Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, реферат
Объект истории – это совокупность явлений жизни об-ва на протяжении всей истор. сущности людей. Появление истории вызвано потребностью об-ва в осмыслении своего прошлого и изучении перспектив дальнейшего развития. Главная функция – научно-познават. деятельность.
1. Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.
2. Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.
3. Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.
4. Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.
5. Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское.
6. Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.
7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества.
8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.
9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.
10. Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Деятельность Миндовга. Внутреннее положение ВКЛ во второй половине XIV в.
11. Место белорусских земель в политической системе ВКЛ. Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV в.
12. Расцвет ВКЛ при Витовте, Кревская уния и Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛ в 1432-1436 гг.
13. ВКЛ: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел ВКЛ (XV – XVI вв.)
14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.
15. ВКЛ в период правления Казимира и Александра Ягеллончиков. Борьба ВКЛ с Московским княжеством в конце XV — первой половине XVI в.
16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.
17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.
18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.
19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.
20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в.:
21. ВКЛ на рубеже XVI – XVII вв.: войны со Швецией и Московским княжеством.
22. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.
23. Беларусь в Северной войне 1700-1721 гг. Политический кризис и шляхетская анархия.
24. Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
25. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.
26. Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание Т. Костюшки и разделы Речи Посполитой.
27. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.
28. Беларусь в Отечественной войне 1812 г.
29. Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.
30. Реформа П. Киселева. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.
31. Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.
32. Подготовка и отмена крепостного права 1861 г. Особенности проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси.
33. Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
34. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. К. Калиновского и его роль в истории Беларуси.
35. Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.
36. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива».
37. Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ.
38. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси и завершение проведения буржуазных реформ.
39. Первая мировая война и положение в Беларуси: политический, социальный и экономический аспекты. Белорусское национальное движение в годы войны.
40. Февральская революция 1917 г. в Беларуси и положение в регионе в феврале — октябре 1917 гг.
41. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.
42. Образование белорусской государственности в 1918-1919 гг..: от БНР к БССР.
43. Брестский мир 1918 г. Беларусь в годы советско-польской войны. Второе провозглашение БССР.
44. Политика «военного коммунизма» и БССР в годы новой экономической политики (НЭП).
45. Политика белорусизации: развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.
46. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР, их итоги.
47. Репрессии и общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.
48. Рижский мир и положение Западной Беларуси в составе польского государства. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси, политические партии.
49. Культура Западной Беларуси 1920 – 1930-е гг. ТБШ и Б. Тарашкевич.
50. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Первые мероприятия советской власти в Западной Беларуси.
51. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.
52. Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов (партизаны и подпольщики). Коллаборационизм.
53. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Итоги войны для БССР.
54. Беларусь на международной арене. Участие БССР в основании ООН. БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
55. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине
Первый съезд народных депутатов, который открылся 25 мая 1988 г. стал ареной острой политической дискуссии. Председателем Президиума Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, опубликовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР (март 1990) отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в Беларуси.
В условиях нарастания политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации стали возникать раньше. В июне 1998 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. – Белорусская крестьянская партия и др.
Политическое развитие советского общества привело к усилению в республиках движения за национальную независимость, суверенитет, выход из состава СССР. После того, как Верховный Совет СССР принял постановление о нелигитимности договора Молотова-Риббентропа, М.С. Горбачев подписал указ о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из СССР. В июне – июле 1990г. государственный суверенитет провозгласили Российская федерация и Украина, а 27 июля Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции БССР. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. “За” высказались 76,4% голосовавших, в том числе в Беларуси – 82,7%. Попытки союзного руководства создать “обновленный Союз” и подписать в Ново-Огареве новый договор не увенчались успехом. Августовский путч в Москве 19 августа 1991 г. похоронил эти попытки окончательно.
25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон “О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики” и постановление “Об обеспечении политической и экономической самостоятельности белорусской ССР”. Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Cоветской Социалистической Республику в “Республику Беларусь” или “Беларусь”.
8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое существование. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. а Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.
После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы республики Беларусь. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска – Совету Министров РБ. Белорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией.
В первой половине 90-х гг. в Беларуси шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 политические партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси. В ноябре 1991 г. возникли “Свободные профсоюзы Беларуси (СПБ)”.
14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. За него проголосовало 81% избирателей. Председателем Совета Министров стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг.
14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верховный Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание русскому языку равного статуса с белорусским, утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, интеграцию с Российской федерацией, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около 83% избирателей. В первом туре было избрано только 18 депутатов Верховного Совета. Для того, чтобы парламент приступил к работе, было необходимо избрать не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосования. Парламент 13-го созыва приступил к работе, его спикером был избран С. Шарецкий.
Летом – осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано 70,45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.
Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства. Изменен порядок назначения и увольнения на некоторые государственные посты. Создана подчиненная Президенту вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.
№ 60 Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь
Статус суверенного государства потребовал радикальной перестройки международных связей республики и формирования собственной внешней политики. Республика Беларусь подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, суверенного права государств, неприменения силы и отказ от угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другим общепринятым нормам международного права. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством. Такая позиция обеспечила быстрое дипломатическое признание. К июлю 1994 г. Беларусь признали 123 государства. Белорусские посольства работали в России, на Украине, США, Германии, Китае, Франции и других странах. В 1996 г. на территории Беларуси работало 30 посольств и консульств, а 47 послов были аккредитованы по совместительству.
Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.
На момент распада СССР Беларусь была самой милитаризованной страной в мире. На ее территории размещалось 250-тысячная воинская группировка, было размещено 72 стратегические ракеты с ядерными боеголовками, большое количество тактического ядерного оружия. Выполняя взятые на себя обязательства в области безопасности и разоружения, в 1992 г. за пределы республики было вывезено тактическое ядерное оружие, а 1996 г. - межконтинентальные ракеты СС-25. Беларусь полностью выполнила международные обязательства и стала страной без ядерного оружия.
Республика присоединилась к договору об обычных вооруженных силах в Европе, подписала Конвенцию о запрещении химического оружия. В результате проведенных мероприятий по реформированию вооруженных сил к 1995 г. численность армии сократилась до 85 тыс. человек, что было высоко оценено международным сообществом.
В 1990 г. ООН приняла решение об оказании помощи Беларуси в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С 1994 г. Международная организация охраны здоровья осуществляет на территории Беларуси международный проект “Щитовидная железа”. Между правительствами Беларуси и Японии был подписан договор о сотрудничестве в области ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Япония поставляла медикаменты, медицинское оборудование. Значительную помощь оказывали общественные организации Германии. В мае 1994 г. под патронажем ЮНЕСКО в Испании состоялся Международный семинар-конгресс “Дети Чернобыля”. Ежегодно для оздоровления в Германию, Италию, Англию и другие страны выезжают дети из Беларуси.
Расширились торговые отношения со странами дальнего зарубежья. В 1993 г. поставки из Беларуси осуществлялись в 96 стран мира. Активные торговые связи поддерживаются с Австрией, Польшей, Германией, США, Италией, Турцией. В 1994 г. в Беларуси было зарегистрировано 1 438 совместных и 499 зарубежных предприятий из 66 стран мира. Общая сумма зарубежных кредитов составила 1049,5 млн. долларов США. Однако углублению внешнеэкономических связей с Западом препятствует политика двойных стандартов в этих странах, антидемпинговые квоты на калийные соли, текстиль и другие товары.
Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство структур, которые имели бы общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем – П. Бородин.
В экономической сфере стали создаваться международные финансово-промышленные группы “Гранит”, “Славянская бумага”, “Кормозаготовительная техника”, “БелРусАвто”. Сотрудничество с Россией развивалось и на межрегиональном уровне. Хорошие отношения сложились с Калининградской, Ярославской, Тюменской и другими областями. Товарооборот между Россией и Беларусью в 1999 г. составил 11 124,4 млн. долларов США. На долю России во внешней торговле приходилось 59,4%.
№ 61 Культура Республики Беларусь в 1990—2000-ые гг. Основные достижения и направления развития.
Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.
У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления “Толока” в Минске, “Походня” в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон “О языках в Беларуси”, по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.
В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.
На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило “Згуртаванне беларусау свету “Бацькаушчына”, которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира.
Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. За десятилетие количество студентов возросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. студентом стал каждый второй выпускник средней школы. По количеству студентов, в расчете на 10 000 жителей, Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек).