Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, реферат
Объект истории – это совокупность явлений жизни об-ва на протяжении всей истор. сущности людей. Появление истории вызвано потребностью об-ва в осмыслении своего прошлого и изучении перспектив дальнейшего развития. Главная функция – научно-познават. деятельность.
1. Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.
2. Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.
3. Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.
4. Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
5. Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское.
6. Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.
7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества.
8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.
9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.
10. Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Деятельность Миндовга. Внутреннее положение ВКЛ во второй половине XIV в.
11. Место белорусских земель в политической системе ВКЛ. Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV в.
12. Расцвет ВКЛ при Витовте, Кревская уния и Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛ в 1432-1436 гг.
13. ВКЛ: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел ВКЛ (XV – XVI вв.)
14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.
15. ВКЛ в период правления Казимира и Александра Ягеллончиков. Борьба ВКЛ с Московским княжеством в конце XV — первой половине XVI в.
16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.
17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.
18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.
19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.
20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в.:
21. ВКЛ на рубеже XVI – XVII вв.: войны со Швецией и Московским княжеством.
22. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.
23. Беларусь в Северной войне 1700-1721 гг. Политический кризис и шляхетская анархия.
24. Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
25. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.
26. Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание Т. Костюшки и разделы Речи Посполитой.
27. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.
28. Беларусь в Отечественной войне 1812 г.
29. Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.
30. Реформа П. Киселева. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.
31. Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.
32. Подготовка и отмена крепостного права 1861 г. Особенности проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси.
33. Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
34. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. К. Калиновского и его роль в истории Беларуси.
35. Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.
36. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива».
37. Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ.
38. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси и завершение проведения буржуазных реформ.
39. Первая мировая война и положение в Беларуси: политический, социальный и экономический аспекты. Белорусское национальное движение в годы войны.
40. Февральская революция 1917 г. в Беларуси и положение в регионе в феврале — октябре 1917 гг.
41. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.
42. Образование белорусской государственности в 1918-1919 гг..: от БНР к БССР.
43. Брестский мир 1918 г. Беларусь в годы советско-польской войны. Второе провозглашение БССР.
44. Политика «военного коммунизма» и БССР в годы новой экономической политики (НЭП).
45. Политика белорусизации: развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.
46. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР, их итоги.
47. Репрессии и общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.
48. Рижский мир и положение Западной Беларуси в составе польского государства. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси, политические партии.
49. Культура Западной Беларуси 1920 – 1930-е гг. ТБШ и Б. Тарашкевич.
50. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Первые мероприятия советской власти в Западной Беларуси.
51. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.
52. Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов (партизаны и подпольщики). Коллаборационизм.
53. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Итоги войны для БССР.
54. Беларусь на международной арене. Участие БССР в основании ООН. БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
55. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине
1517- переговоры о мире
1522 Перемирие на 5 лет. ВКЛ согласно перемирию потеряло Смоленск
1534-1537 ВКЛ в союзе с крымскими татарами выступило против Москвы, потерпело поражение и потеряло г.Себеж
1548-1572 годы правления Жигимонта(Сигизмунда) 2 Августа
1520,1560-е годы – «Золотой век» ВКЛ, т.к существовала религиозная толерантность, популярна реформация, появляется шляхетское сословие
Вывод Внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение в ВКЛ вынудили правящие круги предпринять меры по привлечению белорусской знати к руководству государством. С начала XVI в. проводится линия на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия независимо от этнического происхождения и религиозной принадлежности. Эти изменения способствовали преодолению сепаратизма белорусских феодалов. После восстания Глинского среди знати не было оппозиционных группировок, разногласий по политическим, этническим, или религиозным признакам.
16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.
В процессе заселения территории Беларуси славянскими племенами(кривичи, дреговичи, радимичи) произошла их ассимиляция с местными балтскими племенами. В результате славянизации балтского населения сложились предпосылки для формирования белорусской народности. Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств
Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности.
Экономической основой образования белоруской народности являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Увеличение торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности социально-экономической жизни, языка, культуры и других признаков, которые характеризуют народность.
Положительное влияние на формирование белоруской народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV – XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремеслянники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.
Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство белорусского народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.
Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие.
С XIII в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты белорусского языка появились в памятниках литературы и государственных актах. В XVI в. он становится государственным. Сфера распространения церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во время церковной службы.
Название «Белая Русь» впервые появилось в конце XIV в. в отношении Полоцкого княжества, позже оно распространилось на земли, расположенные в бассейне Западной Двины и Днепра. С конца XVI – начало XVII вв. население этих земель определяло себя «белорусцами». За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название «литвины». Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во второй половине XIX в. Термин «Литва» переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа.
Происхождение названия «Белая Русь»:
1.белый цвет обозначал восток.
2. население носило светлую одежду, светлые волосы, глаза, кожа.
3. религия, православная – «чистая»
4. территория не была захвачена ни крестоносцами, ни татарами.
В XIV – XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.
До Кревского соглашения православие было господствующей верой, после него православная церковь начала терять свои позиции. Ягайло издал привилей, который давай дополнительные права католикам. В середине и второй половине 15 века Казимир и Александр уравняли католическую и православную церкви.
Развитие архитектуры было связано с внешнеполитическими условиями. Войны с крестоносцами татарами обусловили необходимость в оборонительных сооружениях. Были построены «замки-кастэли»,
В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. Образцами книжного дела являются Лавришеское и Друцкое евангелия, содержащие миниатюры.
Вывод Таким образом, развитие культуры Беларуси происходило в тесной связи с этническими и государственно-политическими факторами, обусловленными формированием белорусской народности и образованием ВКЛ.
17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.
Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на четырех сеймах. Шляхту привлекали земли Великого княжества, чины и богатства. Идея унии находила поддержку со стороны белорусской шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». В 1562 г. белорусская шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к Великому князю заключить унию с Польшей. Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток.
В 1558 г. Иван Грозный начал войну с Ливонией. Великий магистр Ордена Г. Кеттлер обратился к Великому князю Литовскому и королю Польскому Сигизмунду II Августу (1548 – 1572 гг.) с просьбой о помощи. В результате Орден был поделен на две части: Курляндское герцогство и литовско-польскую провинцию Инфлянты. Курляндский герцог признал себя вассалом Великого князя Литовского. В связи с этим царь начал войну против Великого княжества Литовского. В 1563 г. взял Полоцк и стал именоваться «Великим князем Полоцким». Он занял северо-восточную Беларусь, ему открылся путь на столицу княжества. Государство оказалось на грани политического краха и военной катастрофы, под угрозу было поставлено само его существование.
В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он шесть драматических месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, которые не принимались другой. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы Великого княжества Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества Литовского отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.
В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство – Речь Посполитую. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Первым королём стал Стефан Баторий. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. – государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.
Причины образования:1.
2. Стремление шляхты ВКЛ к приобретению шляхетских вольностей
3. Желание польской шляхты подчинить ВКЛ
4. Распространение католической веры на восток.
Условия: 1. Единые монарх и сейм
2. Общая внешняя политика
3. Общие условия приобретения земли польскими феодалами в ВКЛ, феодалами ВКЛ в Польше.
4. Сохранение в ВКЛ своих административного аппарата, законодательства, суда, войска, титула, печати, языка.
Итогами Люблинской унии осталась недовольная большая часть магнатов ВКЛ, которой пришлось делить политическую власть с магнатами Польши. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 – 90 гг. XVI в. принятие в 1588 г. своего свода законов – Статута – по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. Например, было записано, что занимать государственные псты и получать земли в ВКЛ могут только граждане ВКЛ.
Вывод Люблинская уния положила начало полонизации, многие магнаты переходили в католицизм, Таким образом, многие условия люблинской унии не были соблюдены, а её итогами была недовольная большая часть магнатов ВКЛ. Однако нарастали антипольские настроения, которые приобрели практический характер в Статуте 1588г. А с 1673г. Каждый третий сой проходил в Гродно, в православных церквях были разрешены службы на старославянском языке.18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.
18.Религиозные процессы на белорусских землях в XV-начале XVII
К концу XII в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры и конфессиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет белорусского народа.
До XIV в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы.
В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, а в православии – ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения.
Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в Несвеже, Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. В XVI – первой половине XVII вв. на территории Беларуси было создано восемьдесят пять кальвинистских и семь арианских общин.
Сторонники реформации выступали за реформу католической церкви, чтобы она была дешевой для прихожан, высказывали протест против церкви как крупного землевладельца, отрицали церковь как посредника.
Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В XVII в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении.