Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа
Цель исследования: Проанализировать благотворительную деятельность в современной России.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятийные аспекты благотворительной деятельности.
Изучить генезис благотворительной деятельности с древнейших времен до 90-х годов XX века
Изучить современное состояние благотворительности в России
Рассмотреть нормативно правовое обеспечение благотворительности на современном этапе
Проанализировать возможные перспективы развития благотворительности в будущем.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Российская благотворительность и генезис благотворительной деятельности.
1.1 Благотворительность: анализ понятийного аппарата……………………7
1.2 История благотворительности с древнейших времен до XIX века…….9
1.3 История благотворительности в XIX - 90 года XX веках………………14
Глава II. Благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России.
2.1 Благотворительность на современном этапе…………………………….19
2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России…………………………………………………………….26
2.3 Перспективы развития благотворительности в России………………….31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35
Приложение……………………………………………………………………..38
В
целом можно отметить что формируется
положительное поле для дальнейшего
развития благотворительной деятельности
и расширения сети благотворительных
организаций.
2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России
«Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.» Благотворительность в современной России: законодательство, методология, практика. М.: АНО «Центр соц. проектирования Возрождение», 2003 - стр. 43
Данный федеральный закон определяет деятельность многих субъектов благотворительной деятельности: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций - благотворительных. Сама терминология благотворительной деятельности обязана этому же закону. Сам закон невелик (5 разделов, двадцать пять статей). В нем четко и достаточно подробно рассказано, что следует понимать под благотворительной деятельностью, какие формы благотворительной деятельности существуют, чем благотворительная организация отличается от остальных некоммерческих организаций. Наконец, благодаря именно этому закону «третий сектор» России познакомился с институтом добровольцев.
Основополагающим понятием закона является понятие благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью, согласно ст.1 Закона понимается: «Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» Федеральный закон «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях»(по состоянию на 1 января 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006 - стр. 5
В соответствии со ст. 1 закона «О благотворительной деятельности» указанные понятия характеризуется двумя базовыми признаками: 1) Во первых, добровольность. осуществления указанной деятельности. К благотворительной деятельности не относиться уплата различного рода обязательств и взносов, деятельность государственных и муниципальных учреждений по бюджетному финансированию здравоохранения, образования и т.д. 2) Вторым базовым, определяющим признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстность. В соответствии с Законом «О благотворительной деятельности», бескорыстность имеет место не только при оказании поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе.
Бескорыстие не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, первая, например, может высказываться публично, в том числе через СМИ. Следует отметить что именно второй признак позволяет различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст.19 Федерального закона «О рекламе» № 108 -ФЗ от 18 июля 1995 г. «представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условия оказания таких услуг». Федеральный закон «О рекламе» (по состоянию на 1 января 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006 - стр. 11
В ст.3 Закона
формулируются цели благотворительности,
фактически эти цели являются третьим
признаком благотворительной
«Благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:
1) Социальной
поддержки и защиты граждан,
включая материального
2) Подготовки
населения преодолению
3) Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, региональных катастроф;
5) Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
6) Содействие защите материнства, детства и отцовства;
7) Содействие
деятельности в сфере
8) Содействие
деятельности в сфере
9) Охраны окружающей среды и защиты животных;
10) Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения;» Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (по состоянию на 1 января 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006 - стр. 7
Установленный законом перечень целей благотворительной деятельности является закрытым. Его расширение может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в данный закон. Так же можно сказать, что благотворительной деятельностью не является оказание поддержки коммерческим организациям, а так же политическим партиям, движениям, группам и компаниям.
Участниками
благотворительной деятельности являются
граждане и юридические лица, осуществляющие
благотворительную
Граждане и юридические лица вправе осуществлять благотворительную деятельность как индивидуально, так и объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
Согласно закону благотворительные организации могут быть созданы в следующих формах: общественная организация, фонд, учреждение.
Федеральным
законодательством о
Так же следует отметить, что закон запрещает преобразование благотворительных организаций в хозяйственные общества или товарищества (ст. 11).
Учредителями благотворительных организаций могут быть как юридические, так и физические лица, так же органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения.
Закон
не устанавливает специальных
Система Органов управления благотворительной организацией определяется учредителем и закрепляется в уставе. Органы управления занимаются следующими делами:
«-изменение устава благотворительной организации;
-образование
исполнительных органов
-утверждение благотворительных программ;
-утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;
-принятие
решений о создании
-принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда)». Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (по состоянию на 1 января 2006 года). - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2006 -
стр. 8
Важно отметить что ст.12 Закона, говорит о том, что организация имеет возможность осуществления деятельности благотворительной организацией, направленной на привлечение ресурсов, так же сохраняя возможность на получение доходов от внереализационных операций.
Закон так же подтверждает право благотворительной организации на осуществление предпринимательской деятельности. Такая деятельность может осуществляться только при достижении целей, ради которых организация создана.
Закон вводит понятие благотворительный грант, заменяя понятие иностранный грант, что говорит о том что теперь гранты (добровольные целевые пожертвования), могут предоставляться не только иностранными, но и российскими лицами.
Кроме того, Закон предусматривает новый источники формирования имущества - труд добровольцев.
Следует
отметить, что сведения о размерах
и структуре доходов
По Закону, контроль за деятельностью благотворительной организации вправе осуществлять регистрирующий орган и налоговая инспекция.
Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
«-финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
-персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
-составе
и содержании
-содержании
и результатах деятельности
-нарушениях
требований настоящего
Такой
ежегодный отчет
«Разуметься,
контроль за деятельностью
Федеральный Закон так же предусматривает некоторые формы ответственности некоммерческой организации. В случае совершения организацией действий, противоречащих ее целям, а так же самому Федеральному Закону, орган, регистрирующий благотворительную организацию, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано в судебном порядке.