Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:14, реферат
Сборник материалов по истории и развитию ДВФУ.
ДВФУ: экскурс в историю 2
Кампус ДВФУ на острове Русский 5
Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» 7
Программа развития ДВФУ 12
Снижение уровня жизни при переходе к рынку, общая обстановка нестабильности негативно сказались на демографической ситуации в регионе. Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль здесь играет естественная убыль (превышение смертности над рождаемостью). Однако население Дальнего Востока и Забайкалья сокращается также за счет миграции в другие регионы. С 1992 по 2005 год Дальний Восток потерял около 1,5 млн. человек, или 17 процентов населения. Дальний Восток и Забайкалье покидают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. Основными причинами оттока населения являются сложные климатические условия, отдаленность от центральных районов страны, неразвитость инфраструктурной и социальной сфер, снижение уровня жизни.
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года" (далее - Программа) представляет собой взаимоувязанный комплекс программных проектов и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения регионов Дальнего Востока и Забайкалья.
Мероприятия Программы направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Устойчивое социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья обеспечивает территориальную целостность Российской Федерации. Некоторые регионы Дальнего Востока являются пограничными, и их развитие приобретает еще большую значимость для страны в целом.
Решение проблем Дальнего Востока и Забайкалья полностью соответствует национальным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия и проекты Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Отбор проектов Программы производился в соответствии с критериями общегосударственной значимости и приоритетности, а также с учетом ограниченных ресурсных возможностей.
Дополнительными аргументами в пользу успешной реализации Программы для решения важнейших проблем социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья напериод до 2010 года являются:
учет общефедеральных интересов при постановке целей и задач;
согласование в рамках реализации Программы ранее принятых Правительством Российской Федерации решений по объектам общегосударственной значимости и программным мероприятиям регионального уровня;
возможность наиболее рационального использования средств федерального бюджета;
привлечение собственных и заемных средств участников Программы и ресурсов бюджетов регионов Дальнего Востока и Забайкалья для решения общефедеральных и региональных задач.
Механизм решения задач изложен в виде системы программных мероприятий, связанных с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.
Главными составляющими Программы являются организация управления, согласованность действий участников и контроль за ходом выполнения задач социально-экономического развития.
В рамках Программы рассмотрены 2 варианта модернизации и развития социальной и инженерной инфраструктур Дальнего Востока и Забайкалья - инерционный и базовый.
Инерционный вариант предусматривает сохранение тенденций развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья, характеризующихся недостаточными объемами работ по развитию социальной и инженерной инфраструктур, проведением строительства и реконструкции только приоритетных объектов, консервацией остальных объектов строительства и реконструкции, массовым оттоком населения с территории Дальнего Востока и Забайкалья.
Базовый вариант предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения следующих целей Программы: реализация важнейших проектов модернизации и развития региональной и муниципальной инфраструктур, завершение начатых объектов строительства и реконструкции, формирование социальной инфраструктуры регионов, отвечающей интересам населения страны, а также Дальнего Востока и Забайкалья.
При реализации инерционного варианта достижение поставленных в Программе целей становится практически не осуществимо. Реализация инерционного варианта будет означать дальнейшее снижение уровня жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья и нарастающее отставание от основных показателей развития районов средней полосы России. В этом случае Дальний Восток и Забайкалье будут сдерживать развитие Российской Федерации в целом.
В связи с этим формирование системы мероприятий Программы, определение сроков и этапов ее реализации, разработка механизмов ее реализации, оценка ее экологических последствий осуществлялись по базовому варианту.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с:
недостатками в управлении Программой;
недостаточным учетом результатов маркетинговых исследований хода реализации Программы;
изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.
Недостатки в управлении Программой могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов, реализующих Программу, что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной социально-экономической ситуации в регионах.
Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы в зависимости от характера этого изменения может привести как к существенному увеличению фактических объемов ресурсного обеспечения Программы, так и к значительному сокращению финансирования мероприятий Программы, что неизбежно приведет к невозможности достижения поставленной цели.
Примечание:
Приложение 3. Федеральная целевая программа развития Забайкалья и Дальнего Востока России (полная версия)
ДОКУМЕНТЫ
Программа ДВФУ
ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 2300-р
П Р О Г Р А М М А
развития федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет"
на 2010 - 2019 годы
I. Общие положения
Отсутствие передового научно-образовательного центра сегодня является одним из барьеров для формирования региональной экономики инновационного типа, подготовки и закрепления высококвалифицированных и предприимчивых кадров в Дальневосточном федеральном округе. Решение этого вопроса должно найти свое решение в рамках программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" на 2010 - 2019 годы.
Настоящая программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах".
Настоящая программа подготовлена с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 24 сентября 2001 г. № 1270-р, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. № 2094-р.
Развитие федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" (далее - университет) предполагает интеграцию с Дальневосточным отделением Российской академии наук, создание и развитие научного комплекса путем присоединения к нему государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В.Куйбышева)", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный экономический университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уссурийский государственный педагогический институт".
В основу создания университета положена интеграция 2 моделей: современного исследовательского университета, участвующего в международном обмене наиболее передовыми знаниями и специалистами, и предпринимательского университета, обеспечивающего конкурентоспособное развитие отраслей национальной экономики.
Особенностями университета станут:
сотрудничество с исследовательскими, образовательными и инновационными структурами Азиатско-Тихоокеанского региона;
уникальная для России инфраструктура в едином кампусе, включающая конгресс-центр мирового уровня и современную медицинскую клинику;
инновационный характер образовательного и исследовательского процессов;
гибкая организация учебного процесса, основными организационными единицами которого являются образовательные программы;
новые стандарты и образовательные программы на уровне ведущих мировых университетов;
обновление и повышение квалификации профессорско-
малые инновационные предприятия.
Новый кампус университета на острове Русский будет открыт во время саммита форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и должен стать местом сотрудничества и взаимного притяжения стран Азиатско-Тихоокеанского региона, их молодежи и ученых.
Указанные особенности не могут быть решены увеличением финансирования. Потребуются оригинальные подходы в стратегии развития университета, которые отвечают особенностям ситуации и опираются на уникальные преимущества.
К преимуществам создания университета необходимо отнести отсутствие серьезных конкурентов на российском Дальнем Востоке, близость передовых центров инновационной экономики и масштабного рынка интеллектуальных (в том числе образовательных) услуг в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и масштабные инвестиционные проекты в экономике Дальнего Востока.
К ключевым стратегическим подходам следует отнести:
приоритетность инвестиций не в материальную базу, а в человеческий капитал, создание систем мотивации студентов, научно-педагогических работников и научно-образовательных подразделений. Эти системы мотивации будут ориентированы на достижения высокой научной и инновационной продуктивности;
опору на важнейшие инвестиционные проекты в экономике Дальнего Востока (и Азиатско-Тихоокеанского региона), ориентацию не только на развитие отдельных научных школ, но и развитие кооперации университета с организациями науки, образования и бизнеса в рамках приоритетных направлений развития;
ориентацию на широкомасштабное развитие экспорта интеллектуальных (в том числе образовательных) услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
опору на лаборатории Дальневосточного отделения Российской академии наук в усилении исследовательской составляющей университета, интеграции образования, исследований и разработок.
К другим особенностям стратегии развития университета можно отнести:
использование технологических и организационных решений передовых научно-образовательных центров в России и иностранных государствах;
сотрудничество с передовыми научно-образовательными центрами в России и иностранных государствах как с постоянными институциональными партнерами, осуществляющими техническую и кадровую поддержку;
оценка развития университета со стороны бизнеса и ведущих отечественных и международных центров как на уровне отдельных направлений, так и на уровне университета в целом для мониторинга и корректировки реализации стратегий;
Информация о работе История Дальневосточного Государственного Университета