История благотворительности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Проанализировать благотворительную деятельность в современной России.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятийные аспекты благотворительной деятельности.
Изучить генезис благотворительной деятельности с древнейших времен до 90-х годов XX века
Изучить современное состояние благотворительности в России
Рассмотреть нормативно правовое обеспечение благотворительности на современном этапе
Проанализировать возможные перспективы развития благотворительности в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Российская благотворительность и генезис благотворительной деятельности.
1.1 Благотворительность: анализ понятийного аппарата……………………7
1.2 История благотворительности с древнейших времен до XIX века…….9
1.3 История благотворительности в XIX - 90 года XX веках………………14
Глава II. Благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России.
2.1 Благотворительность на современном этапе…………………………….19
2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России…………………………………………………………….26
2.3 Перспективы развития благотворительности в России………………….31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35
Приложение……………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Леликова Л Д-11300 Курсовая работа.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

      Среди крупных благотворителей можно отметить династию Третьяковых, Сытиных, Щукиных и др.

      Стракалова  А.Н., Тролецкая Е.Г., Сабашникова  С.С. на собственные средства и сборы  построили в Москве место, где  раздавали дешевую горячую еду  для нищих.

      Шохин Н.А., Куликова Г., Николаева Е.И. не один раз жертвовали здания для благотворительных нужд, в которых в последствии размещались приюты и дешевые столовые.

      Трубецкая Н.Б., Фирсанов И.Г., Максимов Г. На протяжении многих лет занимались благотворительной  деятельностью в рамках «Братолюбивого общества».

      Говоря  о благотворительной деятельности нельзя забывать царскую семью, которая  к тому времени была огромной и  многие представители династии занимались благотворительность. Дочери Николая II входили в состав «Ведомства Императрицы Марии», и занимались помощью раненым в период Первой Мировой Войны. Сам же Николай любил свою страну и свой народ «…Больше всего он любил своих мужиков, долю которых он искренне пытался улучшить» Грабакина Л.Д. История государства Российского. - М. «Книжная палата», 1999г. - С. 21.

      «После  октябрьской революции 1917 года произошло  качественное изменение социального  пространства, вызванное кардинальными  изменениями в системе хозяйствования, идеологии, создания новых общественных отношений». Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр., 2001. - 158 Благотворительной деятельности как пережитку прошлого, был положен конец. Социальное обеспечение объявлялось правом каждого человека, потерявшего трудоспособность или оказавшегося в социальной нужде.

      Новое правительство вскоре после революции  стало принимать конкретные меры для ликвидации безработицы, детской  беспризорности, голода, по оказанию помощи инвалидам и семьям погибших красноармейцев. Под государственный контроль были взяты такие социальные категории, как пенсионеры, инвалиды, а так же институт семьию, материнства и детства.

      Второй  всероссийский съезд советов  провозгласил цель на соблюдения «революционного  порядка», на практике это означало искоренение всякого рода врагов народа. Под ними зачастую понимались не только прямые враги, но и так же те, кто тормозили это развитие социализма.

      Врагами народа были объявлены инвалиды, военные  инвалиды, беженцы, нищих и бездомные. Таких людей по приказу нужно ссылать в отдаленные районы страны (вынужденное переселение), либо насильственно принуждать к труду. Позднее был издан указ, по которому их нужно было уничтожать, именно физически.

      Все имущество благотворительных организаций  было передано государству, в зданиях богаделен и больниц стали располагаться «полезные заведения». Все благотворительные общества распущены, журналы закрыты, более того многие из основателей обществ и редакторы журналов были отданы под жестокий советский суд, В 1918 году народный комиссариат издал распоряжение в котором говорилось о искоренении нищенства и попрошайничества, все нищих годных к труду нужно было отправлять на биржу труда, беспризорных детей в приюты, неполных инвалидов в мастерские для обучения. Нищенство считалось позором для Советской России и подлежало искоренению. Не принималось во внимание то, что вся послевоенная Россия страдала от нищенства и голода, и зарплата заводского работника не могла прокормить человека. Люди, которые голодали просто не могли не пойти просить помощи, а бродяги не могли уйти с улиц, потому что им просто некуда было идти. Конечно, нищенство истребляли и боролись с благотворителями, но в массово это невозможно было осуществить по причине нехватки средств.

      По  улицам бродили в поисках пищи и крова не только взрослые, но и дети. По проекту социальной политики этих детей необходимо было отдавать в детские дома, а затем на мастерские для обучения, но мест в детских домах нахватало (из-за закрытия многих общественных организаций).

      «После  создания Наркомсобеса, в стране были определены 3 основные формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан:

а) Государственное  социальное обеспечение, находившееся в ведении министерств социального  обеспечения союзных республик  и финансирования из средств государственного, республиканского и местного бюджета;

б) государственное  социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих и находившихся в ведении профессиональных союзов;

в) Социальное обеспечение членов колхозов, осуществлявшееся соответствующими общественными организациями колхозов при участии органов социального страхования» Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжкий межригиональный учебный центр., 2001. - 168

      Благотворительность в советском обществе была неприемлема и недопустима. Власти считали, что это унизительно принимать гроши и настоящий советский гражданин не должен так унижаться.

      Начиная с 50-х до середины 80-х гг. благотворительность  в нашей стране выступала в  виде института шефства. Идеология шефства связана с общественной деятельностью "по оказанию систематической помощи кому-либо в производственном, культурном, политическом и т.п. отношениях; содействие в каком- либо деле". По сути дела, реципрокные архаические связи и отношения сохранялись так же, как и в родовой и в семейной общине, только патерналистские отношения регулировались теперь государственными органами, которые направляли и организовывали "систематическую помощь" в производственной и культурной сферах. Можно сказать, что после ликвидации модели частной благотворительности была использована модель общественной благотворительности, которая приняла новую форму коллективного шефства.

      Однако  несмотря на то, что идеологический институт помощи был явлением новым, тем не менее он воспроизводил древнейшие идеологемы социокультурных общественных отношений, основанных на принципах эквивалента - "ты - мне. я -тебе". Только в новых исторических условиях ты - мне. я -тебе" не обязательно принимали вещественную форму, как в институте потлача у североамериканских индейцев, а могли встречаться и другие формы, связанные с определенными услугами. Сочетания субъектов и объектов помощи принимали различные формы и зависели от той или иной программной установки государства. Так, в 30-е гг. молодежь шефствовала над авиацией, а в 70-80-е гг. - над детскими домами.

      Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 г., когда организовывается Советский  Детский Фонд им. В.И.Ленина. В его  основе положена безвозмездная деятельность, не требующая ответного предоставления услуг. Средства, которые собирались и от коллективов, и от частных лиц, что было для этого времени явлением новым, шли на социальные программы, детям-сиротам, детям, страдающим различными заболеваниями.

      Но  и в этой деятельности просматривались рудиментные пятна коллективного шефства, так как акции Фонда на первых порах проводились в виде обязательных отчислений от коллективов и частных лиц.

      Таким образом, благотворительная деятельность в девятнадцатом веке развивалась  масштабно и количество благотворительных обществ и благотворителей росло в десятки раз с каждым десятилетием. Ряд крупных благотворителей, являвшихся спонсорами и меценатами оставил и до сих пор богатое наследие для страны светлую память о своем имени. Так же следует отметить развитие периодики посвященной благотворительной деятельности. Ведь периодические издания не просто освящали положение дел, но и привлекали дополнительные средства, которыми потом помогали людям. Но с приходом советской власти можно сказать, что произошло сужение парадигмы помощи, многие виды социального патроната, оформившиеся эволюционным путем, утратились в общественной практике. 

Глава II. Благотворительность  частных лиц и  общественных организаций  в современной  России 
 

      В настоящее время возрождающаяся благотворительная деятельность приобретает важное значение в решении многих социальных проблем.

      «Один из важных показателей успеха - быстрый  рост числа благотворительных организаций. В конце 1980-х годов их были десятки, в середине 1990-х - десятки тысяч. К первым независимым группам добровольцев власти относились с подозрением, в 1987 -1988 годах им предлагали «подключиться» к учреждениям. Советскому детскому фонду, Советскому фонду милосердия и здоровья, Советскому фонду культуры отказывали в регистрации (а она была необходима для получения статуса юридического лица, чтобы открыть счет в банке)» Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр., 2001. стр. 177.

      Наиболее  многочисленных среди российских благотворительных  организаций объединения, созданные  инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, теми людьми, которые лично озабочены  какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Этим группам самопомощи постоянно не хватает средств, квалификационных специалистов, помещений, далеко не всем удержаться утвердиться, выжить, но постоянно появляются новые. «Так, в Москве за 2-3 последних года были зарегистрированы общество многодетных семей «Пчелка», объединение инвалидов «Вехи», клуб детей-инвалидов «Аннушка», фонд социальной поддержки военнослужащих и др». Мозаика Российского добровольчества. Р-наД.: Старорусские - стр. 117

      Некоторые из созданных в конце 1980-х - начале 1990-х годов организаций действует сейчас как многопрофильные, осуществляют широкий набор благотворительных программ («Невский ангел», «Душа человека», «Сопричастность», «Нет алкоголизму и наркомании», «Московский дом милосердия»). У каждой из этих своя специфика, но в то же время каждая из них оказывает социально-правовую помощь нуждающимся и консультации по различным вопросом.

      Независимые исследования, проведенные с целью  выявления категорий которым  оказывается помощь со стороны благотворительных  организаций:

На российскую почву были перенесены и приживаются некоторые формы западной благотворительности. В конце 1980-х годов впервые возникли объединения людей, стремящихся избавиться от алкогольной зависимости («анонимные алкоголики»). В Москве таких групп более 20, они так же создаются в других городах страны.

      «В 1990 году в Санкт - Петербурге создается  первый хоспис, созданный для безнадежных  онкологических больных. И уже в 1996 году хосписы функционируют в 26 городах России». Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр, 2001. стр. 179

      Следует отметить, какими средствами организации  пользуются при поддержке социальных и благотворительных проектов:

Самыми  распространенными являются денежные средства, далее следуют собственная продукция и предоставление транспорта, помещений, оборудования. Практически не востребованы такие возможности бизнеса, как поощрение добровольного труда персонала и совсем не востребован такой ресурс бизнеса, как умение грамотно организовать процесс управления проектом.

      В России действуют международные  благотворительные организации - Врачи  без границ, Врачи мира, Армия  спасения, Международный Красный  Крест. Число их представителей невелико, но они часто берут на себя тяжкую и в прямом смысле грязную работу, появляются в самых горячих точках, где их работа сопряжена с немалой опасность и где они действительно нужны людям (вспомним полуторагодовалой давности события Беслана). Занимаются они и традиционными формами благотворительности: поставка лекарств и медицинского оборудования больницам, продуктов питания - детским домам.  Такую же работу в социальной сфере проводят несколько десятков постоянно присутствующих на территории России отделений благотворительных организаций других стран. Они придают большое значение мероприятиям, которые направлены на повышение квалификации, профессионализма энтузиастов российской благотворительности: проводят семинары, лекции, организуют поездки за рубеж для стажировок.

      Постепенно  возрождается находившаяся длительное время под запретом церковная благотворительность. Около 30 из 200 действовавших в Москве в 1994 году храмов и монастырей взяли на себя патронат над домами ребенка, детскими больницами, школами - интернатами, пансионатами для ветеранов труда, уход за больными в больницах, оказание гуманитарной помощи, медицинской и духовно - просветительской помощи прихожанам, предоставление бесплатных обедов.

      Поначалу  благотворительная деятельность в  нашей стране проходила в условиях правового вакуума, причем среду  ее активистов не было стопроцентной уверенности в необходимости регулирующего эту область закона. Если благотворительность это порывом души, то вмешательства со стороны государства просто неуместны. Однако организаторы первых благотворительных акций ощутили острую потребность в законе, определяющем, что можно, а чего нельзя. Разработка законопроекта началась в 1991 году, и только в 1995 году вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

      «Значение закона о благотворительных организациях - в признании их государством как особого социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества проблем, в принятии государством определенных обязательств по содействию деятельности этого сектора». Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр., 2001. стр. 184

      Но  не только организации, но и инициативные группы и просто добровольцы, взявшие  на себя ответственность оказываться  и защищать права репрессированных, женщин, душевно больных, ветеранов войн, беженцев и вынужденных переселенцев, одиноких стариков, людей с ограниченными возможностями, безнадзорных детей, бедных людей. Широкую добровольческую поддержку получают те группы и организации, задачи которых с точки зрения людей, стоил их усилий и времени.

      Наиболее  частыми мотивами добровольцев являются чувство милосердия, сострадания  и сопереживания, к тем, кто беспомощен и незащищен. Многие люди испытывали желание быть полезными, потребность  в реализации своих личностных возможностей.

      «Первыми  моделями организации труда добровольцев стали создаваемые внутри общественных объединений профильные группы. Например, добровольческие группы, специализирующиеся по уходу за пожилыми и немощными  людьми на дому и в медицинских учреждениях на оказание информационной и технической поддержки, клубы добровольцев. В России ежегодно празднуется день добровольца (5 декабря)». Мозаика Российского добровольчества. Р-на Д.: Старорусские - стр. 10

Информация о работе История благотворительности в России