История дипломатических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:14, реферат

Описание работы

азиатские страны и россия. развитие дипломатических отношений

Содержание

Китай.

1. Первые контакты русских с Китаем. Первое русское посольство И.Петлина.....................3

2. Русское государство и Цинская империя во второй половине XVII века особенности взаимоотношений. Нерчинский договор 1689 г.........................................................................4

3. Русско-китайские отношения в XVIII в. Кяхтинский трактат...............................................5

4. Российская Духовная Миссия в Китае. Основные направления деятельности и этапы....7

5. Российско-китайские отношения во второй половине XIX - начало XX вв. Международная обстановка на Дальнем Востоке......................................................................9

6. Отношения с Китаем в 1917-1949 гг. Основные этапы и противоречия..........................10

7. Отношения СССР и КНР в 50-е годы...................................................................................12

8. Советско-китайские отношения в период острой конфронтации 60-70 гг.......................13

9. Советско-китайские отношения (1980-1991). Период нормализации...............................15

10. Основные направления российско-китайского сотрудничества в 90-е годы - начало XXI века................................................................................................................................................17

Япония.

1. Первые контакты между Россией и Японией.......................................................................19

2. Русско-японские отношения в XIX веке. Симодский и Петербургский трактат...............20

3. История российской Духовной Миссии в Японии..............................................................22

4. Российско-японские отношения в начале XX века. Русско-японская война 1904-1905 г. ........................................................................................................................................................23

5. Советско-японские отношения в 1917-1945 гг.....................................................................25

6. Территориальная проблема в советско-японских отношениях в 1951-1991 гг.................26

7. Основные направления российско-японского сотрудничества в 90-е годы - начало XXI века................................................................................................................................................27

8. Проблема Курил в российско-японских отношениях в 90-е годы - начало XXI века.......28

Корея.

1. Российско-корейские отношения до заключения официальных отношений....................30

2. Россия и Корея в 1884-1904 гг. Корейский вопрос в России.............................................31

3. Отношения России и Кореи в 1905-1917 гг. Русская православная миссия в Корее.......33

4. Становление отечественного корееведения.........................................................................35

5. Роль СССР в решении корейского вопроса после Второй мировой войны и причины раздела Кореи..............................................................................................................................37

6. Отношения СССР и КНДР в 1950 - 1991 гг. Основные направления сотрудничества...38

7. Отношения СССР и РК в 1950 - 1991 гг. Основные противоречия..................................39

8. Российско-корейские отношения на современном этапе....................................................40

9. Основные направления сотрудничества России и РК на современном этапе..................41

Список литературы......................................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

Советско-японские отношения в 1917-1945 гг.

В июле 1937 г. Япония начала агрессию против Китая, которая продолжалась в течение двух лет. В сложившейся обстановке советское руководство пошло на сближение с Чан Кайши и попыталось убедить китайских коммунистов в необходимости выполнения тактики единого фронта. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии с японскими войсками в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение в районе реки Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков. После Халкин-Гола начался новый этап в советско-японских отношениях. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

В обмен на согласие начать войну с Японией (не позднее чем через три месяца после окончания военных действий Европе) Советский Союз получал согласие на возвращение Южного Сахалина и Курия. Восточная Пруссия была поделена между СССР к Польшей, в результате к СССР отошел г. Кенигсберг (Калининград), Полива получила Данциг (Гданьск) и выход в Балтийское море. По решению союзников создавалась Организация Объединенных Наций (ООН) как инструмент поддержания мира и развития сотрудничества. Правительства трех держав приняли Декларации» об освобожденной Европе.

В соответствии с союзническими обязательствами СССР 8 августа 1945 г. объявил войну Японии. Накануне, 6 и 9 августа, без какой-либо военной необходимости, в значительной степени в целях устрашения на Хиросиму и Нагасаки американцами были сброшены атомные бомбы, унесшие жизни многих тысяч людей.

В ходе боевых операций на Дальнем Востоке Красная Армия освободила Маньчжурию, города Дальний и Порт-Артур, Северную Корею, овладела Южным Сахалином и Курилами. 14 августа японское правительство приняло решение о капитуляции. 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» представители Японии подписали Акт о капитуляции.

Территориальная проблема в советско-японских отношениях в 1951-1991 гг.

Советско-японские дипломатические отношения были восстановлены в 1956 г. на базе Совместной декларации, которая не только определила принципиальные основы японо-советских отношений, но и содержала указание на согласие Советского Союза, идя навстречу пожеланиям японского народа, передать Японии о-ва Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. В последовавшем обмене нотами СССР выражал готовность в принципе вести переговоры с Японией и по другим аспектам урегулирования, под которыми японская сторона подразумевала диалог о судьбе двух других островов (Кунашир и Итуруп).

Однако в 1960 г. ситуация изменилась. Весной 1960 г. произошло общее резкое ухудшение советско-американских отношений в связи с полетом американского разведывательного самолета У-2, сбитого над советской территорией. В связи с этим инцидентом произошел срыв Парижской встречи в верхах (СССР, США, Франция и Великобритания). В сложившейся обстановке японское правительство пошло на подписание с США нового договора безопасности, несмотря на попытки Москвы помешать этому. Советское руководство официально заявило японской стороне о своем отказе от обязательств по декларации 1956 г. на том основании, что Япония, перезаключив договор с США, продемонстрировала свое намерение поддерживать антисоветский курс Вашингтона. После этого советская сторона до конца 80-х годов никогда не упоминала декларацию 1956 г., хотя во время визита премьер-министра Японии К. Танака в Москву в 1973 г. японская сторона пыталась вернуться к этому вопросу.

Ситуация стала меняться с началом перестройки. В завуалированной форме советское руководство признало факт наличия территориальной проблемы в советско-японских отношениях, хотя не в той форме, в какой ее ставила японская сторона. Стало меняться отношение Москвы к декларации 1956 г. Во время визита в Японию М. С. Горбачева в апреле 1991г. в советско-японское коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая его территориальные аспекты в форме демаркации (ст.4).

Было также отмечено, что мирный договор обсуждался с учетом мнений каждой из сторон по поводу четырех островов. Наконец, стороны согласились развивать все позитивные элементы, накопленные в их отношениях с 1956 г. Таким образом, советская сторона косвенно признала значимость договоренностей 1956 г. и выразила намерение продолжить обсуждение территориальных аспектов урегулирования Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

Основные направления российско-японского сотрудничества в 90-е годы - начало XXI века

За время отсрочки визита президента Б.Н.Ельцина в 1992г. в японской позиции произошли изменения. Во-первых, в Токио уяснили, что ужесточение позиции по территориальной проблеме контрпродуктивно. Во-вторых, США и западноевропейские страны, сочтя позицию Токио неадекватной сложности положения в России, фактически отказались от активной дипломатической поддержки Токио.

В 1993 г. состоялся визит Б. Н. Ельцина в Японию. Российский президент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советских лагерях до 50-х годов. По итогам визита 13 октября 1993 г. была подписана Токийская декларация, в которой констатировалось продолжение российско-японского диалога по вопросу о четырех островах. Стороны согласились продолжить поиск решения проблемы мирного договора, исходя из исторических и юридических фактов, на основе выработанных между двумя странами договоренностей и принципов законности и справедливости. Отдельно Россия как держава - продолжательница СССР подтвердила свои обязательства в отношении всех договоров и других международных договоренностей между Советским Союзом и Японией, согласившись, что они продолжают действовать.

Летом 1997 г. руководство Япония фактически объявило о концепции новой дипломатии в отношении России, в основу которой легли принципы доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы. Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры с целью заключения Мирного договора между двумя странами, который так и не 6ыл заключен со времен второй мировой войны Терский М.В. Международные отношения. - Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 1996.

Проблема Курил в российско-японских отношениях в 90-е годы - начало XXI века

Среди сопутствующих негативных явлений в 90-е гг. - свертывание участия в регулировании региональных военно-политических процессов, деградация отношений с КНДР и утрата рычагов влияния на ситуацию в Корее, снижение уровня сотрудничества с Вьетнамом. Тяжелая экономическая ситуация в СССР, а затем в России в 90-х годах спровоцировала рост транспортных тарифов, усугубила изоляцию российских дальневосточных регионов от европейской части России и вызвала отрицательную миграцию населения из этой части страны. Наложившись на предпринятые советским руководством в конце 80-х годов крупные сокращения численности дислоцированных на Дальнем Востоке войск, отток населения создал проблему «вакуума демографического присутствия» России на Дальнем Востоке.

После распада СССР Москва ужесточила свою позицию, учитывая критику со стороны общественности и возражения властей Сахалинской области, в которую входят Курильские острова. В полуофициальных выступлениях представители российского руководства стали говорить о несвоевременности требований японской стороны и их неприемлемости.

Следует отметить, что после распада СССР японская сторона также ужесточила свою позицию, сведя ее к категоричной формуле «только все и только сразу», что предполагало намерение Токио не ограничиваться выполнением условий декларации 1956 г., а добиваться одновременной и безусловной передачи Японии всех четырех островов. Из-за наступательной позиции японской дипломатии Москва в 1992 г. дважды принимала решение отложить визит президента Б. Н. Ельцина в Токио.

КОРЕЯ

Российско-корейские отношения до заключения официальных отношений

В начале XVIII и в начале XIX столетий контакты между русскими и корейцами происходили на уровне дипломатических миссий в Пекине. Поворотной в отношениях между Россией и Кореей оказалась середина XIX в., когда два государства стали иметь общие границы по нижнему течению реки Туманган. Появление общих границ между Россией и Кореей совсем не означало того, что между двумя странами были установлены официальные дипломатические отношения. В 1863 г. в Корее на престол был возведен 11-летний король Кочжон. В связи с несовершеннолетием монарха регентом был назначен его отец Ли Хаын, получивший придворный титул тэвонгуна. Правление тэвонгуна (1863 - 1873 гг.) ознаменовалось усилением политики «самоизоляции», направленной на предотвращение каких бы то ни были контактов Кореи с западными державами и Японией.

Российско-корейская граница оставалась особым местом оживленных контактов двух народов.

Во-первых, вскоре после установления общих границ начался процесс стихийного переселения корейцев в Приморский край. Если в 1863 г. по официальной статистике границу перешли лишь 13 семей, то к 1867 г. число зарегистрированных корейцев составило 1000 человек. В 1869 г. только официально границу перешло уже 7000 человек. В последующие годы интенсивность корейской иммиграции в Россию все более возрастала.

В первой половине - середине XIX в. экономическая ситуация в Корее была очень тяжелой. Огромное налоговое бремя, отсутствие сильной центральной власти, которая могла бы улучшить положение в стране, частые неурожаи делали жизнь корейцев невыносимой. Особенно тяжелым было положение населения пограничной с Россией провинции Хамгён, откуда шло большинство переселенцев. Горная местность, относительно небольшое количество пахотных земель, бoльшая климатическая суровость, чем на юге полуострова (на севере можно собирать лишь один урожай в год, в то время как на юге -- два) осложняли экономическое положение населения. Ко всему прочему, удаленность провинции Хамгён от столицы приводила к большему произволу местной администрации.

Попадая на российскую территорию корейцы получали и землю, причем в большем количестве, чем у себя на родине, и поддержку со стороны местных властей. Кроме того, иммигрантов могли привлекать те новые материальные блага, которые попадали в Приморский край из далекой европейской части России. Помимо корейского переселения в Россию, второй значимой составляющей российско-корейских контактов в период до заключения дипломатических отношений была приграничная торговля. Корейцы продавали в основном скот, а вывозили из России товары промышленного производства. Например, в 1883 - 1884 гг. из Кореи в Россию сухопутным путем было пригнано порядка 17600 голов скота. На территории Южно-Уссурийского края корейцам было продано товаров европейского производства на сумму более чем 800 тысяч рублей.

Таким образом, к 1880-м гг. назрела объективная необходимость законодательного оформления отношений между двумя странами, то есть заключения договора.

Россия и Корея в 1884-1904 гг. Корейский вопрос в России

В результате длительной подготовительной работы российской дипломатии, а также ряда объективных причин, указанных выше, 7 июля 1884 г. К. И. Вебер и министр иностранных дел Кореи Ким Бёнси подписали договор между Россией и Кореей. В договоре, подобно договору между Кореей и Англией, было 13 статей (в договоре между США и Кореей было 14 статей) и их содержание практически полностью повторяло статьи англо-корейского договора, ставшего образцом также для текстов корейско-германского, корейско-итальянского, корейско-французского договоров. Исключение составляла статья II, ограничивавшая право назначения консулов портами, «в которые допускаются консульские агенты обоих Держав». Отдельно к договору были приложены «Правила, по которым торговля русских подданных может производиться в Корее», состоявшие из трех статей и списка таможенных тарифов на 196 видов товара. Договор между Россией и Кореей был ратифицирован 14 октября 1885 г.

Таким образом, начиная с 1884 г., отношения между Россией и Кореей оформились юридически. В 1886 г. в Сеуле открылась русская дипломатическая миссия. К. И. Вебер получил статус поверенного в делах (1886 - 1897 гг.). Как и до 1884 г., основными аспектами отношений были приграничная торговля, и продолжавшаяся иммиграция корейцев на российский Дальний Восток.

Приграничная торговля развивалась настолько активно, что 8 августа 1888 г. в Сеуле была заключена дополнительная конвенция, именовавшаяся как «Правила для сухопутной торговли с Кореей», состоявшая из 9 статей. Конвенция значительно расширяла права русских в корейской части приграничной области с центром в городе Кёнхыне (низовья р. Туманган).

Информация о работе История дипломатических отношений