История дипломатических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:14, реферат

Описание работы

азиатские страны и россия. развитие дипломатических отношений

Содержание

Китай.

1. Первые контакты русских с Китаем. Первое русское посольство И.Петлина.....................3

2. Русское государство и Цинская империя во второй половине XVII века особенности взаимоотношений. Нерчинский договор 1689 г.........................................................................4

3. Русско-китайские отношения в XVIII в. Кяхтинский трактат...............................................5

4. Российская Духовная Миссия в Китае. Основные направления деятельности и этапы....7

5. Российско-китайские отношения во второй половине XIX - начало XX вв. Международная обстановка на Дальнем Востоке......................................................................9

6. Отношения с Китаем в 1917-1949 гг. Основные этапы и противоречия..........................10

7. Отношения СССР и КНР в 50-е годы...................................................................................12

8. Советско-китайские отношения в период острой конфронтации 60-70 гг.......................13

9. Советско-китайские отношения (1980-1991). Период нормализации...............................15

10. Основные направления российско-китайского сотрудничества в 90-е годы - начало XXI века................................................................................................................................................17

Япония.

1. Первые контакты между Россией и Японией.......................................................................19

2. Русско-японские отношения в XIX веке. Симодский и Петербургский трактат...............20

3. История российской Духовной Миссии в Японии..............................................................22

4. Российско-японские отношения в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 г. ........................................................................................................................................................23

5. Советско-японские отношения в 1917-1945 гг.....................................................................25

6. Территориальная проблема в советско-японских отношениях в 1951-1991 гг.................26

7. Основные направления российско-японского сотрудничества в 90-е годы - начало XXI века................................................................................................................................................27

8. Проблема Курил в российско-японских отношениях в 90-е годы - начало XXI века.......28

Корея.

1. Российско-корейские отношения до заключения официальных отношений....................30

2. Россия и Корея в 1884-1904 гг. Корейский вопрос в России.............................................31

3. Отношения России и Кореи в 1905-1917 гг. Русская православная миссия в Корее.......33

4. Становление отечественного корееведения.........................................................................35

5. Роль СССР в решении корейского вопроса после Второй мировой войны и причины раздела Кореи..............................................................................................................................37

6. Отношения СССР и КНДР в 1950 - 1991 гг. Основные направления сотрудничества...38

7. Отношения СССР и РК в 1950 - 1991 гг. Основные противоречия..................................39

8. Российско-корейские отношения на современном этапе....................................................40

9. Основные направления сотрудничества России и РК на современном этапе..................41

Список литературы......................................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

В целом, за исключением двух указанных выше аспектов, отношения России и Кореи рассматриваемого периода не были сколько-нибудь активными, а позиция России по отношению к Корее также не была ясна.

Позиции России в Корее изменились в 1896 г. Этому предшествовали весьма трагические события, произошедшие в Корее в связи с японо-китайским соперничеством за господство в Корее.

15 февраля 1894 г. в провинции Чолла разгорелось крестьянское восстание, впервые в истории Кореи имевшее свою собственную идеологию -- религиозное учение «тонхак» («восточное учение»). Под предлогом защиты своих граждан Япония перебросила в Корею войска. Вслед за этим, 23 июля 1894 г. японцы ворвались в королевский дворец, чтобы «защитить от заговора» короля и членов его семьи, и фактически сделали их своими пленниками. Через два дня Япония начала боевые действия против китайских войск, находившихся на территории Кореи, и 1 августа объявила Китаю войну. Единственное крупное японо-китайское столкновение на территории Кореи произошло под Пхеньяном и закончилось поражением китайских войск. Далее театр военных действий переместился в Китай, где война закончилась его поражением. 17 апреля 1895 г. был подписан Симоносекский мирный договор, по которому Китай отказывался от своего традиционного покровительства над Кореей.

Российская общественность, хотя и приветствовала обретение Кореей независимости от Китая, все же высказывала обеспокоенность насчет возможности усиления влияния Японии в Корее в ущерб интересам России. Официальная позиция правительства России оставалась нейтральной. Неоднократные просьбы короля Кочжона оказать Корее помощь, прислать военных инструкторов и советников в правительство оставались без ответа.

В 1890 - начале 1900-х гг. единственным аспектом российско-корейских отношений, заметно не испытавшим на себе воздействия сложного узла противоречий между Россией, Японией и западными державами, была продолжавшаяся корейская иммиграция в Россию. Более всего корейцы оседали в Приморской и Амурской областях Приамурского края.

Отношения России и Кореи в 1905-1917 гг. Русская православная миссия в Корее

С этого времени российско-корейские отношения вступили в новый этап. Из всего многообразия периода до 1904 г. актуальными остались лишь три основные аспекта: приграничная торговля между северными провинциями Кореи и Южно-Уссурийским краем; продолжавшийся переход корейского населения в Россию на временные заработки или на постоянное жительство; обращение части корейской общественности к России за помощью в противодействии японской экспансии, отстаивании независимости Кореи. В последнем случае очень часто инициатором многочисленных посланий к российскому правительству выступал Император Кочжон, испытывавший личные симпатии по отношению к России.

В 1906 - 1910 гг., однако, наблюдалась тенденция роста объема вывоза товаров из Кореи в Россию, но сокращения российского ввоза соответственно. При этом доля России в общем товарообороте Кореи постоянно уменьшалась. Основным предметом корейского экспорта как и в конце XIX в. оставался скот. Для жителей северных провинций тесные экономические связи с Россией являлись важнейшим источником доходов, что в известной степени беспокоило Японию, опасавшуюся послевоенного усиления влияния России на севере Кореи.

15 июня 1907 г. в Гааге должна была открыться международная мирная конференция, Император Кочжон втайне решил отправить туда свою делегацию с тем, чтобы еще раз заявить о несогласии с политикой Японии в Корее и обратился к мировому сообществу с просьбой способствовать восстановлению независимости Кореи. При этом Император Кочжон рассчитывал на помощь России.

Следствием подобного шага Кореи стало то, что еще до окончания Гаагской конференции, 19 июля 1907 г., японцы вынудили Императора Кочжона отречься от престола в пользу наследника.

Формальное открытие Миссии, поначалу пользовавшейся постройками российского дипломатического представительства, произошло 17 февраля (2 марта) 1900 г. Одновременно началось строительство зданий Духовной Миссии, завершившееся к 1903 г. С 15 (28) октября 1900 г. при Миссии стала работать общеобразовательная школа для корейцев, в которой обучалось порядка 8 - 12 человек. Архимандрит Хрисанф привлек на свою сторону корейских переводчиков, оставшихся без работы в связи с отъездом русских военных инструкторов и с их помощью занимался проповедью среди простых корейцев, лично посещая их дома, а также переводом богослужебных книг на корейский язык.

Жизнь и деятельность Российской Духовной Миссии в Сеуле после русско-японской войны явилась ярким контрастом общей тенденции на снижение активности России в корейском вопросе. Миссия еще больше окрепла, получая значительную материальную помощь из России, и масштабы ее деятельности стали гораздо шире. В корейской провинции были открыты «станы» (молельные дома). В Сеуле и в станах вскоре были основаны общеобразовательные школы для корейцев -- две и пять соответственно. В них обучалось до 250 человек и работало 20 преподавателей. В Миссии был организован хор из корейских детей. 9 (22) октября 1907 г. Сеульская Духовная Миссия открыла свое собственное подворье во Владивостоке с церковью и школой.

С 1912 г. положение в Российской Духовной Миссии стало меняться, причем далеко не в лучшую сторону. В 1912 г. архимандрит Павел был отозван в Россию, где был возведен в сан епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. Новым управляющим Миссии стал архимандрит Иринарх, возглавлявший ее до 1914 г. В отличие от своего предшественника новый руководитель не проявлял заметного рвения в деле миссионерства и в результате был отозван во Владивосток Пак Б. Д. Корейцы в Российской Империи (Дальневосточный период).- М.: Просвещение, 1993.

Становление отечественного корееведения

Корейцы, начавшие с 1860-х г. переселяться на российский Дальний Восток, создавали в основном положительное впечатление о себе как у местной российской администрации, так и у простого народа. Занимаясь земледелием, строительством дорог и мостов, корейцы завоевали репутацию народа услужливого, вежливого, трудолюбивого, опрятного, скромного и послушного.

записки путешественников по Корее, корейские очерки известных русских писателей или отчеты представителей администрации Приамурского края, заметки публицистов -- везде Корея и корейцы представлялись читателю как народ чужой и загадочный с малоизвестной культурой и историей.

Изданное канцелярией Министерства финансов России в 1900 г. трехтомное «Описание Кореи» показало Корею в совершенно ином свете. В его подготовке принимали участие приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета японист Д. М. Позднеев и тогда еще студент факультета восточных языков Н. В. Кюнер, ставший впоследствии крупнейшим российским специалистом по географии, истории, этнографии и культуре стран Дальнего Востока. Краткий очерк истории Кореи, написанный Н. В. Кюнером для издания, сообщал русскому читателю о том, что эта страна далеко не «дикая», как это казалось стороннему наблюдателю, но имеет древнюю историю, начинающуюся со второго тысячелетия до нашей эры. Подробнейшее описание промышленности, торговли и финансов, вооруженных сил концентрировало внимание на реалиях Кореи после реформ 1894 - 1895 г., которые доказывали, что страна уже встала на путь модернизации. Разделы о традициях и обычаях, верованиях корейцев были составлены по научному тщательно и не содержали в себе эмоциональных оценок. «Описание Кореи» также знакомило читателя с богатым культурным наследием народа. Оценка национального характера корейцев отражала впечатления большинства русских, посетивших Корею во второй половине XIX в.: добродушны, честны, гостеприимны, храбры, всегда готовы прийти на помощь ближнему.

Роль СССР в решении корейского вопроса после Второй мировой войны и причины раздела Кореи

В соответствии с решениями Московского совещания министров иностранных дел в задачи созданной Совместной советско-американской комиссии входило оказание содействия образованию Временного корейского демократического правительства и разработка соответствующих мероприятий. С этой целью Комиссия при подготовке своих предложений должна была консультироваться с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Советская сторона в Комиссии опиралась, прежде всего на левые демократические партии и организации, которые выражали волю народа.

Советский Союз вёл в Комиссии линию на широкое привлечение к консультациям как можно большего числа корейских демократических партий и общественных организаций, то есть тех, кто выражал подлинные интересы народа. В итоге деятельности Соединённых Штатов Комиссия до мая 1946 г. не смогла прийти к каким-либо решениям, и её работа была прервана.

26 сентября на заседании Совместной комиссии от имени Советского правительства было внесено новое конструктивное предложение: вывести из Кореи в начале 1948 года одновременно советские и американские войска и предоставить самим корейцам возможность сформировать национальное правительство. Тем самым перед корейским народом открывалась перспектива восстановить свою независимость и государственность в кратчайший срок без всякого вмешательства извне. Это предложение предполагало радикальное решение корейской проблемы, устраняя сразу трудности, возникшие на пути выполнения союзными державами ранее взятых на себя обязательств. Только США и их южнокорейские ставленники отнеслись к этому предложению негативно. Отказ США принять его привёл в октябре 1947 г. к прекращению деятельности советско-американской Совместной комиссии.

В мае 1948 г. на территории Южной Кореи под контролем комиссии ООН, созданной по инициативе США, прошли сепаратные выборы. На пост главы государства был избран бывший профессор Вашингтонского университета Ли Сын Ман. Правительство Южной Кореи объявило себя правительством всей страны, с чем, разумеется, не согласились коммунистические силы Севера. Летом 1948 года они организовали выборы в Верховное народное собрание Кореи, которое 9 сентября провозгласило Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Таким образом, произошло юридическое оформление раскола Кореи на два государства, причём правительство каждого объявило себя единственно законным Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших веков до наших дней. - М.: Проспект, 1997..

Отношения СССР и КНДР в 1950 - 1991 гг. Основные направления сотрудничества

Отход Советского Союза от поддержки идеологических партнеров в конце 80-х годов в ряде случаев был сопряжен с потерями. Договор 1961 г. между СССР и КНДР обязывал Советский Союз оказать северокорейской стороне помощь в случае, если она подвергнется нападению третьей страны и окажется в состоянии войны. Этот договор был направлен против Южной Кореи и США. По мере того как отношения с этими странами улучшались, смысл договора с Пхеньяном становился все более противоречивым. Это стало особенно ясно после подписания в ноябре 1992 г. договора между Россией и Республикой Корея.

В 1994 г. президент Б. Н. Ельцин полуофициально заявил об отсутствии у российской стороны намерения продлевать договор с КНДР на очередной пятилетний срок С 1971 г. договор автоматически продлевался каждые пять лет; для денонсации договора одна из сторон должна уведомить об этом другую сторону за год до истечения очередного срока пятилетнего автоматического продления.. В 1995 г. северокорейской стороне был вручен проект нового договора, который с тех пор находится в стадии обсуждения. Фактически ни КНДР, ни Российская Федерация не считают себя связанными Договором 1961 г., о чем каждая из сторон заявляла в одностороннем порядке.

Параллельно российская сторона свернула оказание военной и экономической помощи КНДР. Однако, отказав в помощи Пхеньяну, Москва лишилась средства воздействия на КНДР. Единственным сильным союзником Северной Кореи остался Китай. С падением роли России в корейском урегулировании и связано появление американо-южнокорейского предложения 1996 г. о проведении четырехсторонней конференции по Корее без участия России. Единственным энергичным шагом российской стороны на северокорейском направлении в середине 90-х годов было заключение осенью 1996г. нового российско-северокорейского соглашения о научном и культурном обмене.

Отношения СССР и РК в 1950 - 1991 гг. Основные противоречия

К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии.

С 1989 года отношения начали нормализоваться. Межгосударственные отношения установились с Кореей. Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Информация о работе История дипломатических отношений