Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, реферат
Объект истории – это совокупность явлений жизни об-ва на протяжении всей истор. сущности людей. Появление истории вызвано потребностью об-ва в осмыслении своего прошлого и изучении перспектив дальнейшего развития. Главная функция – научно-познават. деятельность.
1. Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.
2. Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.
3. Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.
4. Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
5. Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское.
6. Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.
7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества.
8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.
9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.
10. Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Деятельность Миндовга. Внутреннее положение ВКЛ во второй половине XIV в.
11. Место белорусских земель в политической системе ВКЛ. Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV в.
12. Расцвет ВКЛ при Витовте, Кревская уния и Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛ в 1432-1436 гг.
13. ВКЛ: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел ВКЛ (XV – XVI вв.)
14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.
15. ВКЛ в период правления Казимира и Александра Ягеллончиков. Борьба ВКЛ с Московским княжеством в конце XV — первой половине XVI в.
16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.
17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.
18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.
19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.
20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в.:
21. ВКЛ на рубеже XVI – XVII вв.: войны со Швецией и Московским княжеством.
22. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.
23. Беларусь в Северной войне 1700-1721 гг. Политический кризис и шляхетская анархия.
24. Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
25. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.
26. Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание Т. Костюшки и разделы Речи Посполитой.
27. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.
28. Беларусь в Отечественной войне 1812 г.
29. Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.
30. Реформа П. Киселева. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.
31. Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.
32. Подготовка и отмена крепостного права 1861 г. Особенности проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси.
33. Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
34. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. К. Калиновского и его роль в истории Беларуси.
35. Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.
36. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива».
37. Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ.
38. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси и завершение проведения буржуазных реформ.
39. Первая мировая война и положение в Беларуси: политический, социальный и экономический аспекты. Белорусское национальное движение в годы войны.
40. Февральская революция 1917 г. в Беларуси и положение в регионе в феврале — октябре 1917 гг.
41. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.
42. Образование белорусской государственности в 1918-1919 гг..: от БНР к БССР.
43. Брестский мир 1918 г. Беларусь в годы советско-польской войны. Второе провозглашение БССР.
44. Политика «военного коммунизма» и БССР в годы новой экономической политики (НЭП).
45. Политика белорусизации: развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.
46. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР, их итоги.
47. Репрессии и общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.
48. Рижский мир и положение Западной Беларуси в составе польского государства. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси, политические партии.
49. Культура Западной Беларуси 1920 – 1930-е гг. ТБШ и Б. Тарашкевич.
50. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Первые мероприятия советской власти в Западной Беларуси.
51. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.
52. Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов (партизаны и подпольщики). Коллаборационизм.
53. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Итоги войны для БССР.
54. Беларусь на международной арене. Участие БССР в основании ООН. БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
55. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине
Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению католического епископа В. Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве.
Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце XVI в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила.
Наступление католичества повлияло на заключение Брестской унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую Греко-униатскую церковь.
Причины: Православные пытались вернуть утраченные позиции и добиться возвышения, католики – распространить свою веру на землях Беларуси.
Условия: Сохранение православных обрядов(на самом деле не соблюдалось), признание верховенства папы римского.
Подготовка унии продолжалась 5 лет. В 15910г. группа православных епископов обратилась к Королю и Великому князю Сигизмунду III с письмом о необходимости заключения унии. Летом 1595 г. епископы К. Тарлецкий и И. Пацей, подписав вместе с другими иерархами акт об унии, выехали с этим документом к Папе в Рим. Климент VIII с радостью принял послов и дал свое благословение и согласие на унию. К.Острожский обратился к королю для обсуждения сложившегося положения, просьба была отклонена, наметились колебания в обществе, но король спешил ускорить события. Также была распространена практика раздачи епископских кафедр светским людям в кач-ве вознаграждений за оказанные услуги, Православное дворянство добивалось смешения этих епископов, однако те пытались укрепить свою власть и с помощью унии.
Уния была провозглашена, однако начался процесс ограничения автономии униатской церкви и сближения её с порядками в других частях католического мира.
Весной 1596 в Варшаве состоялся сейм, на котором К.Острожский требует отобрать кафедры у епископов и передать их православным, король отказывается, православные дворян не признают организаторов унии своими епископами. Из-за вмешательства государственной власти конфликт приобретает характер политического столкновения между государством и православным населением РП.
1623г. Убит епископ Кунцевич, который жесткими мерами вводил униатство.
Вывод Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Вместо того, чтобы сплотить людей униатство их разделило. Оно способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусскоязычной культуры.
19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.
Развитие культуры Белоруссии во второй половине XVII — XVIII в. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе Речи Посполитой, Белоруссия вместе с ней переживала затяжной кризис. Подъем времен Ренессанса и Реформации сменился упадком. Активизировались силы контрреформации во главе с орденом иезуитов. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством.
Книгоиздательская деятельность связана с Сымоном Будным, последователем Ф.Скорины, в 1562г. В Несвиже он издал первую белорусскоязычную книгу «Катехизис», Василий Тяпинский издал «Еванелие», была написана «Грамматика» Мелентием Смотрицким, она на протяжении 17-18в. Служила учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Николай Гусовский написал «Песню о зубре», знаменитую поэму о времени правления Витовта.
Была открыта Виленская иезуитская академия, первым ректором её стал Петр Скарга. Иезуитская система образования преледовала приобщение молодежи к католичеству, но при этом обеспечивала высокий уровень знаний по гуманитарным наукам.
Была заложена идея правового гос-ва в Статутах ВКЛ Однако Статуты были составлены в интересах феодалов и защищали их права.
Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов, высокие окна и двери стрельчатого очертания.Наиболее яркими примерами готической архитектуры в Беларуси являются: Костел Св. Иоанна Крестителя в д.Камаи (Поставский район), памятник, сочетающий приемы и формы оборонительного зодчества, архитектуры готики и ренессанса (1603-06), (Витебская область), Свято-Михайловская церковь в д.Сынковичи (Зельвенский район), памятник оборонительного зодчества с чертами готики (XV – начало XVI), (Гродненская область)
В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.). Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.
Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.
Со второй половины XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, окончательно утвердившийся в конце XVIII в. В постройках отмечается упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре барокко. Выдающимися памятниками классицизма в Беларуси являются дворцы в Гомеле, Жировичах, Снове; соборы: Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле.
Широкое распространение с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах и местечках при католических и православных духовных учебных заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения и стал средством борьбы католицизма против православья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились исключительно на религиозные темы. Они проходили на торжественных школьных актах или по случаю политических праздников. Также распространение получила батлейка(кукольный театр).
Для живописи начиная с XVII в. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIII в. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).
Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму.
В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.
Вывод Развитие культуры ВКЛ в 16-17 в. Происходило в довольно сложных условиях (насильное введение униатства, кризис Речи Посполитой), однако направления культуры значительно прогрессировали. Издавались книги, строились замки, сильное развитие получил крепостной театр и портретный жанр. И всё это не в последней мере благодаря меценатству. Таким образом, XIV – XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.
20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в
В XVI - первой половине XVII веков был заложен фундамент для современного белорусского языка, литературы, театрального, музыкального и иных искусств. Основополагающую роль в развитии белорусской культуры в эти годы сыграло начало книгопечатания.
Основоположником белорусского, а вместе с тем и всего восточнославянского книгопечатания стал просветитель и гуманист Франциск Скорина (около 1490 – около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».Первоначальное образование получил в Полоцке. Предположительно, в 1504 году становится студентом Краковского университета — однако точная дата поступления в университет не установлена. В 1506 году Скорина заканчивает факультет «семи вольных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора «вольных искусств».
После этого ещё пять лет Скорина учился в Кракове на факультете медицины, а степень доктора медицины защитил 9 ноября 1512 года, успешно сдав экзамены в Падуанском университете в Италии, где было достаточно специалистов, чтобы эту защиту подтвердить[10]. Вопреки распространенному мнению, Скорина в Падуанском университете не учился, а прибыл туда именно для сдачи экзамена на научную степень. Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовского. Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины. Взгляды Франциска Скорины свидетельствуют о нём как о просветителе, патриоте, гуманисте. В текстах Библии просветитель Скорина предстает человеком, который содействует расширению письменности, знаний. Предисловия и послесловия в Библии Франциска Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских представлений, пропитаны заботой о разумном упорядочении общества, воспитания человека, установления достойной жизни на земле.
В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию - первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников - Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.
В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы - учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. Преподавателями братских школ трудились известные педагоги: Василий Тяпинский, братья Зизании, Милетий Смотрицкий, Леонтий Карпович.
Наиболее значительным результатом влияние Просвещения на Речь Посполитую была школьная реформа, осуществлённая Образовательной комиссией - организацией по руководству народным просвещением, основанной сеймом 1773-1775 гг. Первым её руководителем был И.Масальский. Образовательная комиссия осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал и роспуск в 1773 году папой римским ордена иезуитов, в руках которого на протяжении ХVII-XVIII стст. Фактически находилась монополия на образование в Речи Посполитой. Школы и имущество ордена были переданы Образовательной комиссии.
Нижней ступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.
Результатом реформы было увеличение численности начальных и средних школ на Беларуси, приобретением образованием всё более светского характера.
В начале XIX века на Беларуси существовало около 130 начальных, 33 средних и неполных средних школы, значительное количество еврейских религиозных школ, около 40 школ различных католических орденов. Школьное образование было доступным детям шляхты, духовенства, зажиточных горожан.
Настоящий расцвет переживает в XVII в. в Белоруссии историко-мемуарный жанр, вызванный к жизни ростом индивидуального самосознания, усилением личностного начала в литературе. Десятки людей, преимущественно представители шляхты, пишут дневники, мемуары, путевые заметки.
Развитие белорусской литературы в период XVI -XVIII вв. происходило в сложных исторических условиях. Усиление социального и национального угнетения белорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступление Контрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры и значительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативные силы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить свое пошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества.
21. ВКЛ на рубеже XVI – XVII вв.: войны со Швецией и Московским княжеством.
Военные события 16-17 в. оказали большое воздействие на развитие ВКЛ, сильно отразились на состоянии хозяйства, городов, поселков и деревень, на демографической ситуации. С конца 15 в. княжество столкнулось с все нарастающим давлением со стороны Московского государства, которая во внешней политике поставила задачу подчинения всех восточнославянских земель. За 170 лет в XVI-XVII в. произошло 10 крупных войн между ВКЛ (позднее Речью Посполитой) и Московским княжеством, общая протяженность которых составила 60 лет. Эти войны привели до огромных людских и материальных потерь, много в чем предопределили дальнейшую судьбу Белоруско-Литовского государства, определили его зависимость от более сильных соседей.