История дальневосточного казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:51, научная работа

Описание работы

Цель исследования – определить, в какой степени боевые успехи зависят от уровня жизни, социального статуса и привилегий данной сословной группы. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Определить социально-экономическое положение дальневосточных казаков в особых условиях (процесс переселения, климат).
Оценить уровень боеспособности дальневосточных казачьих частей в конфликтах начала ХХ века.

Содержание

Введение __________________________________________________________ 3
Глава I. Казаки на Дальнем Востоке в конце XIX – начале ХХ века_________ 6
Глава II. Казаки-дальневосточники в конфликтах начала ХХ века__________12
Заключение________________________________________________________18
Список используемой литературы____________________________________20
Приложение 1. Сравнительная характеристика развития
Амурского и Уссурийского казачьих войск_______________________________21
Приложение 2. Состав переселенческого контингента_____________________24
Приложение 3. Казачьи войска Туркестанского, Сибирского
и Приамурского военных округов по военному положению 1900 года________25

Работа содержит 1 файл

Текст.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение __________________________________________________________ 3

Глава I. Казаки на Дальнем Востоке в конце XIX – начале ХХ века_________ 6

Глава II. Казаки-дальневосточники в конфликтах начала ХХ века__________12

Заключение________________________________________________________18

Список используемой литературы____________________________________20

Приложение 1. Сравнительная характеристика развития

Амурского и Уссурийского казачьих войск_______________________________21

Приложение 2. Состав переселенческого контингента_____________________24

Приложение 3. Казачьи войска Туркестанского, Сибирского

и Приамурского военных  округов по военному положению 1900 года________25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В течение последних 25 лет идет процесс возрождения казачества. Появляющиеся на публичных мероприятиях люди в традиционной казачьей форме, в казакинах и шароварах, черкесках и папахах вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, шашка, чуб, лихие усы и широкие лампасы взывают к исторической памяти, к подвигам казаков в многочисленных войнах. С другой, их облик заметно диссонирует с современной реальностью. Можно ли воссоздать казачество в его прежнем виде и качестве, с особым строем самоуправления сословными обязанностями и привилегиями? Нужен ли России казак в его старом качестве, как первопроходец и пограничник, как боец иррегулярных войск и усмиритель бунтов?

Мы попробуем приблизиться к ответу на эти вопросы, рассмотрев самую, пожалуй, необычную часть казачества накануне трагического перелома в его судьбе. Объектом исследования мы выбрали дальневосточное казачество, самое молодое (начало формироваться только во второй половине XIX века) и малочисленное, разделенное на три отдельных войска (по нескольку десятков тысяч). Предмет исследования – взаимосвязь социального и экономического положения дальневосточных казаков и их боевых качеств.

Цель исследования – определить, в какой степени боевые успехи зависят от уровня жизни, социального статуса и привилегий данной сословной группы. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

    1. Определить социально-экономическое положение дальневосточных казаков в особых условиях (процесс переселения, климат).
    2. Оценить уровень боеспособности дальневосточных казачьих частей в конфликтах начала ХХ века.

Хронологические рамки исследования 1880-е – 1917 годы. Нижняя граница – первые мероприятия по активизации казачьего переселения на Дальний Восток. Верхняя граница – революционный 1917 год и начало гражданского противостояния в России, результатом которого стало юридическое упразднение казачества.

Литературы, посвященной  казачеству в целом, старым казачьим войскам (Донскому, Кубанскому) очень  много. История этих войск скрупулезно  писалась с начала XIX века, после ярких подвигов казаков в борьбе с Наполеоном. Казакам войск, сформированных во второй половине XIX века, такой славы не досталось, но зато их нелегкая судьба отразилась в литературе, посвященной освоению просторов Сибири и Дальнего Востока. Среди них могут быть названы следующие работы: Веселовская Е.Д. Амурский край и наши переселенцы (1909), Волгина Ф. Амур (Природа и люди Амурского края) (1896), Грум-Гржимайло Г.Е. Описание Амурской области (1894), Стахеев Д.И. За Байкалом и на Амуре (1869), Тарновский А. Амур. Справочная книжка Амурской области для переселенцев (1899). Эти роботы были просмотрены, однако ссылаться оказалось удобнее на современные исследования, т.к. они содержат уточненную информацию.

Собственно, традиция войсковой  истории на Дальнем Востоке не сложилась, но есть отдельные работы, заслуживающие внимания. Например, Маныкин-Невструев А. Завоеватели Восточной Сибири. Якутские казаки (1883). Книга, адресованная Николаю II повествует о нелегкой, даже трагической судьбе самого бедного и забитого казачьего образования. К сожалению, использовать эту работу в данном исследовании оказалось невозможным, т.к. якутские казаки не имеют боевой истории за исключением одного случая: отражение имитации высадки десанта в ходе Крымской войны (вне хронологических рамок исследования). А вот другая работа, Маковкин А.К. 1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска 1898-1906 гг. Исторический очерк (1907), заслуживает большего внимания. Несмотря на описательный характер, в ней мы находим множество доказательств героизма казаков-дальневосточников в боях.

Что касается современной историографии, то можно отметить несколько работ, раскрывающих частные аспекты истории дальневосточных казаков на рубеже XIX – ХХ веков. Данные монографии представлены в списке литературы, носят научный характер, авторы используют взвешенные подходы к проблематике истории казачества. Исключение составляет произведение Е.В. Шабарова «Казаки. Путь воинов христовых» (2006). Оно представляет тот тип ура-патриотической литературы, которая безмерно восхваляя казачество, фактически, дискредитирует идею возрождения и скатывается до разжигания межнациональной и классовой розни.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  трех приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Казаки на Дальнем Востоке в конце XIX – начале ХХ века.

 

Переселение казаков в Приамурский край. По Высочайшему повелению в 1883 году было учреждено особое совещание под председательством генерал-адъютанта графа Баранова из высших правительственных лиц. Оно должно было решить вопросы, связанные с заселением и надежным закреплением за Россией Дальнего Востока.

Однако первое представление  амурского генерал-губернатора состоялось только в январе 1889 года (генерал-губернатор барон Корф А. Н. (1884-93гг.)). Оно не заключало в себе таких данных, на основании которых вопрос о порядке и условиях переселения и возможности осуществления его на практике можно было бы признать в достаточной мере выясненным, вследствие чего дело вновь затормозилось.

Тем не менее, были предприняты  энергичные организационные шаги. Образование Уссурийского войска состоялось в 1889 году при следующих обстоятельствах.

Меры, направленных к  обеспечению восточных приокеанских окраин и в их числе успешное заселение пограничной полосы в Уссурийском крае, занятой казаками, признано было ещё в 1883 году совещанием, образованным по Высочайшему повелению под председательством генерал-адъютанта графа Баранова для всестороннего обсуждения военного и политического положения в Приамурском крае.

Высочайше утверждённым 26 июня 1889 года мнением Государственного совета казачье население Уссурийского полубатальона Амурского войска образовало отдельное Уссурийское казачье войско. Из земель, отведённых Уссурийскому казачьему населению, была образована, в составе Приморской области, округа Уссурийского казачьего войска.

Заведывание населением, как войскового, так и невойскового сословий, в полицейском и общеадминистративном отношениях, было возложено на начальника округи, командира Уссурийского полубатальона. По гражданской части казачье население подчинялось военному губернатору и Областному правлению Приморской области, но в военно-административном и хозяйственном отношении только военному губернатору (по Высочайше утверждённым 14 июля 1889 года положениям Военного Совета). Ему вменялись те права и обязанности, которые в отношении к Уссурийскому полубатальону были присвоены наказному атаману и войсковому правлению Амурского казачьего войска.

По отбыванию воинской повинности и по военно-административной и хозяйственной частям войско Уссурийское  должно было руководствоваться узаконениями, изданными для Амурского войска, а делопроизводство сосредоточено в военной канцелярии военного губернатора.

Для образования общего войскового капитала Уссурийского войска была выделена часть общего войскового капитала Амурского войска (14.500 рублей), из которых 5.500 рублей наличными деньгами, а 9.000 рублей долгов, числившихся за казаками и другими чинами Уссурийского полубатальона (Приложение 1)1.

Оживить интерес к  вопросу переселения удалось благодаря планам строительства Сибирской железной дороги. С 9 марта 1893 по март 1898 г. пост Приамурского генерал-губернатора и командующего войсками Приамурского военного округа занимал Сергей Михайлович Духовской, заявив себя деятельным и энергичным администратором.

Он полагал привлечь к переселению из казачьих войск «элемент трудолюбивый, одинаково пригодный как для отпора неприятелю, так и к тяжёлому земледельческому труду в местах, нетронутых культурой», и просил о предоставлении ему права делать выбор между переселенцами. При предоставлении переселенцам льгот генерал Духовской полагал придержаться правил, выработанных практикой переселения крестьян, и потому признавал целесообразным не предоставлять переселенцам-казакам каких-либо безвозвратных пособий и льгот больших, чем давали крестьянами.

Расходы по переселению казаков в Приамурский край генерал Духовской полагал обратить на собственный счёт переселяющихся, а по прибытии их на место поселения признавал необходимым снабжать их земледельческими орудиями и другими предметами, необходимыми для устройства хозяйства, из запасов, имевшихся в распоряжении заведовавшего переселением крестьян в Южно-Уссурийский край.

Помимо сего генерал  Духовской полагал выдавать казакам  беспроцентные ссуды в 600 рублей не долее как на 33-летний срок, из тех же источников, из которых разрешалось выдавать ссуды крестьянам, и в состав ссуд засчитывать все выданные орудия и предметы. Однако чиновники МВД, занимающиеся переселением, определили его затею как весьма дорогую. Таким образом, осуществление предположений генерала Духовского прежде всего встречало препятствие в недостатке средств для выдачи пособий казакам, предназначенным к переселению.

Переселение одной семьи (из расчета 3 взрослых, 2 детей) требовало 1119 рублей. В планах было переселение 300 семей на юг Приморья, то есть было необходимо выделить 336000 рублей. Именно такую сумму он попросил у комитета Сибирской железной дороги, т.к. переселение казаков в большей степени было выгодно именно ей и именно казаки должны были охранять дорогу от китайцев.

Представитель Военного Министерства предлагал найти другие пути финансирования:  Госсовет или Казначейство.

«По мнению генерал-адъютанта  Обручева, вполне одобренному Августейшим  Председателем Комитета Сибирской  железной дороги, Атаманом всех казачьих войск, при переселении казаков в Приамурский край, следовало стремиться не столько к устройству там земледельческих колоний, сколько к укреплению на Дальнем Востоке нашей военной силы; вследствие сего предполагаемое переселение казаков должно быть организовано таким образом, чтобы казаки тотчас же по прибытии на новые места были готовы защищать их от всякого вторжения и неожиданного нападения, т.е. сразу по приезде – защищать родину!»2

18 ноября 1893 года принято решение выделить 336000 рублей на поселение не более 300 семей из 14-тимиллионного фонда Комитета Сибирской железной дороги. 

  К переселению  привлекли как казаков (Донского  и Оренбургского войск), так и  «коренных великороссов». Донское войско выделило 187 семей (из 250 запланированных), Оренбургское – 50 семей. Помимо этого, указом комитета от 7 декабря 1894 года отпустили ещё 86000 рублей на заселение по течению р. Уссури из III отделения Забайкальского казачества (64 семьи), с Дона и Оренбуржья (по 50 семей) (подробная статистика по источникам переселения см. Приложение 2).

Но сразу их не пересилили, в течение всего 1894 года велся  подсчет казаков, затем ввиду  климатических условий, отложили вплоть до вступления на престол царя Николая II. Потом переселение было отложено вплоть до 1895 года, т.к. не удалось зафрахтовать пароходы от Одессы до Владивостока. Переселенцы получили льготы в виде освобождения от податей. На 3 года – по земским, на 1 год – по станичным (по усмотрению  атамана). На 5 лет освобождались от воинской повинности. Земельные наделы переселенцам постановлено было отводить в пределах округи Уссурийского казачьего войска на точном основании закона 12 апреля 1869 года о поземельном устройстве в казачьих войсках. Для обеспечения охраны:

1) Расстояние между  посёлками не более 10 верст,

2) Число дворов не  превышает 30.

Однако, Государственный  Совет, при рассмотрении представления  о кредите на переселение в 1897 году, высказал, что местная администрация, по-видимому, не вполне уверена в  действительной пригодности предназначенных  для водворения казаков земельных участков, ибо некоторые из числа первых переселенцев уже заявили желание вернуться на родину за отсутствием в крае удобных земель. В целях правильной организации переселения, по мнению Государственного Совета, надлежало подвергнуть тщательной и подробной разработке общий план передвижения казаков из европейской России и поселения их на новых местах.

«В виду сего, в 1898 году, в Амурское и Уссурийское казачьи  войска был командирован помощник начальника штаба Приамурского военного округа полковник Милюшин с целью собрания на месте сведений о свободных местностях, пригодных для водворения казаков, и другого необходимого материала для составления подробного плана переселения. В результате этой командировки были намечены земли для водворения 1.102 семей»3.

Тогда же приамурский генерал-губернатор написал ходатайство о необходимости противопоставлению колонизации берега Амура китайскими властями. Инициативу  одобрили, но дополнительных мер принято не было, т.к. его не обсудили с Министерством финансов, Государственным советом и МВД.

Информация о работе История дальневосточного казачества