Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:44, реферат
1. Географическое положение древнего египта и связанное с ним особенности развития египитской цивилизации.
2. Религиозные верования египтян. Пантион божеств.
3. Космогония.
4. Антропологическое представление древних египтян.
"История культуры Древнего Египта"
1. Географическое положение древнего египта и связанное с ним особенности развития египитской цивилизации.
2. Религиозные верования египтян. Пантион божеств.
3. Космогония.
4. Антропологическое представление древних египтян.
5.Особенности храмового хозяйства месопотании.
6. Религиозные верования древней месопотании.
7. Космогония.
8. Антропологическое
представление древней
1) На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...
Сегодняшний
Египет - крупнейшая арабская страна,
расположенная на северо-
Максимальная протяженность Египта с севера на юг - 1 025 км и с востока на запад - 1 240 км. На севере страну омывает Средиземное море, на востоке - Красное море. Пять основных видов ландшафта определяют географическую картину: долина Нила, дельта Нила, Аравийская пустыня (15 000 лет назад ее покрывали тропические леса), Ливийская пустыня и Синай.
Нил - самая длинная в мире река, ее протяженность составляет более чем 6 400 км от истоков. Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что «Египет - дар Нила». Долина великой реки протянулась на полторы тысячи километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, отделяя восточную Аравийскую пустыню от западной, Ливийской. Ширина «полосы жизни» вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20 - 25 километров в районе Каир. Нил рождается в Великих Озерах Африки и прокладывает свой путь через тысячи километров пустынь и болот, то неторопливо извиваясь, то ускоряясь на быстринах и порогах. У Хартума сливается два Нила: Голубой Нил, текущий с востока, и Белый Нил, текущий с юга.
Голубой Нил
вытекает из озера Тана на
Эфиопском нагорье (
В северном конце реки дельта Нила является одним из самых плодородных мест на земле, и за тысячелетия нисколько не утратила своего значения для экономики всего Египта. Строительство Асуанской плотины в 965 км от Каира создало угрозу для земель дельты, перекрыв поступление ценного ила с верховьев. С другой стороны, контроль за поступлением воды создал условия для круглогодичного орошения, и теперь в некоторых областях можно снимать даже три урожая в год.
Столица государства
- Каир, крупнейший город Африки,
который поглотил несколько
2) Искусство и архитектура Древнего Египта, их смысл, их идеологическое наполнение, их стилевые закономерности всецело определялись религией. Поэтому последующим главам нашей книги необходимо предпослать краткий очерк системы религиозных воззрений древних египтян.
Изучение религии Древнего Египта началось в первые десятилетия XIX века, после того как Жан-Франсуа Шампольон сделал свое гениальное открытие и вооружил зарождающуюся египтологию возможностью чтения иероглифов. В 1823 году Шампольон опубликовал книгу «Египетский пантеон». Это была одна из первых попыток исследовать сложную структуру египетского многобожия и определить роли и места многочисленных египетских богов в общей системе религиозных воззрений.
Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегии крупных религиозных центров, таких как Гелиополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности.
На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Гераклеополе – он помощник бога Амона – Ра.
Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии.
Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.
Большую услугу
в понимании египетских мифов
оказывают изображения богов
на рельефах в гробницах и храмах,
статуи и статуэтки. Сохранившиеся
изображения богов – это
Пантеон божеств
Религия Древнего Египта никогда не являлась константой. Она держалась на основных культах: культ загробного мира и культ животных. «Рейтинг» богов Древнего Египта, зависел от определённого промежутка времени в истории государства и местонахождения столицы.
Осирис – основополагающее божество древнеегипетской религии. Осирис олицетворял природу и загробный мир. С Осирисом связано огромное количество легенд и мифов Древнего Египта. Египтяне считали, что именно этот бог обучил людей ремеслу и земледелию. Осирис имел семейство в лице сыновей Геба и Нута, брата Сета и жён Исиды и Нефтиды.
После своей смерти посредством убийства и воскресения, Осирис передаёт свои «полномочия» Гору, оставшись только царём мёртвых.
Гор – самый почитаемый бог древних египтян после Осириса. В письменах его изображали в виде сокола или человека с соколиной головой. Именно Гору, совместно с Исидой, было суждено воскресить отца богов Осириса после его гибели.
Гор получил власть над миром от Осириса после его воскресения, став символом силы и мудрости природы и плодородности земли. Именно Гора считали покровителем фараонов, а его имя входит в титул фараона.
Исида приходилась сестрой и одновременно женой Осириса (такое в Египте было в порядке вещей, а фараоны часто вступали родственные браки), и дочерью Геба и Нута. Кроме того, Исида являлась матерью Гора, второго по значимости бога Египта.
Сферой влияния и покровительства Исиды были вода и ветер.
Тот – разум, мудрость и судья Египетских богов. Тот являлся покровителем писцов и учёных. Именно Тот дал людям письмо и грамоту. Применительно к природе, Тот «курировал» Луну.
Изображался Тот в виде человека с головой Ибиса. В царстве мёртвых, Тот являлся не последним человеком. Именно он определял, кто и когда должен умереть, вел учет умерших, доставлял их Осирису и выполнял все необходимые «формальности». Понятно, что у египтян Тот вызывал благоговейный трепет. еной Тот была богиня порядка Маат.
Маат – богиня порядка, истины и закона. Изображалась в египетских письменах в виде сидящей женщины, голову которой украшает страусиное перо. Считается, что Маат приходится дочерью бога солнца Ра.
Амон – бог-творец. Этот бог является покровителем Фив. И когда столица Египта была перенесена в Фивы, его почитали даже больше,чем Осириса. Несколько позже Амона стали отождествлять с Ра, и его имя произносилось как Амон-Ра. Амон-Ра считался отцом правящего фараона. В целом, Амон-Ра был самым известным богом, соответственно и почитали его очень многие.
Анубис почитался
египтянами как покровитель ушедших
в загробный мир и бог-
В письменах Анубис представлял собой человека с головой шакала.
Атум – бог покровитель города Гелиополя; старший бог Гелиополианского пантеона. Известен также как бог-творец. Изображался писцами в виде человека с двойной короной на голове, символизирующей земли Древнего Египта.
Хнум – бог плодородия, покровитель земледельцев, бог-создатель, создавший землю из глины. Кроме того,считалось, что именно Хнум сотворил людей и богов. Изображался Хнум в виде человека с головой барана. Культ Хнума, не смотря на его «заслуги», не был широко распространен.
Нут – богиня неба. Приходится дочерью богу воздуха Ши. Имеет сестру-близнеца, богиню земли Гебу. С богинями Нут и Геба связано большое количество красивых легенд и мифов, объясняющих их появление и обретения ими могущества.
Ра – пожалуй, самый почитаемый бог после Гора, Тота и Осириса. Ра считается богом солнца. В более поздние периоды Ра почитался только в комплексе с другими богами: Амоном и Гором.
Ра изображался в виде сокола или человека с соколиной головой. Обязательно присутствовало изображение солнечного диска. Ра рекордсмен по количеству мифов и легенд, слагаемых египтянами о его деятельности.
Шу – бог воздуха, отец Геба и Нут. Очагом его почитания был город Гелиополь. Своего культа Шу не имел.
Сет – злой бог, повелитель пустыни, сын Геба и Нут. Сет был убит Гором, в отместку за коварное убийство Осириса. Изображался в виде человека с головой осла.