История церковно-государственных отношений в годы войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Но не все последствия Великой Отечественной войны были разрушительными. К ее итогам можно отнести и возросший международный авторитет СССР, и, без преувеличения, сильнейшую в мире армию, и новую государственную религиозную политику в отношении Русской Православной Церкви. Впервые с октября 1917 г. государственная власть проявила заинтересованность к диалогу с Церковью. Одна из главных причин, побудивших советское руководство перейти от прежних планов по уничтожению к новым планам по использованию Церкви, очевидно, связана с патриотической позицией РПЦ в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Содержание

Введение
1.До 1939 года
2.Перед войной: 19 Начало войны между Германией и СССР: 1941-1943 гг.
3.Послания и проповеди 39-1941 гг.
4.На фронте и в тылу врага
5.Пожертвования
6. Молитва
7. Причины и повод
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по Истории.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Причины и повод

Патриотическая деятельность Церкви завоевывала признание и  уважение все большего числа советских людей. "Об этом писали в адрес правительства СССР бойцы и командиры действующей армии, работники тыла, общественные, религиозные деятели и граждане союзных, дружественных и нейтральных государств"34. Благодарственные письма приходили и в адрес церковных иерархов. Так, Владыку Алексия (Симанского) поздравил с 1-м Мая 1944г. боец 2-й партизанской бригады А.Г.Голицин. Он писал митрополиту: "Ваш агитационный листок сыграл немалую роль среди оккупированного населения в деле оказания помощи партизанам, а вместе с этим и борьбе против фашизма. Этот листок - среди населения - как Божье письмо, и за него немецкие коменданты в своих приказах грозили смертной казнью, у кого он будет обнаружен"35.

С оккупированных территорий стали поступать сведения, что  немецкие власти выдают разрешения на открытие церквей. Там началось настоящее религиозное возрождение. Однако, как правило, оно носило стихийный характер, и германское командование поначалу лишь не препятствовало проявлению того религиозного чувства, которое русский народ скрывал и прятал при советской власти. Всего в захваченных районах РСФСР открылось, по подсчетам М.В.Шкаровского, "примерно 2150 храмов: около 470 на Северо-Западе, в Курской области - 332, Ростовской - 243, Краснодарском крае - 229, Ставропольском - 127, Орловской области - 108, Воронежской - 116, Крымской - 70, Смоленской - 60, Тульской - 8 и около 500 в Орджоникидзевском крае (Ставропольский край. - Ред.), Московской, Калужской, Сталинградской, Брянской и Белгородской областях (причем в двух последних не менее 300)"36. В Киевской епархии только в 1942 г. "было открыто 8 монастырей и 318 храмов, в которых служили 434 священника"37. В течение 1941-1943 гг. менялось отношение немецкой администрации к Русской Православной Церкви. В донесениях 1943 г. с захваченных территорий она уже "была отнесена к разделу "противник" наряду с коммунистической партией, партизанами и евреями"38.

Политический облик  СССР в глазах западных союзников  портила богоборческая политика советских властей в отношении  верующих - большинство американских и английских политиков были христианами. "Планы президента США Ф.Рузвельта объявить войну Германии, широко обсуждавшиеся в Америке, встретили возражение со стороны американского Совета церквей Христа, который на своей конференции вынес резолюцию о том, что участие США в войне на стороне Советского Союза недопустимо уже потому, что Советский Союз - безбожное государство"39. По этой же причине в британском Парламенте не желали установления союзнических отношений с СССР.

Конъюнктурные соображения требовали от руководства СССР новой религиозной политики в отношении РПЦ. Нужен был диалог "во имя единства верующих и атеистов, борющихся с одним врагом Родины - фашизмом"40, необходимо было нейтрализовать религиозный фактор, использованный германским оккупационными властями, надо было убедить союзников, что положение Церкви в СССР соответствует демократическим стандартам.

Имея в виду эти  цели, советское руководство принялось  наводить мосты через устроенную им же церковно-государственную пропасть.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив материалы, я  понял насколько была большая  роль церкви во Второй Мировой Войне.  Своими проповедями, своими пожертвованиями они внесли большой вклад в поднятие национального духа советского человека и в военную оборону. Так же не мало важно заметить, что сами священнослужители принимали участие в военных действиях, скрывали партизан, рискуя собственной жизнью. После все репрессий, всех жестоких действиях Советской власти, церковь не отвернулась от народа. Советская власть понимала, что запрет на веру, угнетает людей. Ведь по данным в то время было больше верующих, чем неверующих. Влияние церкви уменьшило дезертирство, считая это грехом, предательством своей страны и своего народа. Печально, что о роли церкви говорят так мало. Я считаю, что всегда надо во что-то верить, в бога, в народ, в себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 
1 Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви, 1917-1997 // История Русской Церкви. М., 1997. Кн. 9. С. 296.  
2 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 4.  
3 Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // ПЭ. РПЦ. С. 186.  
4 Цыпин Владислав, прот. Указ. соч. С. 251  
5 Дамаскин (Орловский), игум. Указ. соч. С. 186.  
6 Цыпин Владислав, прот. Указ. соч. С. 254  
7 ГУГБ - Главное управление государственной безопасности.  
8 Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ, 1917-1991: Справ. / Сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров. М., 2003. С. 247.  
9 Жиромская В.Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения) // Исторический вестник. М., 2000. № 1(05). С. 107.  
10 По терминологии А.Л.Беглова - изоляционистов и конформистов. (Беглов.А.Л. "В поисках безгрешных катакомб". Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 100.)  
11 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 133.  
12 Там же. С. 135.  
13 Дамаскин (Орловский), игум. Указ. соч. С. 186.  
14 Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 280.  
15 Шкаровский М.В. Указ. соч. С.429.  
16 Поспеловский Д.В. Указ. соч. С.283.  
17 История России. XX век: 1939-2007 /Под ред. А.Б.Зубова. М., 2009. С. 117.  
18 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 146.  
19 Нуждин Ю.Ф., контр-адмирал. Армия и Церковь: Уроки войны для настоящего и будущего // Материалы церковно-общественной конференции "За други своя". М., 2005. С. 20.  
20 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 147.  
21 Там же.  
22 Правда о религии в России. М., 1942. С. 410.  
23 Одинцов М.И. Великая Отечественная война (1941-1945) и религиозные организации в СССР // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 411.  
24 Там же.  
25 Шкаровский М.В. Указ. соч.. С. 154.  
26 Там же. С. 153.  
27 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов /Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 57.  
28 Там же. С. 40-41.  
29 Цыпин Владислав, прот. Указ. соч. С. 263.  
30 Правда о религии в России. М.,1942. С. 89.  
31 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. :Сборник документов / Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 41-43.  
32 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 149.  
33 Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец /Сост. инокиня Сергия (Ежикова). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 159.  
34 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 336.  
35 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов / Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 103-104.  
36 Шкаровский М.В. Указ. соч.. С.190.  
37 Цыпин Владислав, прот. РПЦ в новейший период. 1917-1999// ПЭ. РПЦ. -М.,2000. С.149.  
38 Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 164.  
39 Цыпин Владислав, прот. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну // Материалы церковно-общественной конференции "За други своя". М., 2005. С. 33.  
40 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 336.


Информация о работе История церковно-государственных отношений в годы войны