Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:11, реферат
Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян
В социальном плане женщины оставались домашними затворницами. Они не служили в государственной или номовой администрации, их уделом оставалось домашнее хозяйство и воспитание детей.
До нас не дошло ни одного текста законов, посвященных вопросам семьи. Неизвестно даже, существовало ли письменно оформленное законодательство такого рода, однако, судя по текстам брачных контрактов, сохранившихся от сравнительно поздних периодов существования Египетского царства, брак представлял собой исключительно светский институт, не имеющий (за исключением царских браков) сакрального характера. Так, в частности, процедура развода была весьма проста и не требовала судебного разбирательства. Супруг, требовавший развода, был, однако, уплатить другому компенсацию из личной собственности. Это правило действовало применительно и к мужу, и к жене, хотя требования к мужу были несколько выше.
Какая-то общественная роль, не ограниченная стенами дома, была возможна для женщин лишь в храмовой сфере. Женщины из среднего класса могли стать жрицами, храмовыми танцовщицами или плакальщицами. Кроме того, очень распространенной была практика подготовки женщин-акушерок при храмах.
Прочие занятия — танцовщицы или куртизанки — судя по всему, не особенно уважались в обществе, хотя и были востребованы.
Женщины низших социальных слоев были обречены исключительно на хозяйственные работы в рамках “пер джет” — ткачихи, прядильщицы, работницы на помоле.
Положение
младшего поколения членов семьи
в имущественном отношении
Молодые люди — представители
низших классов нередко поступали на мелкие
чиновничьи должности, если могли получить
необходимый минимум образования, либо
становились жрецами. Это давало им надежду
подняться выше уровня жизни и социального
положения родителей.
1.3 Государственный строй Древнеегипетского государства
Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек).
Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.
Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя — преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.
Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много.
Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, “войти” в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.
При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосовенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога.
В главе 125 “Книги мертвых”, обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: “Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного”. “Речение Ипувера”, как и другое литературное произведение древности “Пророчество Нефертити”, содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, “когда Нил иссыхает, а женщины не рожают”.
Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представлении египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к “Суду вечности”, обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден.
Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название “послушных призыву”. Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.
“Послушные призыву” — это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь “послушных призыву” и состоять в группе “послушных призыву” своего господина, начальника высшего ранга.
В системе органов управления особую роль играла группа “больших послушных призыву царя” — придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим “послушным призыву”. Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. “Большие послушные призыву царя” возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их “послушные призыву”.
Так,
например, особо многочисленную группу
составляли работники “белых домов”,
центров по переработке, хранению и
распределению продуктов
Особую
группу “послушных призыву богов”
составляли работники храмовых хозяйств,
поминальных храмов умерших египетских
фараонов. Их деятельность возглавлялась
особыми начальниками. Весь этот сложный
комплекс служб, хозяйственных подразделений
так или иначе был связан с тремя главными
отраслями управления, с тремя главными
ведомствами (военным, налоговым и ведомством
общественных работ), выражались ли эти
работы в строительстве ирригационных
сооружений или царских гробниц.
2 Развитие Египетского общества
2.1 Развитие торговых отношений
Новое царство, период стремительного обогащения и роста международного влияния Египетского царства, повлекло за собой развитие собственно торговых отношений с теми странами, куда египтяне (скорее всего, по причине удаленности) не могли направить армию. Кипр, греческие территории, населенные племенами эгейской культуры — области, экономические контакты с которыми правители Египта начали устанавливать еще в конце Среднего царства и активизировали в эпоху Нового
Строго говоря, купцы в том понимании слова, которое близко современному, появились в Египте именно после эпохи Нового царства. До того профессия торговца была лишь строкой из длинных списков ремесел, а сам торговец являлся лишь нанятым работником при храме или хозяйстве вельможи. Как и шумерский тамкар, египетский торговец получал за свою работу довольствие от нанимателя. Египтяне гораздо дольше, чем шумеры, не стремились заинтересовать торговцев материально, процентом со сделок или иным способом поощрения. Мешало становлению торгового сословия и отсутствие в стране денежных отношений, невостребованных за счет постоянного притока в казну и пропорционального распределения между жителями Египта завоеванных богатств.
В эпоху Нового царства хозяйственные документы упоминают уже об устойчивых денежных единицах — серебряном “круге” и его дробной части — “деньге”. Однако, при фараонах Нового царства деньги как всеобщий эквивалент еще находятся в зачаточном состоянии, и серебряные денежные единицы — пока что, по сути, лишь один из взаимозаменяемых товаров при обмене.
Золото для египтянина вплоть до конца эпохи Нового царства — символ нетленности. Из “вечного” металла египтяне делали гробы для фараонов, украшали им стены погребальных камер, одевали в золото мумии, чтобы нетленность металлов передалась и бренному телу.
Приток золота в страну в эпоху Нового царства лишь усилил стремление египтян “увековечить” свою материальную жизнь. Золотом покрывались не только предметы утвари, ставившиеся в гробницы для посмертного пользования, но и повседневная утварь — мебель, чаши. В храмах воздвигались золотые статуи богов и правителей, сами храмы египтяне буквально одевали в золото. Многие постройки периода Нового царства сохранили следы внутренней и наружной золотой обшивки не только стен, потолков и колонн, но и полов помещений.
При таком отношении к золоту, разумеется,
не могло идти и речи о его применении
в качестве средства обмена, в качестве
денег. Лишь позднее, после упадка Нового
царства, золото приобретает эту функцию
и в Египте, как в других странах.
2.2 Культура Древнего Египта
Становление письменности Письменность — вот благодаря чему вопреки времени возродилась память о двух древнейших культурах в истории человечества, шумерской и египетской. Системы письма берет свое начало от рисуночного письма. Египтяне довели иероглифику до подлинных высот художественного мастерства.
Иероглифическое письмо древних египтян содержало около 800 различных знаков. Впрочем, в различные периоды истории Египта некоторые знаки исчезали, появлялись новые, менялось их значение, что, кстати, немало помогает при датировке того или иного исторического документа.
Изначально
иероглифическое письмо было
просто знаковым и было тесно
связано с предметным миром
и повседневной деятельностью
человека. Впоследствии этими же
знаками стали пользоваться