  отделении и подготовка учащихся к гражданской и военной службе, являвшейся привилегией дворянства, на другом отделении отдалит от гимназий выходцев из низших сословий. В этот период времени начинает свою деятельность Минская мужская гимназия.

В последующие 50-е годы в школьном образовании  проявилась тенденция ориентации учащихся на изучение наук естественно-математического  цикла. В 1852 году МНП приняло решение  об открытии в гимназиях, помимо двух отделений, учрежденных ранее, третьего, на котором "основательно изучались  естественные науки, составлявшие потребность  современного общества".  

50-е годы  ознаменовались для гимназий  Беларуси, помимо серьезного реформирования  учебного курса в "реально-научном"  направлении, временным ослаблением  русофильской направленности правительственной  политики.  

Женская гимназия в г. Гродно  

Меры, предпринятые в 60-х годах российскими и местными властями против господства в гимназиях  Беларуси "польского элемента" во многом дублировали политику 30-х  годов. Единственным языком обучения стал русский. Преподавание польского языка  в школах запрещалось. Главным экзаменом, определявшим степень подготовленности гимназистов к поступлению в  университет , стал экзамен по русскому языку. Решая проблему "духовного обрусения края", МНП и руководство Виленского учебного округа большие надежды возлагали на замену в гимназиях учителями "природно русскими" учителей-поляков, которые в начале 60-х годов составляли 53,2% от всего числа учителей гимназии Виленского учебного округа. Такой подход к формированию преподавательского состава гимназий отрицательно сказался на качестве учебно-воспитательного процесса, так как гимназии потеряли немало опытных педагогов. Игнорировались национальные интересы белорусского народа. Вопрос об изучении белорусского языка или преподавании предметов на белорусском языке в учебных заведениях Беларуси министерством народного просвещения даже не рассматривался не смотря на то, что белорусский язык был наиболее распространенным.  

В 60-х годах 19 столетия российские училищные власти пошли на значительные уступки "белорусскому наречию", рекомендовав учителям "при  объяснении непонятных слов пользоваться родной речью народа, т.е. белорусским  наречием". Было признано целесообразным создавать пригимназиях специальные дополнительные классы, в которых дети обучались русскому языку.  

В конце 50-х  годов в Российском государстве  открываются первые женские средние  школы - гимназии ведомства МНП и  ведомства учреждений императрицы  Марии. В Беларуси первые женские  гимназии, принадлежавшие ведомству  императрицы Марии, были открыты  в четырех губернских городах: в 1860 году в Гродно, в 1865 - в Могилеве и Минске, в 1866 - в Витебске. 
 

Женская гимназия в г. Могилеве  

Содержание  женских гимназий Беларуси ложилось в основном на плечи родителей  гимназисток. Так, в Витебской мариинской женской гимназии в 70-х годах "сбор за учение" составлял 59% всего гимназического бюджета.  

Особенностью  организации работы женских гимназий Беларуси составляло назначение начальником  женской гимназии директора мужской  гимназии, который одновременно являлся  председателем педагогического  совета женской гимназии.

В 1864 году был  принят новый устав учебных заведений, который наряду с классическими  гимназиями с одним и двумя  древними языками были открыты реальные гимназии, в которых изучение классических языков заменялось усиленным изучением  естественно-научных дисциплин. Права закончивших разные типы гимназий существенно отличались. Выпускники классических гимназий могли поступать в университет. Для выпускников реальных гимназий доступными были лишь высшие специальные учебные заведения.  

Со второй половины 60-х годов в соответствии с положением устава в учебных  округах стали открываться классические и реальные прогимназии. В прогимназиях, учебный курс которых соответствовал курсу обучения в первых четырех  классах гимназии, учащиеся получали полное начальное образование. Прогимназии  предназначены были подготовить  к поступлению в гимназии "желающих довершить курс общего образования". Первые прогимназии были открыты  в Свислочи в 1858 году и в Молодечно в 1860 году. Позже открылись еще три прогимназии: в Бресте, Гомеле и Бобруйске. Гомельская прогимназия представляла собой полную филологическую, или классическую прогимназию с двумя древними языками, брестская - неполную с латинским языком. В Бобруйской гимназии ученики получали реальное образование. 
 
 

Мужская гимназия в г.Бобруйске  

Гимназии  Беларуси этого времени испытывали серьезные затруднения в финансовом обеспечении. Ощутимую помощь гимназиям  в эти годы оказывали так называемые местные общества. Традиционными  были сборы средств по открытой подписке для оплаты обучения в гимназиях  детей из бедных семей. Пожертвования  в пользу гимназий делались Городскими Думами и Дворянской опекой. В театрах  Беларуси ставились любительские спектакли "в пользу недостаточных учеников гимназии". Понимая, что помощь общества школе может быть продуктивной лишь в тех случаях, когда общество является активным "соучастником" школьной жизни, педагоги гимназий Беларуси приглашали родителей и почетных горожан на школьные экзамены, торжественные  акты, литературно-музыкальные вечера, привлекали их к организации внеклассных  мероприятий.  

Устав 1864 года способствовал оживлению передовой  педагогической мысли, повышению роли учителя в организации учебно-воспитательного  процесса, предоставил школе относительную  самостоятельность, а школьному  педагогу - свободу для творчества. Однако его действие было прекращено с вступлением в силу в 1871 году но-вого устава учебных заведений.  

По новому уставу гимназия вновь стала сугубо классическим учебным заведением, в  котором 41% учебного времени отводилось для изучения древних языков. "Классический уклон" в гимназиях Беларуси ярко проявился и в том, что попечитель Виленского учебного округа при назначении администрации гимназий отдавал предпочтение тем кандидатам, которые могли преподавать в школе "основной предмет гимназического учения" - классические языки (к 1871 году 80% директоров и инспекторов гимназий Беларуси являлись преподавателями древних языков).

В 80-х годах  правительством были произведены реформы, имевшие главной целью ограждение классической школы от детей неимущих сословий, были декларированы так  называемые "циркуляры о кухаркиных детях". Было признано возможным  допускать в гимназии только детей состоятельных родителей, способных предоставить своим сыновьям и дочерям "правильный домашний надзор" и "необходимые удобства для учебных занятий".  

Для проведения в жизнь такого предписания нового Управление Виленского учебного округа, например, внесло ряд изменений в правила приема учащихся в местные гимназии и прогимназии. Плата за обучение в гимназиях округа была увеличена по сравнению с 70-ми годами с 25 до 40 рублей в год. Стало возможным только личное представление документов, в ходе которого выяснялось материальное положение семьи поступающего, "состояние домашнего воспитания".  

В гимназиях  Беларуси была введена практика посещения  преподавателями гимназий места  жительства абитуриентов, изучения "помещений, обстановки и жизненных условий  желающих поступить в гимназию". 
 

Здание гимназии, г. Мстиславль  

Изменилось  отношение министерства просвещения  к гимназическим приготовительным классам. Деятельность приготовительных классов признавалась министром  вредной, поскольку одну треть их учащихся составляли дети, которым "по условиям быта их родителей, совершенно не следует стремиться к среднему гимназическому образованию". В 1868 году приготовиюльные классы в гимназиях были закрыты. Гимназические учителя, губернские и городские власти Беларуси активно поддержали протест педагогов и общественности России против организованных правительством гонений на приготовительные классы. В 1889 году попечитель Виленского округа разрешил восстановить в гимназиях и прогимназиях округа приготовительные классы. Однако в ограниченное число учебных заведений империи, в которых восстановленные приготовительные классы продолжали финансироваться государством, гимназии и прогимназии Беларуси не вошли.  

В 80-х годах  руководство Виленского учебного округа обратилось в министерство народного просвещения с ходатайством о восстановлении права учащихся католического исповедания на изучение Закона Божьего на польском языке. Правительство разрешило преподавание этого предмета для учащихся "инославных христианских исповеданий" на природном языке учеников. Но на учащихся-католиков белорусской национальности, изъявлявших желание изучать Закон Божий на польском языке, а таковых было немало, указ властей не распространялся на том основании, что природным языком белоруссов объявлялся русский язык.

В конце  XIX - начале XX веков в Беларуси в экономике и в социальной сфере происходило интенсивное развитие капиталистических отношений. Открывались банки и банковские конторы, прокладывались железные дороги, расширялось государственное строительство. Интенсивному экономическому развитию страны сопутствовал прогресс науки и образования. Примером тому может служить значительный рост числа начальных школ в Беларуси. С 1880 года по 1899 год количество начальных школ в Витебской, Минской и Могилевской губерниях возросло в шесть раз. Между тем развитие гимназического образования происходило замедленными темпами. Его уровень не соответствовал возраставшей потребности общества в компетентных специалистах, в образованных государственных служащих. Количество гимназий в Беларуси оставалось незначительным. С 1880 по 1899 год число правительственных гимназий, мужских и женских, в Беларуси увеличилось с девяти до десяти за счет преобразования одной из четырех прогимназий (Гомельской) в гимназию. 
 

Гимназия  в г.Гомеле  

По-прежнему основной причиной недостаточного количества гимназий в Беларуси, как и в  целом в Российской империи, являлось выделение правительством мизерных средств на народное образование: в 1911 году на образование одного жителя России выделялось 56 копеек (по этому  показателю Россия занимала в Европе последнее место, а в мире стояла на одной ступени с Перу). Между тем содержание гимназий требовало от государства значительных финансовых затрат. Так, в этом же году содержание одной мужской гимназии обходилось государству в 31194 рубля, женской гимназии - 20648 рублей. Стоимость обучения одного ученика в течение года, например, в Витебской мужской гимназии составляла 115,28 рублей.  

Резкой критике  со стороны педагогов и общественности подвергалась не только количественная, но и качественная сторона гимназического образования, и, прежде всего, чрезмерная перегрузка учащихся гимназий учебными занятиями, многопредметность, отсутствие согласованности между учебными предметами и программами, нерациональное распределение учебного материала, "гнет классицизма".  

Информация о работе История гимназического образования в рб