История Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян

Работа содержит 1 файл

Реферат по Древнему Египту.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

После объединения верхнеегипетских и  нижнеегипетских номов в единое царство, после окончательного объединения  страны в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране — так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах.                

 Эннеада  состояла из божеств стихий, солнца  и владык земной жизни и  подземного царства. Основные  мифы складывались именно вокруг  них, что обусловило три основные  темы египетской мифологии —  сотворение мира, мифы о борьбе  солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют мифы об Осирисе).                

 Египетские  боги воплощались едва ли не  во всех животных, которые были  известны древним египтянам. В  разных областях почитали своих богов-покровителей, но имелось и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах) отождествлялся с вождем племени, позднее с культом фараона. Пример тому — знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали “тельцом”.  Несколько иное значение имел культ коровы. По древнейшим египетским верованиям, небо представляло собой черную корову со шкурой, усыпанной звездами. Богиня неба Хатор, “небесная корова”, тесно связана в египетских мифах с культом солнца. Животные, которых египтяне использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то баран выступал как воплощение Амона, где-то он становился Хнумом. Подобное многообразие — характерная черта египетского анимализма. Дикие животные также попали в пантеон Древнего Египта. Одно из центральных мест занимали лев и львица (их черты приобретали боги и богини Хатор, Тефнут, некоторые местные божества). Змея имела двоякий символизм в египетской мифологии. С одной стороны, заклятый враг Ра — змей Апоп, воплощение зла. С другой стороны, одна из богинь плодородия Рененутет, покровительница кладбищ Меретсегер также носили обличье змеи. Священные змеи, изображенные на двойной короне фараона, охраняли его на протяжение земной и загробной жизни.                

 Важное место в египетской системе верований занимал шакал, воплощение бога Анубиса. Изначально бог подземного царства, он со временем трансформировался в хранителя покоя умерших и верного помощника Осириса. Такую роль египтяне отводили шакалу не случайно. По ночам шакалы приходили на кладбища в надежде на поживу. Животные, непрестанно снующие среди священных для египтянина захоронений, в представлении религиозно настроенных людей просто не могли быть связаны ни с какой иной сферой, кроме загробного царства. Анубис с телом человека и головой шакала изображен на всех росписях в усыпальницах египтян как проводник души по царству мертвых к трону судьи и владыки мира мертвых Осириса.                

 Почитали  египтяне и птиц. К примеру,  сокол-Гор выступал и как воплощение бога Солнца, и как важный элемент культа царя.                 

 Многочисленные  обитатели долины Нила и самой  реки по-разному обожествлялись  в разных регионах Египта, но  место в пантеоне нашлось практически  всем — от крокодилов и гиппопотамов  до лягушек и насекомых. Среди насекомых, кстати, наибольшее распространение получил жук-навозник (скарабей), почитание которого тесно связывалось с культом солнца. Жук, катящий перед собой навозный шар, олицетворял в глазах египтянина движение по небу солнечного диска.           

 Священные  животные, при жизни обитавшие  при храмах и получавшие все  божественные почести, после смерти  удостаивались соответствующих  похорон. Археологам, работающим  в Египте, и сегодня доводится  раскопать крупное захоронение  — кладбище священных животных, мумифицированных по всем правилам и уложенных в расписные деревянные гробы.               

 Первоначально  анимализм египтян выражался в простом поклонении животным. По мере развития и усложнения верований, слияния нескольких культов в один, часть богов, ранее изображавшихся в виде животных, приобрела антропоморфные черты. Обожествление фараона и связанная с этим художественная традиция также оказались затронуты тенденцией слияния антропоморфных и зооморфных черт. Речь идет, разумеется, о сфинксах — колоссах с телом льва и головой человека, олицетворявших фараона. Символика данного образа вполне традиционна — правитель в большинстве восточных культур отождествлялся со львом, самым могучим зверем пустыни.                

 Древние  египтяне порой “одомашнивали богов”, подобно животным. Широко известно, что они почитали кошку как священное животное богини Баст. Менее известен тот факт, что первоначально воплощением Баст была не изящная египетская кошка, а львица. Древнейшие изображения этой богини не оставляют в том ни малейшего сомнения. Кошка, конечно же, была гораздо более покладистым объектом поклонения, нежели дикая обитательница пустыни.                

 Помимо  культа животных, в Египте был  распространен и культ растений. Наиболее почитаемое растение — лотос, цветок, из которого, согласно мифам, вышел на свет Ра, первый из богов. В Мемфисе, древней египетской столице, существовала и тщательно охранялась священная роща, посвященная богине Хатор.                

 Обожествление  всевозможных сил природы и проявлений жизни достигло в Египте небывалого уровня, несопоставимого ни с одной другой древней культурой. Необычайно красочные образы, созданные египетскими художниками, оставляют далеко позади многообразие демонов, населявших мир Шумера и Вавилонии, а с всеохватностью египетского пантеона вряд ли сравнится любая из древних религий. Образность и фантастичность при минимуме собственно фантастических элементов — вот основные черты египетской мифологии, делающие ее явлением не только мировоззренческого, но и художественного порядка. 

 

Заключение

Обитатели Египта с древнейших времен оформились как оседлый народ. Обосновавшись  на плодородных землях в долине Нила, они больше не сходили с обжитых  мест. Древнейшие египетские поселения  с течением времени вырастали в города.                

Все древнеегипетские города располагались вдоль главной  водной артерии страны — Нила. Река обеспечивала египтянам и выход  к морю, и достаточно плодородной  земли для земледелия.               

В Египте впервые установилась единая государственная система. Город и пролегающие к нему районы — ном — разумеется. пользовались определенной экономической свободой, но это не были разрозненные города-государства, какие знал Шумер в эпоху становления и расцвета.                

 Города, возникшие на пустом месте, а не выросшие из общинных поселений, зачастую отличались более-менее четкой планировкой. Это было связано с тем, что в их основу ложились временные поселения — например, строителей пирамиды, возле которой люди и оставались жить.

     Подъем  городов приходится на конец Древнего и на Среднее  царство, когда возрастает влияние вельмож, родовой номовой аристократии, в политической и экономической жизни страны. С конца III тысячелетия до н.э. поселения превращаются в независимые города, каждый со своим ополчением, со своим хозяйством. Окончательно города оформляются в политическую силу в конце эпохи владычества гиксосов, в XVII-XVI веках до н.э., и в период Нового царства.

Формирование  политической и административной системы  страны также оказывало влияние на становление системы верований. Номы, территориально сложившиеся еще в додинастический период, имели каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в одних и тех же обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств, вокруг образов которых складывались местные мифы. По мере объединения страны происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.               

 После  объединения верхнеегипетских и нижнеегипетских номов в единое царство, после окончательного объединения страны в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране — так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах

Развитие  литературы и искусства, науки. В  том числе знания по астрономии, химии, математике. Военное дело, строительство, развитие торговли, граммотная экономическая политика.  

Список  использованных источников 

  1. Зайцев  А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и  Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).
  2. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М., 1983. 
    Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. – М., 2002.
  3. Солкин В.В. Египет. Вселенная фараонов. – М., 2001.

Информация о работе История Древнего Египта