История культуры древнего китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоках очень рано – уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие.

Работа содержит 1 файл

Культурология 2.docx

— 40.39 Кб (Скачать)

     1. История культуры Древнего Китая

 

     Исследованиями  археологов  установлено,  что  территория  Китая  была населена уже со времен нижнего  палеолита.  Именно  в  Китае  найдены  самые  древние остатки ископаемого человека  (синантропа)  вместе  с примитивными каменными орудиями.  Благоприятные природные условия   восточного   Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее  притоках  очень рано  – уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь возникли государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

     История  культуры  Древнего  Китая   охватывает   длительный   период, насчитывающий около 5 тысячелетий  своего существования.  В  настоящее  время еще не  выработано  единой  точки  зрения  на  ход  социально-экономического развития древнекитайского  общества.  По  мнению  некоторых  исследователей, рабовладельческие отношения, сложившиеся  ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже  в середине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными.  Другая часть исследователей весь древний  период, включая Хань (3 век до  н.э.  – 3 век н.э.), относит к рабовладельческой формации.  Во  всяком  случае  для истории искусства Китая начиная с середины  1-го  тысячелетия до  н.э. появляются новые черты, которые получают  отчетливое  развитие  в искусстве периода Хань, оно еще тесно связано с традициями  всего предшествующего времени. Очень важной  особенностью  культуры  Китая является  то,  что с древних времен, с самого своего возникновения, она развивалась непрерывно, сохранив многие древнейшие культурные центры на  протяжении  веков.  Этим  в значительной степени определялось устойчивость традиций в искусстве Китая.

     Своеобразный  художественный стиль сложился в  Китае очень рано,  и,  несмотря на изменения, происходившие в течение  последующего  времени,  некоторые  его характерные черты не меняются на протяжении всего развития  искусства  –  от древнейших времен вплоть до наших  дней.

     Наибольшего рассвета культура Древнего Китая достигла в периоды Цынь и Хань,  когда впервые произошло объединение разрозненных  древнекитайских царств в единое целое китайское государство.

           Древнейшие памятники искусства  Китая восходят к 3 тысячелетию  до  н.э. – времени существования  первобытно-общинного строя.  В настоящие время по всей  территории  Китая обнаружено  очень много   неолитических   стоянок. Археологические исследования,  проводящиеся  очень  интенсивно  в   наше время, обнаружили в погребениях а также на местах древних  жилищ  много  орудий  и расписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем  этапе  развития неолитической культуры. Расписные керамические  сосуды  самых  разнообразных форм исполнялись вручную  или  на  гончарном  круге.  Это  или  остродонные сосуды с острыми донышками,  или  чаши,  расширяющиеся кверху;  некоторые сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались  обжигу  при высокой температуре;  роспись на  них обычно   исполнялась   по   серому, коричневатому или красноватому  фону  глины  фиолетовой,  красной,  черной, желтой и белой краской и лишь  орнамент  оставался  светлым.  Вазы,  чаши  и погребальные урны, сделанные на  гончарном  круге  отличались  правильностью форм, тонкостью и красотой узора, большим совершенством исполнения,  тогда как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи.

     Узор  иногда покрывает почти всю поверхность  сосуда и, обычно,  состоит из   геометрического   орнамента,   в   котором    преобладает    ритмически повторяющиеся спиралевидные  завитки, сетчатый  и  шахматный  рисунок,  часто заключенный  в  окружности,  ромбы,  треугольники  и  т.п.   Орнамент   имел логическое значение  и  был,  скорее всего,  связан  с представлениями древних китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные линии и серповидные знаки являлись  условными изображениями луны  и   молний, перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы.

     К 3-му тысячелетию до н.э. относится  и, так  называемая,  Луньшаньская культура,  открытая  при раскопках древних стоянок,  главным образом   в провинциях  Шаньдун,  Шаньси  и Хэнань.   Здесь   было   обнаружено   много керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения.

     В результате  современных  раскопок  можно  сделать  вывод  о  широком  территориальном  распространении  и  высоком  уровне  неолитических  культур Китая.

     1.1. Период Шань (Инь)

 

     Более  подробно  изучим  следующий  период,   относящийся   ко   2-ому тысячелетию  до н.э., известный под названием  Шан или Инь – по  наименованию племен, населявших территорию Китая. Экономика была еще очень примитивной, но основным занятием населения стало уже земледелие,  хотя  рыболовство и охота играли  еще большую роль.  Возникло  первое  государство,  во  главе которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди,  постепенно  превратившиеся в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло;  зародились примитивные формы обмена между племенами. В структуре  общества  сохранились многие  черты  родового  строя;  продолжали  существовать  сильные   общины, имевшие свое родовое имя.

     В период Шан (Инь) появились первые укрепленные поселения.  Раскопками близ  Аньяна,  проводившиеся в 1928-1937  гг.,  были  обнаружены   остатки большого  города,  возможно,  столицы государства Шан  (Инь).  Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на  искусственной земляной платформе.

     В  качестве  строительных  материалов  для  жилых  домов  и  дворцовых  сооружений служили плотно утрамбованная  земля и  дерево,  иногда  применялся камень. Сохранились  лишь  фундаменты  строений  и  остатки  стен,  которыми обносились дворы. О самих сооружениях и  форме  крыш  можно  судить  лишь  о дошедших  для  нас  пиктограммам,  изображающие  дома  и  сторожевые  башни. Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых,  возможно, служила солома, так как ни остатков  черепицы,  ни  деревянных  покрытий  не обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание  довольно больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину).  Внутри  здания  было расположено  3  ряда  колонн,  базами  которых  служили  врытые  в  земляную платформу каменные, обточенные  глыбы  и  бронзовые  диски.  Таким  образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период  Шан (Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы  и формы,  которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества. Это  подтверждается  и  данными   новых   археологических   изысканий, проведенных с 1959 г. в районе Аньяна. раскопками обнаружено  большое число остатков  жилищ,  на  окраинах  города  найдены   поселения   ремесленников, мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено  мощеная булыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям.

     Раскопками, также, было обнаружено большое количество гробниц людей из самых различных слоев общества. Отделка и  инвентарь  гробниц  указывает  на наличие классового расслоения. Царские гробницы  содержат  особенно  большое количество различных  предметов  быта,  бронзовых  и  керамических  изделий, мраморных скульптур. В могилах  людей  незнатного  происхождения  помещались лишь глиняные сосуды и грубая утварь.

     Гробницы  знати были грандиозными по  размерам.  Одна  из  обнаруженных близ Аньяна гробниц занимает площадь 340 м2, а ее объем достигает 1615  м3. Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно  пригнанными  друг  к  другу. Помещение состояло из входов  с  лестницами,  нижнего  зала,  куда  ставился саркофаг, и верхнего, где размещались  различные  предметы,  а  также  трупы людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах  в гробницу зарывались убитые при погребении лошади и  собаки.  Считалось,  что собаки должны охранять гробницу, лошади – везти колесницу в загробном  мире. На поверхности не сооружалось  ни  мощеных  храмов,  ни  построек.  Стены  и потолки  богатых  гробниц  покрывались  резьбой,  инкрустацией  и  росписью. Роспись исполнялась, по всей  видимости,  красной  краской  (ее  следы  были обнаружены). Мотивами орнаментации  гробниц  являлись  условные  изображения животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах.

     Все  предметы,  которые  помещались  в  гробницах,  были   связаны   с определенными  религиозными  представлениями  и  имели   уже   установленное традицией назначение. Это относится и к произведениям скульптуры.  В  Аньяне найдены мраморные фигуры фантастических существ:  человека-тигра  и  хищного рогатого  зверя  «таоте»  –  символа  сверхъестественной  силы,  традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично  построенной  маски  с круглыми глазами на плоской морде, с рогами  и клыками в форме завитков. Статуя человека-тигра должна была отпугивать от  гробницы  злых  демонов. В этом фантастическом образе подчеркнута свирепость и сила;  оскаленная  пасть с широкими массивными клыками, упершиеся в колени руки с тигровыми  когтями, устойчивая неподвижная поза имеет  явно  устрашающих  характер.  Вся  фигура «тигра», представляющая собой каменный блок с гладко  обтесанными  сторонами и слегка  округленными  углами,  испещрена  плоским  магическим  орнаментом, состоявшем из спиралевидных завитков.

     Наиболее  многочисленными  среди  произведений  искусства  периода  Шан (Инь) являются изделия из  бронзы,  особенно  бронзовые сосуды  бытового  и культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки  к скульптуре этого времени. Однако формы и узоры  сосудов  отличаются  гораздо большим    совершенством    и    виртуозными    техническим     мастерством, говорящем об уже зрелой художественной традиции. Иногда  рисунок на сосудах настолько тонок и сложен,  что  его  можно  рассматривать  только  в лупу. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще  не  известен. Удивительное  мастерство  и  проработанность  каждой  детали  на   бронзовых изделий достигались совершенной для того времени техникой литья.  Об  уровне литейного производства в период Шан  (Инь)  можно судить  и по  тому,  что некоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего  бронза  плавилась сразу в нескольких котлах. Сосуды в соответствии с их назначением имели определенные традиционные формы, многие из которых идут еще от неолита. Однако именно в шанское  время начинает  складываться  тот  орнаментальных  художественный   стиль,   черты которого сохранились в дальнейшем  на  протяжении  веков. Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими  изображениями, а внутри имеют иероглифические надписи – дарственные или указывающие на  имя владельца. Содержание искусства периода Шан (Инь)  еще мало  известно,  его символические образы далеки от реальности. Воплощенные в  них  представления переданы в абстрактной форме. Самыми распространенными  узорами  на  сосудах являются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а  также мотивы фантастических и полуфантастических животных, в том  числе  драконов, помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы.

     В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по  камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно  твердого  камня  нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для  культовых  церемоний, и предметы роскоши. В шанских погребениях найдено много различных предметов из  нефрита. Это  оружие,  серьги,  украшения  в  форме  рыб,   птиц,   зверей,   искусно выточенные, покрытые  характерным  для  того  времени  орнаментом  и  гладко  отшлифованные.

     В целом  памятники  искусства  периода  Шан  (Инь)  свидетельствуют о высоком  для  своего  времени  художественном  мастерстве   и   о   сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого  получили  дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, получивший  название  Чжоу,  по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 веке до нашей эры.

     1.2. Периоды Чжоу, Чуньцю, Чжаньго

 

     Период  Чжоу, охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., в экономическом и политическом отношениях не был единым и в свою очередь разделялся  на  ряд исторических этапов, наиболее значительными из которых были  периоды  Чуньцю (722-481 г.г. до н.э.) и Чжаньго (480-221 г.г. до н.э.).  К началу  первого тысячелетия  до  н.э.  в  Китае   окончательно   сложилась   древневосточная деспотия, и образовалось большое и  сильное  царство.  Вместе  с  дальнейшим развитием   сельского   хозяйства   совершенствовались   ремесла.    Изделия ремесленных мастерских шли на рынок, велся обмен и между городами.  Культура Чжоу восприняла и развила многое  из  культуры  Шан  (Инь)  – письменность, архитектурные приемы, религиозные представления. В период Чжоу  выработалась  городская  планировка,  которая  в  своей основе продолжала существовать  в  Китае  и  в  дальнейшем,  претерпев  лишь небольшие  изменения.  Чжоуский  город обносился четырехугольной   стеной, сторона которой достигала 9 ли (ли = 576 м.) в длину.  В центре  столичного города помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток  и на  запад  от  которого  располагались  храмовые  постройки  для  совершения обрядов в честь земледелия. С юга на  север  и  с  запада  на  восток  город пересекали 9 широких улиц «по 9 колесниц шириной каждая». Дворцовые  здания, возводились  на  высоких  земляных  утрамбованных платформах и имели  широкие  крыши  на  столбах.  По  такому  принципу  была построена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее  современного Лояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен  недостаточно, но  есть  основания  предполагать,  что  в   самом   начале   периода   Чжоу художественные традиции  еще  не  претерпели  больших  изменений.  От  этого времени дошли сосуды, формы которых мало чем отличаются от шанских.  Но  уже начиная с 9-8 вв. до  н.э.  появились  заметные  изменения.  В  этот  период наряду с  большим  ростом  бронзолитейного  мастерства  произошла  известная стабилизация и упрощение форм бронзовых сосудов  по  сравнению  с  шанскими. Некоторые из  них,  например  «цзюэ»,  стали  встречаться  редко,  некоторые

сильно  видоизменились.  Появился  ряд  совершенно  новых  форм.  Наряду   с роскошными культовыми сосудами изготовлялись  более  дешевые,  сделанные из свинца, встречавшиеся в период Шан (Инь)  очень редко.  Узоры стали менее крупными  выпуклыми.  Изображения  животных,  которые   в   шанский   период выделялись на поверхности сосуда как самостоятельные орнаментальные  детали, теперь  получили  более  подчиненный  характер.  Орнамент,   располагающийся поясами, теперь иногда  почти  отсутствует  или  заполняет  собой  небольшую часть поверхности сосуда. Почти исчезло изображение маски «таоте»  и  другие фантастические мотивы, характерные для символического  орнамента.  Изменился и  характер  подписей  на  сосудах.  Шанские  подписи обычно  лаконичны по содержанию и строги по стилю исполнения. Среди чжоуских встречаются длинные надписи, довольно различные по стилю в  зависимости  от  места  изготовления бронзы. Это различие в  стиле  написания  иероглифов  указывает  на  большое развитие и широкое распространение письменности  в  это  время.  В  подписях говорят, кому, за какие заслуги дарили  сосуд,  кто  его  изготовил,  иногда сообщается и место изготовления.

животных подчеркивают тяжеловесность и  приземистость сосуда.

     Чжоуские сосуды часто имеют форму зверей  или  птиц.  Примером  таких зооморфных сосудов может служить сосуд  в  виде  совы.  Изображение  совы  в Древнем Китае наделялось различным символическим  содержанием:  предвестника смерти,  охранителя  гробниц  от  пожаров  и  др.   Религиозно-символическое значение имели также бронзовые сосуды  в  форме  слонов,  баранов,  а  также изделия из нефрита, в большом количестве изготовлявшиеся в период Чжоу.

     К середине 1 тысячелетия до н.э. в хозяйственной  и  культурной  жизни Древнего Китая произошли большие  изменения.  Замена  каменных  и  бронзовых орудий  железными  открыла новые возможности для развития  земледелия  и ремесла. В 5 в. до н.э. государство Чжоу распалось на ряд отдельных  царств, в связи с чем этот период  получил  название  Чжаньго,  то  есть  «Борющихся царств». В 5-3 вв. до н.э. получила значительное развитие  литература.  В  этот период вслед  за  такими  фольклорными  произведениями,  как  книга  древних народных  песен  «Шицзин»,  создается  литература,  имеющая  индивидуального автора. Передовые тенденции древнекитайской литературы с особенной  полнотой воплотились  в  творчестве  поэта  Цюй   Юаня,   стремившегося   преобразить официальный книжный язык в разговорный.

Информация о работе История культуры древнего китая